16 Апреля 24, 10:02
Новости, Общество
07 Февраля 2014, 11:05

Никита бесогон - cвятой мученик Никита, изгоняющий беса, на крестах и иконках из Твери

Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рек Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке. Сюжет этот давно привлекал внимание исследователей.

По мнению ряда исследователей, этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга ХIV-XVI ВВ. Восходит он к Новозаветному апокрифу "Сказание о Никитиных мучениях" (Житие св. муч. Никиты, Никитино мучение).

"Сказание..." известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХVI вв. В нем содержится рассказ и Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.

События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергали пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам "кумирским". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол в ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам "кумирским".

Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть "Божьего посланника" испытанию. Что Никита и сделал: «…простре... руку свою, и наступи на шею его... и снем оковы, яже бяху на ноге его... я бьюще дьявола оковами». Дьяволу пришлось несладко, и он признался в своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.

1. Кресты с изображением святого мученика Никиты бесогона

С тверским регионом связано 85 находок: Тверь (67), Старица (7), Белый Городок (5), Ржев (3), Торжок (1). Хранятся они в музеях Твери, Санкт-Петербурга и ряде частных коллекций.

Все рассматриваемые кресты с изображением Никиты-бесогона делятся на две большие группы:

а) наперсные кресты (их носили поверх одежды). Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников.

б) нательные кресты. Имеют небольшие размеры: 22x15 мм, 22x11 мм. Изготовлены из медного и свинцово-оловянного сплава. Изображение св. муч. Никиты (ввиду малого места, чаще всего условное) в центре. По бокам могут быть надписи: "НИКИ", "НИКИТА", "НИКИТИА".

Кресты-тельники могут быть как односторонние, так и двусторонние. На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту ("Кресту Твоему поклоняемся..."). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа "ББББ" - "бич божий биеть бесы").

С крестами в русской культуре связан целый комплекс поверий. Они были широко распространены среди населения. Изготовляли их из золота, серебра, дерева, кости, разных металлических сплавов, но более всего из медных. Хоронили чаще всего с медными или деревянными крестами, серебряные и железные на покойника не надевали.

По преданию, наперсный крест с двумя изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии).

Медные кресты даже в кон. XVI в. были весьма дороги и не всякому доступны, о чем мы находим упоминание в Житии преподобного Иринарха Ростовского (XVI в.).

2. Образки и иконки с изображением святого мученика Никиты бесогона

К настоящему времени известны 33 носителя изображения. Более чем у половины географическая привязка невозможна из-за их происхождения из частных дореволюционных собраний.

С Москвой связывают порядка 20 носителей, с Рязанью - 4, с Брянском - 1, Ростовом - 1, Тверью - 6 и со Старицей - 1. Хранятся большей частью в музейных собраниях. Изготовлялись они из сланца с оправой в серебро, целиком из металла-серебра или медных сплавов.

Три сланцевые иконки связываются с Тверью предположительно, опираясь в основном на сюжет:

1. Вознесение - Никита с бесом (ХIV-ХV ввТ).
2. Успение - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).
3. Христос Пантократор - Никита с бесом (ХIV-ХV вв.).

Имеются сведения о наличии в частной коллекции в Твери бронзовой с эмалями иконки с Никитой-бесогоном (старообрядческая пластика кон. XVII-XVIII вв.), а также о нахождении образка-тельника в Белом Городке и каменной иконки с Никитой в Кимрах в 60-70-х гг. XX в.

Бытование этого сюжета на Руси, насчитывающее около 600 лет, требует рассмотрения его путем выделения трех компонентов: а) изображение самого Никиты, б) изображение беса (дьявола), в) детали орнаментального изображения сюжета, положение Никиты и беса относительно друг друга, рассмотрим эти три компонента подробнее.

а) Никита изображается молодым (безбородым), средних или преклонных лет (согнутая спина, борода). Одежда св. мученика то короткополая (типа кафтана), перепоясанная, то длиннополая (типа монашеской рясы), в плаще или без него. Имеются изображения Никиты в латах и шлеме.

б) Бес (дьявол) почти всегда изображается в профиль, пытающимся вырваться из рук святого. Волосы у него вздыблены вверх в форме "колпака" (обычная прическа нечистой силы) Собственно за волосы святой его и держчт. Тело дьявола нагое, за спиной бессильно повисшие крылья, руки вытянуты вперед, в однойиз рук иногда жезл. Встречаются изображения беса в виде небольшого чертенка или чего-то похожего на короткокрылую курицу.

в) Сцена избиения беса мучеником может помещаться на фоне сложной архитектуры (темницы-?) Никита может бить беса как сидя, так и стоя, держа беса на весу или придавив одной ногой.

Подробнее www.kulturologia.ru

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх