Управлять российской культурой – не значит её уничтожать
В последние годы Президент России В.В.Путин обращает особое внимание на изменение отношения государства к общественной инициативе в сфере культуры. Он призывает государственные структуры сделать культурную политику предметом реального общественно-государственного партнёрства. При этом Президент отмечает, что существует «много примеров искренних, благородных гражданских инициатив в сфере сохранения национального наследия, и такая позиция, конечно, заслуживает поддержки». Предложены к реализации прекрасные начинания, обращенные на укрепление и развитие российской культуры, которая, по словам Президента, «питает нацию, формирует и сплачивает её». Только вот поняты они чиновниками из Министерства культуры крайне своеобразно.
Так, в марте этого года представители 87 рериховских и других общественно-культурных организаций из 12 стран обратились с Открытым письмом к Президенту России (Новые известия. 16.03.15).* Речь в письме идёт о действиях руководства Министерства культуры РФ, направленных на разрушение крупнейшего в стране и единственного в своём роде общественного Музея им. Н.К.Рериха в Москве. Музей был создан Международным Центром Рерихов (МЦР) в соответствии с волей и завещанием младшего сына великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха – Святослава Николаевича, который в 1990 году передал Центру-Музею бесценное наследие своих родителей, обогатив национальное достояние нашей страны.
За годы своей деятельности Центр-Музей им. Н.К.Рериха стал крупнейшим в мире центром по экспонированию, изучению и популяризации художественного и философского наследия семьи Рерихов. Самая большая в мире коллекция картин Рерихов значительно пополнилась благодаря меценатам, выкупавшим полотна на зарубежных аукционах. Без финансовой поддержки государства восстановлена из руин усадьба Лопухиных – культурно-исторический памятник XVII-XIX веков, где размещается Центр-Музей. Проведены сотни выставок картин Рерихов в России и за рубежом, организуются выставки художников-космистов, научные конференции, фестивали детского и народного творчества и многое другое. Статус общественной организации обеспечил Центру-Музею значительную независимость и возможность широкой культурной инициативы поверх ведомственных барьеров. Он разносторонне сотрудничает более чем с 300-ми общественными, научными и культурными организациями по всему миру, решая новые культурно-исторические задачи нашего времени.
В конце 2013 года Центр-Музей лишился своего главного мецената, но преодолевая огромные трудности, самоотверженно продолжает многогранную научно-культурную деятельность при поддержке общественности. Казалось бы, вот он – один из ярких примеров благородных гражданских инициатив в сфере сохранения национального наследия, о которых и говорил Президент России, и где необходима сегодня поддержка государства. Что же происходит на деле?
Общественный статус Музея им. Н.К.Рериха был закреплен Постановлением Совета Министров СССР №950 от 04.11.1989 г., в соответствии с которым руководство страны приняло на себя обязательства по его поддержке. Однако помощи от государства на протяжении 25 лет существования Музей не дождался. Более того, Министерство культуры не только не помогало, но и предпринимало попытки отобрать у МЦР усадьбу Лопухиных и наследие Рерихов. Оно незаконно удерживает коллекцию из 288 картин Рерихов, оставленную С.Н.Рерихом на временное хранение в Музее Востока и завещанную МЦР в составе всего наследия. Не имея ни одного документа, подтверждающего право собственности на какую-либо часть этого наследия, оказывая давление на суды, Министерство культуры пытается отстранить МЦР от права наследования по завещанию С.Н.Рериха.
Реакция его руководства на обращение культурной общественности к Президенту России с Открытым письмом не заставила себя долго ждать. 19 марта 2015 года на пресс-брифинге в музее Востока заместитель министра культуры Владимир Аристархов в очередной раз ввёл в заблуждение представителей СМИ. Он заявил: «Именно деятельность Государственного Музея Востока и является выполнением воли Рерихов в популяризации их наследия для того, чтобы оно было открыто всем желающим, всем доступно и чтобы идея Рерихов, идея Пакта мира и другие его прозрения были известны всему человечеству, а не только в России».
Слова заместителя министра не делают ему чести. Чиновникам от культуры очень хочется принизить ведущую роль общественного Центра-Музея в экспонировании и популяризации наследия великой семьи. Однако в России и за рубежом хорошо известно, что его крупнейшая постоянная экспозиция прекрасно представлена для посетителей, так же картины Рерихов широко экспонируются по миру. А вот в Музее Востока незаконно удерживаемая коллекция из 288 картин практически находится в запасниках.
Кажется странным и то, что нынешнему руководству Министерства культуры не известны российские и мировые новости культуры. Именно общественный Центр-Музей несет в наши дни России и миру идеи Пакта Рериха. В преддверии 80-летнего юбилея со дня подписания Пакта, который будет отмечаться 15 апреля 2015 года, Международный Центр Рерихов начиная с 2012 года осуществляет масштабный Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», который охватил уже 11стран мира и более 70 городов России. Бывший министр культуры РФ Александр Авдеев сам открывал в штаб-квартире ЮНЕСКО эту выставку в 2012 году. Видимо об этом событии при новом министре Владимире Мединском выгодно забыть и всё внимание общественности переключить на Музей Востока, который за месяц до юбилея Пакта ещё только приступает к разработке мероприятий по его празднованию.
Противоречит очевидности и заявление Владимира Аристархова о том, что Министерство культуры поддерживает деятельность Центра-Музея и надеется на достижение с ним общественно-государственного партнёрства. В чём же оно выражается? По мнению Министерства, хранение и экспонирование работ в общественном Музее в дальнейшем должно проходить под управлением Государственного Музея Востока.
На фоне многолетней обширной деятельности Центра-Музея им. Н.К.Рериха это звучит просто нелепо и противоречит воле дарителя. С.Н.Рерих в открытом письме «Медлить нельзя!», опубликованном в газете «Советская культура» (29.07.89), писал: «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации. … Подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра».
Предлагая такого рода «поддержку», Министерство культуры добивается именно сужения деятельности Центра-Музея, опыт развития которого является ценным и уникальным явлением для нашей страны. Принимая во внимание то, как это ведомство на протяжении многих лет пытается расправиться с общественным Музеем, дальнейшие действия чиновников предугадать не сложно. В действительности Министерство культуры проводит политику, направленную против развития в стране общественной формы культуры. Наступит ли время, когда останутся в прошлом чиновники-разрушители, и потенциал всех творческих, созидательных сил сможет раскрыться в полной мере – зависит от признания обществом культуры основой жизни и его чёткой позиции, что эту основу необходимо отстаивать и защищать.
Ирина Вахонина, сотрудник Тверской Рериховской организации
* Открытое письмо к Президенту России В.В.Путину (Новые известия. 16.03.15)
http://www.newizv.ru/culture/2015-03-16/216501-prezidentu-rf-vv-putinu.html
Ответ первому заместителю министра культуры В.Аристархову по поводу его выступления на брифинге в Государственном музее искусств народов Востока 19.03.2015 г.
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3585