Информация для собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу лицензирования деятельности управляющих организаций
В настоящее время в городе Твери некоторые управляющие организации проводят среди собственников помещений в многоквартирных домах агитационную кампанию по переходу на непосредственное управление домами и заключению с этими же управляющими организациями договоров на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таких домах.
Управляющие организации не только проводят общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах по смене способа управления на непосредственную форму управления, а также распространяют среди собственников помещений информационные бюллетени, направленные на необходимость выбора непосредственной формы управления домами.
В этой связи департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери считает необходимым довести следующую позицию по данному вопросу.
Управляющие организации мотивируют свою позицию о необходимости выбора непосредственной формы управления многоквартирными домами тем, что в скором времени в Жилищный кодекс Российской Федерации будут внесены изменения, касающиеся ведения обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и невозможностью выполнения условий лицензирования.
Хотелось бы напомнить управляющим организациям, что деятельность по управлению жилищным фондом – коммерческая деятельность, направленная, прежде всего, на извлечение прибыли. Соответственно, ни одна управляющая организация, находящаяся на этом рынке, заведомо не будет работать себе в убыток.
Действительно, в Государственной Думе Российской Федерации рассматривается законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и введении обязательного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Не секрет, что такие нововведения направлены, прежде всего, на защиту интересов жителей многоквартирных домов и обеспечения их качественными жилищно-коммунальными услугами.
Несколько лет назад были попытки внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие обязательное вступление управляющих организаций в саморегулируемые организации по управлению жилищным фондом. Но данные изменения так и остались в стадии проекта. Сегодня вступление в члены СРО – добровольное волеизъявление управляющих организаций. При этом, как показывает время, СРО – это не панацея от безответственности управляющих организаций и не гарантия предоставления жителям домов качественных жилищно-коммунальных услуг.
При этом развенчаем некоторые утверждения управляющих организаций, касающиеся законопроекта, которые распространяются среди собственников помещений в многоквартирных домах.
Во-первых, согласно законопроекту, под деятельностью по управлению многоквартирными домами понимается не только выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора управления многоквартирным домом, но и выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с управляющей организацией на основании договора, указанного в части 9.1 статьи 161 ЖК РФ (заключение договора на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственной форме управления домом).
Деятельность по управлению многоквартирными домами и деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
В этой связи вызывает крайнее недоумение призывы некоторых управляющих организаций о необходимости в срочном порядке собственникам помещений в многоквартирных домах выбрать непосредственное управление домами и заключить с теми же управляющими организациями договоры на содержание и ремонт общего имущества.
Управляющие организации, поменяв свой статус на «обслуживающие организации», не избегут обязанности получить лицензию на осуществление своей деятельности.
Во-вторых, законопроектом на данной стадии не предусмотрено аннулирование лицензии в случае наличия у управляющей организации задолженности за поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы.
Такие утверждения являются домыслами управляющих организаций, вводящими в заблуждение собственников помещений многоквартирных домов.
В-третьих, аннулировать лицензию возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также в следующих случаях:
1) исключения из приложения к лицензии 15 и более процентов от общего числа многоквартирных домов за год, предшествующий дате обращения в суд;
2) выявления нарушений лицензионных требований, повлекших за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
При этом управляющая организация, действие лицензии которой прекращено либо аннулировано, обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до:
1) дня возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом либо иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, заключенным собственниками помещений при непосредственной форме управления.
В-четвертых, в законопроекте предусмотрено, каким лицам не понадобится получать лицензию. В частности, она не потребуется тем товариществам собственников жилья, которые созданы собственниками помещений в одном многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ, а также жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в одном многоквартирном доме.
В заключение хотелось бы отметить, что при непосредственной форме управления многоквартирным домом у собственников помещений отсутствует возможность получения финансовой поддержки в рамках реализации целевых и иных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На основании вышеизложенного, департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери призывает собственников помещений в многоквартирных домах внимательно отнестись к принятию решения о выборе в качестве способа управления домом – непосредственное управление.
Департамент ЖКХ и жилищной политики администрации города Твери.