03 Декабря 23, 08:13
Новости, Общество
01 Января 2014, 15:06

Каждый день деревенские дети идут к школьному автобусу по льду в полной темноте

Заметки обозревателя «Новой газеты» Эльвиры Горюхиной после возвращения из командировки в село Кострецы Тверской области*.

"Я еще не знаю, что напишу о поездке в Кострецы. Да и сумею ли написать вообще, но знаю точно, что весь Новый год и, наверное, последующие дни пройдут под знаком единственного ощущения, охватившего меня сразу после того, как я сошла с поезда в Москве.

Столица в огнях. В позолоте и золоте. В шике пролетающих иномарок. И черт с ними, с этим золотом, с этими иномарками, но ощерившиеся огни уже не дадут мне покоя. Я буду помнить всегда, как кострецкие первоклассники в кромешной тьме идут к автобусу по ледяной дороге, которая никогда не чистится. Идут. Падают. Встают и снова идут. Еще нет восьми утра, и это треклятое медведевское летнее время, будь оно неладно.

Тарелка с овсянкой так и останется нетронутой в семь утра, потому что семилетний ребенок все еще спит. А потом выходит по скользкой дороге к полю и дожидается прихода автобуса. Мы проехали с Аней весь путь от деревни Жуки, через Кострецы и Перевесы, чтобы добраться с детьми до школы в Ривицком поселении. Дорога занимает час. Ни одной оборудованной остановки. Дети стоят в поле у дороги. И так каждый день. Ни в одной деревне нет фонаря. Ни единого.

И какого черта вы с жиру беситесь, освещая огнями деревья?! Когда семилетнее дитя ранним утром бродит во тьме, спотыкаясь и падая.

Я давно знаю, что мы — не одна страна и не одно государство, но чтобы великая энергетическая держава не могла осветить деревенскую улицу, а столица утопала в огнях… Выдержать это невозможно.

Как невозможно спокойно рассматривать детские рисунки будущей школы, которые не по-детски аскетичны. Дети знают, что денег нет, поэтому нельзя допустить запредельного, как сказал один ученик. Должно быть все просто. Десятилетний Миша Бояринцев нарисовал саманную школу, потому что это дешевле. И быстро построится. Материал позволит школе обретать разные формы. Они все еще рисуют школу с непременной кочегаркой. Компьютерами и прочими прибамбасами там и не пахнет, а если один ребенок захочет, чтобы в школе были добрые учителя, третьеклассник поправит: «А, добрые учителя? Это уж как получится».

Уж как получится… Недетская формула бытия.

Москва в огнях. Кострецы не за Полярным кругом. Они рядом, в двух часах езды от Твери.

Дай-то бог, чтобы свет не отключили!

А еще бы фельдшера в Кострецы. Фельдшера!

И вышку поставили, чтобы можно было позвонить.

Это — честно! — совсем не для печати**. Просто так. Больно и стыдно.

С Новым годом!

* Кострецы – село в Тверской области, жители которого прославились на всю страну, так как не смирились с закрытием своей школы, а стали бороться (см. «Школа сопротивления», №128 от 15 ноября 2013 г).
** Эта записка предназначалась главному редактору «Новой газеты». Мы решили ее напечатать. Э.Н. Горюхина не против.

По материалам "Новой газеты".

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
Комментарии (24)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • protivvsex Offline
    01 Января 2014, 15:39
    одним словом ТЬМА.
    17 0
  • Putnik_ru Offline
    01 Января 2014, 15:49
    Молодцы, что не побоялись перепечатать этот материал! Мне говорили о неофициальном запрете властей на публикации в областных СМИ об этой школе...

    Для иллюстрации проблемы хотел бы дать две ссылки на фоторепортажи из двух закрытых недавно сельских школ Вышневолоцкого района: село Осечно (где жил поэт В.Н.Соловьев) - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=7176#p7176 и село Княщины http://of.putnik.ru/viewtopic.php?p=7188#p7188 Фотки морально тяжелые, тема не для праздника, но что делать, если проблема существует?? Не закрывать же глаза на неё, чтобы бубнить только про Олимпиаду, на которую деньги льются рекой, словно в другом государстве...
    18 0
  • getes Offline
    01 Января 2014, 17:05
    "И какого черта вы с жиру беситесь, освещая огнями деревья?! Когда семилетнее дитя ранним утром бродит во тьме, спотыкаясь и падая."
    "Я буду помнить всегда, как кострецкие первоклассники в кромешной тьме идут к автобусу по ледяной дороге, которая никогда не чистится. Идут. Падают. Встают и снова идут."


    А может быть посмотреть на эти процессы разумно, без лозунгов и обещаний в очередной раз. Посмотреть открыто, не закрывая глаза и не виляя перед собой, что же на самом деле происходит в Тверской области? Назвать все своими словами. Дети и те, свое ПРАВО на знания отстаивают, как могут, а взрослые особи делают все возможное, чтоб Тверская область как можно быстрее и молчаливее прекратила свое существование, и делают все возможное, применяя все доступные формы и методы, чтоб малые селения были уничтожены и разорены.
    И статья эта НЕ о детях, а о той политике, которая практикуется и внедряется в Тверской области, поэтому и получили СМИ запрет на эту тему. А то, что СМИ подконтрольны и зависимы в таком маленьком городе не утаить. Это ФСБ и правоохранительные органы могут не знать информации, а город живет своей жизнью и по своим городским правилам.
    16 0
  • vasyka68 Offline
    01 Января 2014, 17:08
    Автору статьи - Респект! Не потому, что дали такой материал, не побоялись, а потому, что эта тема- образование в сельской местности, настолько болезненная, что "тверские трамваи" - семечки.
    Особенно остро проблема финансирования школ и населённых пунктов (где располагаются сельские школы). Регулярно еду на работу через д. Слобода, что в Медновском поселении. На одном из перекрёстков стоит группа детей младших классов, вероятно ждут школьный автобус. Та же проблема: ни одного уличного фонаря, никакой крытой остановки общественного транспорта, стоят, как воробушки, жмутся в кучку. Стоят и в метель, и в снегопад, и в дождь, и в сильный ветер. Те, кто по старше - идут в Медновскую школу из деревни Слобода пешком, через мост (р. Тверца). Мост сам по себе опасный для пешеходов объект, а здесь тоже не одного фонаряуже более 20 лет! Ямы с грязной водой на дороге, виляющие между ними машины,проносящиеся на большой скорости и обливающие этой грязной водой пешеходов (детей и взрослых, стариков и не стариков). Тротуаров,( естественно?) в этом сельском поселении, как и в других многочисленных в Тверской губернии и всей России нет. А будут ли когда? Вот она доступная среда! Для населения села. Дети, вырастают в такой" доступной среде"злыми на любую власть. Злыми на любого чиновника, потому что те не ходят по таким дорогам пешком, как они. У нас сегодня власть на местах деградирует куда быстрее, чем всё, крепостное бесправное население сельской России! Иной раз жутко становится от того, что может произойти в ближайшие десять-двадцать лет из-за этой "местной" власти. Ещё раз спасибо автору, за поднятую тему! Только дойдёт ли до их сознания ??? Берут сомнения.

    22 0
    Смотреть ответы (1)
    • troll-кг Offline
      02 Января 2014, 15:15
      А вы считаете, что среда доступная в городе есть? Я, относительно здоровая мамаша, не могу на коляске с ребенком проехать, особенно зимой... Все делается для галочки, только высокие слова с трибуны. А уж доступной средой все уши прожужали. Должно быть стыдно за такую среду. А что говорить о деревне!
      2 0
  • getes Offline
    01 Января 2014, 17:23
    "стоят, как воробушки"

    Вот из этого воробушка и вырастит ТОТ, кто сметет всю шваль, коль отцы и деды этого воробушка не могут обеспечить нормальное счастливое детство.
    А вы заметили, что словосочетание "счастливое детство" забыто, даже в СМИ не используют.
    17 0
    Смотреть ответы (3)
    • vasyka68 Offline
      01 Января 2014, 20:44
      Согласен, может быть и сметут...., а может быть и нет. Потому что генетика, заложенная в них их трусливыми родителями - крепостными может толкнуть их на другие поступки - криминальные. Это более лёгкий путь выразить свою "гражданскую" позицию, под которую вначале попадёт скорее всего не чиновник местной власти.
      5 1
      • getes Offline
        01 Января 2014, 21:17
        Ну, коль, затронули генетику. Почему даже слово «русский» страх вызывает у многих? Это для Размышления… Почему, народности малые стремятся потомство от русских женщин иметь…тоже не просто так, поэтому русский дух это страшная сила, которая при любой людской мутации останется ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, чего и бояться многие, чтоб тайное не сало явью, поэтому и стремятся уничтожить люд русский, не понимая, что только усиливают эволюционные процессы.
        7 0
    • Mutila Offline
      02 Января 2014, 00:10
      Я согласна. Потому что дети все замечают, и ядовитые комментарии родителей к официальным сообщениям СМИ, и "нейтральное" отношение учителей к власти, и просто уличные разговоры. После "оттепели" 60ых пришли 90ые, если посчитать, когда там у нас будет "новая волна"? 2030?
      2 0
  • Forewer69 Offline
    01 Января 2014, 20:22
    Согласен, getes. Правда, если объективно, долго еще ждать. Зато президент наш словно фигаро отмечается. Совещания в шесть утра. Толку с них... Жванецкий вспомнился с известной бабой ягой. Смотал бы лучше в эти Кострецы на пару с губером. Кстати - в нормальный рабочий день по нашей утренней темени, которой мы именно ему на пару с премьером обязаны. Склероз, видно, у них на пару - забыли возвернуть как было.
    7 0
  • troll-кг Offline
    01 Января 2014, 20:43
    Я в году 2000, помню, ехала по Рамешковскому району, на дороге голосовали дети лет 10-ти. Я остановилась, у меня было только одно место, так малыши забились на это место вчетвером друг на друга. Я тогда просто ужаснулась, темнота, зимняя слякоть, и дети голосующие на попутку без взрослых. Сейчас мало, наверно, что изменилось. Хотя видела, что курсирует школьный автобус. Все что описывает автор в Тверской области повсюду, в любом районе.
    9 0
  • getes Offline
    01 Января 2014, 21:04
    Показуха дело надежное...да, и у губернатора выбора мало или признать политику уничтожения в Тверской области, или ввести элемент показухи, коль некая Эльвира Горюхина осмелилась не согласовав освятить данную тему. Да, и к Эльвире Горюхиной отработанные методы применить (самый простой - громкий стук в дверь, можно руками и ногами, чтоб всполошить всех соседей, и учинить допрос на лестничной клетке для показухи очередной, и отмазки должностных лиц) старый, отработанный прием, да еще самим и протокол на волную тему сочинить, только подпиши, чтоб замять данную тему и не вспоминать о ней. Так, что Эльвира Горюхина жди гостей не прошенных. Есть еще третий вариант, удалить TIA данную новость и неприятностей не будет ни у кого. Да, и детям российским не привыкать – крепче и сильнее духом будут.
    8 0
  • helden Offline
    01 Января 2014, 21:09
    У меня предложение. Давайте сделаем доброе дело, а ТИА прошу помочь организовать сбор средств, если народ поддержит. Свет мы, конечно, не проведём, но компьютеры в школу можно закупить хотя бы б/у, стоят они не так дорого.
    3 1
    Смотреть ответы (4)
    • vasyka68 Offline
      01 Января 2014, 23:07
      это я , простите, минуснул. Дело не в компах, совсем не в компах. Дело в цинизме местной власти, которая "пришла" в эту власть совсем не для того, чтобы дети на автобусах в школу ездили.... Здесь getes прав!
      7 0
      • helden Offline
        01 Января 2014, 23:35
        Ничего, мы тут не из-за плюсов и минусов. Как раз и посмотрим реакцию народа. Согласен, дело совсем не в компах, но детей хочется порадовать. Getes, конечно прав. Он предложил "тряхануть власть имущих", но каким образом? Не вижу пока что конкретики. Пока что это выливается в "давайте посмотрим, что будет, ничего не делая". Будут ли конкретные предложения?
        2 0
    • Mutila Offline
      02 Января 2014, 00:21
      Дело в том, что опять переключают на уже надоевший лозунг "начни с себя". Ты такой сытый довольный тверич, помоги тем, кто в глубинке. А если я не сытый, если я своих детей поднимаю как могу, значит, я жлоб. А государство, оно большое, оно не может всех "подогреть и обобрать", пардон, подобрать и обогреть, оно, значит, не справляется со своими функциями? И с террористами - граждане, давайте смотрите, и наплевать, что они тарабарят на своем языке и кто там разберет о чем, и с уборкой улиц - граждане, ну что ж вы, снег пошел, а в городе дороги нечищены, и в медицине - что ж вы, граждане, не обращаетесь за своевременной медпомощью, всего-то день простоять и ночь продержаться. Да много всего, ремонт в школе - деньги (у нас 1000 руб с человека в школе на 700 учеников, а в сельской сколько встанет?), быстрые меданализы - деньги, спортивные секции и кружки - деньги.
      Кстати, ПК без электричества, как-то не интересно.
      3 0
      • helden Offline
        02 Января 2014, 10:18
        Да уж.. Прочитал "Школа сопротивления", всё действительно очень печально и покупка нескольких ПК тут вряд ли поможет( К тому же, и учителя информатики наверняка в школе нет...
        4 0
  • getes Offline
    01 Января 2014, 21:33

    helden, а у меня другое предложение. Может быть, тряхануть власть имущих и потребовать ответ, что же все-таки происходит?... Или в очередной раз ИХ срам прикрыть….не надоело закрывать глаза на ту действительность, которую имеем?

    И еще один момент. «Давайте сделаем доброе дело,» А может быть настало время, когда добрые дела ведут в АД? Не задумывались?
    9 2
    Смотреть ответы (3)
    • helden Offline
      01 Января 2014, 22:03
      Надоело. Начинайте. Лично я не обладаю качеством лидера, но готов поддержать. Добрые дела ведут в АД? Поясните...
      3 1
      • vasyka68 Offline
        01 Января 2014, 23:11
        Это из писания, коллега.... , а современным языком - добро порождает зло...
        5 1
        • helden Offline
          02 Января 2014, 10:22
          Скорее, благими намерениями вымощена дорога в ад :)
          2 0
  • aleks Offline
    02 Января 2014, 00:39
    Проблема, на самом деле, глубже. Еще лет 30-20 назад при советской власти я видел, как стояли по обочинам темных дорог такие же школьники-воробушки. Только ждали они не школьный автобус, а рейсовый. Теперь есть школьные автобусы. Есть и компьютеры в школах. Нет детей. Люди бегут из села. И закрытие школы - дело времени. Сегодня школу отстояли, потому что еще есть кому в ней учиться. Через пять лет закроют - учить будет некого. И подросшие воробушки эти никого не сметут, а разлетятся по России в поисках лучшего места. И хорошо, если только по России. Нет денег на селе. Нет денег в районных центрах... Страна богатая, а регионы нищие.
    P.S. Сегодня, 1 января, пошли с женой погулять. Кимры, Заречье, 6 часов вечера, нет уличного освещения. Два часа бродили по темноте. И это в праздничный день в городе.
    7 0
  • troll-кг Offline
    02 Января 2014, 13:51
    У меня дом в деревне, раньше там была школа. В 90-е годы, еще при советской власти, школу решено было закрыть, ее просто разобрали по кирпичикам. Недавно поехала в соседнюю деревню ( километра четыре от моей). Там разговорилась с жителями, узнали откуда я, начались воспоминания, как они зимой по морозцу напрямки через лес на лыжах ездили каждый день на лыжах в школу. При этом воспоминании у них и лица посветлели. При школе был свой сад яблоневый, сами дети сажали, детей было много. И сейчас на месте школы каждый год собираются выпусники. Как то раньше ни компьютеров, ни автобусов, а настрой был другой.
    3 0
  • Putnik_ru Offline
    02 Января 2014, 16:26
    Тут ряд читателей выше высказывали идеи и предложения на тему "Что делать?". Я тоже об этом написал, но букв получилось слишком много для здешнего формата... Поэтому разместил у себя, а здесь даю только первый абзац и ссылку.
    ----------------
    Не по «Щучьему веленью»…

    1. Что делать?
    Здесь, как и всегда при подобных публикациях, у многих сочувствующих читателей возникает закономерный вопрос, любимый русский вопрос: что делать?? Причём, вопрос этот имеет два плана: узко конкретный (как помочь именно этим пострадавшим людям) и обобщающий – что делать с ситуацией в целом в стране? В частности, как остановить вымирание и развал села?

    Продолжение - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=7340#p7340
    0 2

вверх