В Тверской области с 9-метровой глубины озера подняли артиллерийский тягач «Сталинец». Это был самый тяжёлый подъём за всю историю поискового движения
Об утонувшем зимой 1942 года в озере Усодица Западнодвинского района тракторе «Сталинец» знали многие поисковые отряды, и многие даже пытались его поднять. Однако, как выяснилось, прав был классик: «Ох, нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота!». В течение месяца тверские поисковики совместно с Министерством обороны РФ, поисково-реставрационным центром «Арьергард» (Москва) и псковскими водолазами и специалистами по подъёму тяжёлой техники доставали из болотной трясины её добычу.
Несмотря на то, что трактор утонул в озере, вокруг него на несколько километров тянутся труднопроходимые болота, ближайшая жилая деревня называется Хорланово, где и располагался в одном из домишек поисковый лагерь. «Сталинец» лежал на глубине 9 метров, водолазам пришлось работать в абсолютно непроницаемой жиже, чтобы сначала достать останки тракториста, а потом обмотать тросами саму машину.
Планировалось, что трактор, весом около 12 тонн, поможет достать огромный гусеничный плавающий танк, высотой 3 метра, который специально военные пригнали в Тверскую область из Санкт-Петербурга. Он способен перевозить даже КАМАЗы.
- Мы думали, что нагрузим танк лесом, доберёмся на нём до озера, построим из брёвен плот, кран, вытащим трактор лебёдкой и погрузим его на этот же самый танк. Машина специально приспособлена для езды по болотам, поэтому мы, конечно, возлагали на неё большие надежды. И вот, отъехав на 400 метров от деревни, эта громадина погрузилась в трясину, ушла на 2,5 метра. Поэтому нам сначала пришлось в течение 2 дней доставать этот вездеход и отправлять его обратно, а потом уже думать, как же нам вытаскивать «Сталинец», - рассказывает Сергей Титков, руководитель ВПЦ «Подвиг».
И придумали-таки башковитые псковские военные инженеры, разработали целую конструкцию из полиспастов и толстых стальных, неподъёмных тросов, которые тянули поисковики на себе все 1,5 километра. Общий вес составил 8 тонн. Посильную помощь оказывало и местное население. Фактически вручную, с помощью этой полиспастной системы и одного трактора Т130, и был вытащен артиллерийский тягач.
По болотам суровые мужики продвигались только по узкой натоптанной местными тропинке: шаг вправо, шаг влево – провалишься в трясину. Затем во время нескончаемых каждодневных дождей (за месяц только 5 денёчков были солнечными) вырубали просеку для трактора, делали деревянные настилы, и тянули-тянули на плечах стальные тросы.
- Так и продвигались: трактор отъедет метров на 100, а мужики на руках потом перетаскивают полиспасты, вшестером, по этой непролазной жиже. А «Сталинец» продвинется метров на 10. Тросы аж «визжат» от напряжения, мы в такие моменты за большие деревья прятались метрах в 20. Если трос оборвётся, он всё вокруг как масло срежет. Труд, конечно, титанический. Так за день наломаешься, думаешь – сейчас приедем в лагерь, печку затопим, горяченького чего-нибудь сготовим, поедим и спать. А как приезжали в 9 часов вечера – да ну её эту печку, и это горяченькое. Сухпаёк – и сразу отрубались, потому что в 7 часов был подъём.
Ещё в первые дни операции по подъёму тягача водолазам удалось поднять останки водителя, которые передали в Ильинскую поселковую администрацию для перезахоронения. Кстати, место, где утонул «Сталинец», указала поисковикам ещё лет 15 назад местная жительница. Погибший парень был её ухажёром, жителем то ли города Белый, то ли Бельского района. И утонул он у неё на глазах. В 1942 году на льду озера Усодица располагался временный аэродром «подскока» для маленьких лёгких самолётиков: Ан-2, например. Солдат-тракторист на тягаче расчищал взлётную полосу о снега. И то ли не рассчитал, то ли лёд оказался не столь крепким, но вдруг машина начала заваливаться и уходить под лёд. Одна из дверей в кабине трактора не открывалась, она была заблокирована канистрой. Поэтому парень и не смог выбраться. Вот такая трагическая история.
- Останки мы подняли, их обязательно перезахоронят. А потом на поверхность всплыл деревянный медальон, правда, записка с личными данными бойца в очень плохом состоянии, практически разложившаяся. Но всё равно попытаемся хоть что-то прочесть, чтобы установить имя. А медальон передадим в местный музей.
Трактор «Сталинец», поднятый из тверских болот, отправили на реконструкцию в Великие Луки. Кстати, машина в очень хорошем состоянии: нет ржавчины, механика исправна, у него даже рычаги все действуют, в целости и приборы, в баках были топливо и масло. По словам Сергея Титкова, тягач этот уникальный. Их вообще в мире насчитывается в музеях штук 6-7, не больше, но все они без кабины. А вот тверской трактор с заводской кабиной. И хотя она во время подъёма сложилась, реставраторы смогут её восстановить. И поедет уже своим ходом «Сталинец» в какой-нибудь музей. Это уже будет решать Министерство обороны.