Метаисторический смысл Пакта Рериха. Диалоги о защите культуры
В Тверском городском музейно-выставочном центре в рамках выставки «Пакт Рериха. История и современность» 16 марта прошла встреча, на которой был рассмотрен метаисторический смысл Пакта Рериха и состоялся диалог о защите культуры. Организатором вечера выступила Тверская Рериховская организация.
Ведущая встречи Т.И.Чечина, сотрудник журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов (МЦР), познакомила кратко с историей Пакта, пояснив смысл предложенного Н.К.Рерихом защитного символа – Знамени Мира и Знака, символизирующего единство культуры прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. Николай Константинович предлагал и другое понимание – Знание, Красота и Любовь как главные ценности жизни. Можно Знак триединства трактовать и как Человек, Земля, Вселенная, а объединяет их эволюция – движение вперед, движение к совершенству, которое подчиняется единым космическим принципам и законам. Один из главных законов эволюции – Высшее ведет за собой низшее. В земной жизни взрослые направляют детей в их развитии. В планетарном масштабе существует такая же аналогия: человечество, как «детское» население, ведут более совершенные представители Вселенной. Эти понятия не новые, люди знали о них всегда, сохраняя в мифах, легендах память о Великих Учителях человечества – выдающихся мыслителях, основоположниках религий, философских систем, науки, искусства. Великие Учителя могут существовать не только в плотном физическом теле, но и в другой, более тонкой, форме жизни. И человек в своей природе несёт единство плотного, тонкого (чувства, мысли) и духовного планов бытия. К доказательству этого подошла уже и наука.
Н.К.Рерих отразил эти знания в символе Пакта, а также в своих картинах. У него есть большая серия, посвященная Великим Обликам, тем, кто жили на Земле; есть и обобщенные образы, запечатлевшие высокий символ Культуры - «Мадонна Орифламма», «Мадонна Защитница» и другие.
На пророческих полотнах, созданных Рерихом накануне Первой и Второй мировых войн, горят города, разрушаются архитектурные памятники, несущие высокую энергетику их создателей. Но мы видим на картинах мастера и другой огонь: пылающие небеса – напоминание об энергиях, которые бушуют в пространстве Земли, воздействуют на сознание людей и активизируют все проявления человека. Вот мчится в огненном небе София-Премудрость на белом коне. В руках у неё Знамя Мира, охранное знамя Культуры. Только Культура, утверждал Н.К.Рерих, способна направить мощные энергии на созидание, спасти человечество от агрессии и войн, несущих гибель и разрушение. В ней он видел залог спасения человечества, залог его развития, процветания. Пакт Рериха, объединивший в себе исторический и метаисторический процессы, является важным эволюционным действием, направленным на сохранение и укрепление культуры нашей планеты.
Знания, заложенные в литературных трудах, в художественном, научном и философском наследии великого мыслителя ХХ века Н.К.Рериха и всей выдающейся семьи Рерихов, сказала Т.И.Чечина, помогают нам осмыслить новый виток Космической эволюции человечества. Наследие семьи хранится и изучается в Международном Центре Рерихов, сердцем которого является Музей имени Н.К.Рериха, предоставивший нашему городу выставку «Пакт Рериха. История и современность».
Говоря о Музее имени Н.К.Рериха, необходимо сказать, что это музей не государственный, подчеркнула в своем выступлении сотрудник Тверской Рериховской организации Н.В.Буракова. Этот культурный центр был основан по инициативе младшего сына Н.К.Рериха – художника С.Н.Рериха, который видел его только в статусе общественного музея.
Генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха является Л.В.Шапошникова, учёный-индолог, философ, писатель, талантливый организатор и руководитель. Неистощимым талантом, высоким огнём своего сердца и непреклонной волей она создала это уникальное явление культуры, по сути, прообраз Музея Будущего.
С 1999 по 2007 годы Президентом Международного Центра Рерихов, очень много сделавшим для его становления, был Юлий Михайлович Воронцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, специальный представитель Генерального секретаря ООН.
Многие годы общественному Музея бескорыстно помогал Борис Ильич Булочник, председатель правления Мастер-Банка. По зову сердца и естественной потребности творить во благо культуры, он стал главным меценатом развивающегося Музея, вкладывал деньги не в личные яхты и виллы, а в этот культурный центр, а также во многие другие культурные проекты столицы.
Из предложенных правительством Москвы зданий С.Н.Рерих выбрал для музея усадьбу Лопухиных, памятник истории и культуры 17–19 веков. Ко времени передачи наследия в 1989 году все здания усадьбы представляли собой практически руины. Государство обязалось выделить деньги на реставрацию усадьбы, но обещание свое не выполнило. Однако там, где есть любовь, стремление украсить, возродить, там появляются и возможности. Усадьба Лопухиных была воссоздана энтузиазмом людей и на общественные деньги. Неоценимой является и помощь Б.И.Булочника. Этот бесценный опыт свидетельствует: в условиях, когда государство не в состоянии в полной мере финансировать даже государственные учреждения культуры, помощь меценатов может поддержать многие начинания культуры общественной. Благодаря этой помощи была почти полностью восстановлена (предстоит ещё воссоздать каретник) усадьба Лопухиных, очень значимый памятник истории и культуры. Но самое главное, народными усилиями было сохранено уникальное наследие семьи Рерихов. Осуществляется его научное исследование, развиваются идеи, заложенные в нём. Проводятся международные конференции, посвящённые важным вопросам культуры и науки, издаются труды Рерихов и литература по рериховской тематике, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, конкурсы детского рисунка и многое другое. Сегодня в культуре столько проблем, что порой опускаются руки. Но создание и успешная деятельность Музея имени Н.К.Рериха могут воодушевить многие сердца.
Однако история МЦР – это не путь благоденствия, как может показаться. Много лет Министерство культуры РФ не желает мириться с потерей возможности распоряжаться культурными ценностями, переданными С.Н.Рерихом российскому народу. Государственный музей Востока при поддержке Министерства культуры не оставляет попыток отнять у музея Рериха усадьбу Лопухиных. Он незаконно удерживает 288 полотен С.Н. и Н.К.Рерихов, оставленных в 70-е годы Святославом Николаевичем во временное пользование государству для проведения передвижных выставок и включённых в наследие, переданное МЦР. Сейчас эта коллекция не доступна общественности, т.к. упрятана в запасники; к тому же несколько полотен вовсе утеряны.
На наследие Рерихов бесконечно заявляют права разные организации, не имеющие к нему никакого отношения. Международному Центру Рерихов приходится участвовать в многочисленных судах, отвечая на эти незаконные требования.
Уже четыре месяца, как МЦР лишился финансирования своей деятельности меценатом Б.И.Булочником в связи с отзывом лицензии у Мастер-Банка. Опять на помощь пришла общественность в лице рериховских организаций и друзей Музея. Однако, этого не достаточно для того международного размаха деятельности, которую ведёт МЦР. Вопрос стоит остро, но общественный центр культуры продолжает жить и работать.
В России раньше существовали крепкие традиции меценатства, отметила В.В Шушунова, сотрудник Тверской Рериховской организации. В этой когорте – такие выдающиеся личности, как П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов, Морозовы, М.К.Тенешева и многие другие. В наши дни вопрос о меценатах встает очень остро. На уровне государства необходимо давать преференции меценатам не только за поддержку государственных учреждений культуры, но и общественных. Часто бесценные полотна по тем или иным причинам не выставляются в залах государственных музеев, годами лежат в запасниках. Например, Третьяковская галерея, Русский музей обладают сотнями картин Н.К.Рериха, но в их залах познакомиться можно только с единицами. Появление общественных музеев позволяет шире представлять различные грани культуры. Поэтому так необходимо, чтобы закон о меценатстве предусматривал поддержку и общественной формы культуры.
Конечно, проблемы развития культуры и сохранения культурного наследия существуют во всех регионах нашей страны, есть они и в нашем городе. Участники встречи остановились на некоторых из них и поделились своими мыслями о путях их решения.
О серьезной проблеме противостояния негативной, растлевающей информации, которую молодые люди получают в интернете, из телепередач, рассказал А.Г.Лысиков, председатель Тверской Рериховской организации. Библиотекарям, музейным работникам и в особенности школьным учителям нужно суметь поставить заслон такой информации, воспитывать учащихся благородными и нравственными. Конечно, в нашем городе есть такие школы, в которых в рамках внеклассной работы создаются творческие объединения, кружки, театральные студии, школьные краеведческие музеи. Это удивительное культурное пространство, в котором царит атмосфера добра, творчества, красоты и знаний. А там где культура, там нет места злу, невежеству и безобразию.
Сергей Левин, композитор, член Союза композиторов России, артист Тверской академической филармонии, отметил, что культура начинается всегда с конкретного человека, с его воспитания в семье. Человек понимает, что он не может изменить мир, но, ведь он может изменить себя. Где тот магнит, который поможет это осознать и сплотить людей в этом понимании? По мнению Сергея Левина, необходимо устремить свои мысли в будущее, поставив высокую цель, к которой нужно стремиться. Н.К.Рерих говорил о своей мечте жить в стране культуры. Многие русские писатели и философы – Ф.М.Достоевский, П.А.Флоренский, И.А.Ильин и другие – говорили о том, что русскому народу суждено великое будущее. И пусть не все сразу поверят, что этого можно достичь, но создание Страны Культуры должно стать нашей национальной идеей.
Автор-исполнитель, преподаватель классической гитары, культуролог Татьяна Левина тоже затронула в своем выступлении тему воспитания детей. Сегодня со школьной скамьи их сознание направляют на материальные и меркантильные цели. Воспитание зависит от того, есть ли рядом педагоги-энтузиасты, которые вкладывают иную точку зрения в души подрастающего поколения, приобщая их к культурным ценностям. И эти огонёчки не дадут погаснуть костру культуры, от них будут зажигаться детские сердца. И музеи, и библиотеки сегодня переосмысливают свою работу, находя новые формы деятельности, которые привлекают детей. Очень многое, конечно, зависит от их воспитания в семье. И примером в этом служит семья Рерихов. Они воспитывались сами и воспитывали своих сыновей в атмосфере искусства и науки, когда в доме часто бывали известные музыканты, художники, учёные. Разговоры взрослых, в которых участвовали и дети, были о насущных и высоких темах культуры. И мы должны своих детей приобщать к этому всецело. Тогда, впитывая это с младенчества, вырастут как новые деятели культуры, так и меценаты в её сфере. И это приблизит к нам возможность жить в стране культуры.
В рамках вставки «Пакт Рериха. История и современность» проходило несколько детских конкурсов – рисунков, сочинений, стихотворений, художественного слова, миниспектаклей. Многие работы поражают серьезной озабоченностью школьников. Если дети с болью говорят о пространстве нашего города, его проблемах, то взрослые просто не могут оставаться в стороне.
В диалог о Культуре включились и школьники, присутствующие на встрече. «На выставке современного искусства в Москве я увидела, что оно в основном представлено абстракцией – поделилась своим мнением Ирина Кондратьева, ученица гимназии №44. – Квадратики и треугольники не вдохновляют. Многие картины связаны с убийством и насилием, при этом их авторы считают, что они отображают проблемы общества. Печально, что люди видят ужасное и ничего прекрасного». Также девушку тревожит, что в жизни происходит много нечестного, что деньги решают всё. Ей же хочется добиваться целей своим трудом.
Татьяну Башилову, ученицу гимназии №44, волнует то, как сегодня ведут себя люди, как они общаются друг с другом, их манеры, поведение – в них очень мало культуры. Она высказала мысль, что очень важно не отвечать злом на зло. Надо прервать эту цепочку, чтобы оно не распространялось дальше.
Представитель общественной градостроительной организации «Тверские своды» Александр Терещенков затронул в своём выступлении чрезвычайно важную проблему: вторжение новостроек в культурное пространство нашего города. Практикуются заказные экспертизы, по которым защита объекта снимается, и на его месте разворачивается современная застройка. Так происходит утрата ценнейших памятников архитектуры и нарушение гармонии пространства.
Об одном из уголков нашего города, почти в его центре, с болью рассказала в конкурсном сочинении «С надеждой в будущее?!» и на встрече ученица одиннадцатого класса школы №34 Светлана Васильева. Девушка показала сделанные ею фотографии. Речь идёт о парке и зданиях бывшей больницы №2, расположенных в конце Советской улицы. Парк когда-то назывался «Воксал» и существует в Твери со второй половины XVIII века, в начале XIX он был реконструирован по проекту Росси. Здание Губернской больницы в стиле поздний классицизм, расположенное в парке, по его задумке должно было стать театром, но так и оставалось до недавнего времени больницей. Сегодня и здание, и парк вокруг него находятся в заброшенном состоянии…
Общие созидательные мысли – уже вклад в энергетическое поле культуры. Но главное необходимо объединяться в совместных действиях. Понимание этого было у всех участников встречи.
Опубликовано на сайте Тверской Рериховской организации
www.toroo.ru