https://tvernews.ru/folk/209052

Автор

TOROO

Испытание культурой

TOROO, 18 Февраля 2016, 14:30
, 5
<strong>Автор: ТИА</strong><p>Центр-Музей имени Н.К.Рериха</p>

Великий русский художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих высказал мысль, утверждавшую, что главным испытанием для человечества будет испытание восприятием культуры. По-видимому, Министерство культуры РФ это испытание проходит именно сейчас.

16 февраля состоялось заседание коллегии Министерства, на которой, в частности, рассматривался вопрос «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». Речь шла о создании государственного музея Рерихов в качестве филиала Государственного музея Востока (ГМВ) в московской усадьбе Лопухиных, в зданиях которой располагается и 26 лет успешно работает общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР). В качестве докладчиков на коллегию было приглашено руководство ГМВ. Однако руководству МЦР Министерство культуры такой возможности не предоставило, предпочитая решать судьбу общественного Музея, не входящего в его юрисдикцию, в отсутствие его законных представителей, что само по себе является нонсенсом в правовом государстве.

Справка и презентация, подготовленные музеем Востока для представления на коллегии, а также выступления докладчиков грубо исказили историю создания общественного Музея имени Н.К.Рериха и передачи Святославом Николаевичем Рерихом Международному Центру Рерихов наследия своих родителей. Было заявлено о том, что, якобы, только сейчас «появилась реальная возможность осуществить заветную мечту Николая Рериха, позднее поддержанную его сыном Святославом, о создании на родине художника музея, посвящённого его творчеству и культурно-философскому наследию его семьи». Это настоящее лукавство.

Конечно, Министерству культуры известна подлинная история создания общественного Музея имени Н.К.Рериха, а хитрый приём ГМВ призван ввести в заблуждение широкую общественность. Ещё в 1989 году, передавая бесценное наследие семьи Рерихов в Россию, С.Н.Рерих единственным условием создания Музея имени Н.К.Рериха ставил его общественный, а не государственный статус, хорошо понимая, что успешная работа этого музея возможна лишь вне узких чиновничьих рамок подчинения Министерству культуры и Государственному музею Востока.

Советское правительство закрепило данные художнику гарантии о создании Советского Фонда Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха в Постановлении Совмина СССР № 950 от 04.11.1989 г. и предоставило под Музей выбранную С.Н.Рерихом историческую усадьбу Лопухиных – памятник архитектуры XVII–XIX веков в центре Москвы, находящийся на тот момент в полуразрушенном состоянии. После распада СССР Советский Фонд Рерихов по согласованию с С.Н.Рерихом был переименован в Международный Центр Рерихов. Обязательства же государства по предоставлению помощи в восстановлении усадьбы остались невыполненными, и её реставрация происходила исключительно за счёт пожертвований общественности и средств мецената.

Восстановленная усадьба с расположенным в ней общественным Музеем имени Н.К.Рериха стала жемчужиной Москвы, успешно работающим культурным и научным центром, как о том мечтали Рерихи. За реставрацию усадьбы Лопухиных в 2007 году Музей был удостоен национальной премии «Культурное наследие», а также премии Европейского Союза по Культурному Наследию «European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards 2010» в номинации «Самоотверженный труд» за выдающиеся достижения в вопросах сохранения архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы.

Несмотря на то, что Россия является правопреемницей Советского Союза и ответственность за обещания, данные С.Н.Рериху в 1989 году, распространяется и на нынешних руководителей государства, с 1990-х годов Министерство культуры с подачи ГМВ ведёт, по сути, не объявленную войну с общественным Центром-Музеем с намерением отобрать наследие и «выселить» его из отреставрированной усадьбы. Используя административное право, Министерство добилось через суд непризнания МЦР правопреемником Советского Фонда Рерихов, хотя сам С.Н.Рерих неоднократно утверждал это правопреемство документально, и суды дважды это подтверждали.

Государственный музей Востока лукавит и когда позиционирует себя как хранителя одного из крупнейших в России собраний картин Рерихов. На самом деле большую часть данного собрания ГМВ составляют картины, ему не принадлежащие, оставленные С.Н.Рерихом в 1974 году в России после проведения с огромным успехом выставок, посвящённых 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 60-летию С.Н.Рериха. Министерство культуры СССР позднее передало их в ГМВ на временное хранение. Согласно воле С.Н.Рериха, коллекция должна была быть передана в общественный Музей имени Н.К.Рериха после его создания. С уходом из жизни С.Н.Рериха она была присвоена ГМВ и до сих пор незаконно им удерживается, нарушая тем самым волю собственника. Картины, находясь в запасниках, почти не выставляются ни в ГМВ, ни на передвижных выставках.

Исходя из концепции Музея семьи Рерихов, озвученной ГМВ на коллегии Минкультуры, его задачами являются «сохранение и презентация на основе современных музейных технологий всего многообразия художественного и культурно-философского наследия Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, С.Н.Рериха; активизация изучения художественного наследия Н.К. и С.Н.Рерихов; популяризация наследия семьи Рерихов; создание на основе музея площадки для гармоничного развития личности».

Однако по всем этим направлениям вот уже 26 лет ведёт успешную деятельность общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха: издан многотомный каталог живописных и графических произведений всех членов семьи Рерихов, хранящихся в музее; осуществляется работа по научной реставрации полотен Н.К.Рериха и С.Н.Рериха; работают научный и искусствоведческий лектории; ведётся обучение детей и взрослых различным художественным техникам и приёмам живописи в нескольких творческих мастерских; с 1994 года ежегодно проводятся представительные международные научно-общественные конференции по насущным вопросам культуры, философии, искусства; работает научная библиотека, открытая для всех желающих; ежедневно проходят концерты камерной музыки, литературно-музыкальные композиции, авторские поэтические вечера.

Помимо всего перечисленного, в общественном Музее имени Н.К.Рериха проводятся выставки современных художников-космистов, выставки детских рисунков, экскурсии, занятия с детьми. Для примера сравним число передвижных выставок, организованных обоими музеями. С 1978 года Государственный музей Востока провёл и принял участие в 35 выставках, на которых были представлены работы из собрания Музея. С 1991 года общественный Музей имени Н.К.Рериха провёл более 500 передвижных выставок во многих городах России и ближнего зарубежья. Как говорится, почувствуйте разницу.

С огромным успехом в ознаменование 80-летия Пакта Рериха – договора о сохранении  культурного наследия планеты – с 2012 года проходит по миру международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», организованный Международным Центром Рерихов. Выставку приняли в 16-ти зарубежных странах и более 100 городах России.

Получается всё, что только собирается осуществлять вновь создаваемый государственный Музей семьи Рерихов, уже многие годы реализуется общественным Музеем имени Н.К.Рериха. Его широкая многогранная исследовательская, культурно-просветительская и миротворческая деятельность высоко оценена Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой и Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном.

Но, видимо, для Министерства культуры это не имеет никакого значения. Оно отвергает независимую общественную форму культуры, прогрессивность которой доказана достойной многолетней деятельностью МЦР как в нашей стране, так и на международном уровне. Сие ведомство приняло на коллегии решение о создании государственного музея Рерихов на площадях общественного Музея имени Н.К.Рериха, что, несомненно, ставит под угрозу разрушения этот успешно действующий музей. А точнее, под благовидным предлогом происходит захват государственным ведомством того, что им не создавалось, и на что оно не имеет ни этических, ни юридических прав.

Проверку на восприятие культуры Минкульт провалил. А что же общественность? Снова промолчим? Здесь уместно вспомнить другие слова Н.К.Рериха: «Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. <...> Культура защищает историческое достоинство народа». Общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов защищает наше достоинство.

Выбор неизбежен – на чьей ты стороне – невежества или культуры?


Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация 

Источник:  http://www.toroo.ru/protection/heritage19.html

См. также:

Международный Центр Рерихов выдвинут на Нобелевскую премию мира

http://www.museum.ru/N61065

Оцените статью
   15  11

Комментарии (5)


  • 14:55 18 Февраля 2016
    12 3
    абалдеть сколько букв)

    • 11:57 18 Февраля 2016
      8 5
      Сектанты все эти рериховцы, как Аум Синрикё.

  • 15:07 18 Февраля 2016
    7 2
    Испытание буквами...

  • 15:15 18 Февраля 2016
    6 1
    Те, кто не читая хреначат минусы к новостям, очевидно не хотят пускать авторов в цЫрк. Никакой культур-мультур, панимаишь!

  • 23:09 18 Февраля 2016
    4 2
    "Все мы немножко лошади..." (В.В. Маяковский)
    Ну правда же, мы все - немножко рерихи!
    И пусть дано не каждому из нас
    Лепить холсты с далёких Гималаев
    И рани обнимать в рассветный час!
    Но, тем не менее, в душе мы все - агностики!
    Мы верим всем, но ни хрена не верим ни во что!
    Короче, как сказал сосед Серёга:
    "Блеватский рерих! Дай полтинник на вино!"