Результаты реализации программы «Доступная среда», или Как подтверждается инвалидность
На днях я имел счастье посетить «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, бюро №3 филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Тверской области», которое расположено в Твери на ул. Скворцова-Степанова, дом 14.
Сначала расскажу о том, что порадовало. Во-первых, отношение врачей к посетителям. Весьма учтивое, могут по несколько раз объяснять одно и то же, делают это терпеливо, документы оформляют правильно, делают нужные копии, дают справки. Во-вторых, всегда предварительно звонят, приглашают приехать в определенный день. В-третьих, парковка около МСЭ позволяет оставить личный транспорт посетителей без особых сложностей и без постановки во дворах расположенных рядом жилых домов (что особенно приятно, как мне кажется, жителям этих домов). То есть к врачам вопросов нет - работают на совесть.
Теперь о том, что меня удивило и навеяло мысль о написании данной темы. Данное учреждение занимается в основном вопросами признания граждан инвалидами и переосвидетельствованием оных. Вот пришлось мне сопровождать родственника для получения документов. Скажу сразу - он инвалид и передвигается с некоторым усилием.
Входная группа (оно же крыльцо учреждения) представляет собой конструкцию, которая когда-то была лестницей (лестничным маршем). В настоящее время лестница находится в полуразрушенном состоянии, часть бетона осыпалась, видны следы давних ремонтных работ то ли от укладки плитки, то ли от заплаток. А так как на улице зима - снег на ступеньках превратился в плотные слои льда, которые почему-то никто не убирает. Песочно-солевая смесь как на подходе к лестнице, так и на самой конструкции отсутствует.
Это была первая сложная преграда на пути подъема родственника в учреждение. Ладно, думаю, пусть родственник поднимается, держась за перила с правой стороны. Но как раз с правой стороны лед на ступеньках лежал особенно плотно, а подниматься слева (там почище будет) одному не представляется возможным по причине отсутствия перил слева. Их просто там нет (да и не было никогда, видимо). Ничего, думаю, сейчас родственник пойдет слева, а я буду поддерживать его справа. Но справа лед! Ситуация. Но время поджимало, и я кое-как, пару раз чуть не навернувшись, выругался, но поднял таки родственника на крыльцо. Миссия выполнена. Вздохнул с облегчением, но тут же вспомнил, что потом придется проделать то же самое, только в другом направлении, т.е. вниз. Стало грустно.
Вот заветная дверь в здание. Отдельно про само здание - это стандартная пятиэтажка, в которой с торца трехкомнатная квартира превращена в учреждение МСЭ. Дверь железная, ручка - шедевр инженерной мысли - модель «денег нет, сваргань чего-то». Оригинальное применение запчасти барабанного механизма от стиральной машинки типа «Нева» 1961 г/в. Видимо слесарь не нашел ничего лучше - как приварить указанную запчасть к дверному полотну. Наверное на тот момент дверные ручки в торговых сетях города отсутствовали.
Открываем дверь, заходим в помещение через две двери. Я и родственник. Следом за нами в коридор «зашел» мороз с улицы (на это нам указали такие же как мы посетители). Ладно, двери закрыли, с третьего раза, с трудом, но закрыли.
Так вот как выглядит настоящий евроремонт. На полу я насчитал восемь видов разного линолеума (местами он угадывался с трудом). По состоянию стен и потолка можно отследить хронологию попыток ремонта за последние лет десять. Наиболее стильно смотрелись датчики охранно-пожарной сигнализации под потолком (интересно, работают?). В помещении для пациентов, которые ожидают свою очередь к врачу, человек пятнадцать, на восьми квадратах общей площади (кроме пациентов в помещении уместились старенький продавленный годами, видавший виды, и не только, диван; два, деланные под венские, стула; и еще пять или шесть стульев офисного типа). Еще два клиента МСЭ стирали остатки ремонта прислонившись спиной к стене в коридоре. Запах в помещении спертый, вдыхать приходилось дозированно.
Ждать своей очереди пришлось четыре часа, хотя пригласили нас к определенному времени (спрашивается, зачем?). В помещении на столе лежат бланки заявлений и потрепанный, но СВЕЖИЙ!!! номер какого-то журнала из жизни российского шоу бизнеса. Журнал помог мне и еще парочке клиентов убить час времени ожидания. Зато я узнал где и как, а главное с кем живет Филипп Киркоров. Действительно, нужная информация.
Так как стульев и иных посадочных мест было меньше, чем посетителей (а баян как и баянист отсутствовали), то сидели по принципу «кому нужнее». Народ правда собрался дружный, в первый час адаптировались друг к другу и обстановке, второй час обсуждали современную медицину и насущные проблемы в данной сфере (не без крепкого словца), третий час прошел практически в домашней обстановке (пожалел, что в помещении не хватает самовара с баранками). В конце приема оставшиеся обменивались адресами и явками. Душевно.
Лирика.. Подведу итоги:
1 Ступеньки на входе представляют реальную угрозу для здоровья пациентов (70% из которых имеют статус инвалидов).
2 Перила слева отсутствуют, высота и конструкция существующих не позволяет безопасно осуществлять передвижение.
3 Входные двери не снабжены нормальными запорными механизмами.
4 Туалет не приспособлен для инвалидов.
5 На стенах внутри помещения (коридор) нет перил, которые позволят инвалиду безопасно передвигаться без посторонней помощи.
6 Отопление внутри производится на ½ от центрального отопления, на ½ от масляных портативных обогревателей (Закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в учреждениях «в действии»).
7 Дополнительно вопрос: а высокие пороги зачем во всех помещениях, в МСЭ люди с ограниченными возможностями приходят или нет?
Прошу Главное бюро на ул. Вагжанова, Министерство здравоохранения, Уполномоченного по правам человека и иные органы Твери и Тверской области обратить внимание на данную тему и привести помещение, подходы к нему и условия приема в соответствие с программой «Доступная среда», иных нормативных документов, руководствуясь здравым смыслом.