tvernews.ru
27 июня Вторник :
Погода в Твери Курсы валют | Сообщить об ошибке

Зарегистрируйтесь, если вы еще не состоите в сообществе tvernews.ru

Ф.М. Достоевский: "Тверь в тысячу раз гаже"

18 Апреля 2017 10:38
Автор:

Прочитала тут новость про то, что в Твери хотят установить мемориальную доску Ф.М.Достоевскому. Наверное, хорошее это дело. Может, хотя бы так подрастающее поколение будет знать о писателе. Ведь даже беспризорники республики "Шкид" были знакомы с творчеством Фёдора Михайловича, чьим именем и была названа исправительная школа-интернат. Да вот только не любил классик наш город. То ли потому что обижен был, что закрыты ему пути в столицы после ссылки, то ли действительно Тверь наводила на него тоску и уныние.    

В Тверь Достоевский приехал 19 августа 1859 г. Вот что они писал в письмах о нашей губернии: «Наконец, после долгих страданий, прибыли в Тверь, остановились в гостинице, цены непомерные. Надо нанять квартиру. Квартир много, но с мебелью ни одной, а мебель мне покупать на несколько месяцев неудобно. Наконец, после нескольких дней искания, отыскал квартиру не квартиру, номер не номер, три комнатки с мебелью за 11 рублей серебром в месяц». (Эти комнатки находились в гостинице Гальяни - сейчас улица Володарского, 34).

В сентябре 1859 г. в одном из писем Достоевский изображал свою жизнь в Твери в самых мрачных красках: «Теперь я заперт в Твери, и это хуже Семипалатинска. Хоть Семипалатинск в последнее время изменился совершенно (не осталось ни одной симпатичной личности, ни одного светлого воспоминания), но Тверь в тысячу раз гаже. Сумрачно, холодно, каменные дома, никакого движения, никаких интересов, — даже библиотеки нет порядочной. Настоящая тюрьма! Намереваюсь как можно скорее выбраться отсюда...».

Просьбу о переезде из Твери в Петербург Достоевский мотивировал, с одной стороны, плохим состоянием здоровья и желанием воспользоваться в Петербурге советами врачей и, с другой стороны, невозможностью заниматься в Твери литературным трудом, что тяжело отражалось на материальном положении.

http://litmap.tvercult.ru/dostoevsky/index.html

Оцените новость

7 | 28
Нашли опечатку - выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (53)

  • На мой взгляд дело не столько в Твери, сколько в самом Достоевском. Среди моих знакомых и друзей есть тоже депрессивные личности, которым везде плохо. Один, кстати коренной тверичанин,  ныл-ныл, что Тверь серый пасмурный город, без перспектив развития - в итоге переехал в другой, процветающий на его взгляд. Теперь по скайпу ноет и оттуда, без работы сидит.
    Ну а по моим личным ощущениям Калинин восьмидесятых казался вполне интересным городом, с предприятиями легкой, химической и машиностроительной промышленности. Сейчас этого почти не осталось, новых открылось мало. Тоска, не смотря на обилие ТРЦ.
    А может все дело в том, что тогда мне было на 30 лет меньше и я носил розовые очечки.
    18.04.2017 10:55
    4 | 26

    • Вот полностью соглашусь. Мало того, что Достоевский был жутко депрессивной личностью, он был ещё чрезвычайно талантливой депрессивной личностью. Был период, когда плотно подсела на его творчество, которое, надо признаться, затягивает. На "Записках из мертвого дома" поняла, что если резко не прекращу это "увлечение", то с этой "достоевщиной" могу и не расстаться вовсе. Такие писатели показаны лишь тем, у кого есть стойкий иммунитет к пессимизму.
      18.04.2017 11:12
      2 | 14

      • "Записки из мертвого дома" - одна из самых сильных вещей Федора Михайловича. Хотя да, некоторым людям в принципе противопоказано его творчество, пессимизма там выше крыши.
        18.04.2017 11:33
        0 | 9

        • Согласен. "Записки из мёртвого дома" у Достоевского - самая душевная вещь. В России тюремная тематика вообще популярна, что неудивительно: жизнь большинства населения так или иначе связана с тюрьмой. У кого родственники/друзья сидели, кто сам чалился, кто на вышке стоял, кто из хаты на продол выгонял контингент при шмоне, кому только предстоит зону топтать.
          В общем, тюрьма в России - истинная, не фуфлыжно-пропагандонская, духовная скрепа.
          18.04.2017 17:12
          0 | 2

          • Так потому и Тверь - это сначала Круг, а потом уже Афанасий Никитин и все остальное.
            18.04.2017 17:39
            0 | 5

            • Истину глаголите.
              18.04.2017 18:12
              1 | 1

    • уж явно Федор Михалыч в Твери не по предприятиям легкой и химической промышленности тосковал. И явно, что в большей части тоску на него не внешний вид Твери нагонял, в том же Питере серости не меньше - но там жизнь интереснее была, жили интересные люди, центр культуры с соответствующими заведениями. А Тверь как была мещанским городом, с мещанским образом жизни, так и осталась до сих пор.
      18.04.2017 12:08
      2 | 10

  • Еще почти полтора века с тех времён Тверь будет оставаться гадюшником и пристанищем лиц выдворенных за сто первый километр. Грязь, людская серость, глупые чиновники и разгульная преступность будут визитной карточкой этого несчастного города на протяжении нескольких эпох.
    Только в начале XXI века произойдут разительные перемены- Единая Россия обратит свой взор на областной центр находящийся промеж двух столиц, на главном водоразделе, в самом центе европейской части страны и в корне изменит его вид и статус. Теперь это красивейший город на Волге, с развитыми промышленностью, транспортом и инфраструктурой. В городе много современных очагов культуры, спортивных сооружений, парков и садов. Люди стали меняться в лучшую сторону- получать достойное образование, иметь интересную высокооплачиваемую работу, заводить интересы по душе. Тверь расцвела! 
    Скоро построим новый мост и благополучнее города будет не сыскать, господа.
    18.04.2017 10:58
    8 | 9

    • Ура!!!
      18.04.2017 11:00
      0 | 8

    • Перефразируя Бертрана:  И в тюрьме люди живут...
      18.04.2017 11:12
      0 | 16

      • Хочу уточнить - порой мы сами выстраиваем стены собственной индивидуальной тюрьмы.
        18.04.2017 11:20
        0 | 7

    • Вам в партии стали выдавать тяжелые наркотики ибо коньяк уже не действует?
      18.04.2017 11:32
      0 | 14

      • Не, похоже, сержант просто инструкции перепутал. Или хозяев поменял.
        18.04.2017 12:04
        0 | 5

    • аж на слезу прошиб.))))) и не надо мне миллионов как у Васильева и СО. буду во рваных трусах гордиться городом и партией.
      18.04.2017 11:42
      0 | 10

    • От холопа другого комментария я и не ждал.
      18.04.2017 11:44
      1 | 1

    • Бертран, дай хоть разок затянуться! Я хочу, чтобы меня тоже так плющило!
      18.04.2017 11:49
      1 | 10

      • вступай в едро. поделятся.)))
        18.04.2017 11:52
        0 | 6

    • В городе много современных очагов культуры, спортивных сооружений, парков и садов.////
      
      очагов культуры не видел, а вот очаг здравоохранения недавно наблюдал...
      
      
      18.04.2017 12:10
      0 | 8

      • Это легко исправить. Достаточно назначить "Анюту-полбольницы" командовать каким-нибудь учреждением культуры.
        19.04.2017 02:06
        0 | 2

    • ...только в начале XXI века произойдут разительные перемены- Единая Россия откроет для себя диэтиламид лизергиновой кислоты.
      18.04.2017 12:59
      0 | 6

    • Только в начале     XXХ       "века произойдут разительные перемены- Единая Россия обратит свой взор на областной центр находящийся промеж двух столиц, на главном водоразделе, в самом центе европейской части страны и в корне изменит его вид и статус." Не раньше. А уж про промышленность, чья бы корова мычала, а твоя молчала. Был вагонзавод, сейчас в глубокой заднице, был экскаваторный. Сейчас то он существует? Был 513, был искож, одни руины остались, был 1-е мая, - сдох. И еще много чего было. Одних ТРЦ только сумели понастроить, а зачем спрашивается?
      18.04.2017 13:24
      0 | 5

    • Чо-та и не смешно уже. Наверно, депрессивная погодка виновата, не Бертран же, юродивый навыворот.
      18.04.2017 14:07
      0 | 2

  • А ведь 150 лет прошло, а принципиально ничего не изменилось: "Цены непомерные... Сумрачно, холодно, каменные дома, никакого движения, никаких интересов, — даже библиотеки нет порядочной." Может дело всё-таки не в депрессивном Достоевском? 
    18.04.2017 11:42
    1 | 11

    • забыли добавить: пьют и воруют.
      18.04.2017 11:43
      1 | 8

      • Это наш другой известный земляк-писатель верно подметил. И ведь тоже не поспоришь.  
        18.04.2017 19:43
        0 | 2

  • Да, дела... Гебельс в 45-м тоже кричал про решительный бросок, правда никто, уже не верил. 
    18.04.2017 12:13
    0 | 3

  • Ну  ладно, пусть  Достоевский бы депрессивной личностью и его оценку Твери мы будем пытаться списать на его депрессивность. 
    Но вот Михаил Евграфович вроде бы  на депрессивную личность  совсем не тянет. И Тверь еще больше, чем Достоевский знал.
    Но много ли у них противоречий по данному вопросу? 
    И кстати при всем при этом памятники Салтыкову-Щедрину в Твери есть.
     Так что само по себе не проблема, что там Достоевский когда-то плохо про Тверь написал. Тем более, как мудро заметил Бертран, на фоне того, что когда-то писал Достоевский, лучше видны сегодняшние достижения Единой России под руководством Д.А.Медведева( например, сравните, сколько смартфонов и айфонов у жителей Твери было во времена Достоевского, и сейчас? Сегодня в Твери борятся с пробками. А сколько личным автомобилей было у тверичей во времена Достоевского ?  Тут ожно еще долго продолжать очевидные достижения Единой России).
      Вопрос в другом: как бы это ни ранило слух любителей  его творчества,  Достоевский, как и прочие литераторы,-  это  уже далекое прошлое. Молодежь ( кроме отдельных любителей) не читает и уже никогда не будет все это читать, как читали в 20-м веке. Интерес угасает и неизбежно будет угасать. Его не забудут еще долго, но искать ответы на сегодняшние вопросы  в прошлом - бесперспективно.
     Поэтому надо ли вообще сегодня вешать мемориальные доски или ставить памяти литераторам прошлого? 
    Кому это надо ? Думаю, любителям и ценителям Достоевского без разницы, будет или не будет какая-нибудь там доска висеть, им литературное наследство Ф.М. интереснее. 
    А тем, кто Достоевского не читал и не собирается( коих неизбежно- увы, так жизнь устроена( это не значит, что новое поколение хуже, меньше образованнее и т.п., просто все когда-то уходит в прошлое),с каждым годом будет становиться все больше) она нипокакому не нужна. Конечно, Достоевского читать будут еще долго, у него еще долго будут любители . Но вот доски и вот это все сегодня, на мой взгляд, уже лишнее. 
    Где-нибудь в чем-то наподобие литературного музея какая-то экспозиция посвященная тверскому периоду в жизни Достоевского нужна, но, думаю,- не более.   
    18.04.2017 12:18
    0 | 10

    • Вектор, не с тех позиций рассуждаете. Доска Достоевскому поднимет туристический рейтинг города.)
      18.04.2017 12:41
      0 | 4

      •  Блин, как же я об этом сразу-то не подумал-то? Хотел себя по лбу стукнуть. Но  хорошо что не успел. Потому что  начал задумываться.
        
        А факт ли, что туристам это будет так интересно, и факт ли, что сегодня интерес к Достоевскому и у иностранных туристов такой же, как полвека назад ? Интерес не только у нас падает/
        
        Это раз. Во-вторых, похоже у нас самих сложилось ложное представление о том, кто такие туристы и что им интересно. Похоже, мы думаем, что это какие-то юродивые, которых вечно будут интересовать какие-то мемориальные доски, связанные исключительно с выдающимися деятелями прошлого.
        Хотя думаю такихсовсем не так уж и много, как нам кажется, и на них туризм не разовьешь.
        
        С другой стороны, на мой взгляд, в Твери совершено не используется то, чем можно было бы привлечь внимание туристов. Что может быть им интересно в Твери? 
        На мой взгляд, объектом, который может вызвать туристический интерес, является аэродром в Мигалово, способный принимать тяжелые самолеты. Таких аэродромов не так уж и много.
        А в разных странах мира зрелище взлета и посадки самолетов традиционно вызывают большой интерес, и прилет в европейские аэропорты таких самолетов как АН-22 и АН- 225 традиционно привлекает самое большое количество зрителей. 
        На АН-225 "Мрия" вообще традиционно  везде много зрителей, хоть в Европе, хоть в Австралии. Людей заранее предупреждают о прилетах этого лайнера, посмотреть приходят сотни, если не тысячи человек. 
        АН-225 сегодня у нас нет. Но и взлет и посадка привычного для нас АН-22 до сих пор привлекает в Европе значительное количество зрителей.
        
        
        https://m.youtube.com/watch?v=LSlq4V4lK-4
        
        https://m.youtube.com/#/watch?v=Ix2thCAHi2U
        
        Я специально не вставляю эти ролики сюда, лучше перейдите по ссылке, там на You Tube можете увидеть массу похожих роликов, и воочию убедиться, что это вызывает интерес жителей  разных стран. Не ограничивайтесь этими двумя роликами, там еще много хороших.
        Вот и нам можно было бы не только мемориальную доску с Достоевским показывать, но лучше организовать экскурсию на аэродром и показать взлет/посадку АН-22. Зрелище внушительное, в своих европах туристы не часто такое смогут увидеть, запомнится больше,чем доска с Достоевским.
        
        Могут возразить: аэродром военный и вот это все... Вот это все -ерунда. Дни открытых дверей на аэродроме и так проводятся. Значит, можно их зделать и побольше в заранее оговоренные даты приезда туристов. 
        Во-вторых, его оборонное значение ничтожно, он будет уничтожен в первые же минуты мало-мальски серьезной войны, и даже если каким-то чудом самолеты удасться поднять в воздух, то посадить их на разбомбленные впп уже не удастся. А вот в качестве туристического разработать маршрут в Мигалово и показать взлет/ посадку "Антея"  АН-22 (лучше бы конечно 225)- самое то, что надо.   
        
        Все-таки 21-й век уже, какой-то креатив должен быть, если о развитии туризма начали болтать, уверен, что старыми методами - всякие там домы-музеи такого-то и такого-то, мемориальную доску и вот это все - много туристов не привлечешь. Думаю, это интересует очень ограниченный круг лиц как в самой Твери, так и за ее пределами.
        А то, что может вызвать реальный интерес, совершенно не задействовано для привлечения туристов.
         
        Вот еще посмотрите один ролик, нашелся не сразу, сколько народу пришло посмотреть на посадку АН-225 Mрiя в Австралии. Как Вы думаете, многих бы из этих зрителей заинтересовали мы какие-нибудь "пожарские котлеты" или мемориальная доска на каком-нибудь доме в котором когда-то почему-то пришлось остановиться какому-то литератору. Да эти чудики, которые по музеям ходят, они всегда были и будут. Но если говорить о  р а хз в и т и и  туризма, то надо не только на них ориентироваться, но новые направления открывать. 
        18.04.2017 14:55
        0 | 2

        • Вот именно. В наше время интересны интерактивные экспозиции с "обратной связью". Музеи, в которых можно всё потрогать руками, покрутить-повертеть, не опасаясь окрика строгой тетеньки, присесть на стул за которым работал писатель, попробовать нацарапать на бумаге какой-нибудь стиш гусиным пером или просто перьевой ручкой. Побывать в кабине настоящего военного самолета, покрутить штурвал, понажимать на всякие штучки на приборной доске, а программа-авиасимулятор на мониторе будет выводить результат твоего "мастерства"... И посетителей не очень будет волновать, что это не аутентичная обстановка, а копия. Главное - атмосфера, настроение, эмоции, впечатления. Да много чего можно... но ведь напрягаться надо. А тут доску повесил, турагенства зарядил маршрутом  - рейтинг растет.
          18.04.2017 16:44
          0 | 1

  • Прав был Федор Михайлович. Сейчас только хуже стало. Вечный город Глупов. Проклятие Михал Евграфовича. 
    18.04.2017 12:49
    1 | 5

  • Весь мир слушает Чайковского, Достоевского
    Прикрепленные видео:
    Жир
    18.04.2017 12:56
    0 | 5

  •     Вернулся  я как-то ночью в  ноябре  из  солнечной  Дубайской заграницы, проснулся  в  такси в 6  утра  на  пл.  Гагарина  и аж  обмер -  ощущения от родных пенатов прямо  по Достоевскому!  А  потом  ничё,  втянулся  :))) 
    
    *   Люблю и Достоевского и Тверь. 
    18.04.2017 13:07
    0 | 5

    • Дубай - мёртвое, декоративное местечко, в котором Пустыня только притаилась и ждёт малейшей оплошности слишком много о себе возомнивших людишек. Неделя без электричества, и все их небоскрёбы покроются слоем песка.
      Был там один раз, больше - не хочу. Это не действительно солнечно-улыбчивый Таиланд!
      18.04.2017 14:22
      2 | 3

      • *Задумчиво
        Интересно, если Тверь на недельку оставить без электричества, то она чем покроется?
        18.04.2017 17:18
        0 | 5

        • Чем покроется Тверь без электричества вы узнаете намного раньше, примерно через 1-2 часа, если мне не изменяет память. Может быть не вся, но значительная часть)))
          18.04.2017 17:42
          0 | 4

          • ) Периодически нам все коммунальные службы города дают почувствовать, кто в д̶о̶м̶е̶  городе хозяин и кто кого покрывает во всех смыслах этого слова. Даже в Пасху днем 2 раза минут на 10-15 оставались без всякой воды (закрытая система в/с). Диспетчер УК объяснила это перебоями в подаче электроэнергии на насосы водозабора.
            18.04.2017 18:09
            0 | 1

            • С тем, что при малейших моргушках в питающей сети отваливаются насосы, придётся, к сожалению, смириться. Водоканал переусердствовал в модернизациях, забыв, что Тверь и технологии 21 века есть вещи несовместные.
              19.04.2017 02:13
              0 | 1

  • Достоевский - писатель-реалист...
    Бертран - "писатель-фантаст"...
    18.04.2017 13:19
    0 | 7

    • Точно. Наш российский Бред̶б̶е̶р̶и̶даю.
      18.04.2017 13:35
      0 | 5

  • я сам не читал Достоевского и личному составу строго не рекомендовал. т.к писатель вредный и социально не близкий российским народам. моральный дух бойца такой писатель поднять не может. Гайдара нужно читать
    18.04.2017 14:13
    1 | 10

    • Читать бойцу что-либо кроме устава? Зачем? Политрук расскажет, а программа "Время" закрепит!!!
      18.04.2017 16:01
      0 | 9

    • Праильна. Ну можа еще "Колобка" разрешить... там изложены основные принципы военной науки - стратегия ухода от бабы и тактика обмана деда.
      18.04.2017 17:02
      0 | 5

    • Егора Тимурыча?  ;-))
      18.04.2017 17:57
      0 | 4

      • Можа Марию Егоровну...
        18.04.2017 18:18
        0 | 4

  • Пройдёт время, никто и не вспомнит Тверь, Мигалово, какие-то там самолёты, а Достоевский останется.
    Мемориальная доска - честь для нас, а не для Фёдора Михайловича.
    
    
    
    18.04.2017 21:07
    3 | 0

    • Твери гораздо больше лет, чем Достоевскому. 
      Вот только я представляю, как уставшие туристу выходят из автобуса и пялятся на доску на фасаде.  Уж лучше музей за этим фасадом.
      18.04.2017 23:02
      0 | 0

      • Г-жа Rina, а как Вы думаете, если замутить вопросник по всему миру:
        - Что вы знаете о Твери?
        - Что вы знаете о Достоевском?
        Информированность о каком объекте  окажется бОльшей?
         Несмотря на значительную разницу в возрасте.
        18.04.2017 23:25
        0 | 0

        • Информированность об объектах примерно совпадёт. Всему миру одинаково пох как на Тверь, так и на Фёдора нашего Михалыча. Разумеется, есть некое количество славистов, чей род занятий предполагает знание предмета. Но, думаю, их не больше, чем читателей Джойса и Фолкнера в России. А забугорные "ширнармассы" о Достоевском вряд ли даже слышали, не говоря уж о Твери. 
          19.04.2017 02:38
          0 | 2

  • Недавно был в Праге. Там все фасады в мемориальных досках, а скверы в памятниках. Так всего много, что ни местные, ни гиды не знают кто это и кому памятник. А у нас- аж Достоевский!! Давайте и хану Мамаю что-нибудь поставим. Ведь его войско,как говорят, разбавляло нас своей кровью.)) Благодаря им чисто русских уже и не найти.
    18.04.2017 22:00
    0 | 1

  • По поводу серости Твери история. В нашем подъезде купили квартиру муж и жена - военные из Хабаровска. Квартиру отремонтировали, сына учиться пристроили и затосковали. Немного погодя стали квартиру продавать.
    Жена на вопрос, почему ответила, что не может здесь жить. А дословно, что Тверь умирающий город. Потому, что в городе она видит только стариков, город сер и не обихожен, плохие  неубранные дороги и т.д.  Они уехали в Питер или Москву, уже не помню. А это был 2002 год. Что изменилось почти за 15 лет? 
    
    18.04.2017 23:08
    0 | 2

    • Наверное они уже умерли. А Тверь еще живет. 
      Где родился, там и пригодился. Эта истина работает всегда.
      18.04.2017 23:17
      1 | 0

  • Мне наплевать и на доску, и на Достоевского, и на его мысли о Твери. Не тем люди занимаются, лучше бы дороги хорошие делали, рабочие места создавали на производстве, а не в торговле, цены бы на продукты снижали. Памятная доска блин...
    21.04.2017 16:33
    1 | 0
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.