https://tvernews.ru/folk/55420

Автор

E1lka

Михаил Тверской в храмовой росписи Нового Афона

E1lka, 04 Октября 2012, 15:40
, 7
<p></p>

5 декабря День памяти общерусского святого князя Михаила Ярославича Тверского, чтимого всей православной церковью. Известен он и в Абхазии.

Крупнейшим Абхазким храмом является Свято-Пантелеимоновский собор Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, заложенный в присутствии императора Александра III в 1888 г. и освещённый в 1900 г. Боковые пределы 1-го и 2-го этажей собора освещены в честь небесных покровителей царской семьи.

Соборные росписи выполнялись в 1911-1914 гг. под руководством петербуржского архитектора Н.Н. Никонова, создавшего проект всего ансамбля Ново-Афонского монастыря. Расписывался храм несколькими бригадами иконописцев из села Палех Владимирской губернии (Владимирские богомазы) и московскими художниками. Предполагают, что в работе участвовал Михаил Васильевич Нестеров, великий художник, больше 22 лет занимавшейся церковными росписями и иконами (с 1890 г).

На северной стороне храма, в части, граничащей с западной стеной предела св. благоверного князя Александра Невского, изображён св. благоверный князь Михаил Тверской. Фигура князя расположена по центру фрески во весь рост. Руки прижаты к груди, в них крест (символ христианского вероисповедания и страстотерпцев) и книга. Образ прост, не выделен княжеской шубой. Из одежды - длинная украшенная шитьём рубаха с поясом, безрукавный плащ, скреплённый запанной и шапка.

За спиной у князя течёт река, на противоположном берегу которой расположен тверской кремль, восстановленный в 70-е годы XIII столетия.  Деревянные крепостные стены с боевыми башнями укрывают территорию, на которой находятся каменная церковь, каменные палаты и бревенчатая колокольня. Можно предположить, что белокаменный храм символизирует кафедральный Спасо-Преображенский собор, возведенный при жизни св. Михаила в 1285 г. и в дальнейшей своей истории выстроенный заново. Там же в 1320  г. были погребены его мощи.

Все удивительные по красоте росписи делают пространство единым и гармоничным. При этом общая целостность собрана из ряда сюжетных линий, в числе которых изображения святых русских князей. В центральной части храма смотрят друг на друга святая равноапостольная княгиня Ольга и святой равноапостольный князь Владимир. Стены северного нижнего предела украшены росписями образов святых благоверных князей Александра Невского, Михаила Черниговского, Бориса и Глеба, Андрея Боголюбского и среди них князя Михаила Тверского.

При этом можно отметить канонизацию около пятидесяти князей и княгинь. Этот чин святых русской церкви весьма обширен в общей малочисленности святых мирян и берёт начало с первых лет христианства на Руси (св.Борис и Глеб). В первое столетие монгольского ига происходит разрушение монастырей и прекращение монашеской святости. С этого времени и до конца XV столетия подвиг святых князей становится главным в церковном служении.

 

 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Оцените статью
   0  0

Комментарии (7)


  • 23:24 04 Декабря 2011
    0 1
    Зря старались, Оля! Сейчас у всех только "выборы" на уме.


    • 00:01 05 Декабря 2011
      1 0
      konbur, Не согласен!


      • 19:43 05 Декабря 2011
        0 0
        Очень рад, что ошибся.


    • 00:46 05 Декабря 2011
      0 0
      Не надо мешать дела духовные и светские.


  • 02:07 05 Декабря 2011
    1 0
    Очень интересный рассказ.


  • 13:55 05 Декабря 2011
    0 0
    Действительно очень интересная статья. И очень красивые фото.


  • 16:48 05 Декабря 2011
    0 0
    Был на территории монастыря, но в храме не был и не знал о фресках. Спасибо.


вверх