Участница Великой Отечественной войны Дарья Григорьевна Семенова отметила 90 лет
20 марта исполнилось 90 лет удивительно красивому человеку, необыкновенно энергичной, очаровательной женщине, ветерану и почетному работнику Тверской медакадемии, участнице Великой Отечественной войны Дарье Григорьевне Семеновой.
Утром в адрес Дарьи Григорьевны пришло поздравительное письмо от Президента России В.В. Путина. А от лица академии и имени ректора ТГМА профессора М.Н. Калинкина, президента академии члена-корреспондента РАМН, профессора Б.Н. Давыдова, коллектива преподавателей и студентов юбиляршу поздравляла делегация.
Ее жизнь – большой не написанный пока роман. Ее небольшой, уютный домик в Затверечье как будто создан дарить тепло – так легко в нем дышится и спокойно ощущается. Яркая и нелегкая жизнь семьи Дарьи Григорьевны началась на Украине, в Полтавской области.
Родилась она 20 марта 1924 года в семье крестьян. В 1931 году умер от туберкулеза отец, работавший до этого в Ашхабаде на строительстве горных дорог; в 1933 году вслед за ним ушла и мама. Вместе с тетей они переехали в г. Сердопск Пензенской области. Жилья не было, наступали голодные времена, и их с сестрой определили в детский дом, где Дарья Григорьевна окончила 8 классов школы.
После школы в 1940 г. они с сестрой уезжают в Саратов и поступают в фельдшерско-акушерскую школу. Обучение обычно длилось 3 года, но в связи с началом войны программу обучения сократили до 2-х лет. В 1942 году ФАШ мобилизовали, и все студенты должны были работать в Эвакогоспитале Саратова по ночам, а днем учиться. Учеба давалась легко, и в октябре 1942 года она закончила школу с хорошим аттестатом. После окончания обучения занимала должность медицинской сестры в Эвакогоспитале Саратова.
Первое боевое крещение произошло под Курском, где шли ожесточенные бои. Так наша героиня оказалась в самом пекле войны.
Войска прибыли в полуразрушенную деревню, в которой для госпиталя выделили только один дом. В нем разместили аптеку, из сарая соорудили помещения для раненых, в сеннике самостоятельно сделали операционную – обмазали пол глиной, сверху натянули простыни, а в центре поместили операционный стол. Офицерский состав размещали в палатках. Изначально планировалось развернуть госпиталь не более чем на 150 человек, на самом деле приходилось принимать по 1500 раненых, которые поступали с Курской дуги. Эвакогоспиталь постоянно перебрасывали с места на место, в разные части фронта, долго на одном месте они не задерживались.
Учреждение было сортировочное. "Транспортабельных больных мы отправляли в тыл, а нетранспортабельных лечили на месте. Но фронт продвигался вперед, поэтому появлялась возможность оставлять в тылу тяжелых больных, - рассказывает Дарья Григорьевна. Обязанности у всех были примерно одинаковые. Из-за нехватки врачей я работала в хирургии, очень часто приходилось ассистировать на операциях".
Затем госпиталь перебросили в Западную Украину, на узловую станцию Сарны. Естественно, через станцию было большое продвижение техники и живой силы, поэтому основной задачей госпиталя было оказание первой медицинской помощи и отправка раненых в тыл. Сильно осложняли работу многочисленные налёты банд бендеровцев. Кроме того, они постоянно радировали о подходе наших эшелонов в штаб немецких войск и, как следствие, были постоянные налёты тяжелой авиации.
Следующий этап – передислокация госпиталя в Белоруссию, под Минск. "Там располагался штаб фронта, и нам довелось видеть великих российских полководцев, в том числе маршала Рокоссовского", - делится впечатлениями Дарья Григорьевна. Потом госпиталь оказался на Первом Белорусском фронте, в армии под командованием Г.К. Жукова. Однажды эвакогоспиталь разместили в школе, и там Д.Г. Семенову чуть не ранило. Она прокаливала гипс на летней кухне, рядом наши солдаты занимались разминированием. Мина взорвалась, и большой осколок пронесся над головой. Дарья Григорьевна вспоминает, как чудом осталась жива. В Польше остановились надолго, по вечерам устраивали концерты при госпитале. Там она однажды видела Василия Сталина.
Вместе с армией госпиталь прошел Польшу, пересек границу Германии. "К этому времени, я уже работала в управлении госпиталей фронта" - рассказывает Дарья Григорьевна. В подчинении управления было свыше 50 госпиталей.
Самое яркое впечатление за годы войны было присутствие при заключении акта о капитуляции. "7 мая начальник нашего управления генерал-майор Ибрагимов всех девушек пригласил к себе и приказал подготовиться к выполнению почетного и ответственного задания, толком не объяснив, зачем, но сказав, что мы поступаем в распоряжение коменданта города Берлина и нам нужно подготовить гражданскую одежду. Всю ночь мы стирались, гладились, а утром вышли на смотр-построение. Рано утром 8 мая на санитарной машине в сопровождении военных мы отправились в Берлин. Дороги были запружены войсками, но наши машины пропускали через все шлагбаумы". Их привезли в район Берлина – Карлсхорст, в здание военно-инженерного училища, где началась процедура подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии.
Вместе с другими девушками она принимала гостей на банкете, который состоялся после подписания акта. Гости были непростые - фельдмаршалы армий антигитлеровской коалиции. Подготовка к мероприятию была суетной: из Москвы прибыл шеф-повар, который руководил всем процессом. "Пока проходило заседание по заключению акта о капитуляции, пока Кейтель сдавал оружие, мы старались увидеть как можно больше, было очень интересно", - вспоминает Дарья Григорьевна. Так им посчастливилось увидеть всех членов делегаций с главнокомандующими – Г.К. Жукова, генерала Де Голля, Эйзенхауэра, Монтгомери.
В ночь с 8 на 9 мая был подписан акт о капитуляции и начался банкет. Особой популярностью пользовалась русская водка, которую доставили специально из Москвы, и каждый из иностранных гостей унес с собой сувенир – 250 грамм легендарного напитка.
Война закончилась, но работы не убавилось. Необходимо было эвакуировать раненных бойцов, которых отправляли на лечение в Карловы Вары. Там располагался особый санаторий "Империал" для группы оккупационных войск в Германии.
Там же, в Германии Дарья Григорьевна познакомилась со своим будущем супругом, который работал в секретном отделе российских войск. В 1945 году они расписались в Берлине, в советском консульстве.
В 1946 году началась массовая демобилизация; семья вернулась домой.
8 сентября Дарья Григорьевна родила дочку, и год нигде не работала. А в 1947 году пошла работать медицинской сестрой в госпиталь инвалидов Отечественной Войны. В 1954 году на базе Ленинградского стоматологического института был основан Калининский Государственный медицинский институт, и она перешла работать на кафедру хирургической стоматологии старшим лаборантом, потом стала старшей медсестрой хирургического отделения стоматполиклиники КГМИ, а с 1978 по 1989 - старшей медсестрой на кафедре стоматологии детского возраста. Дарья Григорьевна – ответственный, добросовестный человек, проработала в институте более 35 лет. "Я была старшей сестрой, но выполняла много и других обязанностей: лаборанта, председателя месткома и т.п." - рассказывает Д.Г. Семенова.
Она - ветеран труда, получила медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия Ленина, является почетным работником ТГМА, имеет награды – Орден Отечественной Войны 2 степени, медаль Жукова, медаль "За победу над Германией", к 55 годовщине Победы - знак "Фронтовик", 6 юбилейных медалей Победы.
В ней поражает взгляд – смеющийся, с "лукавинкой", невероятно добрый и почти заглядывающий в душу. И верится с трудом, что был детский дом, дороги войны с кровью и смертью, трудные послевоенные годы, - столько интереса к жизни в ее взгляде. Сегодня рядом с ней дочь Татьяна, не забывают коллеги с работы. Рядом с домом уютный садик и огород, в милом сердцу доме – с любовью сплетенные умелыми руками кипельно белые кружева, преданно заглядывающая в глаза ласковая собака.
По материалам ТГМА.