25 Апреля 24, 11:48
Новости, Общество
02 Октября 2013, 13:25

Врач бригады интенсивной терапии тверской станции скорой помощи Алла Михайлова уже почти три десятка лет спасает жизни людей

Представителям многих профессий на работе зачастую приходится рисковать собственной жизнью. На врачах лежит ещё больший груз: им по долгу службы приходится брать на себя ответственность за жизнь других людей. Особое место в медицинской среде занимают врачи скорой помощи. Ещё пару десятков лет назад таких специалистов специально не готовили, все тонкости своей профессии им приходилось схватывать на лету. Учиться тратить минимум времени на оказание максимума помощи ради положительного результата они были вынуждены в большей степени не на чужом опыте, но на своём. Таким врачам нередко достаются пациенты в самом тяжёлом состоянии, которых нужно немедленно реанимировать, да и выезжать приходится, бывает, в не самые благополучные условия: места бытовых разборок, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий.

Главная задача бригады скорой – оказать помощь и стабилизировать состояние больного, чтобы затем доставить его в стационар. Научные изобретения последних лет во многом облегчили работу врачей: так, теперь в их распоряжении существуют лекарственные препараты – фибринолитики, которые, к примеру, способны растворить тромб при инфаркте миокарда, кареты скорой помощи оснащены приборами жизнеобеспечения и контроля за жизненно важными функциями больного в процессе транспортировки.



Алла Михайлова – одна из ветеранов скорой помощи в Твери. Она – терапевт, врач высшей категории, на скорой помощи трудится уже без малого три десятка лет. Алла Клементьевна родилась в семье военного в городе Зеленогорске Ленинградской области. После школы они переехали в Калинин, здесь девушка поступила в медицинский институт, который окончила по специальности «Лечебное дело» в 1984 году. С 1986 года, после окончания интернатуры, Алла Клементьевна начала работать на линейной бригаде скорой помощи, которая выезжает на самые простые случаи – вроде повышенного давления или нетяжёлых травм. В 1992 году она пошла в ординатуру по внутренним болезням, заинтересовалась кардиологией. Хотела опробовать себя в других направлениях медицины, задумывалась о работе в стационаре или уходе в науку – но не смогла бросить скорую. С 1994 года Алла Клементьевна – врач кардиологической бригады, с 2008 года – кардиореанимационной, а с 2013 - бригады интенсивной терапии.



- Работа на скорой помощи специфична, - говорит главный врач Тверской станции скорой медицинской помощи Андрей Громов. – Если в стационаре за спиной врача есть заведующий отделением, вспомогательные службы, лаборатория, рентген, дополнительные исследования, то врач скорой работает совершенно в другом режиме. Он приезжает к пациенту в одиночестве и остаётся с ним один на один. Он должен поставить диагноз с минимумом обследования, быстро сориентироваться в ситуации, оказать нужную экстренную помощь, принять решение о госпитализации больного и правильно его госпитализировать. Алла Клементьевна работает на самой сложной бригаде – бригаде интенсивной терапии. Постоянно сталкиваясь с внештатными ситуациями, она не забывает осваивать новые методы лечения и новое медицинское оборудование. Об этом человеке можно сказать только самые добрые и хорошие слова. У нас на станции хороших специалистов много, но Алла Клементьевна – одна из немногих, кому можно полностью доверить жизнь пациента.

Смелая и решительная на работе, вне её, перед видеокамерой, Алла Михайлова слегка робеет и немного стесняется говорить о себе. По её словам, скорая помощь – это особый образ жизни и образ мысли, направление медицины, навеки связанное с её судьбой. Даже не верится, что эта хрупкая женщина, мама и бабушка, уже почти три десятка лет спасает жизни людей различного пола, возраста, социального статуса, в самых непредсказуемых и порой опасных ситуациях.

- За годы работы многое изменилось, конечно. В плане оснащения – в лучшую сторону: стало лучше рабочее место, появилась новая аппаратура, машины, современные лекарственные средства, нацеленные на быстрый результат. Работать стало интереснее.



Иначе время повлияло на здоровье людей. В перестроечный период диспансеризация не проводилась, а сейчас людям приходится пожинать плоды того времени – это сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания. Кроме того, сегодня врачам приходится иметь дело с жертвами огромного количества несчастных случаев, ДТП, бытовых разборок.

- Раньше ножевые и уж тем более – огнестрельные – ранения были чем-то из ряда вон выходящим. Теперь же это обычное дело. В случае, если имел место какой-то конфликт, вместе со скорой диспетчер отправляет и наряд полиции. Однако в пути на вызов об опасности не думаешь: готовишь растворы, капельницу, перевязочные материалы. Только уже по прибытии оцениваешь ситуацию – можно войти одним или лучше дождаться полицейского. Но обстоятельства не пугают: страшнее видеть людей, которые своими словами и поступками мешают нам работать, потому что тогда мы теряем драгоценные минуты на оказание помощи.



В бригаде интенсивной терапии – врач, два фельдшера и водитель. Фельдшеров Алла Михайлова называет главной опорой врача скорой помощи в ситуации, когда надежда только друг на друга. Сработавшиеся, они понимают друг друга даже не с полуслова, а с одного взгляда.



- Алла Клементьевна – очень внимательный доктор, прекрасный диагност, - рассказывает фельдшер Светлана Яковенко. Вместе с Аллой Михайловой они работают с 2007 года. - Всегда впереди всех спешит на помощь больным – мы даже не успеваем за ней! Она чуткий человек, который всегда поможет и подскажет, по работе или по жизни. Я всегда к ней обращаюсь, и, думаю, не только я. У неё душа болит не только за пациентов, но и за наших сотрудников.

Бригада интенсивной терапии выпустила не одного фельдшера, многие из них затем уехали в Москву за более высокой, нежели в Твери, заработной платой. Труд медицинских работников оплачивается не так, как хотелось бы, сожалеет Алла Михайлова.

- Врачи старшего поколения всё ещё работают за идею. Молодёжь так уже не может. Конечно, жаль терять опытных сотрудников, но их можно понять: они молоды, им нужно зарабатывать и создавать семьи. Прорехи современности скажутся через годы на качестве всей нашей медицины и всей системы здравоохранения – это горькая правда, от которой никуда не деться. Человек не будет себя уважать, не зарабатывая достаточно на себя и свою семью. В результате то время, которое он мог бы потратить на повышение квалификации, он тратит, чтобы заработать больше.

Перед самой Аллой Клементьевной даже в самые тяжёлые времена вопрос – уходить ли из скорой помощи за большей зарплатой? – никогда не стоял. Было лишь желание найти ещё одну подработку по специальности.

Летом в течение смены бригаде интенсивной терапии приходится выезжать на 6-8 вызовов, с осени по весну их число увеличивается вдвое. Пиковые периоды – май, а также с сентября по декабрь.



Вызовы поступают самые разные. В этот раз съёмочная группа ТИА вместе со скорой поспешила в кардиоцентр: туда пришла пожилая женщина с жалобой на жжение за грудиной, врач поставил диагноз – острый коронарный синдром, нижний инфаркт. Теперь бригаде предстоит прямо в машине снять болевые ощущения и затем перевезти пациентку в сосудистый центр по месту жительства для стационарного лечения.



Женщина бледна, выглядит ослабевшей.

- Беспокоит давление, сердце болит, - отвечает она на вопросы Аллы Климентьевны. – Болит уже полчаса, и немножко кружится голова.



Фельдшеры помогают пациентке лечь на носилки в машине скорой. Тут же, на месте, женщине оказывается помощь: ей измеряют давление, вводят лекарства. Через несколько минут она говорит дочери, которая едет тут же, с нами, держа мать за руку, что чувствует себя гораздо лучше.

- Теперь больную нужно госпитализировать в сосудистый центр для исключения острой коронарной патологии, - поясняет врач. – Вероятно, она перенесла нижний инфаркт, развилась брадикардия (нарушение сердечного ритма). Во время перевозки выяснилось, что женщина чувствует боли за грудиной, их удалось купировать. Сейчас гемодинамика стабильная.

В приёмном отделении городской клинической больницы №7 пациентку уже ждут. Её сажают в кресло-каталку и везут к новому доктору. После оформления необходимых документов можно ехать «домой» - на станцию. Этот вызов – обычный, даже спокойный для бригады интенсивной терапии. Но на часах только 13:30, и большая часть суточной смены ещё впереди.



- В нашей работе эмоциональная нагрузка, конечно, колоссальная. Особенно тяжело работать, если в происшествиях пострадали совсем молодые люди или дети. Тяжело работать в присутствии родных пациента, находящегося при смерти. Они запросто могут отчитать врача или фельдшера, отвлечь его от работы, не понимая, что дорога каждая минута, а порой и секунда.

При работе в бригаде интенсивной терапии иногда приходится констатировать смерть пациента. Привыкнуть к этому невозможно, но с годами учишься дифференцировать. Если прогноз закономерный – человека не спасёт и сам господь Бог. Однако, бывает, что понимаешь, что человек молодой, мог бы и пожить, но мы не успеваем оказать ему помощь вовремя – такое воспринимается совершенно иначе.

Смерть ребёнка и вовсе выбивает из колеи на несколько суток. У настоящего врача цинизма нет. Мы иногда себя развлекаем шутками, прибаутками, смехом – но это естественная защитная реакция организма. Но всё, что происходит на работе, остаётся у нас в душе. За это врачи спецбригад расплачиваются ранней смертью и тяжёлыми онкологическими заболеваниями.

Однако, как говорит Алла Михайлова, когда человека выцарапываешь из лап смерти – это сложно забыть. Многие пациенты так или иначе выражают свою благодарность, говорят тёплые слова в адрес всей бригады. Но в профессию ведь идёшь не ради благодарностей, а ради любимой работы.

- Когда тяжёлого больного возвращаешь к жизни, получаешь ни с чем не сравнимое удовлетворение. Как говорит молодёжь – это настоящий кайф, чувство, которое хочешь испытывать снова и снова.

Однажды, ещё в конце 1990-х, Алле Михайловой довелось оказывать помощь писателю Аркадию Вайнеру. Тверская бригада отвозила в Москву пациентку в тяжёлом состоянии и была на пути домой. В Химках карету скорой остановили прохожие – какому-то мужчине требовалась помощь. Он сидел на складном стульчике в окружении толпы, выглядел плохо, был очень бледен. Успел сказать, что ему нечем дышать и затем упал на глазах у всех. Наступила клиническая смерть.

- Мы были вдвоём с молодой девушкой-фельдшером, свидетели помогли нам поместить мужчину в машину, чтобы мы не работали на глазах у беснующейся толпы. Сделали дефибрилляцию, и после первого же разряда мужчина пришёл в себя. Работали вслепую – это сейчас мы технически хорошо оснащены, а тогда мониторов не было. Пациенту требовалась срочная госпитализация, и очевидец на машине вызвался нас сопроводить в химкинскую больницу. На тот момент нам было неизвестно, кто это, - некогда было узнавать. Только когда в Химки приехал реанимобиль, чтобы доставить пациента в Москву, бригада рассказала, что это писатель Аркадий Вайнер. Потом мы получили письмо на имя главного врача скорой помощи с благодарностью всему коллективу, затем я встретилась с Аркадием Петровичем в Москве.



Стресс от нервной и напряжённой работы Алла Климентьевна снимает на даче, где выращивает цветы, и дома – в кругу семьи. Она – мать двух взрослых дочерей и бабушка двух замечательных малышек.

- Это мои любимые сладенькие девчушки! Они ещё совсем маленькие – 2 года и 5 лет – но уже лечат: «Дедушка, выпей но-шпу и всё пройдёт». В нашей семье интерес к медицине проявляется через поколение: моя бабушка была медиком, работала в акушерстве, были и другие медицинские работники со стороны отца. Дочери по моим стопам не пошли, но внучки, надеюсь, пойдут. Впрочем, я настаивать не буду, пусть выбирают по зову сердца.



В этом году Алла Михайлова уходит на пенсию. Но скорую помощь бросать не собирается.

- Пока могу – насколько хватит сил и здоровья – буду работать, потому что профессия даёт мне стимул к жизни. Несмотря на шероховатости в нашей работе, по большей части нам попадаются по жизни люди добрые и отзывчивые. Порой приходится искать людей для помощи в транспортировке больных, по ночам ходить по квартирам, звонить в двери. Кому-то это не нравится, но люди откликаются. Мы работаем, и люди относятся к нам с благодарностью, за что им – большое спасибо!

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх