22 Ноября 24, 12:04
Архив ТИА
Народные Новости, ЖКХ
15 Февраля 2017, 15:28

ОДН: что почём?

Появление первых квитанций с “новым” ОДН стало сопровождаться лавиной вопросов от жильцов о порядке его расчета. Основной вопрос: “Почему мы платим больше, чем в прошлом году, хотя нормативы остались теми же самыми?".

Тут нужно в очередной раз провести экскурс в историю: действующие сейчас нормативы на ОДН появились не вчера или сегодня, а еще в 2012-2013 годах. Тогда, в связи с изменениями в 306 и 354 постановлениях, был впервые ограничен размер платы на общедомовые нужды, выставляемой управляющими организациями жителям. На момент разработки нормативов органы тарифного регулирования должны были определиться с базой для их начисления: с одной стороны, был жилищный кодекс, который давал исчерпывающий перечень общего имущества собственников, а с другой стороны, была техническая документация на многоквартирные дома, в которой не всегда указывались площади этого имущества. В связи с этим, за базу для начисления норматива были взят показатель, который есть в паспорте практически любого многоквартирного дома - т.н. “уборочные площади”. И уже на них тонким слоем размазывался рассчитанный “средний общедомовой расход по больнице”.

В итоге 1 июня 2013 года в общем-то мало отличалось от 1 января 2017 года: УК и ТСЖ “внезапно” были обязаны выставлять плату за ОДН исключительно в пределах нормативов. Разницу нужно было оплачивать за счет собственных средств. А оплачивать было за что: неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций в домах и особенности организации первичного учета (когда жители в общем-то не обязаны ставить счетчики, а тем более передавать показания) формировали огромные счета за ОДН по сравнению с нормативом.

Давайте просто прикинем, сколько могло быть начислено по нормативу. Возьмем “уборочную площадь” среднестатистической 4-х подъездной панельной девятиэтажки с лифтами, домофонами и прочим оборудованием ~900 м2. Управляющая организация по максимально возможному нормативу может собрать в таком доме 1,43 кВт.ч на 1 м2 площади общего имущества, т.е. 1287 кВт.ч. Это примерно по 7-12 кВт.ч с квартиры (в зависимости от площади). “Потолок” норматива для воды это 0,06 (ХВС+ГВС), т.е. 0,3-0,4 куба на квартиру.

С размером фактического ОДН по электроэнергии многие потребители познакомились летом 2014 года, когда управляющие организации стали массово игнорировать обязанность по заключению договоров с новым поставщиком электроэнергии, и последний был вынужден собирать плату с жильцов напрямую - ОДН был в несколько раз выше установленного нормативом.

С водой и теплом было чуть проще - в большинстве домов не были установлены (либо были установлены, но не введены в эксплуатацию) общедомовые приборы учета, как следствие ресурсники начисляли плату за ОДН по нормативу, т.е., грубо говоря, убытков у управляющих организаций не возникало - они выставляли к оплате жильцам ровно столько, сколько выставляли ресурсники.

В итоге было ли выгодно в 2013 году начисление по нормативам на ОДН жильцам? Да, т.к. нормативы были значительно ниже фактического ОДН. Было ли выгодно начисление по нормативам управляющим организациям? ? Нет, и именно поэтому они вполне законными способами пытались его избежать. Собственно, суть нового 1498 постановления, начисления по которому стали вестись с 1 января 2017 года, и была в том, чтобы закрыть или существенно затруднить для управляющих организаций те самые вполне законные способы переложить ОДН на жильцов. Теперь приобретение ресурсов на общедомовые нужды - это обязанность управляющей организации, а не собственников помещений, и в первую очередь, она обязана рассчитываться за ОДН с поставщиками ресурсов, а не жильцы. Такая трактовка в корне меняет суть их взаимоотношений, однако расчет платы по нормативам по сути остается неизменным - норматив умножить на площадь помещений, входящих в состав общего имущества.

Если нормативы и тарифы остались неизменными, то как могут жильцы платить больше, чем в прошлом году? На самом деле - могут.

Больше будут платить собственники “идеальных” домов с активными жильцами и без проблем с инфраструктурой, т.е. там, где фактический ОДН действительно был ниже установленного норматива. Раньше они оплачивали лишь его часть, теперь - полностью.

Больше будут платить собственники домов, управляющие организации в которых не расторгали договора с ресурсниками и сами собирали плату за потребялемые ресурсы. В таких домах часто существовали возможности для формирования отрицательного ОДН - теперь вместо минуса будет плюс.

Жильцы всех остальных домов будут платить либо столько же, сколько платили до этого, либо меньше.

Есть еще один момент - управляющие организации, основываясь на мнении о том, что нормативы, утвержденные РЭКЮ не имеют должной дифференциации по составу общего имущества, самостоятельно манипулируют площадями, указанными в технической документации домов, включая в базу для начисления норматива площади всех общих помещений. Часто получается парадоксальная ситуация - по воде плата начисляется, исходя из одного состава общего имущества, а по электроэнергии - исходя из другого.

К сожалению, ГЖИ до сих пор не может решиться на официальный пресс-релиз на эту тему, однако в большинстве регионов органы контроля настаивают на применении той же базы, которую использовали органы тарифного регулирования при утверждении нормативов. В этом есть своя логика - если бы органы тарифного регулирования решили, например, помимо уборочной площади включить в базу для норматива площади подвалов, то тариф на ОДН был бы значительно меньше (т.к. одни и те же затраты распределялись бы на большую площадь). В этом ключе любое изменение состава площадей со стороны управляющих организации приводит к необоснованному изменению размера платы для жильцов - пожалуй, это единственный неоднозначный момент, который может повлиять на размер платы.

П.С. интересны случаи, когда люди приводят в пример Псковскую или Владимирскую область, где уже утверждены новые нормативы, и по слухам люди стали платить в 40 (!) раз больше. Переносим нашу четырехподъездную девятиэтажку, допустим, в Псков, открываем их нормативы, смотрим - в 2016 году было 5,83 кВтч/м2 уборочной площади, в 2017 году стало 5 кВтч/м2. Было 0,07 м3/м2 ХВС+ГВС, стало 0,232  м3/м2 (тут да, косяк, разница почти в 3 раза - вместо 0,35 м3 на среднестатистическую квартиру стало около 1 куба на квартиру).

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Метки: одн
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх