https://tvernews.ru/folk/212310

Автор

doris

Человек на той войне

doris, 22 Июня 2016, 07:23
, 44
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

Суворов сказал, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. В моей семье та война закончилась чуть больше года назад, и мне хочется поделиться этой печальной историей, которая есть отражение трагедии многих и многих. Но обо всем по порядку.

Я с детских лет знала, что у мамы был старший брат Николай, которого она никогда не видела. Говорили, что он был замечательным парнем, талантливым во всем, отлично учился, прекрасно рисовал. Его родители бережно хранили его автопортрет и другие рисунки, которые, к сожалению, так и исчезли. После окончания школы Николай был призван в ряды РККА, где его и застала война. И он пропал в первые же ее дни. Пропал без вести. Его родители не раз потом подавали запросы на розыск – безуспешно. Наверное, надеялись до последнего.

Я тоже не единожды пыталась искать его по базам данных ЦАМО, выложенным в интернет, но как-то истина не давалась мне, пока однажды не открылась вот эта карточка военнопленного за № 14477. Почему-то сразу поняла, что нашла… лишь потом немецкая пунктуальность, зафиксировавшая даже девичью фамилию матери, подтвердила догадку.

26 июля 1941 года при выходе из окружения под Могилевом красноармеец Николай Князев попал в плен и был угнан в Германию. В каких нечеловеческих условиях содержались первые пленные без пищи и под открытым небом, мы уже знаем. И не удивительно, что молодой парень не смог выжить и умер 13 ноября того же 1941 года.  Навечно остался в чужой земле. И не дано было узнать, ждала ли его на родине девушка…

Мне прислали фотографию кладбища советских военнопленных в саксонском городе Оэрбке, где похоронены он и еще 14 тысяч советских воинов.  

75 лет прошло с того времени. И глядят на меня из той дали усталые глаза моего 19-летнего дяди с той самой фотографии на немецкой карточке шталага 11 Д (321), глядят, не давая покоя. И в этом взгляде не только личная трагедия семьи, но и трагедия многих, трагедия народа. Сколько их, бедных солдатиков, было поначалу втоптано в землю, прежде чем страна смогла, оперевшись на них, подняться с колен и победить! А они так и остались в забвении, не герои, не предатели, отдавшие самое дорогое - свои жизни - в борьбе за правое дело.

Нет, они достойны памяти и скорби. И так хочется верить, что их жертва не была напрасной.

Оцените статью
   61  0

Комментарии (44)


  • 07:50 22 Июня 2016
    22 0
    Да. Все так.
    Вспомнились слова из песни к фильму "Офицеры"
    "Нет в России семьи такой,
    Где б не памятен был свой герой,
    И глаза молодых солдат
    С фотографий увядших глядят.
    Этот взгляд, словно высший суд,
    Для ребят, что сейчас растут.
    И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
    Ни с пути свернуть."

  • 05:16 22 Июня 2016
    24 0
    Вот такие фото и надо показывать современным манкуртам, лживо поминающих павших, замученных, пропавших без вести флешмобами и акциями ( акциями, кстати, фашисты-каратели называли уничтожение партизан, жителей сёл и деревень ).

    • 09:35 22 Июня 2016
      7 0
      Угу.

  • 08:18 22 Июня 2016
    19 1
    Фашисткие мрази проводили геноцид народов СССР, но пошло не по их плану и огребли от народов СССР по полной.
    Жаль только меченная мразь продалась и заслуги победы распродал с эльциным.

    • 12:22 22 Июня 2016
      3 0
      А американцы до сих пор имеют военные базы и в ФРГ, и в Японии. И ведь в чем шутка, если бы российские военные базы оставались в ГДР, нас бы никто не осудил, так же как нам никто не скажет спасибо за то, что мы позволили Германии объединиться.

    • 12:54 22 Июня 2016
      5 5
      Воздержались бы вы от политической демагогии в этой теме.

      PS: Фотография эта не боевая, а постановочная.
      PSPS: обратите внимание на двое часов на руках политрука.

      • 18:45 22 Июня 2016
        8 0
        Такая фотография устроит?

        • 10:34 23 Июня 2016
          3 2
          Отличная фотография. Как и предыдущая была отличной. Неуместны не они. Неуместен ваш текст в этой теме. Она несколько о другом.

      • 20:14 22 Июня 2016
        5 4
        такая лучше...

  • 08:58 22 Июня 2016
    22 0
    doris, спасибо за прекрасный рассказ ...

    • 16:25 22 Июня 2016
      9 0
      я рада, что вы разделили мою боль )

  • 09:14 22 Июня 2016
    12 0
    Светлая память!

  • 10:17 22 Июня 2016
    10 0
    До слез..

    • 21:40 24 Июня 2016
      0 0
      Да... Печальная история

  • 10:22 22 Июня 2016
    14 0
    Спасибо, Дорис... Трогает до слез...
    Сколько таких же, безвестно канувших в первые дни, недели, месяцы той войны...
    Безвестно, но не бесславно... Вечная им память и слава!

  • 10:25 22 Июня 2016
    12 0
    Вы своего родственника нашли, а я так своего деда не нашел. Нашел только, что воевал в 73-й стрелковой дивизии которая 10.1941 в составе 20-й армии попала в Вяземский "котел", где фактически уничтожена. Последнее письмо им было получено в сентябре 1941 года. "Считать пропавшим без вести в октябре месяце 1941 года." Вот и все что удалось найти. В списках военнопленных тоже искал, но не нашел.

    • 10:50 22 Июня 2016
      8 0
      И я про своего деда нашла только это: "Сомнений нет, что... находясь на фронте пропал без вести"...

      • 21:05 22 Июня 2016
        4 0
        Все еще надеюсь и пытаюсь узнать о судьбе брата моей матери - майора Дроздова Степана Васильевича, начальника 2 отделения автодорожного отдела Управления тыла 16 армии.
        Пропал без вести в 1941 году. (Даже месяц точно не известен).
        У одного моего деда было шестеро детей, а у второго семеро и многим из них пришлось повоевать. Домой вернулись единицы.

        • 21:02 24 Июня 2016
          0 0
          Светлая память Степану Васильевичу.

    • 15:10 22 Июня 2016
      4 0
      Вечная память Ивану Андреевичу!

    • 15:21 22 Июня 2016
      6 0
      Печально все это. Мои соболезнования.
      Но не знаю, что и лучше: безвестно кануть на родной земле или пройти этот путь физических и нравственных страданий. А нравственные страдания у моего дяди наверняка были, т.к. он был самым обыкновенным парнем, воспитанным на идеалах советской страны - Родины.

      • 15:42 22 Июня 2016
        9 0
        Дорис, спасибо....
        Мой дед был стрелком истребительного отряда... так что да, скорее всего, полег в одном из сражений в октябре 1941-го на родной земле...
        А бабушка моя больше замуж не вышла... На вопрос: "Почему?" - отвечала: "Я своего мужа еще не похоронила..."

        • 16:12 22 Июня 2016
          4 0
          Сколько удивительных фактов о людях той эпохи.
          Это вам спасибо, Хортон!

  • 08:42 22 Июня 2016
    14 1
    Фото, конечно, очень тяжёлое. Пронзительное фото мальчишки. Вот такие уходили на фронт сразу после выпускных экзаменов. Всё-таки как мы все изменились за несколько десятилетий...Не в лучшую сторону, к сожалению. Деградируем мы, господа. Флешмобики, конкурсики красоток, селфи-тверки, проституты-звёзды и проститутки-звёзды на экранах ТВ ...Цаголовщина шагает по стране.

  • 12:23 22 Июня 2016
    3 1
    В ГУЛАГе тоже не сахар был, а после плена путь ему туда был заказан.

    • 15:19 22 Июня 2016
      5 0
      Да, безусловно я думала не раз об этом.
      Однако фильтрацию после войны проходили тысячи людей и не все из них уходили в лагеря. Да и до конца войны он бы все равно не выжил. Он был на тяжелых работах. Вот что мне сообщили "С 25.10.1941 года он работал в рабочей команде 6 этого лагеря. 13.11.1941 года он он был отправлен обратно в лагерь. Умер 13.11.1941 года в лагере. Причина смерти на карточке не указана." Значит, все равно был бы уничтожен, как только отработал свой ресурс. Хотя судьба могла повернуться по-разному...
      Кому интересен вот этот сайт
      http://www.dokst.ru

  • Alx
    14:06 22 Июня 2016
    4 2
    Странно, что судьбу удалось выяснить только сейчас. Судя по штампу и надписям на карточке данные о гибели были учтены еще в 40-х годах.

    • 15:27 22 Июня 2016
      5 0
      Да, и об этом я тоже думала. Имя отца и адрес на карточке заставляют задуматься..
      Но семья об этом не знала, это точно. Как случилось, что ответов на запросы не было? Надо просто знать архив министерства обороны, систему хранения, доступа, поиска. Когда эти архивы поступили в ЦАМО - это одно. Когда они были разобраны и систематизированы для использования - это другое. Родителей моей матери не стало в начале 60-х годов. А кроме них кто бы занялся поисками?
      Это сейчас все обнародовано, создана электронная информационно-поисковая система по разным параметрам поиска. А раньше такие дела исчислялись тысячами. Если желаете, полистайте его
      https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_plen300229204/

  • 15:35 22 Июня 2016
    6 0
    Спасибо всем, что помянули со мной всех не вернувшихся с той войны в этот траурный день. Даже своего рода перекличку устроили. Рядовой Князев, ...
    75 лет назад пришла война, а до сих не оставляет.
    Очень хочется вспомнить одно из самых сильных стихотворений в память о войне - 10-ю главу Реквиема Роберта Рождественского. Когда-то я учила наизусть его в школе.

    По́мните!
    Через века́,
    через года, —
    по́мните!
    О тех,
    кто уже не придёт
    никогда, —
    по́мните!

    Не плачьте!
    В горле
    сдержи́те стоны,
    горькие стоны.
    Памяти
    павших
    будьте
    достойны!
    Вечно
    достойны!

    Хлебом и песней,
    Мечтой и стихами,
    жизнью
    просторной,
    каждой секундой,
    каждым дыханьем
    будьте
    достойны!

    Люди!
    Покуда сердца́
    стучатся, —
    по́мните!
    Какою
    ценой
    завоевано счастье, —
    пожалуйста,
    по́мните!

    Песню свою
    отправляя в полёт, —
    по́мните!
    О тех,
    кто уже́ никогда
    не споёт, —
    по́мните!

    Детям своим
    расскажите о них,
    чтоб
    запомнили!
    Детям
    детей
    расскажите о них,
    чтобы тоже
    запомнили!
    Во все́ времена
    безсмертной
    Земли
    по́мните!
    К мерцающим звёздам
    ведя корабли, —
    о погибших
    по́мните!

    Встречайте
    трепетную весну,
    люди Земли.
    Убейте
    войну,
    прокляните
    войну,
    люди Земли!

    Мечту пронесите
    через года
    и жизнью
    наполните!..
    Но о тех,
    кто уже не придёт
    никогда, —
    заклинаю, —
    по́мните!

  • 20:41 22 Июня 2016
    8 0
    Вечная память. Через какие круги ада пришлось пройти этим отважным людям. Сколько было психологически затравлено и физически изничтожено, цель была в том, чтобы извести в человеке человека. И не только в фашистской Германии, в той же Австрии, невозможно без содрогания читать про 20 блок смерти в Маутхаузене, когда полтысячи узников, несмотря на убийственный мор, что там был, благодаря своей смекалке вырвались, нагие,голодные, полумёртвые,чтобы практически в полном составе...умереть от рук "добрых" добивавших их вилами местных жителей, но умереть свободными. Об этом, к сожалению, фильмы в Голливуде снимать никогда не будут, о них никогда не вспомнит мир, но это наши,русские герои.

    • 21:52 22 Июня 2016
      2 1
      Простите, а зачем вы приплели сюда "охоту на зайцев" (https://rg.ru/2015/04/24/rodina-pobeg.html), ради красного словца? Фильмы об этом есть, не голливудские, но есть. И в Европе о них как раз помнят, их у нас забывают, вот в чём беда.

      • 23:31 22 Июня 2016
        2 0
        Тот же самый вопрос могу задать и Вам.Ради "красного словца" о войне говорить не умею, хотя бы из уважения к предкам-прадед воевал. Здесь вроде как вспоминаем узников лагерей. Не будем придираться к словам, главное, что мою мысль Вы уловили верно. Спасибо за то, что просветили.

        • 00:49 23 Июня 2016
          1 0
          Здесь не перебирают странички из Википедии и не рассказывают об ужасах всех существовавших тогда лагерей для военнопленных и концлагерей (специально для вас разделяю, потому что это разные вещи). Здесь перед вами абсолютно живая история конкретного человека, родного человека, история поиска, который вели несколько поколений семьи, и который наконец завершен. Посмотрите на фотографию, вглядитесь, этому парню уже никогда не будет 20, он никогда не станет мужем, отцом, дедом, его родители ушли, так ничего и не узнав о его судьбе, он многое видел и многое пережил, да, как и остальные, но здесь он дядя, здесь он брат, здесь он сын, про своих всегда по-другому… Так неужели кроме совершенно неуместного пересказа побега из Маутхаузена и высокопарных слов, за которыми ничего не стоит, вам больше нечего сказать? Ладно, если уж так хочется о лагерях, прочитайте тогда о том, что творилось вот в этом самом шталаге XI D (321), прочитайте и представьте, может, хоть что-нибудь осознаете.

          • 08:33 23 Июня 2016
            2 0
            Именно из уважения к такому человеку и потому, что этот парень для меня является олицетворением сотен, тысяч, миллионов мучеников, героев, узников лагерей, о чём, собственно я и хотела сказать, я не буду с Вами тут спорить и ничего Вам доказывать, цитируя из Википедии. Жаль, что Вы не поняли. Но Вы и не обязаны.

            • 21:33 24 Июня 2016
              0 0
              Я вас поняла. Я сама такая.

  • 20:47 22 Июня 2016
    3 0
    А потом начались котлы и фашисты европейцы строем начали отправляться на лесоповал.

    • 07:17 23 Июня 2016
      3 0
      ...

  • 23:23 22 Июня 2016
    8 0
    Спасибо Вам, doris! Сегодня, благодаря Вам, я все-таки нашла своего деда! Я лет пять уже искала, и запросы в ЦАМО писала, и в интернете - не давало мне покоя, - почему нигде нет данных? В селе на Украине есть памятник погибшим - там его фамилия и имя и отчество... И на указанном вами сайте была не раз - а сегодня решила еще раз посмотреть, и опять нет данных - но решила посмотреть похожие...тысячи... и вдруг - нашла! Ошибка и в фамилии, и в имени, и в месте призыва - но теперь я знаю, куда надо ехать и поклониться - в Венгрию.
    Вот такая и моя история. Дед, я тебя нашла! Кинжевский Василий Станиславович - на самом деле Кинзерский Викентий Станиславович.. Скорее всего, поклониться приедет твой правнук...
    doris, спасибо за рассказ и за косвенную помощь.
    Будем помнить - всех!

    • 17:52 23 Июня 2016
      0 0
      Фантастика, что вы вообще нашли.

    • 21:04 24 Июня 2016
      0 0
      Я очень рада этому.
      Светлая память Викентию Станиславовичу!

  • 23:28 22 Июня 2016
    3 0
    До слёз...
    Doris, спасибо, что поделились с нами частичкой истории своей семьи и нашей великой победы.

    • 21:08 24 Июня 2016
      0 0
      Спасибо, что откликнулись на нашу общую беду.

  • 11:26 23 Июня 2016
    1 0
    Дивно. Черчилль за своих пленных боролся, наши соотечественники, побывавшие в плену, были прокляты. И нет ясности в том, какой исход лучше,помереть в их лагере или в нашем.

    • 21:07 24 Июня 2016
      0 0
      Да, это ужасно. И ужасно то, что было много исполнителей монаршей воли.
      "Бабы еще нарожают".