На выставке в Третьяковской галерее представлены 60 самых ярких и показательных произведений для коллекции Тверской картинной галереи
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи, который расположился в Лаврушинском переулке, состоялась пресс-конференция, посвященная открытию тридцать шестой выставки федерального проекта «Золотая карта России». На этот раз столичной публике представлены лучшие музейные полотна Тверской областной картинной галереи – одного из старейших региональных художественных музеев России.
В конференции приняли участие Лидия Ивановна Иовлева, заместитель Генерального директора Третьяковской галереи по научной работе, Нина Глебовна Дивова, заведующая выставочным отделом, Татьяна Савватеевна Куюкина, директор Тверской областной картинной галереи и Елена Владимировна Шевченко, председатель Комитета по делам культуры Тверской области.
Татьяна Куюкина рассказала, что фонды музея, открытого для широкой публики в 1866 году, в настоящее время насчитывают около 40 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XIII–XXI веков. Предмет особой гордости музея – коллекция живописи, составляющая более семи тысяч экспонатов. На выставке в Третьяковской галерее представлены шестьдесят наиболее ярких и показательных для коллекции музея произведений первой половины XIX века, периода правления двух императоров – Александра I (1801–1825) и Николая I (1825–1855), известного в культуре России как эпоха романтизма.
Уникальность собранию галереи придает одна из лучших в России коллекций русского портрета. На выставке этот жанр представлен в широком диапазоне: от камерного до парадного портрета кисти крупнейших художников конца XVIII – начала XIX века В.Боровиковского, В.Тропинина, А.Венецианова. В экспозицию вошел «Портрет Александра I» (1809) кисти придворного живописца Павла I Степана Щукина, которого считают предтечей создания романтического портрета. Особый интерес представляет ряд портретов кисти неизвестных местных художников, отличающихся самобытностью и высоким художественным уровнем: «Портрет купчихи в красной шали» (1-я четверть XIX века), «Портрет жены протоиерея Можжухиной» (1830-е) и другие.
Жанр пейзажа представлен произведениями выдающихся художников своего времени. Полотно Ф.Алексеева, мастера «перспективной живописи», «Вид на биржу и Адмиралтейство от Петропавловский крепости» (1810-е.) – одно из лучших в коллекции музея. В традиционный парадный ландшафт художник вводит тему повседневной жизни города; ощущению общей гармонии способствует тонкая живописная разработка световоздушной среды.
Творчество Ф.Алексеева оказало большое влияние на С.Щедрина («Сорренто». 1825), в произведениях которого классицистическая строгость уступает место романтическому восприятию природы. Многообразие мотивов, расширение географии пейзажа предстают в работах И.Айвазовского. Пейзажи И.Айвазовского, М.Воробьева, братьев Чернецовых наряду с другими произведениями живописи и графики русских мастеров XIX века были переданы в музей в 1922 году собирателями М.М.Грачевым и А.П.Катковой.
Особое внимание в экспозиции уделено произведениям А.Венецианова и его школы. В творчестве мастера бытовой жанр сформировался в стройную художественную систему. Московскому зрителю предоставлена редкая возможность увидеть одну из лучших картин художника, являющуюся визитной карточкой музея и потому редко покидающую его стены, – «Пастушок с дудкой» (1825).
А.Венецианов организовал в приобретенном в 1815 году имении Сафонково в Тверской губернии художественную школу для детей крепостных крестьян. Среди полотен учеников А.Венецианова – работы Н.Крылова, Г.Сороки, а также А.Тыранова, происходящего из тверских мещан. Некоторые из этих произведений были приобретены в коллекцию музея еще во второй половине XIX века.
На выставке можно увидеть важное для музея приобретение 1998 года – «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» (1846) Г.Сороки. На картине изображена усадьба Милюковых на фоне романтического пейзажного парка. Эта работа была известна только по описанию Н.К.Милюкова, внука владельца художника, опубликованному в журнале «Старые годы» в 1916 году. Затем следы картины были утеряны. В конце ХХ века полотно было обнаружено в одном из частных собраний в Твери и после подтверждающей экспертизы приобретено в коллекцию галереи. Произведение поступило в плохом состоянии и предстало перед зрителем только после проведения сложнейшей реставрации.
Выставка, которая будет открыта до 25 ноября 2012 года, позволит москвичам и гостям столицы получить представление о коллекции Тверской областной картинной галереи, а также увидеть неизвестные московской публике работы русского искусства первой половины XIX века.