https://tvernews.ru/folk/257727

Автор

anton_rusakevich

Послесловие к Пасхе

anton_rusakevich, 23 Апреля 2020, 10:33
, 10
<p></p>

Это была, пожалуй, самая с тревогой ожидаемая Пасха в моей жизни. С одной стороны, как пастырь, я должен был утешить и вразумить свою паству. С другой – самому не поддаться  всеобщему унынию и панике. Сейчас с облегчением могу выдохнуть: во всех храмах моего благочиния обошлось без злостных нарушителей  мер противовирусной безопасности и без неприятных эксцессов.

Большинство прихожан все-таки прислушались к рекомендации Святейшего Патриарха и воздержались от посещения храмов. Навскидку могу сказать, что в среднем в пасхальных службах лично участвовали примерно в 10 раз меньше верующих, чем обычно. И за редким исключением, они соблюдали все предписанные ограничения, чему немало способствовала и дисциплина самого священства. В храмах была нанесена разметка для соблюдения безопасной дистанции, проводилась тщательная дезинфекция, верующим, которые пришли на службу без маски, выдавали ее на свечном ящике. Чтобы снизить риски инфицирования, возможные при большом скоплении народа, количество одновременно присутствующих в храмах было ограничено, даже в самых больших соборах собралось не более 50 человек. Во многих приходах, чтобы развести по времени людей, проводили две литургии: вечернюю и утреннюю.

Но очень многое было сделано и для того, чтобы те верующие, которые остались дома, могли молитвенно принять участие в главном богослужении Русской Православной Церкви.  Прямые трансляции велись из каферального Воскресенского собора, в котором служил митрополит Тверской и Кашинский Савва, а также храмов:  Александра Невского, Вознесенского, Казанской церкви (с. Власьево). И эти трансляции тоже были востребованы. В среднем в виртуальном пространстве храмов во время Пасхи присутствовало не меньше прихожан, чем в реальном, а где-то и значительно больше.

Например, в моем храме во Власьево на Пасху на вечернем богослужении было 27 человек, на утреннем – один. Но прямую трансляцию пасхальной службы одномоментно смотрели не менее 200-300 человек. А всего в онлайн-богослужении приняли участие порядка тысячи верующих. То есть запрос на такие трансляции в условиях  строгих требований к самоизоляции очень высок.

В канун Праздника мне писали и звонили немало верующих из соседних регионов, где были введены более жесткие, чем в Тверской области, ограничения на посещения храмов, с просьбой дать благословение приехать на пасхальную службу во Власьево. В основном это были подписчики моих групп в соцсетях из Москвы и Подмосковья. Но я, осознавая риски, ни одному из них не разрешил приехать, в храме их не было. Однако они и многие другие православные, даже из других стран, молитвенно участвовали в службе во время трансляции. И получали утешение.

Что показала эта Пасха?

Значительная часть прихожан и священников оказались не готовы к активному использованию возможностей, которые дают современные технологии. Многие отодвигали их освоение на "потом", и растерялись, когда они понадобились именно сейчас.  Я уже год возглавляю миссионерский отдел Тверской епархии и все это время пытаюсь убедить священство активнее использовать интернет  в своей  миссионерской работе, в общении с прихожанами. Определенные подвижки есть, но, как показала жизнь, действовать надо более оперативно.

12 лет я служил в церкви на "секретном" острове, закрытом объекте. И тогда, можно сказать, вынужденно завел православные группы в соцсетях, потому что нуждался в общении с единомышленниками на "большой земле". А позже понял, что это реально нужно людям – и воцерковленным, и тем, кто только приходит к Богу. Чтобы можно было в любое время дня и ночи, не дожидаясь  воскресного дня, задать доброжелательному и знающему человеку элементарные вопросы:  как правильно войти в храм, поставить свечку, перекреститься… Кто-то  живет за сотни километров от ближайшего храма и нуждается в молитвенном слове, а кто-то просто болеет, и не может сам прийти на Божественную Литургию. Поэтому задолго до всей этой истории с коронавирусом я стал делать прямые трансляции из храма и дал прихожанам возможность заказать требы онлайн. Потому что самое главное для людей –  помолиться за себя и чтобы в храме помолились за живых и усопших родных. Поэтому с пониманием отношусь к тому, что какая-нибудь бабушка может просто позвонить по телефону и  дистанционно "подать записочку".

Кроме того, благодаря общению в соцсетях, есть возможность обсудить приходские новости, дать поручение, узнать, кто нуждается в помощи, наконец, просто поздравить друг друга с Пасхой. Именно поэтому у Казанской церкви, где я служу, есть приходской чат, который всем очень нравится.

Вывод один: Церковь должна быть в том числе и в интернете, чтобы общение с прихожанами – нынешними и будущими – шло в непрерывном режиме. Об этом еще 5 лет назад говорил и Святейший Патриарх. Хороший пример такого живого и открытого диалога в виртуальном пространстве подает митрополит Савва, который лично ведет свои страницы в популярных соцсетях и каждый вечер приглашает на совместную онлайн-молитву в Инстаграм.  

По благословению владыки, всю Светлую седмицу во всех храмах Тверской епархии будет звучать пасхальный колокольный звон. А каждый день, с  пасхального воскресенья, в 10.30 утра в моей группе в Инстаграм идет прямая трансляция этого радостного праздничного звона, напоминающего: Христос Воскресе! И, судя по тому, что одновременно эту трансляцию слушают около 200 человек,  а позже пересматривают в записи на моем youtube-канале, люди нуждаются и в таком утешении.

Интернет ни в коем случае не может быть заменой "живой" службы. В Русской Православной Церкви все таинства подразумевают обязательное личное участие.  И соборное теплое духовное единение в полной мере возможно только в святом пространстве храма. Однако современные технологии могут стать хорошим подспорьем для налаживания взаимопонимания между духовенством и мирянами, Церковью и обществом. А подчас и настоящим помощником и спасателем, когда речь идет о чрезвычайных ситуациях, подобных нынешней эпидемии.

Иерей Антоний Русакевич

 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Оцените статью
   2  5

Комментарии (10)


  • 10:42 23 Апреля 2020
    8 2
    Я отдал РПЦ 30 лет своей жизни, многие годы я горел верой и стремился нести свет Христов людям. После 15 лет священнического служения я полностью разочаровался в религии и решил оставить сан священника. Месяц назад я отправил патриарху Кириллу заявление с просьбой лишить меня священного сана. Я ушел по принципиальным причинам и хочу рассказать, почему пришел к такому решению. Мои мотивы близки многим мыслящим священникам, но далеко не все решаются порвать с иллюзиями, пронесенными через всю жизнь.

    В 2000-е годы я возглавлял миссионерский отдел епархии. В те годы мне казалось важным противостоять сектантству, я видел в сектах угрозу Церкви и всему обществу. Со временем я понял, что упреки в сторону тоталитарных сект вполне уместны по отношению и к феноменам православной среды: старцы-гуру, тотальный контроль, презрение к науке, выдергивание цитат и прочее.

    Россияне не склонны читать Писание и выполнять библейские заповеди, кроме одной: верь в Единого Бога. Им больше нравятся экстатические и радикальные движения т. н. "православных монархистов", "ревнителей православного благочестия", любителей экзорцизмов-отчиток, почитание старцев, стариц, а также "Движение против кодов" (ИНН, штрих-кодов, 666 и чипов). Большинство прихожан погрязли в суевериях. За этим стоит не столько невежество, сколько глубинные и архаичные процессы в психике. У меня возникло ощущение, что Церковь перестала быть лечебницей человеческих душ, а скорей всего, никогда и не была. Она похожа на хоспис, где безнадежные больные получают временное утешение, но не исцеляются.

    Позже я понял, что не только сектанты и оккультисты, но и прихожане РПЦ не ищут в Церкви Истину, а занимаются примитивной психотерапией. Из книг по психологии религии я узнал, что невротичный человек стремится ощутить стабильность жизни через регулярно воспроизводимые ритуалы и праздники, пытается таким образом уменьшить мучащую его тревожность. Стало все сложнее отгонять мысль, что служение священника напоминает работу языческого жреца или сибирского шамана.

    Теперь я считаю, что церковная жизнь не только притягивает к себе людей с психологическими проблемами, но и сама является невротизирующей средой, где огромное количество страждущих подменяют работу над собой обрядами и "механической" аскезой. До революции в Церкви пытались "отделять пшеницу от плевел". Мало кто позволял себе распространять сплетни о чудесах и заниматься кликушеством, люди четко понимали, что сектанты-хлысты не имеют никакого отношения к Церкви. Теперь любой психически нездоровый или находящийся на грани девиации человек воспринимается в Церкви как ревнитель преданий, а проявления критического мышления сразу вызывают отторжение.

    Я пришел к выводу, что в современной Церкви многое построено на формировании у прихожан комплекса вины и неполноценности. Если добавить к этому пищевые и сексуальные запреты, получается отличный механизм для управления людьми.

    Церковное "душепопечение" не работает, не помогает верующим справиться с внутренними проблемами. Людей призывают соблюдать массу запретов и табу, что невозможно в принципе. Остается лишь бесконечно винить себя и ждать прощения. Люди ходят на исповедь еженедельно, каются, но в их жизни ничего не меняется. Вы бы посоветовали своим близким такую "клинику"? Я не советую.

    Так я постепенно утратил чувство, что мое пастырское служение нужно и полезно людям. Не разбираясь в психологии, священники часто приносят людям вред и причиняют боль. Патриарх недавно призвал не воспринимать исповедь как психоанализ, но фактически все происходит именно так. Это не настоящая психотерапия, а отвратительная пародия.

    Многие годы мне казалось, что духовное просвещение способно в какой-то мере изменить церковную атмосферу. В Ростовской-на-Дону епархии в 2005 году чуть ли не впервые в РПЦ мы сделали обязательными подготовительные беседы перед принятием крещения. Вспоминаю, насколько неприятным сюрпризом это стало для многих священников. Это стало для меня шоком: оказалось, что духовенству чуждо богословие и наставление в вере обычных людей с улицы. Высокопарные проповеди для "своих" и конвейер обрядов ради получения "денежки" — так я представляю себе церковную жизнь в обычном приходе. Катехизация, миссия, работа с молодежью — кроме лозунгов здесь ничего нет, а бумага стерпит любую ложь и отписки для начальства. Угадаете, почему все эти направления деятельности Церкви в загоне? Это не приносит денег здесь и сейчас, а вот свою душу, свои знания приходится вкладывать непрестанно без всякой гарантии положительного результата.

    Церковь сейчас разговаривает сама с собой, она отвечает на вопросы, которые никто не задавал. РПЦ буквально застряла в средневековье, когда социум полностью подавлял любое проявление индивидуальности, где насилие в семье воспринималось как очевидное благо. Это касается не только захожан и прихожан. В тисках несвободы находятся практически все священники. Многие из них ничего не умеют кроме требоисполнительства, и почти каждый прошел через фильтр т. н. послушаний, то есть проверки на лояльность епископу и готовности платить налоги. Есть хорошее сравнение Русской церкви с франшизой. Надеваешь черный халат с ювелирным украшением в виде креста. Всё! Теперь люди начнут нести тебе пожертвования. Кроме власти и денег ее администраторов мало что интересует. А отдельные "романтики" в среде священников часто еще опаснее, ведь они сами не ведают, что творят, распространяя идеи "от ветра главы своея".

    После принятия сана мне по роду деятельности приходилось искать ответы на упреки и вызовы из нецерковной среды. Я стал подмечать лживость православной апологетики фактически на каждом шагу: в биологии, истории, психологии. Мне показалось важным изучать книги популяризаторов науки, нейробиологов и религиоведов.
    Я стал видеть неприкрытую фальшь в житиях святых, в непонятных канонизациях, в появлении праздников в честь событий из жизни Богородицы, которые никогда не происходили. Не хочу впредь транслировать эту ложь.

    Признаюсь, мне стало сложно терпеть других священников. Многие священнослужители возомнили из себя непогрешимого папу римского в любой области знаний. Такой горе-пастырь легко раздает свои измышления о генетике и истории, о геологии и социологии, о том, как спастись, и том, что нужно отсечь, как рожать и в какие дни зачинать ребенка. Каждый из них по-своему преодолевает свои комплексы, у каждого свое уникальное проявление чувства собственного величия, но мне не хочется иметь с этим ничего общего.

    На элементарном уровне сакральное пространство храма действительно убаюкивает человека, но это "работает" само по себе, для этого не нужны священники. Сейчас я убежден, что эта религиозная организация во многих случаях приносит вред, стимулируя у людей невротизм, откровенный инфантилизм, рабскую психологию и подавление критического мышления. Многие церковные люди боятся жить, а зачастую желают в каком-нибудь ярком подвиге просто умереть (например, заразившись коронавирусом в храме или же нарушая предписания врача-эндокринолога). Ужасно, что сейчас на такой лжеподвиг людей подталкивают некоторые священнослужители.

    Я был поражен, когда узнал, что апокрифы, неканоничные писания, с глубокой древности вошли в плоть и кровь церковной жизни. В тот момент я понял, что против этой "грязной воды" у Церкви нет иммунитета, она принимает в себя любые легенды и выдумки и впоследствии не может с ними расстаться. А что, если это касается не только церковных преданий, но и самого Писания?

    В последние два года я стал читать книги таких западных библеистов, как Борг, Кроссан и Эрман. Я увидел "Великий обман" в книгах Св. Писания (так это называет Барт Эрман). Одни христиане позволяли себе писать послания от имени апостола Павла, другие составляли евангелия, используя искаженные или даже выдуманные рассказы о Христе. Результаты своих изысканий я представил в сборнике "Развитие христианских идей и практик", где рассмотрел динамику развития церковных традиций и постарался обосновать гипотезу, что важнейшие взгляды христианства менялись уже в I веке. Полагаю, что все лучшее в христианстве дал Господь Иисус и апостол Павел. Далее Бог будто не вмешивался в развитие событий. Все это только человеческое, слишком человеческое... Я пришел к выводу, что современная Русская церковь фактически не имеет никакого отношения к "историческому Иисусу", а промысел Божий в истории Церкви отсутствовал.

    Я уже отошел от идеи реформирования Церкви, проповеди лайт-православия и церковности "с человеческим лицом". Церковь далека от ценностей гуманизма, как небо от земли.

    И проблема не в том, что церковные люди сейчас какие-то особенные (на самом деле это так). И даже не в том, что библейские рассказы про Адама или Всемирный потоп — обычные мифы (восприятие библейских сюжетов в мифологическом ключе как притчи могло бы снять массу затруднений в общении с современными людьми).

    Я много лет размышлял о богодухновенности и ограниченности Ветхого Завета. И пришел к выводу, что это оформленные ожидания и гадания иудеев, прикрытые высокими словами "так говорит Господь". Мои представления о богодухновенности каждой йоты Писаний рухнули. Теперь я не верю и в богодухновенность новозаветных текстов. Многие из них — подлог, а иные фиксируют предания, которые сложились в христианских общинах лет через 40 или 65 после распятия Христа. Сквозь эти наслоения нам очень сложно воспринимать образ "исторического Иисуса".

    В фильме "ПиКей" все попытки главного героя достучаться до небес не привели к положительному результату. И он сделал вывод, что люди пытаются дозвониться до Бога через "религиозных менеджеров", имея "неправильный номер": "Та система, по которой вы связываетесь с Всевышним, стала неисправна. Все ваши звонки идут на неверный номер". Когда-то мне казалось, что проблема именно в этом, и я пытался искать в Церкви "правильный номер": как правильно молиться, как поститься, чтобы наш голос был услышан на Небесах (Ис.58:4). Было написано много книг и статей на эту тему.

    В конце концов я стал убеждаться в том, что человеческое сознание не способно воспринимать концепт о сверхъестественном существе, даже если оно существует. Люди всегда придумывают себе божество по своему образу и подобию.

    Постепенно все аргументы, которыми я оперировал для апологии православия, рассыпались. Они не учитывают достижения современного научного знания, порой ему противоречат ("у обезьяны другое количество хромосом, обезьяна не может стать человеком"), а иногда являются очевидным подлогом (Благодатный огонь, истечение масла из крестов и подобное).

    Как и в случае с библеистом Эрманом Бартом, потеря веры у меня была связана напрямую не с наукой, а с моей неспособностью "оправдать Бога" за страдания мира сего: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис.45:7).
    В итоге я превратился в агностика атеистического толка, а сегодня уже отвергаю сам концепт теизма. Назовем это антитеизм. Что это такое? Мне чужда и неприятна архаичная вера в антропоморфное небесное существо, которое гневается и мстит людям, требует заместительную жертву (искупление), дает им предписания для всех аспектов жизни, а потом грозит мучить человека огнем неугасимым. Это капризное существо одних людей приемлет, а других отвергает. Я считаю, что многие заповеди Ветхого Завета в этом смысле безнравственные. Мне кажется чудовищным то, что христиане уничтожали инакомыслящих. Равно как и недавний призыв моего бывшего начальника митрополита Меркурия "не прощать врагов Церкви". На прощание я услышал от него изумительное "Пшел вон!". Получается, Церковь любит только "своих"? Неужели за эти 2000 лет ничего не изменилось в лучшую сторону?

    В Библии сказано, что Христос собирался одарить динарием каждого человека (Мф.20:14), но в итоге вернется на землю, чтобы "праведно в пламенеющем огне совершить отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2Фес.1:6-10). Возможно, что эти обещания "кнута и пряника" впечатляли архаичное или средневековое сознание. Но сегодня я не могу это принять. Полагаю, что уже в I веке представления о любящем Иисусе смешались с ожиданием Его гнева, ведь это так свойственно концепту теизма. Люди просто не смогли иначе описать свой опыт понимания Бога во Христе. В итоге евангелия совмещают такие противоречивые идеи о том, как Бог относится к людям.

    Личность Иисуса Христа остается для меня исключительной. В том смысле, что Иисус из Назарета дал людям удивительный опыт принятия и утешения. В его общине не было иерархий и ограничений, каждый был важен и дорог: крестьянин, мытарь, проститутка и ребенок, страдающий кожным заболеванием, и психически неполноценный человек. Это превосходит все, что я знаю о человеческих отношениях. В этом смысле Иисус для меня и сейчас "божественный".

    Изучение церковной истории и христианских традиций теперь мне бы хотелось вести с научных позиций — без принадлежности к Церкви. Такой и должна быть настоящая теология как научная дисциплина. Я согласен с тезисом, что, в отличие от религиоведа, теолог постигает религиозную традицию как свою собственную (надеюсь, что 30 лет пребывания в Церкви дали мне определенный опыт). В таком случае он имеет чуть иной угол обзора, чем светский религиовед, но исключает вот эти всякие "мне приснилось" или "я ощущаю". А еще теолог не имеет права подгонять результаты исследования под привычные церковные шаблоны. Нельзя рассматривать церковь ранних христиан по более поздним моделям: с IV века церковь стала совсем другой. Например, нет смысла утверждать, что Владимирскую икону написал лично апостол Лука, как постоянно делается в церковной среде.

    Чтобы кратко обозначить мое отношение к религии, хочу привести утверждения епископа Шелби Спонга. Теизм, как способ определения Бога, мертв, нужно найти новый способ говорить о Боге. Вера во всемогущее личное божество, создавшее мир и продолжающее в нем свою активность, неизбежно противоречит науке и способствует невротизации людей. Церковь должна отказаться от использования чувства вины как регулятора поведения. Никакие внешние характеристики человека, будь то раса, пол, этнос или сексуальная ориентация, не могут использоваться в качестве основы для отвержения либо дискриминации. Только так религия может найти свое место в современном мире, не унижая людей и не разрушая их психику.

    • 10:55 23 Апреля 2020
      3 0
      (с) Александр Усатов

    • 11:20 23 Апреля 2020
      5 0
      обалдеть ! у меня получилось это прочитать (я и про статью и про коммент)!
      кажись я за это заслуживаю канонизации как мученик.

      а если серьезно, DimZ, вот мне и отрочества хватило, чтоб прийти ко всем этим выводам. может не так высокопарно и чуток нецензурно, но принципиально неотличимо.
      а еще считаю, что в своем комменте вы плохо раскрыли тему касательно церкви как института для новой масштабной схемы отмыва откатов. я имею ввиду, что паства на сегодня церкви нафик не сдалась, она приносит граши, в отличие от хорошо налаженных деловых отношений с чиновниками, которые , к примеру, застройщикам могут указать куды те должны пожертвовать многоденег чтоб получить разрешение на ввод в эксплуатацию.
      получать откат через служителей культа гораздо безопаснее, не правда ли?

    • 12:27 23 Апреля 2020
      0 0
      Ну ,если слаба твоя вера,так и скажи зачем столько букв это мы ещё при совдепах в школах проходили,разубеждать верующих это тоже самое,что убеждать неверующих,все это бессмысленно.

    • 14:22 23 Апреля 2020
      2 0
      Вообще-то, если комментатор выражает не свои мысли, нужно ставить кавычки и указывать автора, как правильно подсказал Рус. А то получается, что это всё написал комментатор DimZ. И теперь к нему, не имеющему к тексту никакого отношения, другие пользователи обращаются напрямую.
      P.S. А может это сам Александр Усатов? Ну тады ой!)) Хотя в профиле стоит реальное имя Дмитрий.
      https://snob.ru/entry/191601/

    • 15:17 23 Апреля 2020
      1 0
      Отсутствие кавычек и ссылки на оригинал, - это плагиат. Нехорошо.

  • sw
    10:45 23 Апреля 2020
    2 1
    "Вывод один: Церковь должна быть в том числе и в интернете,.." И конечно с номером расчетного счета для пожертвований.

    • 11:22 23 Апреля 2020
      0 0
      вы опаздываете с рекомендациями )

  • 18:46 23 Апреля 2020
    4 0
    Мой камент задолго до меня гениально высказан Блоком:

    А вон и долгополый —
    Сторонкой — за сугроб...
    Что нынче невеселый,
    Товарищ поп?
    Помнишь, как бывало
    Брюхом шел вперед,
    И крестом сияло
    Брюхо на народ?

    )))

  • 11:56 25 Апреля 2020
    0 0
    судя по комментам , Антоний, твоя паства здесь не паслась
    так неча сюды и суваться

вверх