20 Апреля 24, 16:51

Владимир Платов, последнее интервью. "Курить и выпивать меня Ельцин научил..."

Через пять лет после того, как не стало Бориса Ельцина, из жизни в возрасте 65 лет тихо ушел друг первого российского президента Владимир Платов. С 1995 по 2003 год Платов был губернатором Тверской области. Корреспондент "Собеседника" навестила отставного губернатора за несколько недель до его ухода из жизни. Видимо, это было последнее интервью Владимира Игнатьевича.
Текст интервью с сайта "Собеседник.ру":
"Через пять лет после того, как не стало Бориса Ельцина, из жизни в возрасте 65 лет тихо ушел друг первого российского президента Владимир Платов. С 1995 по 2003 год Платов был губернатором Тверской области. Потом по сфабрикованному делу его посадили в тюрьму. Тоже «по-тихому». Наш корреспондент навестила отставного губернатора за несколько недель до его ухода из жизни. Видимо, это было последнее интервью Владимира Игнатьевича.
После выхода из тюрьмы Владимир Платов скромно жил один в небольшой квартире на окраине Владимира. Сильно болел. Молодая жена не дождалась его из тюрьмы, ушла, забрав дочь. Только маленький котенок, подброшенный кем-то из соседей, скрашивал одиночество некогда большого человека.
Мой собеседник курил одну сигарету за другой. Хотя врачи запрещали.
– Курить и выпивать, кстати, меня Ельцин научил, – поделился Владимир Игнатьевич. – Я лет до 40 вообще не употреблял ничего крепче чая. И не курил. Борис Николаевич мне говорил: «Выпей, покури – помогает от стресса».
В Тверскую область столичные чиновники приезжали на охоту и рыбалку. Ельцин любил в баньке попариться. А охоту до фанатизма обожал Виктор Черномырдин. Правда, ему не везло.
– Мелкую птицу Виктор Степанович нормально стрелял, – продолжал Владимир Игнатьевич, – а вот как доходило до крупного зверя… Идем, допустим, на кабана – егерь нам точно сказал, что в конкретном месте стадо. Звоним Черномырдину: приезжай, ждем. Он приезжает – кабанов нет. Как Черномырдина нет – и медведь тебе, и лиса тут как тут. Стоило Виктору Степановичу появиться – из всей живности только утки.
А с семьей Лужкова Платов рассорился. Старший сын экс-мэра Москвы приехал охотиться в Тверскую область и учинил беспредел. Его просили не стрелять в самочек оленей (буквально накануне в заповедную зону были завезены несколько особей, чтобы жили и размножались на природе), а он застрелил аж двух.
Платов потребовал, чтобы ноги отпрыска мэрской семьи больше не было в окрестностях, и дружбе с Юрием Михайловичем сразу наступил конец.
А Анатолий Чубайс, с которым Владимир Игнатьевич тоже общался, часто водил его на концерты своих любимых артистов. В конце 90-х особым расположением «отца приватизации» пользовалась вовсю зажигавшая Надежда Бабкина.
Заводить дружбу с артистами у чиновников тогда только входило в моду. Политики поддерживали финансово певцов и актеров в обмен на то, чтобы потом, во время политической кампании, те поддержали кого надо. Большую часть своих состояний (бриллианты, особняки) звезды шоу бизнеса заработали не концертами, а благодаря дружбе с нужными людьми.
Сам Владимир Игнатьевич тесно дружил с юмористом Михаилом Евдокимовым.
Платова тверичане вспоминают добром. В области делали дороги, которые живы и поныне. Благодаря близости к ельцинскому окружению губернатору удавалось получать деньги на поддержку, например, социальной сферы – больниц и школ.
Один раз, вспоминал Владимир Игнатьевич, ему даже пришлось подпоить Бориса Николаевича в баньке и «под мухой» убедить Ельцина выделить энную сумму заводу в тверском городе Бежецке – там была крайне сложная финансовая ситуация.
– Ну, ты меня развел, как мальчика, подловил, – удивлялся потом Ельцин.
Но деньги завод получил.
Однако вскоре «развели» и самого Платова. И уже вполне серьезно.
– Это случилось в начале 2003 года. Год выборов, я должен был снова стать губернатором. Но тут мне выдвинули обвинение – якобы я украл 500 миллионов.
Речь шла о государственных среднесрочных облигациях администрации Тверской области, которые Платов и руководитель департамента финансов Александр Котляр будто бы разрешили незаконно передать одному из закрытых акционерных обществ. Суд определил, что действиями подсудимых области был нанесен ущерб на сумму свыше 474 миллионов рублей.
– Я эти деньги в глаза не видел! Но получил 5 лет тюрьмы. Поддерживали меня рабочие с завода, врачи из сельских больниц – в тюрьму пачками приходили коллективные письма. В 2005 году в тюрьме я узнал, что погиб Евдокимов. Для меня это стало большим ударом. Знаю, что его убили – перешел дорогу бандитам, которые рвались во власть. Миша и мне не раз говорил, что ему угрожали. Когда я выходил, один милицейский начальник признался: «Да знаю я, что вы невиновны. Просто понадобилось ваше кресло».
После Платова кресло губернатора занял молодой и амбициозный Дмитрий Зеленин. Он прославился в основном знаменитым «червяком», которого сфотографировал в тарелке с салатом на официальном приеме в Кремле.
«Наш «червяк» улетел со свистом», – не скрывали злорадства тверичане после отставки Зеленина, последовавшей вскоре за «фотосессией».
Дмитрия Вадимовича жители области недолюбливают. Потому что именно при нем началась повальная распродажа земель близ озера Селигер.
К продаже приложили руку и те, кто сейчас занимает высокие посты в Тверской области. Их особняки высятся рядом с озером.
– Я знаю: те, кто пришел после меня, первым делом создали земельный комитет, в чьи полномочия входила массовая и незаконная продажа земли, – сказал мне Платов. – Выгодный бизнес, что и говорить. Тверская область – это же богатейшие природные ресурсы. Густые леса, Селигер, Волга. Я настоятельно советую вам как журналисту поднять вокруг Тверской области как можно больше шума. Надо идти до президента, правозащитников, общественников. То, что творится в Тверской области – беспредел. К моим бывшим коллегам-чиновникам хочу обратиться с одним пожеланием: извинитесь перед народом, пока не поздно, верните то, что у людей украли. Неужели не понятно, что на том свете нет карманов?
Мой собеседник сказал, что жалеет о многом. Слишком доверял своим помощникам. Сейчас многие из них на плаву и тоже причастны к земельным махинациям. Обидно и то, что не почувствовал вовремя, как под него копали.
В финале разговора Владимир Игнатьевич признался, что ему в последнее время часто «снится Мишка (Евдокимов. – Авт.) – все какие-то бумаги дает и просит подписать».
Платова, как и юмориста, можно сказать, убили – из тюрьмы он вышел с напрочь подорванным здоровьем".
(В.Катаева)
Экс-губернатор Тверской области, а в последние годы обычный владимирский пенсионер Владимир Платов умер 16 апреля в одной из больниц города Владимира. Накануне ему стало плохо, он сам вызвал «скорую», и его госпитализировали. В больничной палате у Владимира Игнатьевича резко «прихватило» сердце, и его не успели даже довезти до реанимации. Ему было 65 лет.Хоронили Платова на погосте села Березняки Собинского района рядом с могилой, где покоится его бабушка, рядом с церковью. Во время траурной процессии пошел дождь. Проводить экс-губернатора Тверской области в последний путь пришли более пятидесяти человек. Простились с ним законная жена с двумя сыновьями, гражданская супруга с дочерью. Приехали представители администрации города Тверь и целый автобус с работниками Бежецкого завода, где Владимир Платов работал, пройдя путь от электрика до директора завода. Кто приехать не смог, прислали венки. Это Законодательное собрание Тверской области, Избирательный комитет Тверской области, Правительство Тверской области — всего около двадцати венков. Также законной супруге Владимира Платова пришли телеграммы соболезнования от Анатолия Чубайса, губернатора Липецкой области, бывшего губернатора Ярославской области. Нынешний губернатор Тверской области помог в организации похорон Владимира Игнатьевича...
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх