Новость, касающаяся всех
Подготовленные Минфином "Основные направления бюджетной политики и основные характеристики федерального бюджета на 2016-2018 годы" правительство намерено обсудить на этой неделе, 25 июня. Готовясь к этому "сражению за бюджет", Минфин вчера презентовал свои наработки на совещании у Дмитрия Медведева. "Это было первое совещание, поэтому говорить об одобрении рано — пока просто слушаются предложения",— сообщили "Ъ" итог заседания в правительстве РФ.
В главном подход к бюджету-2016 в сравнении с предыдущей версией (см. "Ъ" за 19 июня) не изменился. Минфин намерен добиться дефицита казны в 2016 году на приемлемом уровне в 2,4% за счет траты 1 трлн руб. Резервного фонда и "протяжки" (на сленге ведомства) десятипроцентного сокращения расходов 2015 года и на 2016 год. При этом, по имеющейся у "Ъ" презентации, подготовленной замглавы Минфина Татьяной Нестеренко ко вчерашнему совещанию у премьер-министра, ведомство нашло новое, несколько необычное обоснование необходимости "резать" расходы — прежде всего, социальные. Минфин отмечает, что цены на нефть испытали "структурное снижение" и вернулись к состоянию 2006 года. Этот год (причины выбора именно 2006 года неизвестны) ведомство призывает взять за основу, пересчитав к нему все показатели в реальном выражении. У Минфина получается, что реальные зарплаты за минувшие девять лет выросли на 46%, а производительность труда — лишь на 18%. Реальные доходы бюджета упали на 7% к 2006 году, а расходы при этом выросли на 70%.
Минфин в своей презентации настаивает на том, что рост ВВП и увеличение социальных расходов — вещи малосовместимые, во всяком случае реальный рост соцрасходов во время падения ВВП нелогичен. Выводы Минфина — нужна жесткая оптимизация ассигнований и сокращение трат на "социалку". В поисках резервов ведомство, похоже, проверило все запасы. В перечне конкретных предложений ведомства к бюджету-2016 наряду с желанием пустить на расходы переходящие из года в год остатки средств на счетах получателей средств бюджета (как ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов, это 132 млрд руб. на 1 апреля) и намерением перевести все авансы на счета Федерального казначейства (ведомство ранее жаловалось, что авансы не идут в реальный сектор, а надолго остаются на расчетных счетах получателей) есть и такая мера, как "установление 100-летней кратности для празднования памятных дат" (практически каждое празднование такого рода сопровождается значимыми федеральными расходами).
Впрочем, большая часть предложений Минфина носит характер глобальный, а не локальный. Как и было ранее обещано, предложен запуск реформы пенсионного возраста — с 2016 года его предложено повысить до 65 лет пока только для федеральных чиновников. Для региональных и муниципальных чиновников центр этого сам сделать не может — поэтому Минфин готов лишь рекомендовать эту меру субъектам РФ. Также ведомство фактически выступает за увеличение пенсионного возраста для военных — минимальный срок для выхода на "военную" пенсию будет увеличен с 20 до 30 лет. Отметим, Минфин также предлагает сокращение индексации ряда пособий военным, а в смежных секторах — сокращение числа ЗАТО и прекращение обязательной федеральной поддержки наукоградов.
Жесткую позицию Минфин занял по вопросу размера индексации страховых и социальных пенсий: несмотря на публичные возражения социального блока Белого дома, ведомство предлагает в 2016-2018 годах увеличивать эти выплаты по докризисным прогнозам инфляции — соответственно на 5,5%, 4,5% и 4% (по реальному прогнозу в 2016 году пенсии надо поднимать на 11,9%). На этом сокращении Минфин рассчитывает сэкономить за трехлетку 1,6 трлн руб., из них 329 млрд руб.— в 2016 году.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2752776