В Японии вспоминают уроженца Тверской области Николая-до
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье возглавит Божественную литургию в токийском Воскресенском кафедральном соборе Николай-до, названном так в честь святого равноапостольного Николая (Касаткина, 1836-1912), а затем и другие торжественные мероприятия, посвященные 100-летию преставления этого выдающегося миссионера -основателя Японской православной церкви, сообщаеют РИА-Новости
К юбилею его кончины приурочен начавшийся в пятницу визит предстоятеля Русской православной церкви в Японию. Прилетев в Страну восходящего солнца, патриарх Кирилл отметил, что за полвека служения на этой земле архиепископ Николай Японский создал Церковь, насчитывавшую более 30 тысяч человек.
"То, что совершил святитель Николай за столь короткий срок, является практически беспрецедентным в мировой практике миссионерства", - сказал патриарх.
В воскресенье он совершил богослужения также на месте погребения Николая Японского, на могилах японских православных архиереев на кладбище Янака и посетит подворье Русской православной церкви в Токио.
НИКОЛАЙ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин (1836–1912) — архиепископ, основатель Русской православной церкви в Японии.
Родился 1(13) августа в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Смоленской губернии (Ныне Тверской) . Бойкий деревенский парнишка был послан учиться в Смоленскую духовную семинарию. А в августе 1857 г. бурсак Касаткин в числе лучших учеников отправляется в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В канун окончания 4-го курса открылась вакансия священника при Российском императорском консульстве в японском городе Хакодатэ. Иван Касаткин сразу решил начать службу пастыря в чужой стране.
В конкурсе участвовало двенадцать студентов старшего курса. Касаткин победил. И подтвердил свое желание принять иночество. Отборочная комиссия, состоявшая из церковных иерархов, отправила свое решение в Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде. 23 июня 1860 г. стал днем пострига Ивана Касаткина в монахи. Его нарекли Николаем, в честь святителя и великого чудотворца Николая.
Спустя пять дней инок Николай был рукоположен в иеродиаконы, а ровно через сутки, 30 июня 1860 г., он был возведен в духовный сан иеромонаха.
Николай опоздал на последний пароход, уходивший в Хакодатэ. Пришлось прожить зиму и весну в Приморье. С открытием навигации, как только сошел лед в устье Амура, отбыл в Японию. В Хакодатэ он появился мало того, что без гроша в кармане, да еще с большим долгом. Казначей одной береговой морской части ссудил бедному монаху сто рублей серебром.
В Хакодатэ Николая встретил консул Гошкевич. Консул не стал скрывать, что отца Николая ожидали трудности. За три года, пока существует консульство, сменилось два священника. Оба не хотели изучать японский язык, без знания которого миссионерство сводится к нулю.
Первые семь лет своего пребывания в Хакодатэ настоятель консульской церкви серьезно занимался изучением японского языка, истории и культуры, а в часы досуга пытался делать переводы из некоторых священных и богослужебных книг. Научился расшифровывать иероглифы, что дало ему возможность знакомиться с книгами по литературе и искусству, а также с буддистскими религиозно-нравственными сочинениями. К этому времени, то есть к 1865 г., относятся и первые пробы пера. Иеромонах Николай начинает сотрудничать с газетой «Восточное Поморье», выходящей в Николаевске-на-Амуре.
Материальное положение иеромонаха Николая было такое, что он считал каждый грош.
В 1869 г. епископ Иннокентий посоветовал отцу Николаю ехать в Санкт-Петербург и добиваться открытия миссии. В столице к просьбам гостя из Японии отнеслись благосклонно. В Хакодатэ отец Николай уже вернулся в новом качестве — главой Русской духовной миссии и в священническом сане архимандрита. Было это в 1870 г.
Переехав в Токио, архимандрит Николай принялся за свое святое дело. Им были созданы духовная семинария, катехизаторские школы. Издавались первые в Японии русские журналы «Православный вестник» (на русском и японском языках) и «Уранисики» («Скромность»), знакомивший японских читателей с историей, культурой, литературой России. На первых порах это устраивало отца Николая, но все-таки главная его цель была иной — воздвигнуть кафедральный собор.
В 1879–1880 гг. отец Николай посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Одессу: собирал добровольные пожертвования на строительство храма в Токио.
Собор Воскресения Христова, позже получивший неофициальное название Николай-до, был построен в Токио в 1891 г.
В апреле 1906 г. епископ Ревельский Николай (в этом сане — с марта 1880 г.) был возведен в архиепископское духовное звание. За полувековую деятельность святителя Николая в Японии насчитывалось 31 984 верующих, 265 церквей, 41 священник, 15 хоровых регентов, 121 катехизатор. Отец Николай перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги. Он внес большой вклад в установление и развитие российско-японских связей.
16 февраля 1912 г. архиепископ Николай скончался в возрасте 75 лет в Токио и был похоронен в пределах собора Воскресения Христова. В 1978 г. над его могилой была возведена белая часовенка. Спустя полвека после кончины преосвященный Николай был канонизирован. Каждое 16 февраля ежегодно отмечается День Святого равноапостольного Николая Японского.