24 Апреля 24, 16:52
Народные Новости, Общество
28 Января 2017, 14:23

Краткий обзор изменений правил учета коммунальных услуг

Изменения в законодательстве редко обходятся без сюрпризов - как обычно принимается одно какое-то громкое и отчасти популистское решение, а под шумок протаскивается множество мелких изменений, которые часто более значительны, чем то что лежит на поверхности. Думаю, многим известно, что с января 2017 ОДН должен “исчезнуть” из квитанций. По факту он, конечно же, никуда не исчезнет просто будет называться чуть по другому и квитанции будут выглядеть чуть иначе. Причины и последствия такого решения - тема для отдельного разговора. Сейчас же постараюсь вкратце рассказать о прочих менее заметных изменениях, которые коснутся непосредственно потребителей и могут многим подпортить нервы.

Изменения в отношении потребителей, использующих приборы учета:

Узаконена установка индикаторных и антимагнитных пломб исполнителем коммунальных услуг - срабатывание индикатора или утрата такой пломбы считаются несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. В случае, если в ходе проверки в помещении потребителя выявлена поврежденная пломба, плата за услугу начисляется по нормативу с повышающим коэффициентом 10 (максимальный срок перерасчета - не более 3-х предшествующих проверке месяцев). В случае, если счетчик установлен не в помещении собственника, а в местах общего пользования ситуация может трактоваться как подключение помещения с нарушением установленного порядка со схожими последствиями. К слову, тут есть еще один интересный момент - если раньше в случае выявления несанкционированного подключения исполнитель был обязан сам устранить выявленное нарушение, то теперь он направляет уведомление потребителю о необходимости устранить нарушение (услуга начисляется в повышенном объеме до момента устранения).

Одновременно с ужесточением ответственности за вмешательство в работу прибора учета увеличена и частота проводимых проверок - теперь ее могут проводить 1 раз в 3 месяца в случае если счетчик установлен в жилом помещении и каждый месяц, в случае если доступ к прибору учета возможен без участия потребителя (счетчик в коридоре). Если счетчик исправен, то единственное что может грозить потребителю по результатам такой проверки - перерасчет по фактически снятым показаниям.

Если же счетчик установлен в жилом помещении потребителя, а не в коридоре, то перед проверкой исполнитель обязан получить к нему доступ (огороженных тамбуров это не касается). Сама процедура допуска в помещение для проверки счетчиков практически не изменилась (письменное уведомление и согласование даты проверки), но зато значительно ужесточены последствия недопуска - уже в случае однократного игнорирования проверяющего составляется соответствующий акт, на основании которого потребитель получит начисление по нормативу с повышающим коэффициентом в случае, если не обеспечит доступ к прибору учета в течение 3-х месяцев с момента его составления.

К слову, для тех кто не боится начисления по нормативу (мол, у нас никто не прописан и не проживает), сделано “приятное” исключение - при отсутствии информации о постоянно и временно проживающих объем коммунальных услуг рассчитывается исходя из количества собственников (это касается и случаев, когда потребитель не передает показания более 3 месяцев подряд - привет собственникам квартир в новостройках!).

В свою очередь для сознательных потребителей появилась возможность провести проверку прибора учета по заявлению в адрес исполнителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Следует отметить что такая проверка касается только формальных признаков работоспособности прибора учета. Поверка - по-прежнему за свой счет

Изменения в отношении потребителей, не установивших приборы учета:

Главное изменение для нормативщиков - практически исключена возможность перерасчета при временном отсутствии более 5 дней. Теперь, чтобы получить такой перерасчет необходимо сначала предоставить акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета в помещении. Если акта нет (а значит есть возможность поставить счетчик), то перерасчет не производится, а плата начисляется в полном объеме.

Если потребителю надоело платить по нормативу и он решил поставить прибор учета, то тут появились два момента, которые могут подпортить нервы: во-первых, счетчик нужно ввести в эксплуатацию в течение месяца с момента его установки, а во-вторых показания по счетчику принимаются только с 1 числа месяца, следующего за датой его ввода в эксплуатацию. То есть если потребитель ввел счетчик в эксплуатацию 10 числа, то он заплатит сначала за весь месяц по нормативу, а потом еще и по счетчику начиная с показаний указанных в акте ввода. Перерасчет в таком случае не предусмотрен. Исключение - ситуация когда потребитель направил заявку исполнителю, а исполнитель не смог обеспечить ввод в эксплуатацию в указанные в ней сроки (в таком случае показания должны приниматься с даты направления заявки).

Повышающие коэффициенты:

С 2017 года установлен повышающий коэффицент 1,5. Еще летом 2016 года коэффициенты “отвязали” от региональных нормативов, что значительно упростило их применение исполнителями. Теперь они применяются не к нормативу, а к размеру платы. Случаи их применения в отношении индивидуального потребления остались прежними:

- не установлен прибор учета и не предоставлен акт о невозможности его установки;

- недопуск к прибору учета в ходе проверки;

- неисправность прибора учета, не устраненная потребителем в течение 3 месяцев.

Так же сохранена возможность применения повышающего коэффициента при расчете платы за отопление, в случае если дом имеет техническую возможность, но не оборудован соответствующим прибором учета.

Однако тут появился интересный момент - если раньше средства, полученные от повышающих коэффициентов полагалось пускать на мероприятия по энергосбережению, то теперь этот пункт исключен. Средства полученные от повышающих коэффициентов - это просто деньги исполнителя коммунальных услуг, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению.

Долги и отключения:

Теперь исполнитель услуг может уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек, а также о предстоящем отключении или ограничении услуг практически любым способом - сообщение в квитанции, смс, телефонный звонок, электронная почта и т.п. Раньше подобные уведомления отдавались только лично под роспись или направлялись заказным письмом, что существенно затрудняло их применение.

И да, пени теперь указываются исполнителем непосредственно в квитанции для внесения платы за коммунальные услуги, а не отдельным документом.

Прочее:

Нововведения коснулись домов с нежилыми помещениями - собственники таких помещений обязаны заключать прямые договора с ресурсниками (физ. лицо или юр. лицо - не имеет значения), даже если у них нет отдельного ввода и они подключены к сетям дома. Управляющие организации больше не имеют права собирать плату с таких собственников. Это касается не только магазинов и офисов, но и машиномест и подземных гаражей и прочих нежилых помещений. Собственник не заключивший такой договор оплачивает потребленные коммунальные ресурсы по объемам, определенным расчетным способом.

Определена судьба общедомовых счетчиков установленных “неизвестно кем” - потребители обязаны использовать общедомовые приборы учета, установленные исполнителем или иной организацией, обязанной в силу ФЗ “Об энергосбережении” осуществлять оснащение многоквартирных домов такими приборами учета. Так же исполнители вправе самостоятельно устанавливать общедомовые приборы учета по всем видам услуг не спрашивая мнение собственников.

Про то, во что теперь превратился ОДН и какие у такого превращения могут быть последствия будет отдельная новость.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх