26 Апреля 24, 05:22

Не можем молчать!

9 февраля 2012 года в газете «Вече Твери» была опубликована статья Игоря Мангазеева «В дело Боярского вмешался… больничный лист». В этой статье, как и во многих других, опубликованных в СМИ за последнее время, делается очередная попытка разобраться в деле увольнения директора Тверской филармонии В.Е.Боярского. Но по сути ничего нового из неё мы не узнаём, всё это писалось в местной прессе, и уже не раз. Даже не углубляясь в смысл текста, становится ясно, что автор не совсем, как говорится, в теме. Иначе он не стал бы упоминать несуществующий филармонический коллектив «Камерный хор "Российская камерата"». Можно ли доверять автору, который заблудился даже не в трёх, а всего в двух соснах, объединив два коллектива под одним названием? Однако вовсе не это побудило нас открыто высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. Вместе с официальными данными в статье в очередной раз повторяются некоторые измышления, не отвечающие реальному положению вещей.

Так автор статьи пишет: «договор с директором был расторгнут из-за серьезных проблем в отношениях между коллективом и руководителем филармонии. Однако эта версия явно не подтверждается: коллектив, судя по всему, сохраняет нейтралитет». Итак, мы, как один из основных коллективов филармонии, хотим сказать своё слово и пролить свет на тёмные пятна в этой истории.

Начнём с того, что конфликтная ситуация, возникшая между артистами филармонии и её бывшим директором, началась не сегодня и даже не вчера. При всех положительных качествах Боярского как руководителя он обладает весьма сложным и противоречивым характером, который всегда мешал созданию нормальной творческой атмосферы в коллективе и являлся причиной неоднократных внутренних локальных конфликтов между артистами и директором. За последнее время по этой причине из филармонии ушли: Олег Григоращенко, Анатолий Быков, Татьяна Соколова, Лидия Буланкина, Анна Цыблова. Большинство из них отдали концертной деятельности многие годы своей жизни. Но их терпению, каждому в свое время, пришел конец. Кончилось терпение и у нас.

Владимир Ефимович никогда не баловал своим вниманием рядовых сотрудников – оркестрантов, хористов, артистов балета, которые всегда были для него какой-то безликой массой. С некоторыми он даже не считал необходимым здороваться при встрече. Как заметил один из работников администрации филармонии, Боярский часто любил повторять фразу: "Нам, купцам первой гильдии, негоже перед ... шапки ломать". Примерно с начала текущего концертного сезона мы стали замечать, что наш коллектив, Камерный хор «Русский партес», стал неинтересен Боярскому и в профессиональном плане. Никакого повода к этому мы не давали, работая в обычном режиме: разучивали новые произведения, готовили новые программы. Но все чаще нам отказывали в поддержке и понимании.

Как художественный руководитель Боярский все чаще стал вмешиваться в репертуарную политику коллектива, показывая свою некомпетентность в этой области, указывая, что нам нужно петь, что не нужно. И все чаще выбор делался в пользу полуэстрадного репертуара в ущерб академическим жанрам. А порой случалось и так, что разученная новая программа, заблаговременно согласованная и утверждённая художественным руководителем, непосредственно перед концертом вдруг претерпевала кардинальные изменения опять в пользу «хитов», а то и вовсе сокращалась, чем выказывалось пренебрежительное отношение к коллективу и его труду. Надо отдать должное нашему руководителю, дирижеру А.В. Кружкову, который постоянно отстаивал интересы своих коллективов, но всё чаще натыкался на стену непонимания.

Один из последних инцидентов, до глубины души возмутивший нас, был следующий. Два самых крупных коллектива филармонии – хор и оркестр – по замыслу её директора должны были выступать в новогодних программах. Но не на сцене, как это подобает академическим музыкантам, а непосредственно у елки, а точнее, в фойе, на лестнице у туалетов. Около сорока человек в течение всех новогодних каникул должны были по 2-3 раза в день исполнять песенку «Маленькой ёлочке холодно зимой». Дирижёр возразил директору, сказав, что коллективы не должны работать в таких условиях, на что получил короткий и прямолинейный ответ: «Либо вы будете делать, что я скажу, либо вы не будете работать вообще».

Становилось все очевиднее, что в деятельности филармонии у господина директора личный интерес все больше и больше стал преобладать над общественным, а коммерческая составляющая – над художественной и просветительской. В связи с этим отдельного упоминания заслуживает проблема, связанная с оплатой труда. Рабочий день артиста не нормирован и во многом зависит от конкретного графика концертов, гастрольных поездок и пр. Таким образом, совмещение работы в филармонии с какой-либо другой деятельностью является весьма проблематичным.

Для многих артистов зарплата в 7-8 тысяч рублей стала совершенно критической. Мы неоднократно через наших непосредственных руководителей поднимали этот вопрос, но проблема не сдвигалась с места. Большое недоразумение вызывала и оплата отдельных фестивальных выступлений. Очень редко она была отмечена какими-то, пусть минимальными, но премиями. А выездные концерты чаще всего обходились выплатой суточных (200 р. в день) или сухим пайком. Причём нам было известно, что то или иное мероприятие проводилось не филармонией, а Российским музыкальным обществом, главой которого до сих пор является В.Е. Боярский. Т.е. деньги из бюджета получало Общество, а само мероприятие проводилось силами филармонии за зарплату. Благо, руководитель обоих учреждений – один человек. Никаких дополнительных договоров, необходимых для оплаты труда в таких случаях, с нами не составлялось. И это тоже вызывало все большее недоумение.

Наконец, стали учащаться случаи прямых оскорблений в адрес сотрудников филармонии со стороны её руководителя. Боярский и раньше в разговоре с подчиненными за словом в карман не лез. Но когда нецензурная брань стала сыпаться в адрес должностных лиц (директора хора и оркестра, женщины!) в присутствии коллектива перед его выходом на сцену, это начало переходить все границы дозволенного. Мы больше не хотели и не могли работать в такой атмосфере с таким руководителем. Именно поэтому в конце ноября 2011 года мы составили письмо губернатору Тверской области А.В.Шевелёву, в котором описали всю ситуацию и призвали его освободить коллектив филармонии от такого руководителя. В декабре минувшего года на интернет-форуме ForumKlassika.Ru велась дискуссия на тему «Что происходит в Тверской филармонии», которая убедила нас в том, что недовольство директором филармонии назрело не только изнутри, но и снаружи.

Многие участники форума, постоянные посетители филармонических концертов, выказывали свое негативное отношение к тому, как ведет себя на сцене В.Е.Боярский, что он говорит, как он говорит, насколько он некомпетентен как конферансье, в роли которого он очень любил выступать. Это лишний раз укрепило нас в своей правоте и необходимости того шага, на который мы решились. Буквально на следующий день после того, как наше письмо легло на стол к губернатору, известие об этом дошло до В.Боярского, который собрал коллектив филармонии и объявил, что против него готовится заговор «сверху». Именно тогда и родился тот миф, который он до сих пор продолжает тиражировать во всех СМИ. Через некоторое время директор филармонии составил письмо в свою поддержку и в командно-административном порядке начал собирать подписи у членов коллектива, вызывая по одному к себе в кабинет. Нужно заметить, что очень многие сотрудники отказались подписывать это письмо, поскольку в нём, кроме перечисления заслуг и наград Боярского, поливались грязью некоторые уважаемые ими коллеги.

Достаточно будет сказать, что из всех артистов оркестра «Российская камерата» это письмо подписали только четверо. И вот сейчас, когда Владимир Боярский отстранен от должности директора филармонии, во всех своих интервью он утверждает, что его увольнение стало для него большой неожиданностью, что он ничего не понимает в происходящем, что весь коллектив филармонии за него горой, а в деле своего увольнения он видит «козни» Комитета по культуре Тверской области и лично его главы, Е.В.Шевченко. И тут раскроем ещё один нюанс. Свою небезызвестную статью «Культурная контрреволюция» в журнале «Точка зрения», направленную в первую очередь на критику Комитета по культуре, Боярский опубликовал сразу же после того, как ему стало известно о нашем письме. Он не собирался оправдываться, он начал нападать. Но нападать на власть. Вот как это выглядело с нашей точки зрения.

Сотрудники филармонии обращаются к власти за поддержкой и защитой, а её директор вместо того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, делает вид, что ничего не произошло, и обвиняет во всем власть; делает вид, что у него полный порядок и только «сильные мира сего» мешают ему заниматься возделыванием хлебов на ниве искусства; чувствует приближающуюся опасность и пытается предстать перед лицом общественности ярым борцом за культуру в регионе; открыто критикуя власть (в чём ранее не был замечен), он желает обеспечить себе ореол мученика при неблагоприятном для него исходе событий. Для нас это стало очередным доказательство того, что артисты творческих коллективов для него не более, чем те три точки, перед кем «негоже ломать шапку», люди, с чьими интересами не стоит считаться, кого можно просто не замечать…

Мы против такого директора и очень благодарны властям, которые не остались безучастными к нашей проблеме и приняли решение отстранить В.Е.Боярского от руководства филармонией. Не уверены, что наше письмо было единственной к тому причиной, но надеемся, что и не последней. И, наконец, хотим сказать несколько слов о новых руководителях филармонии, которыми стали молодые музыканты Т.А. Сальникова и А.В. Кружков. В своих интервью бывший директор неоднократно пытался убедить общественность, что на его место пришли совсем молодые, неопытные и некомпетентные люди. Оставим это утверждение на его совести. О профессиональных качествах и заслугах новых руководителей было достаточно сказано в СМИ. Один тот факт, что оба они окончили лучший музыкальный ВУЗ нашей страны – Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (а Андрей Кружков даже по двум специальностям и аспирантуру с отличием!) – уже говорит о многом. Именно с этими людьми мы связываем наши надежды на возрождение, на выход филармонии на новый художественный уровень, новую ступень достижений. А что касается возраста и опыта.

Если из своих 65-ти последние 30 лет Владимир Боярский руководил филармонией, не трудно посчитать, в каком возрасте он занял этот пост. Накопление опыта – дело времени и кропотливого труда, опытными не рождаются, а становятся, и он прекрасно это понимает. Но важно не забывать и другое. У любого из нас кроме профессиональных качеств есть ещё и чисто человеческие, которые не менее важны при работе с большим коллективом. Говорят, чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли. Либо отправиться в дальнюю и трудную дорогу. В бытность Татьяны Сальниковой директором хора и оркестра филармонии наш коллектив под её руководством вместе с Андреем Кружковым побывал не в одной гастрольной поездке.

Много километров проехали мы вместе в одном автобусе, исколесили пол-Европы и множество российских дорог, и имеем полное право утверждать, что эти люди не только большие профессионалы, но и по-человечески отзывчивые, чуткие натуры, для которых коллектив – не серая масса и не театр кукол Карабаса Барабаса, которыми можно управлять, дергая за верёвочки, но живой организм, в котором кроме сердца и мозга есть также руки и ноги, состояние которых не менее важно для успешной работы. Хотим открыто заявить, что никаких массовых увольнений, как утверждает Боярский, в филармонии нет. Никакие концерты не отменяются, зал филармонии по-прежнему полный.

Обстановка в коллективе напоминает состояние природы после весенней грозы: уходящие раскаты грома ещё слышны, но воздух напоен озоном и свежестью, мы жаждем жить и творить, творить с новыми силами, с новой перспективой, с новым устремлением. Меньше верьте слухам и домыслам и чаще приходите в наш общий Храм Культуры – Тверскую академическую филармонию – и убедитесь лично в том, что если и есть в нашем мире нечто неподвластное течению времени, так это вечная красота Великого Искусства. Камерный хор Тверской академической филармонии «Русский партес» P.S. "Вече Твери" опубликовала нашу статью в сегодняшнем номере (2.03.2012г.) с незначительными сокращениями, за что большое им спасибо.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх