20 Апреля 24, 19:10
Новости, Общество
28 Августа 2013, 10:49

Тверскому трамваю исполнилось 112 лет

Трамвайное движение в городе Твери было открыто 15 августа 1901 года (28 августа по новому стилю). В первую очередь была открыта линия от Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина) до Морозовской фабрики (нынешняя остановка «Пролетарка») длиной 4,5 км, во вторую очередь — линия от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяжённостью 2,8 км.

Владельцем Тверской городской железной дороги (первоначальное название трамвая) была франко-швейцарская «Компания тверских городских железных дорог и освещения». Как и все трамвайные хозяйства дореволюционной России, Тверской трамвай был прибыльным.

Все трамвайные линии первоначально были однопутными, имели разъезды. Ширина колеи составляла 1000 мм. Трамвайное депо было построено на берегу реки Тьмаки, вблизи нынешней улицы Софьи Перовской (на месте бывшего депо находится здание компании «Тверьэнерго»). Все вагоны были доставлены из Бельгии.

После октябрьской революции 1917 года трамвай был национализирован. С ноября 1920 года по апрель 1922 года движение не осуществлялось.

В мае 1930 года начались полномасштабные работы по перестройке трамвайной сети на широкую колею (1524 мм). 7 ноября 1930 года вступила в строй ширококолейная линия Железнодорожный вокзал — «Пролетарка». Вскоре трамвайная линия пересекла реку Волгу. В заволжской части города вначале был открыт участок до Ленинградской заставы, затем — до Вагоностроительного завода.

1 апреля 1933 года деревянное здание трамвайного депо полностью сгорело. Новое депо было решено строить на другом месте, вблизи нынешней площади Капошвара, примерно на середине пути от железнодорожного вокзала до центра города. Депо, известное сейчас как «Депо №1», вступило в строй в 1934 году.

Сегодня в Твери действует 6 трамвайных маршрутов, по которым каждый день курсирует 35 вагонов. Всего в парке насчитывается 79 вагонов. Общая длина трамвайных путей в Твери составляет 40 км. На должности водителей работает 92 человека.

МУП «ГЭТ» в свои ряды готов принять новых сотрудников. На базе предприятия действует комбинат, куда приглашаются все желающие, чтобы освоить профессию водителя трамвая и троллейбуса. Учебный процесс длится полгода, после этого выпускникам предоставляется работа.

Для справки:

Закрытые маршруты:

* № 1. Мигалово — Искож. (До 26 мая 1997 года года ходил по улице Софьи Перовской, Советской улице и улице Вагжанова. После закрытия трамвайного движения по Советской улице ходил до Искожа через проспект Победы — площадь Терешковой, закрыт в середине 2000 г.) * № 2. Мигалово — Автовокзал. (Закрыт 26 мая 1997 года в связи с закрытием трамвайного движения по линии ул. Софьи Перовской — ул. Советская.) * № 3. ДСК — дер. Старая Константиновка. (Закрыт 27 июля 2010 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток») * № 4. ДСК — Искож. (Закрыт 1 июня 2004 года, в связи с закрытием трамвайного движения через Восточный мост. Первоначально проходил по Советской улице, в связи с закрытием трамвайного движения по улицам Советской и Вагжанова в 1999 году, проходил через Тверецкий мост — улица Туполева — Восточный мост.) * № 7. ДСК — Мигалово. (Закрыт в 1993 году, в связи с ремонтом Нового Моста. Совершал поворот с Тверского проспекта на проезд Дарвина, после закрытия на ремонт Нового Моста 7-й маршрут непомерно удлинялся, в связи с чем было принято решение его закрыть.)

* № 8. Искож — Автовокзал. (Закрыт 10 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток».) * № 9. КСМ-2 — бульвар Цанова. (Закрыт в 1993 году в связи с Ремонтом Нового Моста, проходил по линии улица Вагжанова — улица Советская.) * № 12. Южный — Мигалово. (1 февраля 2004 года был сокращен до Республиканской улицы, закрыт 12 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток». После многих сокращений трамвайной системы он почти совпал с 13 маршрутом трамвая.)

* № 15. Южный — дер. Старая Константиновка (До 1 июня 2004 года проходил по Восточному мосту, после проходил через Тверецкий мост — Тверской проспект — проспект Победы. Закрыт 20 апреля 2009, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Таким образом, с закрытием 12-го, 15-го и 17-го маршрутов линия на Южный не эксплуатируется.)

* № 16. Мигалово — дер. Старая Константиновка. (Сезонный маршрут, ходил в весенне-осенний сезон по выходным дням; изначально поворачивал с проезда Дарвина на Тверской проспект, далее через Тверецкий мост до Константиновки. После демонтажа поворота на площади Капошвара ходил через проспект Победы — площадь Терешковой — Восточный мост. Закрыт в 2001 году.)

* № 17. Южный — Искож. (Маршрут-полуэкспресс: работал по рабочим дням в часы пик. Первоначально закрывался в конце 90-х - начале 2000-х, но при закрытии Восточного моста и запуска 15-го маршрута через Нового Моста 17-й маршрут дважды восстанавливался. Окончательно закрыт 10 октября 2009 года, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Таким образом, с закрытием 8-го и 17-го маршрутов линия на Искож не эксплуатируется.)

* № 18. ДСК — ул. Кольцевая. (Закрыт в 2001 году, официальная причина: «низкий пассажиропоток». Самый молодой трамвайный маршрут Твери, открытый в 1993 году, не проработал и 10 лет.)

Закрытые линии:

* В 1993 году были демонтированы стрелки поворота с Тверского проспекта на пр-д Дарвина (пл. Капошвара), который использовался 7-м и 16-м маршрутами. Сам поворот был разобран только в 1999 году. Изоляторы контактной сети на растяжках сохранились до сих пор.

* 26 мая 1997 года была закрыта часть линии на Советской улице, идущая от Тверского проспекта на Пролетарку, через ул. Софьи Перовской. Рельсы были демонтированы, улица была капитально отремонтирована.

* 3 мая 1999 года был запланирован ремонт дорожного полотна на Советской, на время которого 3-й и 4-й были перенесены на Проспект Победы. Однако после окончания ремонта маршруты назад не вернулись, и линия, идущая от площади Гагарина по ул. Вагжанова и ул. Советской до Тверского проспекта, была закрыта. Контактная сеть была демонтирована, стрелки и повороты на линию разобраны. Основной рельсовый путь демонтирован не был.

* 1 июня 2004 года началась реконструкция Восточного моста, соответственно трамвайное движение по нему прекратилось, маршрут № 4 «ДСК — Искож» был закрыт, а маршрут № 15 «Южный — дер. Старая Константиновка» был перенесен на проспект Победы. В случае, если снимут линию по Тверскому проспекту, возможно возобновления движения, однако несмотря на проведённый ремонт, Восточный мост находится в полуаварийном состоянии. Это, к сожалению, является основным препятствием восстановлению трамвайного движения.

* 20 апреля 2009 года была закрыта линия ул. Республиканская — Мигалово, 14-й маршрут укорочен до ул. Республиканской.

* 12 октября 2009 года отменены 8-й, 12-й и 17-й маршруты и соответственно закрыто движение в Южный и на Искож.

* 29 мая 2011 года начался демонтаж участка линии «Республиканская — Мигалово» — единственного в России участка трамвайных путей, пересекающегофедеральную трассу «Россия» — в связи со строительством транспортной развязки. При начале строительства трамвайное движение планировалось сохранить. Самое смешное, что в итоге рельсовый путь был демонтирован на всём участке, кроме непосредственного пересечения с трассой.

* 25 августа 2011 был разобран небольшой участок рельсового пути в посёлке Крупской возле дома №13 по Бурашевскому шоссе.

* 12 июля 2012 года в рамках капительного ремонта Восточного моста начался демонтаж трамвайных путей, движение по которым не осуществлялось с июня 2004 года. После ремонта трамвайную линию на мосту решено оставить.[10]

* С 14 по 26 ноября 2012 года по причине плохого состояния путей была закрыта линия от площади Капошвара до бульвара Цанова.[11]

* С 30 ноября 2012 по 26 апреля 2013 года не эксплуатировалась линия от КСМ-2 до Старой Константиновки.

* С 28 мая 2013 года до 29 июня 2013 в связи с уширением межпутевой колеи на пересечении проспекта Победы и Волоколамского проспекта вновь была закрыта линия от площади Капошвара до бульвара Цанова [12]

* В начале июня 2013 года начался демонтаж трамвайных путей на улице Орджоникидзе от площади Гагарина до площади Терешковой.

ФОТОГРАФИИ краеведческого музея г.Твери, музея ТТУ, Центрального кинофотоархива СССР и из частных коллекций. Фотографии размещены на сайте http://photo.tramvaj.ru/tver_old.htm

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх