https://tvernews.ru/news/169502

Тверской императорский вокзал откроет свои двери для посетителей уже в марте. Планируется, что в ближайшем будущем на вокзале построят кинотеатр, ресторан, гостиницу и торговые центры

TIA, 12 Февраля 2014, 14:54
, 44
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

Тверской вокзал вновь готовится стать вокзалом I класса, как это было при Николае I. Указ о строительстве Николаевской, а ныне Октябрьской, железной дороги и всей инфраструктуры к ней был издан императором 1 февраля 1842 года.

В 1851 году на тверском вокзале станционный колокол возвестил о прибытии первого паровоза на станцию "Тверь".

Здание, возведённое по стандартному типовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича, представляло собой кирпичную оштукатуренную двухэтажную постройку: с полукруглыми торцовыми фасадами, галереей на чугунных колоннах, ведущих на перрон, несколькими залами, телеграфным и багажным отделениями, кассами, кухнями и буфетом. Естественно, поблизости с вокзалом вырос привокзальный поселок со своими служебными постройками, складами, улицами.

Отдельную роль в жизни железнодорожников, как подчеркнула старший научный сотрудник Музея железной дороги Раиса Дроздова, играл храм Святого Александра Невского:

- Рождались дети – в храме крестили, женили - там же проходили обряд венчания, кто-то умирал – отпевали.

В то время вокзал был настоящей окраиной, а ныне оживлённый проспект Чайковского  - пустынным шоссе.

В конце 20 века при строительстве «нового вокзала» храм Александра Невского (в это время уже разрушенное после революции здание с магазином внутри) помешал строительству, и его было решено снести. Так, знаменитый тверской вокзал 1 класса превратился в безликое здание, сочетающее  в себе два абсолютно разных архитектурных стиля.

 

Идея масштабной реконструкции вокзального комплекса, как рассказывает Михаил Садовников, советник губернатора Тверской области по вопросам взаимодействия с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД),  депутат Законодательного собрания,  возникла давно и была связана, прежде всего, с развитием  Тверского региона:

- Абсолютно очевидно, что наша область находится в стратегически важном географическом положении. Тверской вокзал - это главный форпост тверских ворот и въезда в регион. Поэтому, исходя из развития экономики и всех сопутствующих направлений, и встал вопрос о реконструкции. К тому же вокзал – визитная карточка города, а она должна быть достойной.

Пилотный проект реконструкции вокзального комплекса будет полностью инвестиционным и реализован без использования бюджетных средств. Напомним, участок, на котором планируется развернуть масштабное строительство, – это площадь около пяти гектаров, ограниченная с запада на восток зданием линейного ОВД и торговым центром «Карусель», с севера на юг – улицей Коминтерна и самой железной дорогой. Помимо непосредственно вокзала со всеми сопутствующими службами, здесь будет расположен кинотеатр, ресторан, гостиница, различные торговые центры. Под общую крышу планируется переселить и автовокзал.

Ранее планировалось, что здание нового вокзала летом этого года полностью демонтируют, и на его месте с нуля будет возводиться новый комплекс. Однако, как рассказал ТИА Михаил Садовников, буквально недавно было принято решение вокзал не сносить, а лишь модернизировать:

- Мы сохраним здание внутри, но полностью реконструируем в соответствии с проектом. Сегодня можно сказать точно: здание будет сохранено.

Что касается храма Александра Невского, то его восстановление – самое что ни на еть начало реализации масштабного проекта.

- Духовная составляющая в современном проекте стоит на первом месте. Подчеркну, восстановление разрушенной святыни осуществляется за счёт меценатов, которые пожелали остаться неизвестными. Храм – главная архитектурная доминанта комплекса, который, безусловно, будет строиться вокруг него и будет стилизован под архитектуру Николаевского времени.

Что важно, храм восстанавливается на своём историческом месте – ровно там, где он стоял 2 века назад. В Музее железной дороги хранится точная копия разрушенного храма и закладочный камень, в котором когда-то были мощи Святого. 

Кроме того, удалось найти трубу под храмом, по которой из Волги вода поступала на вокзал. Что интересно, труба сохранилась в первозданном виде и сейчас хранится в музее.

Также в музее находится эксклюзивный экспонат – козлиная голова из бронзы весом в 7,5 килограммов, которая была снята с колонн в 1980 году. К сожалению, в каком году они были установлены на колонны, определить не удалось. В начале строительства, как отметила Раиса Дроздова, их не было.

Сейчас половины колонного ряда находится на реставрации, но козлов на них уже не будет. Реконструкция колонн происходит в соответствии с образцами 1850-х годов.

Практически полностью завершена реставрация одного из помещений в старом вокзале. Зал ожидания с билетными кассами, сводчатыми потолками, старинными чугунными скамейками и знаменитой «метлахской» плиткой откроет свои двери посетителям уже в марте этого года.

Примечательно, что плитку пришлось везти из Англии – немецкий завод, который её изготавливал при Николае 1, закрылся. В остальных зданиях вокзала сохранилась немецкая плитка 100-летней давности.

Вовсю идёт реставрация императорских комнат на старом вокзале. Главным заказчиком реставрации выступило ОАО «РЖД», генеральный подрядчик – «Р-индустрия». Автор проекта реставрации вокзала и научный руководитель работ тверской архитектор-реставратор Валерий Курочкин.  

Как рассказывают строители, здесь нет абсолютно никакого новодела, «ни один кирпич не был положен без согласия архитектора».

Царские покои состояли из нескольких  помещений: передняя комната, комната для прислуги, комната для детей и  комната отдыха с двумя каминами. В каждой из них высокие потолки из сводчатого камня с лепниной, монументальные окна в дубовых рамах. В комнате отдыха два уже почти отреставрированных камина. Один из них будет рабочим.

Отдельного внимания заслуживает люстра,  к сожалению, не сохранившаяся с царских времён. Люстра изготовлена на Тверском стекольном заводе, как точная копия императорской.

Сейчас тверские реставраторы работают над единственной сохранившейся подлинной дубовой дверью, которая когда-то вела в царские покои. Все остальные двери будут сделаны по образу и подобию отреставрированной.

- На те средства, которые вложены в восстановление Николаевского вокзала, можно было бы построить два новых, причем с нуля, на чистом поле. Восстановлены внутреннее убранство императорской комнаты, заказаны стеклопакеты из дуба. Однако  это наша история, она должна быть восстановлена, - рассказал Михаил Садовников.

Императорские комнаты станут музеем и откроют свои дубовые двери для посетителей в конце 2014 года. 

Комментарии (44)


  • 15:12 12 Февраля 2014
    32 4
    Всегда думал в Тверском вокзале чего-то не хватает. Вот теперь знаю что, это царские покои.
    Ну а меценаты, на деньги которые строится храм, думаю всем известны. Деньги эти налогоплательщиков. Лучше бы Тверской кремль восстановили, вот это действительно стало бы достопримечательностью города.

  • 15:32 12 Февраля 2014
    3 6
    Ну дай бог что бы всё так и получилось как вы тут описали. Хоть нашим детям, внукам будет на что посмотреть.

  • 15:45 12 Февраля 2014
    20 3
    а что будет в царских покоях? ни царя уже нет, ни Тверь не является хоть сколько-нибудь значимой ж.д. станцией в плане потоков пассажиров (за исключением пригородных перевозок может быть). Так-то красиво, конечно, но надо будет посмотреть что это в итоге будет из себя представлять. Опять же на кой ляд там кинотеатр и прочие торговые площади? Очередной ТРЦ совмещенный с вокзалом?

    • 13:27 14 Февраля 2014
      0 1
      А как это царя нет? Еще как есть. А что называется по гламурному - так это дань мировой моде.

      • 23:26 15 Февраля 2014
        0 0
        Ну этот царь, точно, там во время остановки поезда отдыхать не будет)

  • 17:02 12 Февраля 2014
    13 3
    деньги освоили тоже по царски, надо полагать))

    • 23:34 15 Февраля 2014
      0 0
      Нормально освоены: 3-я (соответственно и часть 1-ой), половина 2-ой, 4 платформы разобраны, навес над 1-ой обрушился под снегом в прошлую зиму....

  • 17:08 12 Февраля 2014
    10 0
    "построят кинотеатр, ресторан, гостиницу и торговые центры".
    А вот с этого момента можно поподробнее? Какие фирмы, на каком основании именно они, кто их учредители...?

    • 02:15 13 Февраля 2014
      0 0
      Энторнет штоле только вчера подвели? Всё уже 100 лет известно:
      http://navalny.livejournal.com/860563.html

  • 18:24 12 Февраля 2014
    14 10
    Все хорошо, вот только церковь тут лишняя. Не нужна она нам.

    • 19:49 12 Февраля 2014
      2 9
      Между прочим верующие люди перед дорогой и молитвы читают, и в церковь заходят. И почему же не быть церкви рядом с вокзалом? Я лично против новоделов, нужно в первую очередь сохранять исторические храмы. Да и спорное место для церкви, хоть и историческое, но закрывающее современное здание. Но она уже построена и будет украшать наш город. В солнечный день очень красиво горят маковки. Или вам противно это видеть? или Вам нужна мечеть?

      • 00:48 13 Февраля 2014
        4 2
        А кто-то перед дорогой в баню ходит - это аргумент для сооружения рядом с вокзалом?
        "Но она уже построена" - нужно добавить - к сожалению. Кстати, а верующие других религий почему не могут молится перед дорогой? Что, если рядом поставить синагогу, а с др. стороны буддийский храм? И мечеть (с моей т.зрения ) ничем от этой церкви принципиально не отличается - настолько же "нужный" в данном месте объект. А вот то, что построенный храм блокирует большинство возможностей по развитию нормальной инфраструктуры в данном месте - это видно невооруженным взглядом. Да и перспектива перестройки "нового" вокзала в "более новый" из за возведенного непонятно по чьей прихоти новодела никак не радует.

        • 02:17 13 Февраля 2014
          2 1
          А вот баня там уже есть, так что эта категория граждан может за дорогу не волноваться :)

        • 11:03 13 Февраля 2014
          0 0
          Где я написала,что нельзя ставить рядом мечеть или буддийский храм? Я только за, если в дни праздников никто не будет перекрывать подъезды. Какую инфраструктуру вы развили бы на этом пятачке? Если бы вы внимательнее читали, то я как раз и пишу, что место спорное, что там, да и во многих частях нашего города новые здания появляются, куда палец ткнет. К сожалению. И хорошие вроде бы идеи губит реализация.

          • 14:08 13 Февраля 2014
            0 0
            "...или Вам нужна мечеть?" - кто же это написал? Насчет инфраструктуры напомню - на дворе 21 век и кол-во автотранспорта будет только увеличиваться. Посмотрите на предлагаемый проект нового вокзала - вы видите там удобные парковки (кроме той, что справа на 20 мест)? А где же общественный транспорт (автобусы, троллейбусы) - они уместятся на этой дорожке в 2 полосы вокруг храма? А как же выходящим из вокзала попасть на остановку трамвая? А стоянка для такси, которые никуда не денутся, т.к. место "хлебное"? А резерв парковочных мест?
            Все-таки церковь- более интимное, что-ли, сооружение - не должна она на проходе, как ларек стоять.

        • 23:41 15 Февраля 2014
          0 0
          Теперь нельзя построить прямые подземные переходы( ....

    • 03:01 13 Февраля 2014
      4 4
      А кто такие вы, для которых храм Покровителя Земли Русской, Святого Благоверного Князя Александра Невского лишний? Он тут княжил, он эти земли обустраивал и от врагов защищал. А вы кто? Церковь вам не нужна? А мечеть вам нужна?
      Пользуетесь, пришельцы, тем, что у многих русских в голове всё ещё мешанина языческо-атеистическая. Ну, да ничего, мы в Твери ещё памятник генералу Ермолову поставим.

      • 04:06 13 Февраля 2014
        4 5
        Следуя вашей логике, у вас в голове христоз головного мозга в терминальной стадии.

        А памятник ставьте. Он в отличии от церкви архитектуру не испортит, потенциальным рассадником бомжей и поберушек не будет, покой граждан звоном колоколов не нарушает, водку и сигареты без акциза не продает. Ставьте.

        • 04:20 13 Февраля 2014
          2 3
          Количество ошибок, которое Вы допустили в своей короткой реплике, позволяет мне предполагать, что Вы не способны продолжать мои логические построения. Уж простите меня, но безграмотность - это определённый маркер. Вам не пристало за мной следовать, Вы городите лучше свои сентенции. Сколько Вам влезет городите.

      • 13:26 13 Февраля 2014
        1 0
        А ничо, что князь Александр был назначен басурманами беклярбеком?

      • 23:56 15 Февраля 2014
        1 0
        Только задумайтесь, церковь была построена в 20-м веке, веке когда Гагарин полетел в космос. О какой святости места может идти речь.
        Тут речь о железнодорожниках, ответственно заявляю: большинству по барабану, остальные против.
        Ну а что это подворье Старицкого монастыря, где Христенко, то...

    • 09:32 13 Февраля 2014
      1 3
      Забыли вас мусульман спросить.

      • 11:07 13 Февраля 2014
        3 1
        Правильно ли я вас понял, что любой, кто усомнился в целесообразности постройки церкви в данном месте исходя из здравого смысла и руководствуясь понятием "всему свое место", автоматически становится мусульманином?

        • 13:36 14 Февраля 2014
          0 0
          Нет. Бертран вполне открыто заявлял, что он из Дагестана, член ЕР и не очень хорошо относится к русским.
          Так что поцелуйтесь, братья.

  • 18:28 12 Февраля 2014
    9 0
    Больше жду таких новостей о Речном вокзале.

  • 18:49 12 Февраля 2014
    15 1
    > знаменитый тверской вокзал 1 класса превратился в безликое здание

    Я попросил бы вас не хитрить! Здание вполне стильное, а внутри - уютное. Даже не смотря на разруху и бесхозяйственность...

  • 19:47 12 Февраля 2014
    9 4
    Тоже мне, секрет Полишинеля -- "меценаты, пожелавшие остаться неизвестными". Это В. Б. Христенко и его жена Т. А. Голикова. Узнали, что в Твери у вокзала была церковь, и захотели её "восстановить". В кавычках потому, что оштукатуренный силикатный кирпич -- совсем не то, что было. И никто не посмел объяснить им, что церковь эта здесь, мягко говоря, неуместна.

    • 20:10 12 Февраля 2014
      4 0
      Если только Вы знаете наверняка. У них по Старице большой проект, зачем им еще и это? Тем более церковь "новая" (1893г), у нас по селам есть куда более древние и достойные объекты для реставрации. Почему то кажется, что это руководители предприятий города, которых "попросили" скинуться на столь благочинное дело, не хотят светиться перед своими сотрудниками...

      • 21:43 12 Февраля 2014
        0 0
        Так вот, часто ездя в Старицу, они услышали про церковь у вокзала в Твери. Я это слышал от людей, которые, что называется, "в теме".

    • 03:13 13 Февраля 2014
      4 3
      Мягко говоря, в древнем православном городе неуместны мечети и кирхи, а храм воссоздан на том месте, где его заложили наши православные предки, построившие Тверь. По нашему городу в поисках наживы сейчас мечутся тысячи басурман. Им нужны наши деньги, кров и женщины. Не было такого за всю историю Твери. Их никогда не пустили бы на русские земли, если бы не предатели. Никогда не было столько пришельцев в Твери, покупая сигареты в азербайджанском ларьке вы думали об этом?
      Нам нужны знаки и символы того, что это наша русская православная земля. Но ослаб русский человек, ему срут в уши, а он моргает стыдливо. Ну, да ничего, мы вспомним, что православные славяне в лихую пору превращались из землепашцев и ремесленников в свирепых воинов. Мы и храмы восстановим и поклонными крестами от нехрестей отгородимся.

      • 11:04 13 Февраля 2014
        3 1
        Да, да, начинайте прямо сейчас - хоругви в руки и к ларькам!

      • 18:28 13 Февраля 2014
        2 0
        Науку развивать надо, а не знаки и символы. А то потом поздно будет, когда свирепые воины окажутся один на один с беспилотниками, DDoS-атаками и прочей аттрибутикой современного мира. Или вы думаете, что басурмане испугаются ваших силикатных новоделов?

  • 22:27 12 Февраля 2014
    3 1
    Интересно, а прилегающая к "главному форпосту тверских ворот" территория тоже будет облагорожена или эти рыночки так и останутся разводить грязь вокруг?

  • 23:29 12 Февраля 2014
    2 0
    реконструкция колонн?! ох не нравицца мне все это :(

  • 23:59 12 Февраля 2014
    4 0
    Иными словами, руководители ЖД и их подрядчики говорят нам: смотрите, сколько бабла мы смогли пустить по ветру (ну и распилить слегка)! Гордитесь тем, что на вашем вокзале появятся не удобные платформы (3 год идет ремонт 2 и 3 платформ), не больше электричек (в 2014 будет снято 300 маршрутов), а !!! императорские покои! Ведь вы так об этом мечтали - просто непонятно, как жили без них до сей поры! Вот какая должна быть визитная карточка у вокзала, а не какое-то там удобство пассажиров-нищебродов. А чтобы жизнь не казалась вам медом, в продолжение 2-х летнего разгрома старого вокзала затеем разборку нового и сооружение более нового еще лет на 5. Ну а что до удобства пассажиров (такие мелочи, как весь поток через старый переход, отсутствие нормальных туалетов, зал ожидания максимум на 50 мест) - не дворяне, перетопчетесь как-нибудь.

    • 00:04 16 Февраля 2014
      0 0
      Ну, Вы оптимист, за 5 лет новый вокзал построить-) хоть бы платформы построили

  • 03:26 13 Февраля 2014
    9 4
    Хочется посмотреть в глаза архитектору города, который подписался под этим новостроем с крестами аккурат в том месте, что бы испоганить вполне себе неплохой вокзал нуждающийся лишь в косметическом ремонте.

    Что за дурацкая привычка искать историческую справедливость там, где это совсем неуместно, есть у вас потребности в церкви около вокзала - сносите к хренам рынок вместе с местными чурками и стройте там хоть монастырь. На то дело пошло, исторически, до постройки церкви, там и церкви не было. Вот и верните как было. В сооствествии с историей - динозаврами заселите.

    А вот то что там сейчас происходит, это откровенное вредительство и издевательство над городом. Я так думаю, прокуратуре уже давно пора бы возбудиться и выяснить как так получилось, Может там у архитектора сугубо личная заинтересованность образовалась в свечном заводике при церкви ? А это уже уголовкой попахивает.

    А вообще, я гляжу РПЦ в Твери воюет со временем. Сначала выпилили часы с колокольни на Твесрком, а теперь вот демоны и до вокзала дотянулись. И нет бы построить новые часы для города в другом месте, но я так понимаю РПЦ считает что понятие "историческая справедливость" это дорога с односторонним движением. Я надеюсь им воздастся с теченимем ненавистного для них времени по заслугам, и на дороге исторической справедливости включат реверс который укатает их эгоизм в асфальт под громкие аплодисменты. Впрочем так уже было когда то, но видимо так ничему и не научило.

  • 23:02 13 Февраля 2014
    2 2
    Мда... Императорские покои и постройка нового вокзального комплекса, когда старый более чем справляется с реально мизерным потоком пассажиров... Ппц

  • 10:00 14 Февраля 2014
    3 0
    Нормальный у нас вокзал, лучше б больницы отремонтировали, а то на вокзале значит дубовые окна, а в детских больницах хреновые окна... как вообще такие решения можно принимать, когда в городе разруха

  • 11:02 14 Февраля 2014
    3 0
    Обратите внимание на замечание про "новый вокзал": "Мы сохраним здание внутри, но полностью реконструируем в соответствии с проектом. ". Вспоминаем еще недавние заверения, что вокзал морально устарел и не соответствует современным стандартам обслуживания пассажиров. Теперь, оказывается, и советский проект вполне отвечает духу времени. Правда, имеющееся здание не вписывается в конфигурацию, представленную в рендере (примерно половина здания находится на месте, отведенном проектом под автостанцию, да и сам вокзал расположен не симметрично церкви), но это уже детали. Иными словами, теперь становится окончательно ясно, что все эти разговоры о создании "современного транспортно-пересадочного узла" как со стороны РЖД, так и со стороны региональной власти, были одним большим пшиком и прикрывают, разве что, очередной попил денег.

  • 13:42 14 Февраля 2014
    3 1
    Зачем в Твери огромный вокзал?
    Поезда ждут 20-40 чел максимально. Приезжает столько же за час-два.
    Зачем????
    Слишком очевиден ответ.
    Лучше бы площадь привели в порядок, построили нормальную парковку - и вот тогда в районе вокзала можно драть три шкуры за не правильную парковку..

  • 17:46 16 Февраля 2014
    0 0
    Для кого покои,господа? Опять Потемкинские деревни сооружаем

  • 01:34 17 Февраля 2014
    0 0
    Это действительно классный пересадочный узел по европейским стандартам и строится у нас в родном городе.
    А наши ребята семья Суязовых вся троица -депутат-министр-директор только воруют дорожно- транспортные бюджетные денежки и вывозят за границу.
    Правда правоохранительные органы сделали выемку документов на Тверском Автовокзале -ждём результатов.

  • 10:54 17 Февраля 2014
    1 0
    > Примечательно, что плитку пришлось везти из Англии – немецкий завод, который её изготавливал при Николае 1, закрылся.

    И в России похоже все плиточные заводы позакрывали.