У стен есть глаза, или о Граффити в Твери
Вы когда-нибудь посещали галерею под открытым небом, где вместо холста - стена здания, часть бетонного забора или автомобиль? Все эти объекты у нас на виду и настолько примелькались, что настоящему охотнику на граффити милее заброшенные стройки, заводы, технические здания… Такие места на профессиональном сленге райтеры (создатели граффити) называют легальными: если разместить на подобной стенке свое художество, то ответственности за это никто не понесет – зато и увидит такую красоту далеко не каждый. В глушь проберутся только ценители.
Профессиональный райтер Павел Ерофеев уже более 9 лет создает в Твери галерею под открытым небом. Страсть художника - персонажи.
- Павел, как Вы оцениваете уровень развития граффити в Твери? Насколько мне известно, здесь даже фестивали граффити проходят…
- Фестивали граффити в Твери - они же как дороги! Вроде, «каждый год делают», а толка, лично я, не вижу. Участвовал в 2009 в фестивале "Атака", как-то так он назывался. Дали краску, кусок фанеры, сказали: «Твори!»… - улыбается. - В принципе, хорошо, что происходит хоть какое-то движение в этом направлении. Один раз в году порисовать за счет города не плохо, только не совсем то, что нужно райтерам. Легальные стенки – вот, что нам нужно. Дайте возможность рисовать, вложить в краску около 4 000 рублей и при этом не боятся, что через полчаса тебя заберут в РОВД, где с тобой не чай пить будут! Уверен, дай райтерам волю - наш город только преобразится от этого!
От автора: граффити - это в первую очередь рисование шрифтов. Сложное и индивидуальное закручивание букв в итоге выглядит загадочно для неподготовленного зрителя, зато вполне понятно любому райтеру, привыкшему к сложным шрифтам. В любом случае, выглядит стильно, если сделано на совесть. Ведь суть здесь не в буквах. Буквы просто создают примерное направление мысли, задают настроение определённой эстетикой. Существует райтинг - качественное (неспешное) рисование в разрешенных местах, и бомбинг - это нелегальное рисование, протест против системы. Жертвами второго направления граффити становятся дома, крыши, остановки, автомобили и даже поезда. Если затеряться в улицах Твери, то без труда можно отыскать работы уличных художников всех направлений. Но преобладают в основном теги – надписи, нанесенные маркером или баллончиком, с точки зрения техники, рисуются быстро, но изысканными их назвать нельзя. Чтобы совершенствовать мастерство, художникам необходимо регулярно тренироваться на официальных стенах для росписи, о которых тверские райтеры пока только грезят наяву.
- Конечно, есть люди, которые делают интересные вещи, - поясняет Павел, - только находятся эти вещи в малолюдных местах, например, на заброшенных стройках. Происходит это от того, что легальных мест для рисования в Твери нет. Совсем нет. Даже изрисованные стенки у южного моста или у дворца молодежи считаются нелегальными. В этом и заключается проблема Твери. Для того, чтобы нарисовать, допустим, на будке в каком-нибудь дворике, требуется макет рисунка, согласования с властями, справка о наличие справки и т. д. Это долго и почти не возможно. Поэтому приходится искать какие-то заброшенные здания или что-то в этом роде. Притом художники с опытом были бы рады нарисовать что-то красивое в городе, за свой счет. Только разрешите!
- Паша, а Граффити может приносить доход?
- Да, вполне. Есть люди, которые рисуют и зарабатывают росписью магазинов, кафе, квартир - да чего угодно. По своему опыту с этим в Твери пока трудно, краска дорогая, «кризис», не до красоты, в общем.
А с чего начинается счастье? Если не с красоты?