Единая стратегия и парламентский контроль
27 февраля в Твери состоялось VIII Собрание депутатов представительных органов Тверской области, в котором приняли участие Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв, главный федеральный инспектор в Тверской области Юрий Стрелецкий, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Владимир Петров, депутаты Законодательного собрания области, депутаты, представляющие городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, главы муниципальных районов, депутаты Законодательного Собрания, а также другие ответственные работники федеральных и региональных органов власти.
Форум проходил в преддверии значимой и во многом рубежной даты для регионального парламентаризма – 20-летия Законодательного Собрания области и был посвящён теме «Развитие регионального законодательства и пути его совершенствования».
В своем выступлении глава региона подчеркнул, что нормативно-правовая работа создает основу не только для социально-экономических успехов территории, но и для благополучия каждого жителя Верхневолжья.
- Сильная, состоятельная власть на местах – необходимое условие преодоления системных сложностей в каждом регионе, - отметил Андрей Шевелёв. - В ваших руках сосредоточены ключевые механизмы наиболее адресного и оперативного реагирования на нужды людей. Именно местные инициативы способны внести наибольший вклад в решение проблем территорий. Необходимо на сто процентов использовать эти возможности, инициировать работу, не дожидаясь административного движения сверху.
Губернатор призвал депутатский корпус региона усилить участие в выработке системных решений и законодательных инициатив.
Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин в своём докладе сделал акцент на важнейших периодах работы областного парламента, и дальнейшем окончанием развитии регионального законодательства. 3а прошедшие годы областной парламент стал самостоятельным органом власти региона. Это выразилось и в порядке его формирования, и в полномочиях. В обществе сложилось понимание сущности и значения законодательной власти, ее места в системе органов государственной власти. Всего за период с 1994 года Законодательным Собранием принято 1 850 законов.
Сегодня тверской парламентаризм переходит на принципиально новый этап развития, особенностью которого является переход к нормотворчеству на основе стратегии законотворческой деятельности.
- Это серьёзный управленческий документ, непосредственно влияющий на организацию и содержание законодательной работы депутатов, а в конечном итоге – на социально-экономические процессы в регионе, - отметил Андрей Епишин.
Данный концептуальный документ действует на протяжении всего соответствующего созыва и учитывается при составлении годовых планов работы Законодательного Собрания, а также при разработке адекватных законодательных мер по решению выявленных проблем.
Стратегия принимается с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы в Законодательном Собрании, а также предложений, выработанных в ходе обсуждения ее положений представителями политических партий, общественных объединений и движений.
Спикер подчеркнул, что необходим последовательный порядок выработки правовых решений, закон должен восприниматься как результат нормативного разрешения определенной социальной проблемы, в тесной связи с публичными интересами:
- На мой взгляд, представляется недопустимой позиция законодателя, когда реализация благой идеи повлечет какие-то негативные последствия для отдельных граждан. Принцип «лес рубят - щепки летят» недопустим в условиях правового государства.
Одной из гарантий эффективной реализации законов Андрей Епишин назвал осуществление парламентского контроля:
- Уже сейчас в областном парламенте отработан порядок отчетов Правительства области перед Законодательным Собранием, ведется эффективное взаимодействие с Контрольно-счетной палатой. Другие формы контроля - депутатские слушания, работа с обращениями граждан, депутатские запросы также приносят должный эффект.
Считаю, что логичным шагом по расширению контрольных функций стало бы введение на региональном уровне института парламентского расследования как одной из форм парламентского контроля. Мы уже вышли с предложением федеральным законом установить субъектам основания для проведения парламентского расследования, а субъекту предоставить право определять порядок проведения данной формы контроля.
Убежден, что в ближайшие годы роль региональных парламентов существенно вырастет, они станут площадкой, на которой тесно взаимодействуют в поисках эффективных решений представители государства и гражданского общества. Опыт развитых демократий показывает, что орган представительной власти может и должен выступать именно в этом качестве. Региональный парламент становится базой для серьезной последовательной работы, своего рода центром правового просвещения, то есть речь идет не только о принятии законов, нормотворчестве в узко правовом юридическом смысле, а об усилении роли региональных парламентов как основного регулятора общественной жизни.
Сегодня перед Законодательным Собранием стоят новые задачи. Но успех в их решении во многом будет зависеть от того, учтем ли мы имеющийся опыт, сможем ли сохранить то лучшее, что накоплено за 20-летнюю историю и в работе областного парламента, и в местных парламентах.
Считаю, что у нас есть для этого все возможности. И самое главное - есть понимание ценности исторического опыта и желание быть достойными продолжателями лучших традиций тверского парламентаризма.
Председатель Законодательного Собрания Тверской области от лица областного парламента, Восьмого Собрания депутатов вручил губернатору Тверской области Андрею Шевелеву Доклад «О деятельности Законодательного Собрания Тверской области в 2012-2013 годах».
По словам Андрея Епишина, этот документ наглядно демонстрирует, каких рубежей достиг областной парламент на пороге своего 20-летия.
Выпуск таких Докладов уже стал традицией. Каждый желающий может ознакомиться с этим своего рода «отчетом законодателей» на официальном сайте Законодательного Собрания Тверской области.