https://tvernews.ru/folk/218375

Автор

jazz-y

ОДН умер. Да здравствует ОДН!

jazz-y, 29 Января 2017, 13:13
, 21

В прошлой новости мы обсудили множество мелких изменений в правилах учета коммунальных ресурсов, которые рано или поздно коснутся практически каждого потребителя. Теперь пришла очередь поговорить о самом главном изменении, которое у всех на слуху, - перенос ОДН в жилищную услугу.

Думаю, сначала стоит кратко напомнить, что представлял собой ОДН до 1 января 2017 года: по сути, он был разницей между объемом ресурса, который потребил весь дом, и объемом, о потреблении которого заявили собственники помещений. Основная проблема такого подхода была в том, что ОДН фактически описывал все потери в доме, а значит скорее выступал обобщенной характеристикой организованности жителей и технического состояния дома, нежели реальными общедомовыми нуждами. Потери возникали по 2 объективным причинам: наличие общедомового оборудования и наличие потребителей, которые не только пренебрегали своими правами и обязанностями, но и имели в силу закона большую свободу действий в плане обеспечения точности учета.

В 2013 году на фоне недовольства населения, ставшего массово устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета, правительство наконец-то осознало проблему с потерями, но почему-то решило бороться только с первой причиной, а именно - нормировать общедомовое потребление. Мол, оборудование у всех в домах похожее, а значит можно рассчитать нормативы для каждого ресурса, всё что выше - извините, убытки управляющей организации.

Местные органы тарифного регулирования, как и было положено, посчитали “среднее ОДН по больнице” и утвердили такие же далекие от реальности нормативы - это вызвало лавинообразный рост долгов управляющих организаций за сверхнормативный ОДН, средств на оплату которого у большинства просто не было. Одновременно жильцам была дана большая свобода в обеспечении точности учета - в очередной раз перенесены сроки установки счетчиков и практически упразднена обязанность передачи показаний для тех, кто их уже установил, что еще более усугубило ситуацию.

Чтобы не копить долги, управляющими организациями были быстро найдены лазейки - сначала в форме перехода на непосредственное управление, чтобы жильцы сами платили за все ресурсы, а затем (когда возможность перехода на непосредственное управление ограничили) в виде прямых отношений “потребитель-поставщик ресурса” либо агентских договоров, когда поставщик собирал деньги от имени управляющей организации в пользу самого себя. Эти схемы с некоторыми изменениями дожили до конца 2016 года.

В конце 2016 года ошибку попытались исправить, изменив трактовку понятия ОДН, - теперь это именно расходы на приобретение ресурсов потребляемых при содержании общего имущества. Предполагается, что минимальный перечень работ по содержанию общего имущества включает в себя определенную величину расходов на приобретение необходимых для выполнения таких работ холодной воды, горячей воды, электрической энергии, отведения сточных вод - лампочки светят, лифты работают, уборщица моет и т.п. Соответственно, коммунальная услуга  превращается в жилищную. Порядок расчета ОДН исключен из правил предоставления коммунальных услуг (оставлен только для домов на непосредственном управлении и домов, не выбравших либо выбравших, но не реализовавших способ управления) и добавлен в правила содержания общего имущества.

А теперь вопрос - стал ли от этого меньше показывать общедомовой счетчик? :) Нет, конечно - объемы потребления как были по сути ненормируемыми и близкими к случайной величине, так и остались. Понятно, что в битве норматив vs факт победа практически всегда будет за фактическим потреблением, причем (с учетом того что действующие нормативы принимались для других целей и по другой нормативной базе) эта победа, как правило, будет в сторону превышения. А превышение в новой редакции законов - это поражение. Управляющая организация не имеет права включать его в квитанцию ни под каким предлогом. Это чистые убытки. Единственное исключение, позволяющее увеличить объем приобретаемых ресурсов сверх норматива, - если сами потребители утвердили перечень работ, превышающий минимальный (что с учетом явной избыточности минимального перечня работ, который и так финансируется с огромным дефицитом, практически нереально).

Правительство преподносит эту ситуацию как несомненную победу над раздолбайством управляющих организаций - мол, чтобы не получать убытки, они будут заниматься модернизацией сетей и энергосбережением и вообще работать более ответственно, а потребителей ждет только уменьшение платежей и повышение качества услуг. На деле же здесь есть огромная доля лукавства - минимальный перечень работ, за который платят жильцы, включает в себя только поддерживающий ремонт и текущее содержание общего имущества. Как бы ответственно его не выполняла управляющая организация, счетчик от этого крутиться меньше не станет.

Модернизация сетей с 2014 года отнесена на капитальный ремонт и как правило стоит на последнем месте в региональной программе (если вообще там есть). Если жильцами не открыт специальный счет капитального ремонта, то управляющая организация даже в теории не имеет к таким работам отношения. Весь первичный учет также лежит на жильцах - сроки передачи показаний не нормированы, приборы учета принадлежат потребителям. Управляющая организация просто не может обеспечить учет с необходимой точностью, особенно в случаях когда потребители передают показания в рамках прямых расчетов непосредственно ресурсоснабжающей организации (а такой вариант  постепенно становится преобладающим).

Если заниматься энергосбережением, то одними лампочками в подъезде и доводчиками не отделаться - нужен достаточно большой объем работ, которых также нет в минимальном перечне. Даже энергосервисный договор управляющая организация не может заключить без согласия собственников.... А оно собственникам вообще надо? - они как платили за общедомовые ресурсы по нормативу, так и будут платить. Что с энергосбережением, что без него.

Абсурда ситуации добавляет и то, что каждый дом - это по сути замкнутая система, к сетям которой управляющие организации не подключены и ничего не потребляют, но при этом должны оплачивать часть расхода жильцов. То есть всем управляющим организациям по факту предлагается единственное решение - нести убытки, ведь уменьшить потери, которые по факту от них не зависят, просто невозможно. Государственный подход к решению проблемы, ничего не скажешь.

Что получится на практике и как это коснется потребителей? С нормативом все понятно - он будет исключен из коммунальных услуг и добавлен к услугам по содержанию общего имущества управляющей организации. Превышение фактического объема ресурса над нормативом будет либо копиться в виде долга перед ресурсниками, либо оплачиваться на деньги жильцов, предназначенные для выполнения других работ (в том числе и принудительно по суду), что ухудшит и так не самое высокое качество предоставляемых услуг.

В редких случаях превышение будет согласовано с потребителями и включено в перечень в виде дополнительных работ. Тут следует понимать, что для потребителей никакой мотивации соглашаться на такое увеличение платы нет - ведь они обязаны платить только по нормативу. Возможно, будут манипуляции с площадями общего имущества в целях завышения нормативов, либо завышение отдельных статей смет, чтобы покрыть убытки.

В ряде случаев возможен вывод общедомовых приборов учета из строя или их утрата - платить по нормативу пусть и с повышающим коэффициентом в некоторых домах может быть выгоднее, чем возмещать фактические убытки (тут все зависит от площади помещений, входящих в состав общего имущества). В любом случае - хорошо не будет никому. Ни управляющим организациям, ни потребителям. Первые будут нести убытки и нарушать закон, пытаясь их компенсировать, вторые будут платить больше, а получать еще меньше услуг.

Так как последствия таких изменений достаточно очевидны, то правительством была сделана попытка несколько сгладить ситуацию - именно об этом была прошлая новость. Тут и усиленный контроль за приборами учета и больше возможностей покрыть убытки за счет повышающих коэффициентов. Однако в случаях, когда коммунальные услуги предоставляются непосредственно ресурсоснабжающими организациями, эффективность таких мер стремится к нулю - повышающие коэффициенты превращаются просто в дополнительную прибыль, а контроль приборов учета в фикцию - свои деньги они всегда получат если не с потребителей, то с управляющей организации: когда нет мотивации, точность учета вторична.

Понятно, что в таких условиях наибольшие возможности для развития получат крупные управляющие организации, выезжающие за счет административного ресурса и лояльного отношения контролирующих органов. Относительно свободно будут чувствовать себя и ТСЖ - в большинстве случаев потребители понимают некоммерческую суть таких организаций и идут навстречу. Всем остальным скорее всего придется несладко.

По поводу особенностей учета ресурсов на общедомовые нужды, о которых нужно было сказать в прошлой новости.

Во-первых, отменен возврат отрицательного ОДН потребителям. Ситуация достаточно редкая, но не исключительная - теперь это прибыль исполнителя.

 

Во-вторых, как было сказано ранее, прежний порядок ОДН сохранен для домов на непосредственном управлении и домов, в которых не выбран, либо выбран, но не реализован способ управления - для них ОДН по-прежнему коммунальная услуга. Тут есть один интересный момент - ресурсоснабжающая организация не может выставлять потребителям такого дома плату за ОДН в полном объеме, как это было ранее. Теперь она так же ограничена нормативом. Превышение фактического потребления над нормативом может быть начислено только по решению общего собрания. Решение общего собрания в таком случае вещь достаточно предсказуемая - вряд ли кто-то согласится взять на себя дополнительные расходы, когда можно их не брать без каких либо последствий.

И да, льготы на оплату приобретенных ресурсов для общедомовых нужд будут сохранены для всех категорий граждан, кто получал их ранее, правда, считаться они будут только от размера норматива.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Оцените статью
   30  2

Комментарии (21)


  • 14:30 29 Января 2017
    21 2
    Справедливости ради стоит заметить, что большинство УК вообще никак не работают и только деньги собирают, никакого обслуживания и текущих ремонтов не производят. Поэтому в убыток не уйдут.
    Так-же предвижу, что проблему они решат элементарно, установив общедомовые счетчики с возможностью корректировки показаний, да это не законно, но УК законность действий никогда не волновали, главное прибыль.

    • 22:16 29 Января 2017
      8 1
      Есть в Твери укахи, которые работают и хотят работать. Есть много временщиков. Начиная с 1 января потихоньку некоторые управляющие организации начнут уходить в минус. Однозначно они чаще начнут ходить по подвалам и чердакам в поисках утечек, по квартирам в поисках неучтенных жильцов, к счетчикам в квартирах будет более пристальное внимание. А если не будут этого делать, то это путь к банкротству.

      • 09:45 30 Января 2017
        2 0
        Уже забегали. До этого не шевелились.
        "Вода в подвале течет? Да не, ничего не течет, вам кажется"

      • 07:36 31 Января 2017
        1 0
        В статье опять брехня.
        ОДН прикрыли нормативом, но оплачивать УК свои убытки будут всё равно из кармана граждан, придумают как это сделать.

        Знать многострадальные жители об этом не будут, поэтому возмущений будет минимум .

        Вот по поводу непосредственного управления и решения собраний- статья вводит в заблуждение.
        ОДН в таких домах как выставляли по факту, так и будут выставлять.
        Будет решение суда-пересчитают по нормативу.

        Значит снова будут обращения в суды, снова митинги, снова разночтения законодательства.

        Веселье продолжается, господа!!!!

        А вообще статья правильная, всё по делу. Так держать , Джаззи!

        • 11:04 01 Февраля 2017
          0 0
          Opanas, по поводу непосредственного управления - перечитайте внимательно 1-2 абзац п. 44 354 ПП

          • 23:58 02 Февраля 2017
            0 0
            У меня другая информация, не как надо, а как будет.

            Вы правы, я тоже окажусь прав... правда не всегда бывает одна

            • 10:15 03 Февраля 2017
              0 0
              Как будет - это уже другой вопрос :)

  • 14:46 29 Января 2017
    10 1
    Федералы и регионалы зажаты между энергетическими монополистами и населением. Энергетики заявляют о нехватке средств на амортизацию, а население платить не хочет и не может. Все эти нововведения только чтоб угодить и нашим и вашим. Но ничего не получится - население обременять не станут, а монополистам фигу, а не деньги - все равно схитят. Сейчас пытаются этим включением ОДН ублажить энергетиков, через полгода население забухтит, и нас начнут ублажать. В общем фантазеры наши шефы, а все потому, что нет у них конкретной работы. Иначе понимали бы, что лавочку с центральным отоплением во всей РФ надо сворачивать, и не маяться больше дурью.

    ЗЫ и спасибо за ваши обзоры, очень интересно.

  • 22:09 29 Января 2017
    1 3
    К лету должны установить новые нормативы на ОДН на жилищные услуги. Они будут дифференцированы. Появится разница на ОДН между малоэтажными и многоэтажными домами. Если не раньше , то дополнительно добавится ОДН на водоотведение.
    Если не ошибаюсь, то на некоторых категориях льготников перевод ОДН из коммунальной в жилищную тоже найдет свое отражение.

    • 23:04 29 Января 2017
      3 4
      Ты хотя бы ник поменяй глупый котопёс. Шутка. Представь, процентов 50 умных, а точнее хитрых особей ставят на свои счётчики неодимовые магниты. У вас показания по счётчику, у них тоже, но ахиренно заниженные. Уворованную воду будут делить между хитромудрыми воришками и честными лохами. Догадайтесь, кто выиграет. Государство как обычно, в лице безмозглова придурка. по фамилии Медвелев, выместо того, чтобы поднимать экономику своими ублюдочными действиями грабит и вводит в нищету "свой" народ. А что, главное ВВП и его друганы будутр жить счастливо и хорошо.

      • 20:26 30 Января 2017
        1 0
        А что бы вы сделали на месте Медведева? Как боролись бы с этим воровством?

  • 09:30 30 Января 2017
    4 1
    Интересный обзор. Спасибо автору.

    ИМХО - к чему это приведет? Скорее всего, к массовому отказу УК от некоторых проблемных домов. От тех, которые перестанут приносить прибыль. На ТИА уже была народная новость, о том, что ни одна УК не хочет обслуживать древнюю сталинку с коммуналками. Тут все просто - дом требует слишком больших капиталовложений. Причем сегодня и сейчас, а не тогда, когда накопятся платежи. Взять такой дом на обслуживание - это значит, что вышибать долги из маргинальных элементов, которые годами не платят и проводить все работы по дому за свой счет.

    Любая УК - это, в первую очередь, бизнес. А бизнес, как известно, заточен на извлечение прибыли. Если прибыли нет - какой смысл работать?

    Проблемными домами в данном случае может оказаться подавляющее большинство домов жилфонда области - все они построены 40-50 лет назад, коммуникации старинные, о какой-то там энергоэффективности и говорить не приходится. И их не выгодно станет обслуживать даже при условии, что все будут исправно платить, что, как бы, фантастика. Все равно в семье не без урода и в каждом доме есть тот, кто не платит.

    Либо вариант №2 - УК будут в ультимативной форме от жильцов требовать согласовать повышенный тариф на ОДН. В противном случае - мы вынуждены от вас отказаться. Если УК реально работает и устраивает жильцов - думаю, что согласятся. Если нет - отказ и мучительный поиск новых УК.

    • 07:42 31 Января 2017
      1 0
      Прибыль управляющая компания может получить разными путями.
      Непопулярной схемой является честная работа, но в этом случае вместо прибыли обычно выходят убытки.
      Популярной на всех просторах РФ стала мошенническая схема, когда управляющая компания крадёт собранные средства, предприятие банкротят и на пепелище открывают новое, точь-в-точь пожожее на предыдущее, то есть мошенническое.

      Остап Бендер по сравнению с нынешними- невинное дитя....

  • 10:27 30 Января 2017
    1 1
    jazz-y молодчик и "веником не вяжет". Все по делу, только уж очень однобоко описана ситуация только с т.з. УК.
    Пусть УК отказываться от домов, если это будет массово то будут пересматривать нововведения. Думаю, что вряд ли будем массовый исход УК.
    У УК есть свои секреты о которых автор постеснялся писать, чтобы ОДН не ложился непосильным бременем на бюджет УК, они через идиотов или подложным способом(чаще всего) переводят дома на непосредственное управления. Якобы жители сами изъявили желания оплачивать все потери в полном объёме. Но с другой стороны и жителям тоже абсолютно не интересно как там их собственность управляется. Короче этот спор будет вечен, а государство как маятник будет поддерживать то одних то других.

    • 11:50 30 Января 2017
      1 1
      Как вариант. Задумали уменьшить количество управляющих организаций путем естественного отбора через ОДН и через ГИС ЖКХ, ну и ужесточение лицензионных требований.

    • 15:32 30 Января 2017
      2 0
      Самое главное тут - что государство самоустранилось от проблем с ЖКХ. Чиновники пишут правила игры с умным видом - а уж как по ним будут играть, пусть сами разбираются.

      УК плохо работают? Так это УК плохо работают, а не государство плохое. Проведем проверку, выдадим предписание если что, а вы там держитесь.

      До чего доводит передача всего в частные руки видно на примере Тверской Генерации, которая, мягко говоря, прос**ла все полимеры. Вполне естественный исход событий, ведь к управлению пришли люди, главная цель которых - получать прибыль. А то, что у вас дома зимой нет отопления - это вторично.

      История с УК - то же самое. Большинство УК - типичные ООО "Рога и копыта", которые плевать хотели, как у вас будет дома, главное, чтоб квиток вовремя оплачен был. Прибыль получена, зарплаты и премии выплачены - значит бизнес идет. Если какой-то дом начинает досаждать - это проблемный актив. А что делают с проблемным активом? Избавляются.

    • 11:16 01 Февраля 2017
      0 0
      romflyag, возможность перехода на непосредственное управление сильно ограничили 255-ФЗ от 21.017.2014 г, когда это явление стало носить массовый характер. В результате для большинства МКД действующая редакция ЖК РФ не позволяет выбрать такой способ управления.

  • 10:51 31 Января 2017
    2 0
    Цель всех манипуляций с одн одна - взять больше денег с народа. До 2012г. одн входили в жилищную услугу. Передали в коммунальную,ограничив для РСО нормативом. УК должны были убрать стоимость этой услуги из тарифа, но тариф не уменьшился ни на копейку. В 2013г. стали ставить коллективные ПУ и суммы за одн взлетели. С 1.07.2016 ограничили нормативом. С 1.01.2017 отправили одн обратно в жилищную услугу и УК по своему усмотрению увеличила плату за одн на электроэнергию в 4 раза. И так можно до бесконечности.

  • 10:42 01 Февраля 2017
    0 2
    Однобокая статейка. С начала 2000-хх годов все идеи в правительстве светлые, а исполнение через "свинктородержатели"
    Идея была в том, что в каждом однотипном доме считается среднестатистический расход: 10ч*кол-во лампочек в доме общ территория*60вт*4,04р + 25вт*24ч*кол-во операт, домоф, и тп*4,04р+затраты на лифты и это все на 30сут получается общедомовое потребление электроэнергии на месяц, делим на кол-во прописанных жильцов и имеем в итоге часть ОДН по электричеству на 80кв хрущевку 120-140 прописанных имеем на сегодня порядка 5-7р на человека....... Далее считают расход воды и канализации по подобной формуле туда же включается проценты на зарплату спецов (сантехник, электрик, антенщик и тд) должно получаться не более 25-30р на человека для жильцов терпимо и все расходы сверх нормы (утечки, воровство, мошенничество....) это не проблемы жильцов.
    Все красиво на бумаге и жильцы тявкать на УК не станут....... все довольно, НО...................................
    как написано в статье получится то что получится....... Анализируя статью можно сделать вывод о том, что мелкие, даже если и честные УК и ТСЖ сольются а выплывет крупный "монополист" который потом будет диктовать условия....... не удивлюсь, что учредителем этого монополиста имеет ДНК-схожесть с кем то из членов правительства........ РАДУЙТЕСЬ ГОСПОДА! Жизнь она прекрасна, если на нее не обращать внимания.

    • 11:14 01 Февраля 2017
      3 0
      Старался быть максимально объективным и изложить ситуацию как со стороны управляющих организаций, так и со стороны потребителей.

      Парадокс ситуации в том, что первыми пострадают те управляющие организации, которые работают добросовестно Т.к. буквально следовать закону в данной ситуации - верный путь к быстрому банкротству. В свою очередь недобросовестные УК, а особенно те кто имеет доступ к адм. ресурсу, в этой ситуации наоборот будут в выигрыше. Т.е. эффект от изменений в законодательство в массе своей будет прямо противоположный тому что декларирует правительство.

      • 10:42 02 Февраля 2017
        0 0
        Прошу без обид, я посмел интегрировать в Ваш трактат идею правящего ЕдРа