В апреле 1900 года появилась одна из первых фотографий Староволжского моста
В апреле 1900 года в популярной петербуржской газете «Новое время» (1868 - 1917) была напечатана статья, посвящённая постройке постоянного моста в Твери. В наши дни он именуется Староволжским, а на тот момент мост не имел названия, так как был единственным для езды и переправы пешеходов. Ниже приводится текст статьи с фотографиями одной из первых публикаций, описывающих это сооружение. Открытие моста состоялось 8 сентября.
Постройка постоянного моста через р. Волга в гор. Твери
Гор. Тверь через каких-нибудь два-три месяца украсится грандиозным и красивым металлическим на каменных опорах мостом американской системы «Гербера».
Потребность в таком мосте чувствовалась особенно напряженно во время ледохода, когда разлив Волги надолго прекращает всякое сношение центра города с его заволжской стороной и прилегающими к этой стороне окрестными селами и де¬ревнями, которая главным образом и снабжают город жизненными продуктами.
Мост состоит из трех пролетов, опирающихся на двух быках и двух береговых устоях. Длина каждого крайнего пролета 22 саж., а среднего— 431/3 саж. Длина всего моста с береговыми устоями 101 саж., ширина проезжей части 3 саж. По обеим сторонам моста устроены на кронштейнах тротуары для пешеходов, ширина которых 4 аршина. Как проезжая часть, так и тротуары состоять из двойного ряда дощатого полового настила, уложенного на деревянных поперечинах. Основания опор заложены на крепком каменистом грунте известковой породы, залегающем на значительную глубину. Герберовская система моста избрана исключительно для того, чтобы избежать устройства дорого стоящей раз¬водной части, необходимой в Твери для свободного пропуска в весеннюю высокую воду ежегодно строящихся громадных волжских пароходов в тверской самолетской гавани. По внешнему виду мост походит на обыкновенные висячие мосты. Как вepxние, так и нижние пояса параболические. Сам мост, по своему составу, представляет три отдельный части, при чем две, береговые, называемые консольными, начинаясь на береговых устоях и переходя постепенно через соответственные быки, заканчиваются свешивающимися краями, в которые вставляется третья часть: в одном конце - на металлических роликах, в другом же - на неподвижной чугунной опоре.
Эта вставка устроена таким образом, чтобы дать возможность металлической части моста свободно удлиняться или укорачиваться по длине в зависимости от состояния внешней температуры. Мост строится министерством путей сообщения подрядным способом, причем все металлические части изготовлены на Коломенском машиностроительном заводе и им же про¬изводится сборка его на месте. Строитель моста – инженер путей сообщения Л. И. Машек. Один из помещённых на 10 стр. рисунков изображает весь мост, - на этом снимке левая консольная ферма и средняя часть поддерживаются еще леса¬ми; другой представляет поперечный вид моста без полового настила.
Герберовская система мостов у нас в Poccии и в Европе еще не нашла себе широкого применения и тверской мост является третьим по счету, а на всем трехтысячном протяжении Волги - это первый железный мост, предназначенный для езды и пешеходов. Вот почему он по справедливости является предметом гордости для тверитян.