
Трамвайное движение в городе Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). В первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 км, во вторую очередь — линия от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяжённостью 2,8 км.
Владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, Тверской трамвай был прибыльным.
Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 мм. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание компании «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.
После октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.
В мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал — «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем — до Вагоностроительного завода.
1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое депо было решено строить на другом месте, вблизи нынешней площади Капошвара, примерно на середине пути от железнодорожного вокзала до центра города. Депо, известное сейчас как «Депо №1», вступило в строй в 1934 году.
Сегодня в Твери действует 6 трамвайных маршрутов, по которым каждый день курсирует 35 вагонов. Всего в парке насчитывается 79 вагонов. Общая длина трамвайных путей в Твери составляет 40 км. На должности водителей работает 92 человека.
МУП «ГЭТ» в свои ряды готов принять новых сотрудников. На базе предприятия действует комбинат, куда приглашаются все желающие, чтобы освоить профессию водителя трамвая и троллейбуса. Учебный процесс длится полгода, после этого выпускникам предоставляется работа.
Для справки:
Закрытые маршруты:
* № 1. Мигалово — Искож. (До 26 мая 1997 года года ходил по улице Софьи Перовской, Советской улице и улице Вагжанова. После закрытия трамвайного движения по Советской улице ходил до Искожа через проспект Победы — площадь Терешковой, закрыт в середине 2000 г.) * № 2. Мигалово — Автовокзал. (Закрыт 26 мая 1997 года в связи с закрытием трамвайного движения по линии ул. Софьи Перовской — ул. Советская.) * № 3. ДСК — дер. Старая Константиновка. (Закрыт 27 июля 2010 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток») * № 4. ДСК — Искож. (Закрыт 1 июня 2004 года, в связи с закрытием трамвайного движения через Восточный мост. Первоначально проходил по Советской улице, в связи с закрытием трамвайного движения по улицам Советской и Вагжанова в 1999 году, проходил через Тверецкий мост — улица Туполева — Восточный мост.) * № 7. ДСК — Мигалово. (Закрыт в 1993 году, в связи с ремонтом Нового Моста. Совершал поворот с Тверского проспекта на проезд Дарвина, после закрытия на ремонт Нового Моста 7-й маршрут непомерно удлинялся, в связи с чем было принято решение его закрыть.)
* № 8. Искож — Автовокзал. (Закрыт 10 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток».) * № 9. КСМ-2 — бульвар Цанова. (Закрыт в 1993 году в связи с Ремонтом Нового Моста, проходил по линии улица Вагжанова — улица Советская.) * № 12. Южный — Мигалово. (1 февраля 2004 года был сокращен до Республиканской улицы, закрыт 12 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток». После многих сокращений трамвайной системы он почти совпал с 13 маршрутом трамвая.)
* № 15. Южный — дер. Старая Константиновка (До 1 июня 2004 года проходил по Восточному мосту, после проходил через Тверецкий мост — Тверской проспект — проспект Победы. Закрыт 20 апреля 2009, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Таким образом, с закрытием 12-го, 15-го и 17-го маршрутов линия на Южный не эксплуатируется.)
* № 16. Мигалово — дер. Старая Константиновка. (Сезонный маршрут, ходил в весенне-осенний сезон по выходным дням; изначально поворачивал с проезда Дарвина на Тверской проспект, далее через Тверецкий мост до Константиновки. После демонтажа поворота на площади Капошвара ходил через проспект Победы — площадь Терешковой — Восточный мост. Закрыт в 2001 году.)
* № 17. Южный — Искож. (Маршрут-полуэкспресс: работал по рабочим дням в часы пик. Первоначально закрывался в конце 90-х - начале 2000-х, но при закрытии Восточного моста и запуска 15-го маршрута через Нового Моста 17-й маршрут дважды восстанавливался. Окончательно закрыт 10 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Таким образом, с закрытием 8-го и 17-го маршрутов линия на Искож не эксплуатируется.)
* № 18. ДСК — ул. Кольцевая. (Закрыт в 2001 году, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Самый молодой трамвайный маршрут Твери, открытый в 1993 году, не проработал и 10 лет.)
Закрытые линии:
* В 1993 году были демонтированы стрелки поворота с Тверского проспекта на пр-д Дарвина (пл. Капошвара), который использовался 7-м и 16-м маршрутами. Сам поворот был разобран только в 1999 году. Изоляторы контактной сети на растяжках сохранились до сих пор.
* 26 мая 1997 года была закрыта часть линии на Советской улице, идущая от Тверского проспекта на Пролетарку, через ул. Софьи Перовской. Рельсы были демонтированы, улица была капитально отремонтирована.
* 3 мая 1999 года был запланирован ремонт дорожного полотна на Советской, на время которого 3-й и 4-й были перенесены на Проспект Победы. Однако после окончания ремонта маршруты назад не вернулись, и линия, идущая от площади Гагарина по ул. Вагжанова и ул. Советской до Тверского проспекта, была закрыта. Контактная сеть была демонтирована, стрелки и повороты на линию разобраны. Основной рельсовый путь демонтирован не был.
* 1 июня 2004 года началась реконструкция Восточного моста, соответственно трамвайное движение по нему прекратилось, маршрут № 4 «ДСК — Искож» был закрыт, а маршрут № 15 «Южный — дер. Старая Константиновка» был перенесен на проспект Победы. В случае, если снимут линию по Тверскому проспекту, возможно возобновления движения, однако несмотря на проведённый ремонт, Восточный мост находится в полуаварийном состоянии. Это, к сожалению, является основным препятствием восстановлению трамвайного движения.
* 20 апреля 2009 года была закрыта линия ул. Республиканская — Мигалово, 14-й маршрут укорочен до ул. Республиканской.
* 12 октября 2009 года отменены 8-й, 12-й и 17-й маршруты и соответственно закрыто движение в Южный и на Искож.
* 29 мая 2011 года начался демонтаж участка линии «Республиканская — Мигалово» — единственного в России участка трамвайных путей, пересекающегофедеральную трассу «Россия» — в связи со строительством транспортной развязки. При начале строительства трамвайное движение планировалось сохранить. Самое смешное, что в итоге рельсовый путь был демонтирован на всём участке, кроме непосредственного пересечения с трассой.
* 25 августа 2011 был разобран небольшой участок рельсового пути в посёлке Крупской возле дома №13 по Бурашевскому шоссе.
* 12 июля 2012 года в рамках капительного ремонта Восточного моста начался демонтаж трамвайных путей, движение по которым не осуществлялось с июня 2004 года. После ремонта трамвайную линию на мосту решено оставить.[10]
* С 14 по 26 ноября 2012 года по причине плохого состояния путей была закрыта линия от площади Капошвара до бульвара Цанова.[11]
* С 30 ноября 2012 по 26 апреля 2013 года не эксплуатировалась линия от КСМ-2 до Старой Константиновки.
* С 28 мая 2013 года до 29 июня 2013 в связи с уширением межпутевой колеи на пересечении проспекта Победы и Волоколамского проспекта вновь была закрыта линия от площади Капошвара до бульвара Цанова [12]
* В начале июня 2013 года начался демонтаж трамвайных путей на улице Орджоникидзе от площади Гагарина до площади Терешковой.
ФОТОГРАФИИ краеведческого музея г.Твери, музея ТТУ, Центрального кинофотоархива СССР и из частных коллекций. Фотографии размещены на сайте http://photo.tramvaj.ru/tver_old.htm
Комментарии (166)
1й повод ностальгия...Хочется вспомнить какой был 12 маршрут великолепный, например..
2й повод негодование...Тверской трамвай это визитная карточка города, и поэтому когда читаю отзывы "тверских" автолюбителей о необходимости убрать трамваи думаю, что это не тверские, а понаехавшие прощелыги..из каких-нибудь умирающих Великих Лук.
Хочется вспомнить какой был 12 маршрут великолепный -
Ну давай вспоминай , заодно и дату может назовешь, когда этот маршрут был великолепный.
Вот если бы наши власти повернулись в сторону этой проблемы, и закупали хотябы по 3-4 вагона в год, тогда да, а так смотреть стыдно на эти развалюхи- визитную карточку города.
такие современные, красивые трамваи как в Москве, Питере или скажем как в Волгограде я предпологаю у людей и настроение поднималось бы. И как я думаю самый главный вопрос, дождёмся ли мы вообще когда нибудь это самое обновление парка.
http://transphoto.ru/articles/1105/
хотя наверное да прямо как юбилей 112 летнего деда доживающего последние дни
текущее состояние позорное.
нового (молодого) ничего нет. Оставил ли этот дед память о себе..? наверное будет что то вроде памятных табличек.
одно сплошное неаргументированное словоблудие и балабольство. поэтому спорить с ними - себя не уважать.
трамваю некого перевозить.
мне они как автособственнуюжопувозу не мешают, но весь пролетариат ради которого трамвай был построен уже или купил авто или торгует трусами в рубинах.
2) Техника изношена
3) Средства ремонта и обслуживания тоже наверняка изношены, и имеют низкую совместимость с современными трамваями
4) маршруты и пути наверняка не оптимальны для текущей Твери
5) люди обслуживающие и управляющие трамваями наверняка тоже в большинстве своем уже не молодые.
6) Вероятно самые худшие показатели по времение заброски из пункта А в пункт Б для нашего города среди общественного транспарата.
7) на сколько я понимаю все это еще и не окупается.
чем тут гордиться?..
замкнутый круг какой то, поможет только детальный план по оптимизации вышеперечисленным пунктам. Где будет описано как и что будет делаться. + капитальные вложения, которые наверняка не окупятся быстро.
Хотя возможно если отдать трамвай на откуп частникам, только тем кто реально в них вложиться.
+ пообещать различные привилегия.. начиная от цен на электричество и заканчивая льготами в предоставление различных территорий, организации движения и всяческих содействий. То может быть получиться.
все решаемо, 60 лямов город покрасить нашли, фейерверки в день города тоже пускают. дороги сделать тоже нашли. вопрос желания.
так сказать принудительный левел ап...
Да и напишите плюсы оставлять такие трамваи с такими рельсами в Твери на данный момент.
Вы сами пишите, что трамвай трогать в Твери нельзя ,
потом пишите " я против нынешних рельс и самой системы путей в нынешнем виде категорически ".
Ну лично от меня -адын минус- в противовес "плюс адын" от TVERSKOY_SK
Вижу острую необходимость проложить новую ветку, хотя бы временную и одноколейную по ул. Шишкова и дальше по Бежецкому шоссе до 11 км.
И с тех пор с трамваями в этом городе становится только хуже. И если его уберут - для города будет только лучше! А вот троллейбусы надо развивать, увеличивать количество маршрутов и машин на линии. Кроме того, что трамваи занимают полезную площадь дороги - они ещё своими вибрациями разрушают и покрытие дорог, и окружающие постройки.
Этого зомби под названием "тверской трамвай" надо упокоить и почтить его память!
А критикам "жоповозок" - Вам завидно? Не можете купить? Или любимую мозоль отдавили?
этого зомби надо привести в порядок, вот тогда я с удовольствием оставлю их в гараже и поеду спокойно с книжкой на работу, как ездит весь нормальный мир.
да и с бодуна без палева ездить.
сейчас увы, не получается. либо 2 пересадки и час в дороге, либо 2 маршрутки со всеми прелестями формулы 1. нах не надо. а что до троллейбуса/автобуса, пробовал, удивлялся, почему же они всегда в пробках застревают.
очень уж логика похожа на этих, не буду выражаться, а то роскомнадзор тиа аштрафует.
http://www.tvernews.ru/folk/140050/
У меня тоже есть дети, которые ездят в школу. И если вы посоветуете маршрут ТРАМВАЯ из Южного на Вагонку - то я сына буду отправлять в школу на нём. А так он ездит или на 30 автобусе или на маршрутке.
А вот на это - " которым нужно ездить на кружки всякие ( а мы раньше в детстве и так катались)), просто чтобы город посмотреть интересно было) и о пожилых, и о мамочках с санками зимой и с колясочками..." - только не нынешний трамвай!!!!
Автобус, троллейбус, но не громыхающее, холодное, дырявое чудовище! То что в этом городе выдают за трамвай - НЕ ВЕРЬТЕ!!!!! ЭТО НЕ ТРАМВАЙ!!!! Это жалкая пародия на общественный транспорт!
P.S. "Нам всем воздастся по заслугам" - покажите мне аргументированно где я рассуждаю как быдло? А то от ваших аргументов несёт жлобством и запахшок руководящего работника МУП «Городской электротранспорт» пробивается.
увы, но желания и ума хватает только на то чтобы сломать. это всего касается в том числе и этой страны.
А то вот любят у нас "аргументировать", мол "Вибрация от этих трамваев - жуть!". А вот подумать, что с десяток минимум лет трамвайные пути толком не обслуживались, ясен хрен вибрация будет - жуть.
С десяток лет дороги бы не ремонтировали, что бы было? Так ведь нет же - каждую весну - вой до небес.
Про площадь тоже поспорить можно. Даже если трамвай перевозит 10 человек, то площадь он занимает много меньшую, нежели, если бы эти 10 человек поехали б каждый на своём авто. И троллейбус - тут не выход. Он ровно так же движется ровно по тем же дорогом, что и автомобиль. Он ровно так же стоит с ними в пробках. Тем более, что "выделенку" для троллейбуса/автобуса организовать в разы сложнее, чем для трамвая.
По вопросу трамвая из Южного - ну вспомните - сколько было маршрутов, а сколько осталось.
Если б трамвай планомерно не убивали - так вполне реально, что от Южного до Вагонзавода можно было б доехать минут за 20.
Однако, хрен там.
И вот это всё нытьё, что надо к чертям добить трамвай, что нефиг на него деньги тратить, что надо закатать рельсы в асфальт - это всё от скудоумия и нежелания просчитать последствия подобных действий на пару шагов вперёд.
И, абы избежать недопонимания, я не против троллейбусов и автобусов. Я против их развития в ущерб трамваю.
Я против нынешних раздолбанных подвижного состава и путей. Я "против" точки зрения Тверского_СК, о добивании трамвая, и последующего его восстановления с нуля. Это настолько глупо, что даже призывы убить трамвай и больше его никогда не "заводить" - несколько более разумны.
Я "за" планомерную и постоянную реконструкцию путей и подвижного состава. Я "за" ограничивание площади движения личного транспорта в пользу трамвая.
Т.е аргументов не принимаем, ибо упёртый как баран.
---- хочу ещё одну полосу для автомашинки - стояли в 3 ряда перед мостом, а хотим стоять в четыре ряда --- так что ли?
И будет тебе -щастье-. Тогда точно - аминь городу, ибо транспортный коллапс.
И конечно тебе лень читать научную литературу о транспорте - современных принципах организации дорожного движения и общественного транспорта, об инфраструктуре городов (транспортной и пешеходной), об урбанистике.
TVERSKOY_SK, пойми важную важную вещь - самые простые решения не всегда самые лучшие (особенно с учетом дальней перспективы).
Так что, Штирлиц, учи матчастm, чтобы не стать клоуном на ТИ@
Ну ты клоун, Штирлиц.
Что вы предлагаете неудачник?
1.1 Обеспечение свободного движения трамвая (выделение полосы для трамвая разметкой с запретом движения автотранспорта и видеоконтрлем нарушений).
Упорядочивание графика движения, создание одного-двух нормальных маршрутов (как вариант №5 и №10) - перевод на них наиболее исправных вагонов. Затраты минимальны
Поэтапный ремонт путей - помаршрутный
Сначала центр - Тверской проспект, далее
Далее капремонт вагонов и закупка вагонов после капремонта из европы (Татры за 1,5-2 ляма руб. - отъездят15 лет)
1.2 Создание единой системы маршрутов транспорта трамвай-автобус-троллейбус с убиранием дублирующих маршруток, сокращение маршруток
1,3 Единая система оплаты - билет на 60 мин. - с пересадками
1,4 Единое предприятие ОТ в Твери (трамвай плюс троллейбус плюс автобус) - Тверьгортрнас
2. Дороги
2.1 Парковка
Убрать парковку с магистральных улиц - это сразу даст так желаемую вами ещё одну полосы для машин.
Принудительная эвакуация нарушителей
2.2 Реорганизация схем движения на ключевых перекрестках
Приоритет движению Заволжье-Центр (мосты через Волгу).
Продуманное введение добавочных секций "стрелок"
2.3 Расширение правых полос на перекрестках для поворота направо.
Это минимум.
"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" © классика
Очень хорошая подборка, только несколько неточностей. В 1931 году трамвай сразу был пущен до Вагонного, а не до заставы. 18-й, по-моему, закрыт в середине 1990-х, совсем немного он существовал. 7-й отменили ещё в 1990 году, не стали его восстанавливать после завершения ремонта пути на ул. Дарвина и Спартака. Ну, и кое-что устарело:в этом году наконец убрали рельсы на пересечении с Окружной дорогой.
1,2 км - 75 миллионов рублей
1 км рельсового пути трамвая 20 млн. руб. (в две стороны - 40 млн. руб), плюс покрытие. Итого те же 75 млн.
Экономист, блин, хренов.
1.Стоимость трамваев
2.Стоимость электричества
3.Содержание сетей
4.ЗП персонала
5.Обслуживание трамваев.
1,2 км - 75 миллионов рублей
1 км рельсового пути трамвая 20 млн. руб. (в две стороны - 40 млн. руб), плюс покрытие. Итого те же 75 млн.
По вашему получается , 75-40 =35
Что за 35 млн значит дорогу должны будут делать 1,2 км?
"Что за 35 млн значит дорогу должны будут делать 1,2 км?"
Это что?
Разговор идёт о равноценности стоимости ремонта 1 км автодороги и 1 км трамвайных путей (двухколейных). И эти цифры я привел, чтобы прекратить пустые разговоры о "высокой стоимости трамвайных путей".
Тем более, что пути отремонтированные служат по 10-15 лет (с мелким ремонтом), а дороги у нас каждые 3-5 лет ремонтируют.
Вот если посчитать общую стоимость годиков за 15, тогда цифры вообще станут в пользу трамвая.
Но об этом трамваефобы не любят говорить - вам проще тыкать мифической огромной стоимостью трамвая. Только это не честно.
Да и по поводу "руководящего работника МУП «Городской электротранспорт» " никаких комментариев от вас не было!
Я угадал с местом работы?
Слово просто неприятное Быдлом, толстомордым и толстожопым, от него прёт.
Ты б вот только говниться заканчивал и обосновал свою точку зрения - цены б тебе не было.
например если сделать им выделенку в центре (от капошвары до моста, какие то несчастные полтора километра) это уже ускорит их раза в полтора.
лучше конечно начинать с ремонта.
можете оскорблять или гадости писать но это риалии нашей жизни ,
такой травай и такие трамвайные пути только в переплавку.
Что скорее всего мы в скором времени и увидим.
у них бегают, а у нас руки из жопы растут, у всей страны. и мозга нет. поэтому нам проще закопать, чем что-то сделать. умеем только покупать и продавать.
Что за город в России где бегают довоенные трамваи?
я вам к тому, что 60 лямов на покраску домиков для "огня вор-олимпиады" и фейерверк город находит с легкостью, а на трамвай денег нет. парадокс
Ну а что делать... Ну, хотя бы для начала, на выборы ходить и прокатывать представителей ПЖИВ! А то сейчас ни с одного депутата ответа не спросить!
Да и вообще ситуация в стране напоминает древнюю поговорку - "Собаки лают - а караван идёт".
И задал вопрос - а планируется ли вообще развитие трамваев, покупка новых составов, прокладка новых современных путей для легкорельсового транспорта.
Так вот, мне ответили:
1) трамвай и общественный транспорт в целом - это социально значимый транспорт (кто бы сомневался?)
2) На этот общественный транспорт выделяются субсидии из городского бюджета (мне кажется или они не правильно прочитали что я им написал?)
3) в последующие годы будет выделено NNN млн рублей на покупку _проводов_ для ремонта контактной сети (я вообще-то не про ремонт не спрашивал)
И самое главное: не было ответа на единственный вопрос: а планируется ли _развитие_ сети и закупка современного состава.
Ни кто не заинтересован в развитии, это очевидно. Кроме жителей города, конечно. Но их традиционно ни кто не будет слушать, не они же тут живут ))