"…Это должна быть компетенция Роспотребнадзора. Если он с этим не справится, тогда мы решим судьбу и этого ведомства". – Д.А. Медведев.
Преамбула будет такова, что сколько раз я не писал обращений в Роспотребнадзор о нарушении прав потребителей (правда, таковых было не много), кроме отписок, положенных по Федеральному закону "Об обращениях граждан", я не получал.
Обычно, если мои права как потребителя нарушены, я действую следующим образом:
- Обращение к лицу, которое нарушило мои права. Если ситуация и яйца выеденного не стоит – всегда достаточно устного обращения. Иначе – письменно.
- Если устное обращение удовлетворено – проблема решается на месте и сразу. Или же 10 дней ожидания письменного ответа. Если ответа нет или мои права не восстановлены, то дальше – в суд.
- Бывает, до первого судебного заседания лицо, нарушившее мои права, получившее извещение о судебном заседании, мирно урегулирует проблему. В противном случае, суд расставляет всё по своим местам.
При нынешнем уровне информатизации населения Роспотребнадзор в этой цепочке абсолютно не нужен. Но если имеются предположения, что нарушения в области прав потребителей имеют массовый характер – тут, по моему мнению, Роспотребнадзор должен показывать себя во всей красе.
Для примера возьму последний случай. Производитель на своём предприятии выпускает товар. Пусть это будет зефир (на его месте может оказаться любой другой). В целях снижения себестоимости продукции, а следовательно, для уменьшения отпускной цены (и цены на полке в магазине) этот зефир фасуется предприятием не в какую-либо красочную упаковку, а, например, в обыкновенный прозрачный контейнер-лоток с крышкой. На крышку контейнера клеится этикетка и наносится штрих-код (с префиксом штучного, а не весового товара).
Далее, этот ничем не примечательный товар поступает в магазин для реализации. Но у магазина с былых времён накопилось очень много неликвида (товар – в основном упаковочный материал, – которого может фактически и не быть на складе, но на балансе он числится, а списать его просто так – это прямые убытки). Заведующий магазином видя, что производитель упаковал свой товар в упаковку без индивидуальных особенностей, даёт задание кассиру пробивать отдельной позицией свою (неликвидную) упаковку, т.е. в данном случае – контейнер с крышкой – как будто магазин сам расфасовал товар в контейнер-лоток (интересно только, как это у магазина получилось в каждый контейнер зафасовать чётко по 220 грамм зефира?). Для отдельных покупателей, которые зададутся ненужными вопросами, готов ответ: "товар к нам приходит не расфасованным, мы сами его фасуем". И даже если из этой массы кто и докопается до истины (префикс штрих-кода на товаре – штучный, а не весовой; и информации о фасовщике-магазине на этикетке, естественно, нет), без проблем и лишних движений вернут переплаченные 5 рублей. Понятно, что таких покупателей будут единицы, поэтому в остальных случаях – гешефт магазина. По фактическим остаткам на складе и на балансе, накладным и отсутствию информации для потребителя об этом товаре (контейнере) и его цене в торговом зале – можно легко понять, что в данном случае магазин свои убытки превращает в доходы, продавая потребителям "воздух".
Если свои права я могу защитить, действуя вышеописанным способом, то за защитой прав других потребителей, которые приобрели или приобретут товар с подобной "нагрузкой", я обращаюсь в Роспотребнадзор и… ожидаемо получаю отписку.
Блок №1: "бла-бла-бла" – действительно, описанный в моём обращении случай, нарушает права потребителей.
Блок №2: но Роспотребназдор палец о палец не ударит, так как потребители не обращались с письменной претензией в адрес магазина. Ну я, допустим, обратился в магазин – излишне уплаченные деньги за контейнер мне вернули. А что с теми, кому магазин уже продал такой товар с нагрузкой, но которые не заметили подвоха – и, соответственно, не обращались с претензией? А что с теми, кому магазин ещё продаст такой "воздух"?
Блок №3: если я обращусь в суд с защитой интересов в отношении неопределённого круга лиц, то на руках у меня должны быть доказательства неоднократной реализации такой схемы. А эти доказательства может собрать только Роспотребнадзор, проведя проверку в магазине, которую Роспотребназдор проводить не собирается, ибо читай Блок №2.
На самом деле - это только частный случай. Вспомните, когда в последний раз ваши права были нарушены. Как вы думаете, это произошло только с вами или это может носить массовый характер?
Вот и получается, что "…Это должна быть компетенция Роспотребнадзора" – а получается, моя или твоя, или Васи Пупкина? – "Если он с этим не справится, тогда мы решим судьбу и этого ведомства". – Д.А. Медведев.
Собственно, как сдвинуть этот колосс с мёртвой точки?