29 Марта 24, 09:13
Новости, Культура
30 Января 2013, 14:29

В Твери исполнят Духовный концерт Дюка Эллингтона

31 января в 18.30 в Тверской областной филармонии начнётся Духовный концерт (Sacred Concert) Дюка Эллингтона в исполнении Московского ансамбля солистов ВОЛГАORCHESTRA и Концертного хора (г. Москва).

Хормейстер – Александр Соловьёв, дирижёр и солист – Лауреат международных конкурсов Павел Новиков-Растопнин (саксофон, г. Москва), Ирина Чувакова (вокал, г. Москва), Фёдор Строганов (орган, г. Москва).

В последние десять лет жизни делом первостепенной важности для Дюка Эллингтона стало сочинение «Духовных концертов». Мы не знаем точно, когда и по какой причине решил Эллингтон посвятить свое дальнейшее творчество служению Богу – он видел себя «посланником Божьим». Однако Эллингтон никогда не относился к числу прилежных прихожан. Работая допоздна, постоянно разъезжая, он просто не имел возможности часто посещать церковь. Во всяком случае, он не оставлял в своем расписании времени на визиты в церковь.

Тем не менее, сомнений в искренности его религиозного чувства быть не может. Он утверждал, что несколько раз перечитал Библию, и его действительно не раз видели с Библией в руках глубокой ночью после утомительного дня. Но, по всей видимости, религиозное чувство пробудилось в нем уже в зрелом возрасте.

Эллингтон написал три комплекса пьес, известных как «Первый, Второй и Третий духовные концерты». Первые два исполнялись много раз; как всегда, от исполнения к исполнению их содержание несколько менялось.

Каждый концерт содержит около дюжины пьес, связанных между собой лишь тем, что все они имеют религиозную тематику. В последнем концерте любовь является основной темой большинства номеров.

Примерно треть музыки «Духовных концертов» – это джаз, точно такой, какой игрался оркестром в клубах и концертных залах (включая и джазовые соло). Остальное – речитативы, хоры и вокальные соло, исполненные оперными голосами, не имеющими джазовой подготовки. Духовные концерты, как и большинство других крупных произведений Эллингтона, довольно бессистемны, и отдельные их номера мало связаны между собой. Одни длятся пятнадцать минут, другие всего три. Но коль скоро эти композиции названы концертами, мы не вправе требовать от входящих в них пьес более глубокой связи, чем между номерами обычного концерта.

Свои духовные концерты (1965, 68 и 73 гг.) Эллингтон называл «самым важным, что я когда-либо делал». По форме, содержанию, особенностям исполнения они не имеют аналогов в мировой практике. Их можно определить как джазовую ораторию и отнести к числу шедевров музыки ХХ века. «Духовные концерты» от создателя огромного количества знаменитых джазовых стандартов и культовой фигуры в мире джаза Дюка Эллингтона лишний раз доказывают, что джаз способен воспринять любые, даже самые неожиданные влияния и остаться при этом самим собой.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх