«Ростелеком» - провайдер удобной жизни в информационном обществе
Термин «информационное общество» появился ещё в 1960-е, на заре компьютерной эры, и означал он современный социум, в котором постоянно возрастала роль знаний. Сегодня информационное общество – это общество, в котором ключевую роль играет коммуникация. Её современные методы неразрывно связаны с развитием информационных технологий, способами сбора, хранения и распространения информации. Соответственно, в ВВП государств растет доля таких технологий, а на первый план выходят люди, занятые в сфере IT – те самые «айтишники». Информационное общество стремится к открытости информационных ресурсов для всех, упрощению взаимодействия между людьми и удовлетворению их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Спектр возможностей, которые информационное общество может предложить гражданам, очень широк, но зависит от уровня проникновения информационных технологий в общественные структуры. Россия уверенно движется в этом направлении, с 2011 года одним из основных драйверов такого проникновения стала реализация государством программы «Информационное общество». Партнёром государства стала компания «Ростелеком» - крупнейший в стране поставщик телекоммуникационных услуг для органов власти и корпоративных пользователей всех уровней.
Подробнее о том, что в рамках такого партнерства происходит в Тверской области, на региональном уровне, корреспонденту ТИА рассказал начальник Управления по развитию проекта «Информационное общество» Тверского филиала ОАО «Ростелеком» Алексей Иванов.
«Информационное общество» логически продолжает и развивает мероприятия программы «Электронное правительство». Эта программа должна была предложить новый способ предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам, бизнесу и чиновникам, минимизировав личное общение между государством и заявителем и переведя их взаимодействие в информационное поле. Одним из реализованных проектов является портал госуслуг, которым уже успешно пользуются миллионы российских граждан. В рамках «Информационного общества» планируется продолжить движение в этом направлении, расширить поле деятельности и создать наиболее полное виртуальное отражение страны, в котором найдётся место, как правительству, так и населению, которое с получением различных преимуществ сможет значительно улучшить качество своей жизни.
- Одним из последних достижений «Ростелекома» в работе над созданием и развитием информационного общества стала автоматизированная система комплектования дошкольных образовательных учреждений, - рассказывает Алексей Иванов. – В Твери данная услуга работает в электронном формате с 2011 года как отдельная система на сайте http://detsad.tver.ru/, а с 1 апреля 2014 года воспользоваться ею смогут и жители 42 районов региона.
Новая система позволит родителям подать заявления сразу в три детских сада, которые будут ранжироваться в зависимости от привлекательности для них. Для того, поставить ребёнка в очередь, необходимо на сайте www.edu-tver.ru зайти в раздел "Электронные услуги в сфере образования", выбрать свое муниципальное образование, три желаемых образовательных учреждения, заполнить форму заявления с указанием фамилии, имени и отчества ребенка и паспортных данных родителя или опекуна, а затем – отправить заявление на регистрацию.
В работе над этим проектом специалисты «Ростелекома» напрямую сотрудничают с представителями управлений соцзащиты городов и районов Верхневолжья. К сожалению, сбор и систематизацию данных о записи в детские сады им нередко приходится выполнять вручную и отправлять по факсу, тогда как информационное общество стремится к переводу всего документооборота в электронную форму.
Это и неудивительно: одной из преград на пути к информатизации является отсутствие в стране развитой инфраструктуры. Жители крупных городов, где почти к каждой квартире подведена оптоволоконная линия, находятся в более выгодных условиях, нежели их соседи из провинции, где не то, что интернет – не всегда есть и компьютер. С сентября 2013 года «Ростелеком» реализует масштабную программу по строительству оптоволоконных сетей не только в районных центрах, но и в крупных сёлах и посёлках. Сегодня в регионе около 90 тысяч абонентов компании обеспечены широкополосным доступом в Интернет.
Через несколько лет, надеются специалисты «Ростелекома», система учёта будет введена и в ЗАГСы, и в средние, средне-специальные и высшие учебные заведения. Возможно, с её помощью в дальнейшем можно будет собирать статистические данные о количестве поступающих и поступивших в них, а также вычислять среднюю успеваемость в школах и университетах, узнавая об успехах отдельных обучающихся. Своеобразное портфолио, которое начнётся с записи о рождении и продолжится информацией об обучении и местах работы, будет у каждого гражданина страны.
Возможно, человеку, который сам по себе далёк от Интернета и информационных технологий, сложно представить, какая ему будет от этого польза. Особенно беспокоит граждан сохранение конфиденциальности личной информации, размещаемой в системе. Тем не менее, утверждает Алексей Иванов, такая система не только принесёт максимум пользы, но и будет надёжно защищена от возможных посягательств на персональные данные клиента. Во-первых, в настоящее время активной фазе находятся переговоры о создании «Ростелекомом» единой информационно-коммуникационной системы в Тверской области, которая будет должным образом защищена от любого несанкционированного доступа сторонних лиц. Во-вторых, имея все данные о гражданине в электронном виде, государство гораздо быстрее сможет оказать ему любую услугу.
С развитием информационного общества и переводом документооборота в электронный вид существующая ныне ситуация с взаимодействием между гражданами и чиновниками должна измениться кардинально. Согласно Федеральному Закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гражданин должен иметь возможность получить любую государственную услугу, имея на руках только документ, удостоверяющий личность. То есть, любая структура не вправе требовать от гражданина, чтобы он стоял в очередях, добывая нужные справки в других инстанциях – это должны сделать за него.
В настоящее время «Ростелеком» начинает сотрудничество с Многофункциональным центром (МФЦ) для предоставления государственных и муниципальных услуг, который как раз работает по системе одного окна. Такие центры уже есть в нескольких районах Тверской области, вскоре ожидается открытие и в столице Верхневолжья. Специалисты МФЦ принимают от граждан заявления, собирают за них все необходимые данные и выдают на руки уже готовый пакет документов. Таким образом, процедура упрощается, сроки получения услуг минимизируются, а сам процесс становится максимально прозрачным.
Для получения услуги в МФЦ гражданину требуется только паспорт. С развитием новых технологий процедура идентификации может несколько измениться, тем более, что большинство услуг гражданин сможет получить даже не вставая с дивана. В России существует, но не развит институт электронной подписи. В настоящее время она используется практически исключительно юридическими лицами, поскольку это необходимо для участия в любых электронных аукционах. Внедрение электронной подписи протекает параллельно с другим проектом – универсальная электронная карта. Универсальная электронная карта объединяет в себе идентификационную и платежную функции, что позволяет использовать ее как аналог удостоверения личности в электронной среде и осуществлять платежи. Предполагается, что она упростит гражданам доступ к государственным, муниципальным и коммерческим услугам в электронном виде. Что в результате окажется более удобным – подпись или карта – покажет время.
- Сказать, что информационное общество в России сформировалось, мы сможем только тогда, когда любому гражданину для любых его нужд будет достаточно владеть всего одним безопасным в использовании многофункциональным документом – своего рода мультипаспортом, - говорит Алексей Иванов. - Имея при себе лишь этот мультипаспорт, он получит необходимые государственные и иные услуги, это же будет его медицинская карта и проездной билет. Сейчас подобная система внедрена лишь в Южной Корее, и воочию увидеть информационное общество, достигшее значительного уровня в развитии, мы можем только там.
Нам же, считает Алексей Иванов, информационное общество ещё только предстоит построить. Путь к нему в любом случае включает в себя несколько этапов. Во-первых, это этапность технического свойства. Для того, чтобы создать систему, доступную каждому гражданину страны, нужно, в первую очередь, ликвидировать пресловутое цифровое неравенство. Во-вторых, это этапность по вертикали: пока система не будет внедрена на уровне правительства государства, не будет её и в регионах, и, тем более, в районах.
Очевидно, что работа в регионах уже идёт полным ходом, и темпы её могут только увеличиваться. Потребность в виртуальном «отражении» государства непременно повлечёт за собой развитие рынка информационных и коммуникационных технологий в России. Когда во второй половине XIX века в Российской Империи начали строиться железные дороги, появился телеграф и телефон - страна пережила экономический бум. Строительство подтолкнуло к дальнейшему росту тяжёлую промышленность, а в отдалённых губерниях, которые теперь были связаны со столицей регулярным сообщением, стало активно развиваться собственное производство. Теперь, так же, как 150 лет назад, процессы строительства информационного общества уже привлекают и будут привлекать множество молодых специалистов. На этот раз – в сферу IT, которая в России может шагнуть на новую ступень в своём развитии.
На правах рекламы.