Послесловие к Пасхе
Это была, пожалуй, самая с тревогой ожидаемая Пасха в моей жизни. С одной стороны, как пастырь, я должен был утешить и вразумить свою паству. С другой – самому не поддаться всеобщему унынию и панике. Сейчас с облегчением могу выдохнуть: во всех храмах моего благочиния обошлось без злостных нарушителей мер противовирусной безопасности и без неприятных эксцессов.
Большинство прихожан все-таки прислушались к рекомендации Святейшего Патриарха и воздержались от посещения храмов. Навскидку могу сказать, что в среднем в пасхальных службах лично участвовали примерно в 10 раз меньше верующих, чем обычно. И за редким исключением, они соблюдали все предписанные ограничения, чему немало способствовала и дисциплина самого священства. В храмах была нанесена разметка для соблюдения безопасной дистанции, проводилась тщательная дезинфекция, верующим, которые пришли на службу без маски, выдавали ее на свечном ящике. Чтобы снизить риски инфицирования, возможные при большом скоплении народа, количество одновременно присутствующих в храмах было ограничено, даже в самых больших соборах собралось не более 50 человек. Во многих приходах, чтобы развести по времени людей, проводили две литургии: вечернюю и утреннюю.
Но очень многое было сделано и для того, чтобы те верующие, которые остались дома, могли молитвенно принять участие в главном богослужении Русской Православной Церкви. Прямые трансляции велись из каферального Воскресенского собора, в котором служил митрополит Тверской и Кашинский Савва, а также храмов: Александра Невского, Вознесенского, Казанской церкви (с. Власьево). И эти трансляции тоже были востребованы. В среднем в виртуальном пространстве храмов во время Пасхи присутствовало не меньше прихожан, чем в реальном, а где-то и значительно больше.
Например, в моем храме во Власьево на Пасху на вечернем богослужении было 27 человек, на утреннем – один. Но прямую трансляцию пасхальной службы одномоментно смотрели не менее 200-300 человек. А всего в онлайн-богослужении приняли участие порядка тысячи верующих. То есть запрос на такие трансляции в условиях строгих требований к самоизоляции очень высок.
В канун Праздника мне писали и звонили немало верующих из соседних регионов, где были введены более жесткие, чем в Тверской области, ограничения на посещения храмов, с просьбой дать благословение приехать на пасхальную службу во Власьево. В основном это были подписчики моих групп в соцсетях из Москвы и Подмосковья. Но я, осознавая риски, ни одному из них не разрешил приехать, в храме их не было. Однако они и многие другие православные, даже из других стран, молитвенно участвовали в службе во время трансляции. И получали утешение.
Что показала эта Пасха?
Значительная часть прихожан и священников оказались не готовы к активному использованию возможностей, которые дают современные технологии. Многие отодвигали их освоение на "потом", и растерялись, когда они понадобились именно сейчас. Я уже год возглавляю миссионерский отдел Тверской епархии и все это время пытаюсь убедить священство активнее использовать интернет в своей миссионерской работе, в общении с прихожанами. Определенные подвижки есть, но, как показала жизнь, действовать надо более оперативно.
12 лет я служил в церкви на "секретном" острове, закрытом объекте. И тогда, можно сказать, вынужденно завел православные группы в соцсетях, потому что нуждался в общении с единомышленниками на "большой земле". А позже понял, что это реально нужно людям – и воцерковленным, и тем, кто только приходит к Богу. Чтобы можно было в любое время дня и ночи, не дожидаясь воскресного дня, задать доброжелательному и знающему человеку элементарные вопросы: как правильно войти в храм, поставить свечку, перекреститься… Кто-то живет за сотни километров от ближайшего храма и нуждается в молитвенном слове, а кто-то просто болеет, и не может сам прийти на Божественную Литургию. Поэтому задолго до всей этой истории с коронавирусом я стал делать прямые трансляции из храма и дал прихожанам возможность заказать требы онлайн. Потому что самое главное для людей – помолиться за себя и чтобы в храме помолились за живых и усопших родных. Поэтому с пониманием отношусь к тому, что какая-нибудь бабушка может просто позвонить по телефону и дистанционно "подать записочку".
Кроме того, благодаря общению в соцсетях, есть возможность обсудить приходские новости, дать поручение, узнать, кто нуждается в помощи, наконец, просто поздравить друг друга с Пасхой. Именно поэтому у Казанской церкви, где я служу, есть приходской чат, который всем очень нравится.
Вывод один: Церковь должна быть в том числе и в интернете, чтобы общение с прихожанами – нынешними и будущими – шло в непрерывном режиме. Об этом еще 5 лет назад говорил и Святейший Патриарх. Хороший пример такого живого и открытого диалога в виртуальном пространстве подает митрополит Савва, который лично ведет свои страницы в популярных соцсетях и каждый вечер приглашает на совместную онлайн-молитву в Инстаграм.
По благословению владыки, всю Светлую седмицу во всех храмах Тверской епархии будет звучать пасхальный колокольный звон. А каждый день, с пасхального воскресенья, в 10.30 утра в моей группе в Инстаграм идет прямая трансляция этого радостного праздничного звона, напоминающего: Христос Воскресе! И, судя по тому, что одновременно эту трансляцию слушают около 200 человек, а позже пересматривают в записи на моем youtube-канале, люди нуждаются и в таком утешении.
Интернет ни в коем случае не может быть заменой "живой" службы. В Русской Православной Церкви все таинства подразумевают обязательное личное участие. И соборное теплое духовное единение в полной мере возможно только в святом пространстве храма. Однако современные технологии могут стать хорошим подспорьем для налаживания взаимопонимания между духовенством и мирянами, Церковью и обществом. А подчас и настоящим помощником и спасателем, когда речь идет о чрезвычайных ситуациях, подобных нынешней эпидемии.
Иерей Антоний Русакевич