Тверские воспитатели детских домов заняли первые места во Всероссийском конкурсе "Шаг навстречу"
В Петербурге подвели итоги всероссийского конкурса достижений воспитателей государственных сиротских учреждений «Шаг навстречу». В ходе круглого стола и открытых мероприятий воспитатели поделились своими секретами в воспитании детей-сирот.
Найти общий язык с детьми, оставшимся без родительской заботы, по словам воспитателей, задача нелёгкая, но посильная. Валентина Белавина, воспитатель Мошихинского детского дома Архангельской области, получила специальный приз – «За педагогический оптимизм». По словам Валентины, корректировать девиантное поведение детей можно через их вовлечение в спорт, походы и работу «с землёй». «Главное – постоянная занятость детей и обучение. Наш детский дом находится в селе и славится тем, что может корректировать поведение самых сложных воспитанников. Они перестают прогуливать школу, а это очень большое достижение», - так прокомментировала свой опыт Валентина.
В мероприятии приняли участие свыше 20 педагогов из 10 регионов страны: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Псковской, Тверской, Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ростовской областей, а также Республик Карелия и Коми. Его организаторами выступили Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга и Благотворительный фонд «Наше завтра».
Ольга Латышова, воспитатель Детского дома №3 г. Великого Новгорода рассказала про воспитанника Сашу с тяжелой формой синдрома Дауна. Мальчик поступил в детский дом в 3-летнем возрасте, он не умел выражать эмоции и даже ходить. "Мы не знали, что делать – это был наш первый опыт. Была составлена индивидуальная программа, а через 5 лет его не узнавали даже знакомые с ним люди», - рассказала Ольга. В своей работе воспитатель использует местный фольклор, вовлекая детей в историческую культуру Великого Новгорода. На конкурсе Ольга Латышова заняла третье место.
Изречение «Методика хороша только в руках автора» не раз звучало в ходе финальных мероприятий, поэтому конкурсанты оценивались не только по научно-методической схеме, но и умению найти общий язык с детьми, зажечь в них стремление к обучению и саморазвитию.
Второе место на конкурсе завоевала воспитатель из Калязинского детского дома «Родничок» Тверской области – Елена Цвелева. Она сама усыновила ребёнка и считает, что это её основной опыт, который во многом помогает ей в общении с другими детьми. Елена старается формировать у детей адекватное отношение к биологическим родителям. «Зачастую мои воспитанники испытывают сильную любовь к биологическим родителям, независимо от наличия хронического алкоголизма или самого факта отказа от них. Я стараюсь сделать так, чтобы эта любовь не работала во вред – дети не должны по стереотипу повторить этот неудачный опыт», - рассказала Елена.
По мнению организаторов конкурса, подобный труд нуждается не только в признании, но и в помощи. Воспитатели едины во мнении, что «Шаг навстречу» дал им сильный положительный заряд для достижения цели. А цель у них – воспитание полноправных членов общества - востребованных, образованных и довольных жизнью. Это будут новые воспитатели, работники сельского хозяйства и медицины, военные, художники, флористы и даже визажисты.
Впервые на конкурсе было отдано два первых места – Наталье Васильевой и Анастасии Карасёвой. Они обе знают всё про своих воспитанников и поддерживают с каждым доверительные отношения. Наталья, воспитатель Красногородской школы-интерната «Агрошкола» Псковской области, гордится своими выпускниками. Ольга, поступившая в «Агрошколу» в 11 лет, уже закончила Великолукскую сельскохозяйственную академию, а с мужем они воспитывают двухлетнюю дочь.
Воспитатель из Некрасовского детского дома Тверской области Анастасия Карасёва подавала заявку на конкурс воспитателем, но уже перед финальными мероприятиями была переведена на должность социального психолога. Её личная инициатива – участие воспитателя при взаимодействии с семьями, как приёмными, так и биологическими. «У нас хороший штат специалистов – это юристы, психологи, социальные педагоги, но именно воспитатель знает подход к ребёнку, его интересы, мечты и особенности, и способен дать тот самый индивидуальный совет, чтобы родители могли лучше понять своего ребёнка».
Член экспертного совета конкурса, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии ИСПиП им. Р. Валленберга, Роман Демьянчук на обучающем семинаре заострил внимание воспитателей на их личном авторитете для воспитанников. Психолог сказал достаточно просто: «Бесполезно учить ребёнка радоваться жизни, если вы не умеете радоваться ей сами. Дети всё видят и анализируют, и лишь заметив правду в ваших поступках, они станут стремиться к ней».
Сообщает пресс-служба конкурса