Тема межнациональных конфликтов активно обсуждается в Тверской области вот уже два месяца. Не злым, тихим словом поминаются то азербайджанцы, то чеченцы, то нелегальные мигранты из средней Азии. Националисты делают себе имя на подобных скандалах. Представители национальных диаспор пытаются снять с себя ответственность за поведение своих соплеменников (особенно за бестолковую, но горячую молодежь). Официальные власти с ослиным упорством отказываются замечать проблему. Твердят, что никаких конфликтов нет и быть не может – примерно как в сказочном лесу, где все звери дружат и водят хороводы вокруг елочки. Дескать, отдельные случаи столкновений приезжих с местными носят чисто бытовой характер. Все отстаивают свою точку зрения, создают информационный шум, ругаются и спорят. Между тем, никто не говорит о главном.
Первое, проблема с приезжими есть и стоит она очень остро. Второе, общественность в массе своей это чувствует, и недовольство сложившейся ситуацией в среде коренного населения региона только растет (на чем и пытаются разыграть свою карту националисты). Третье, власти бездействуют и проблему никак не решают, из чего напрашивается вывод о том, что разбираться с мигрантами (легальными и нет) кому-то очень не хочется, кому-то очень выгодно, чтобы все оставалось как есть…
Чем же недовольны местные жители? Вроде бы мигранты выполняют самую не престижную работу, на которую русские, якобы, идти не хотят. По крайней мере, в этом нас упорно пытаются убедить представители бизнес сообщества и некоторые либерально настроенные круги общественности. Мол, не хотят русские строить дороги, дома, торговать на рынке, мести улицы, наконец. Это наглая и очень опасная ложь, а говорят так те, кто получает сверхприбыли за счет эксплуатации бесправных мигрантов на стройках и в ЖКХ, те, кто хочет монополизировать торговлю в определенных сферах, наконец, те, кто сидит во власти и откровенно кормится из этой глубоко порочной системы.
Прежде всего, нужно отметить, что мигранты как дешевая и бесправная рабочая сила выгодна российскому бизнесу. И не просто выгодна, а очень выгодна. Поэтому, когда мы говорим «понаехали», - это не совсем верно. Никто к нам просто так не приезжает. В стране и в Тверском регионе создается спрос на мигрантов. Создает его именно бизнес и привозят сюда мигрантов под конкретный заказ. Например, на ремонт дорог, или строительство дома, или пошив штанов в подпольном цехе. Владельцам бизнеса это очень интересно. Мигранты (особенно нелегальные) если что, жаловаться не побегут, налоги за них платить не нужно, впрочем, как и обеспечивать их социальными гарантиями. Да и платить им можно в разы меньше, чем местным. Чему удивляться, у российского бизнеса (впрочем, как и у любого другого) такая логика – максимальная прибыль превыше всего. Эту формулу еще классики экономической теории вывели. Просто в российских реалиях для максимального извлечения прибыли есть больше способов, нежели в других странах. Мы имеем в виду незаконные способы обогащения, которые возможны только благодаря нереальному уровню коррупции во властных структурах.
Поясню на примере. В стране активно ведется жилищное строительство. На стройках в основном трудятся мигранты. Работают они за копейки, а в стоимость квадратного метра жилья застройщик закладывает полноценные затраты на трудовые ресурсы. Разница в карман. И это при том, что бизнесмены от строительства при нашем беспределе и так получают прибыль в 500, а то и в 1000 процентов. При этом на всех уровнях власти говорят, что цены на жилье обоснованы, дескать, рынок – ничего не поделаешь. Лукавят? Нет – врут и покрывают осатаневших от жадности застройщиков.
Другой пример. Трудовые мигранты, работающие в коммерческих организациях, по факту на руки получают 10-15 тысяч рублей, а расписываются в ведомости за 45-50 тысяч. Разница идет в карман бизнесмену и он считает ее своей законной прибылью. Нет, предприниматели, конечно, не идиоты и понимают, что нарушают закон. Просто психология у бизнеса откровенно бандитская и уходит своими корнями в 90-е. Самое печальное, что наши власти не препятствуют нарушению законов, а всячески этому способствуют. Почему? Потому что в доле, а значит и их психология мало чем отличается от предпринимательской. У них тоже бизнес. И все это называется одним емким словом – коррупция!
С экономикой вопроса вроде все понятно. А что же общество? Что оно получает в итоге? Ничего кроме проблем.
Во-первых, в отличие от всех цивилизованных стран, российский бизнес никто не ставит на место в его желании загрести побольше в свой карман. В итоге, местное население просто не может найти работу в тех отраслях, где задействуются мигранты. Рабочие специальности вымирают, вчерашние специалисты деградируют. Именно потому, что не востребованы и пьют мужики. То есть, если вспомнить посыл о том, что русские не хотят работать, то на самом деле все происходит с точностью до наоборот. Кому-то не хочется платить за работу нормальные деньги…
Во-вторых, среди колоссальной волны трудовых мигрантов к нам в регион попадают далеко не сливки общества. То, что прибывают они из мусульманских стран, где уровень образования и судя по всему воспитания упал ниже плинтуса, только усугубляет проблему. Здесь, гости сразу забывают, что они в гостях и что они мусульмане. Пьют, дерутся, хулиганят. Жители Морозовских казарм охотно расскажут вам, как мигранты оккупируют трущобы и как там себя ведут. Но, даже те, кто ведет себя относительно прилично и пытается здесь закрепиться на ПМЖ, не спешат интегрироваться в российское общество. Живут особняком, говорят на своем языке. Ну а женщины, замотанные в платки, просто настораживают. Слишком велики ассоциации с террористками-смертницами.
Все это не может не раздражать коренное население. Просто это раздражение пока ни во что не конвертировалось, как, например, в открытую ненависть и погромы. Но как мы уже сказали, в этом направлении «работают» националисты…
Картина получается очень печальной. Создается такое впечатление, что властям на все это плевать с большой колокольни. Однако все не так просто. В российской системе органов госвласти есть все необходимые структуры и подразделения для того, чтобы регулировать мигрантский вопрос. Например, Федеральная миграционная служба, которая обеспечивает получение российского гражданства иностранцами и выдает временные разрешения на пребывание в России трудовым мигрантам (таких мы называем легальными). Эта же структура должна заниматься поиском и выдворением мигрантов нелегальных. Но как она это делает? Такое впечатление, что никак. Ну или почти никак. Для показухи «накроют» какую-нибудь «точку» и отрапортуют об этом. Чистой воды пиар – создание видимости работы…
А что происходит на самом деле? Количество нелегальных мигрантов в Тверской области просто зашкаливает. Это очевидный факт. Кто все это бесчисленные дорожные рабочие, строители, водители маршруток, обитатели овощебаз, разнорабочие итд, итп? Неужели у всех есть легальный статус пребывания в Тверском регионе? Как говорится, имеющий глаза да увидит. А мы с вами увидим, когда эта трудовая армия выйдет на гулянку в День города. Наверное, все заметили, что в последние годы этот праздник стал праздником подвыпивших смуглолицых молодых людей.
Вопрос: почему все это не видит ФМС? Логично предположить два варианта. Первый – либо там работают некомпетентные люди, которые не способны разобраться в собственных должностных обязанностях. Таких нужно увольнять. Второй вариант – система ФМС насквозь коррумпирована, чиновники закрывают глаза на откровенные нарушения миграционного законодательства, кормятся за счет предпринимателей, которые используют труд нелегалов или торгуют разрешениями на работу. Это уже та самая коррупция. Таких чиновников нужно привлекать к уголовной ответственности, другими словами – сажать. Но это вопрос уже к другим компетентным органам.
Это еще не все. Кроме ФМС есть полиция и администрации разного уровня. То есть, другие органы власти, которые также должны заниматься проблемой миграции и вытекающих из нее проблем общественной безопасности, межнациональных отношений, занятости населения, социального самочувствия региона. Но, как мы сказали в начале, особых проблем власти не видят, очевидные факты не обобщают и между собой не связывают, а всплеск межнациональных конфликтов у нас (по их мнению) вообще носит исключительно бытовой характер. Что делает власть? Проводит круглые столы с национальными диаспорами. Те в свою очередь проводят показательную работу с молодежью – учат своих юношей как себя вести. Азербайджанцы такую акцию провели. Скоро и остальные, наверное, тоже организуют что-то подобное. Проведут, так сказать, показательную порку. Власти отрапортуют о проделанной работе, а что изменится? Ровным счетом ничего. Может, чиновники тоже в доле?
А между тем вопрос уже давно стал политическим. О проблеме говорят на самом верху. Госдума вышла с инициативой ввести для мигрантов из средней Азии платный въезд в Россию. Заметно, что на федеральном уровне вопросу миграции уделяется особое значение. Но то в Москве. Настоящая работа нужна на местах, в регионах. Показуха проблемы не решит. Необходима вменяемая миграционная политика в интересах титульного населения. Это не значит, что мигрантов нужно всячески ущемлять в правах. Напротив, трудовая миграция должна выйти из тени, чтобы в этом вопросе не страдала ни одна из сторон. Если процесс привлечения рабочей силы будет четко регламентироваться по закону, то и бизнес будет вынужден играть по правилам. В противном случае, зачем нам, то есть российскому обществу, такой бизнес нужен вообще?! Впрочем, как не нужны нам и чиновники, которых не волнует судьба местного населения. А то складывается впечатление, что власть у нас настолько слаба и продажна, что считаться с ней нет никакого смысла. А это уже вопрос выживания действующей государственной системы. По крайней мере, в отдельно взятом Тверском регионе...
Господа из миграционной службы, чиновники и прочие, от кого зависит будущее региона, задумайтесь, к чему приведет ваши бездействие, безразличие и продажность.
К тому, что ваши дети пойдут в мечеть, а вы себе сделаете обрезание, а если не захотите, то обрезание вам сделают прямо по горлу. И это не пустые слова или желание сгустить краски!
Повторяю, задумайтесь, ежегодно в нашем регионе остается порядка 50 000 человек, которые уезжать отсюда никуда не собираются. И наше с вами будущее может наступить через пару-тройку лет.
Комментарии (29)
мне кажется ерунда. странная схема для КОММЕРЧЕСКОЙ организации - зачем платить НДФЛ и ЕСН с 45 -50 тр? есть более простые схемы.
другое дело что гастерам можно платить полностью в черную - это уже интереснее.
такая схема с ЗП может быть оправдана только в госструктарах. и то вряд ли - там контроль таки есть.
Авторов статьи несколько?
А по существу - так и есть. К сожалению, текущему правительству (и лоббируемым им бизнесам) крайне не выгодно, чтобы законные граждане страны были официально трудоустроены и вообще работали на них. Выход есть - борьба с коррупцией и умеренная миграционная политика.
Очень хорошо по этому вопросу г-н Доренко все объяснил: http://youtu.be/paKQVT4OCwU
Сталин единственный, кто эту проблему решил, но сегодня не времена Сталина и Запад не позволит России делать то, что она считает необходимым у себя дома. Одёрнет. Приказчики струхнут, ведь их деньги там, на Западе. Дети учатся там, в худшем случае, в Москве. Национальная проблема висит, как паук на паутине. Все видят!
http://dymovskiy.name/archives/26343#more-26343
Про "братьев" наших азербайджанцев.
Меньшиков, Столыпин о России:
«Нельзя великому народу отказываться от элементарной необходимости иметь национальную власть»
«Мы не восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы восстаем лишь против массового их нашествия, против заполнения ими наших государственных и культурных позиций. Мы протестуем против идущего заселения России нерусскими племенами, против постепенного отнятия у нас земли, веры и власти... Несчастие России не только в государственных должностях. Не менее тяжелое засилье инородчины идет в области общественного и частного труда. Разве самые выгодные промыслы не в руках чужих людей? «Значит, они талантливее русских, если берут верх», – говорят... Какой вздор! В том-то и беда, что инородцы берут вовсе не талантом. Они проталкиваются менее благородными, но более стойкими качествами – пронырством, цепкостью, страшной поддержкой друг друга и бойкотом всего русского».
"Страна, не имеющая национального самосознания - навоз, на котором произрастают другие народы".
Это слова русских людей, стоящих у власти, и любивших свою Родину.
А это слова нынешней власти: "Кто говорит, Россия только для русских, придурки либо провокаторы".
Новость хорошо написана, но то же самое скажет любой русский, пусть не так грамотно, но суть останется той же. Таких статей много, но от этого ничего еще не изменилось. Вопрос почему? Организует молодежь сходы и сразу становится националистами и прочими элементами. Народ постарше не очень идет на такие мероприятия, потому что за столько лет уже не верит ни в Бога, ни в черта. А власть молчит. А может "правительство на другой планете живет" ? ("кин-дза-дза")
Так КТО виноват и Что делать?
* * * * * * * * * * * * * * * * *
На днях продали ресторан "Якорь" на наб. Аф.Никитина, шашлик-башлик будут подавать...
ИМХО, повторение в Твери событий 1327 года - не за горами.
Дубль 1 ...ФОТО и интервью пострадавших в перестрелке в ночь на 9 мая
Сегодня 10 мая 2013 года зная фамилии, зная номера машины. Полиция не задержала этих преступников.
http://www.y-tver.com/?art=7337
Дубль2 Вячеслав Жигарев
Сегодня стал свидетелем массовой разборки группы не русской национальности с русскими ребятами. Сегодня в районе 23 часов не русские напали на компанию русских ребят идущих с женами и детьми. Не русские напали кодлой и потом начали стрелять 2 выстела прозвучало.Полицию как всегда не дождаться хотя приехать и 5 минут много. Куда господин Рычков вы смотрите и когда полиция будет нормально работать ,может пора Вас заменить?Отвечаю за каждое свое слово
19 фев 2013 в 23:31 http://vk.com/topic-29146482_28274099
Дубль 3 — 03.05.2012 23:42 —
ПРОИСШЕСТВИЯ
Стрельба у кинотеатра "Тверь"
Зачем кавказцы открыли огонь? http://y-tver.com/?art=2895
Дубль 4 Фото стрельбы в центре города. Вчера, 30 мая, днём, пока ждал знакомого на улице Трёхсвятская в центре Твери, наблюдал такую картину – один из молодых людей, которые шли по Трёхсвятской, выхватил пистолет и выстрелил два раза в воздух. http://tverigrad.ru/tblog/strelba-na-tryoxsvyatskoj-v-tveri-foto
И тишина.....
http://izvestia.ru/news/513702
А пока такие статьи нужны, пусть власть хоть почитает, чем люди озабочены, а то ведь поди уже думает, что спился русский народ и мыслить перестал.
Как я вижу проблему трудовых мигрантов со своей колокольни, почему их у нас ждут:
"Бизнес" следует за потребностями своих клиентов. В нашей стране основная потребность клиента - заплатить как можно меньше. Для снижения цены бизнес вынужден привлекать дешевую рабочую силу, т.е. иностранную. А сила эта мало того, что становиться не только рабочей силой, а очень даже и политической и экономической и просто силой, так ещё и забирает у этих самых клиентов работу и "комфорт". Т.е. когда мы из-за своего неадекватного жмотства не хотим достойно оплачивать труд других людей, мы сами себя и наших соотечественников лишаем работы и комфортной жизни на своей земле.
Вот так. Чуть за уши притянуто, но смысл такой. Разумеется, многие предприниматели используют иностранную рабочую силу и для повышения прибыли, но это является следствием вышесказанного. Они просто пользуются представившейся возможностью.
Инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России Владимиру Путину открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Под "русскими" авторы письма имеют в виду всех бывших жителей Чечни нечеченской национальности. Авторы обращения называют режим Дудаева фашистским, обвиняют российские власти в попытке скрыть факт геноцида, а также требуют уравнять русских в правах с чеченцами при выплате компенсаций за утраченное в Чечне жилье и имущество. Подписавшиеся отмечают предвзятую позицию Европейского суда по правам человека, который охотно принимает иски от чеченцев и который не замечает факт геноцида в отношении жителей Чечни других национальностей.
"Русские, не уезжайте: нам нужны рабы"
- Это было в мае 1993-го. К нам в квартиру вломился сосед Сахрутдин с автоматом. Прошелся бесцеремонно по комнатам и говорит: "Это оставляйте, это оставляйте и вот это оставляйте. Остальное забирайте. Даю вам трое суток на сборы". Спорить было бессмысленно. Мы были далеко не первыми, кого вот так выгоняли, а скорее одними из последних. Проблемы начались еще в 1990 году, тогда в почтовых ящиках появились первые "письма счастья" — анонимные угрозы с требованием убираться по-хорошему. В 1991-м стали среди бела дня исчезать русские девчонки. Потом на улицах стали избивать русских парней, затем их стали убивать. В 1992-м начали выгонять из квартир тех, кто побогаче. Потом добрались до середняков. В 1993-м жить было уже невыносимо. Моего сына Дмитрия группа чеченцев среди бела дня избила так, что когда он пришел домой, это был комок крови и грязи. Они перебили ему слуховой нерв, с тех пор он не слышит. Единственное, что нас еще держало, — мы надеялись продать квартиру. Но даже за бесценок покупать ее никто не хотел. На стенах домов тогда самой популярной была надпись: "Не покупайте квартиры у Маши, они все равно будут наши". Еще полгода — и самым популярным чеченским лозунгом станет: "Русские, не уезжайте: нам нужны рабы". Слава Богу, к тому времени мы успели свалить.
Нина Васильевна Баранова — коренная жительница Чечни, ее предки из терских казаков. В Грозном работала технологом на швейной фабрике, ее муж Геннадий — водителем в Нефтегазодобывающем управлении (НГДУ). Жили по адресу Старопромысловский район, городок Нефтемайск, дом 17, квартира 9. Это была огромная четырехкомнатная двухуровневая квартира. Сейчас Нина Васильевна с мужем, сыном, снохой и внуком живут на птичьих правах в общежитской комнате площадью 11,5 кв.м. Сосед за шкафом торгует наркотиками. Государство считает, что оно свой долг перед Барановыми выполнило. Почему — об этом позже.
"Самые хорошие из чеченцев говорили: "Убирайтесь по-хорошему"
- Через три дня после прихода Сахрутдина мы уже загружали контейнер, — продолжает Нина. — И не могли понять: чего это Сахрутдин так внимательно наблюдает за этим процессом. Слышу — соседка-чеченка Хава мне кричит: "Нина, зайди на секунду, мне помощь нужна". Если бы я к ней не пошла, меня бы уже 12 лет как не было на свете. "Вон видишь хлебовозка стоит? — сказала мне Хава. — Вам осталось жить несколько часов. Как только вы покинете город, они вас убьют, а вещи заберут". Я тут же к сестре, у нее знакомый чеченец был в селе Первомайском, Саид, который тогда уже стал дудаевцем, но еще не совсем совесть потерял. Он со своими ребятами проводили нас эскортом до границы с Осетией. Хлебовозка тоже не отставала. Когда Сахрутдин и его команда поняли, что им ничего не светит, то дали очередь по кузову. Мы еще потом несколько лет на простреленных кроватях спали.
- А почему Саид не сказал Сахрутдину, чтобы оставил вас в покое и дал вам спокойно жить в Грозном?
- Да вы что?! Об этом тогда и речи не могло быть. Самые хорошие из тех чеченцев, которые разгуливали с оружием в руках, говорили: "Убирайтесь по-хорошему". Плохие ничего не говорили, они просто убивали, насиловали или угоняли в рабство. А с оружием разгуливала треть мужчин республики. Еще треть молча их поддерживала. Остальные сочувствовали нам, это были в основном городские чеченцы, но что они могли поделать, если даже старейшины сидели на лавочках и улыбались: "Пусть русских побольше уезжает".
Барановы считают, что им страшно повезло. И вспоминают тех, кому повезло не очень:
- Помнишь, Ген, заместителя начальника телефонной станции, Аня ее звали? Когда я приехала в Грозный за Димкиным аттестатом и увидела ее, то впала в истерику. Она была в одном халате, а руки — голое мясо. К ней ночью чеченцы вломились в квартиру, ее загнали в угол, ребенку кляп в рот засунули и стали все из дома выносить. У нее сдали нервы, она стала на них кидаться, так они ей все руки искромсали. А она, когда меня увидела, даже плакать от удивления перестала. Оказывается, Сахрутдин всем сказал, что убил нас и в землю закопал. Соврал, чтобы авторитет свой не потерять. А в квартире нашей уже продавали наркотики.
- Да, если бы не Хава, нам бы хана, — покачал головой Гена. — Помнишь учительницу, которая напротив нас жила? Она вот так и пропала без вести. А вещи ее потом какой-то чеченец с машины продавал. Потом эти, Тижапкины, Крачевские, а наверху, как их? Поповы. А главный инженер НГДУ, мои родители с его семьей дружили, помнишь? Его жена теперь в рабстве. Потом эта, завуч в десятой школе, Климова — их вообще прямо в доме всех убили, отца, мать и двух дочерей. Кровищи было море. А девочку с последнего этажа как изнасиловали! Ей 12 лет было. Три дня искали, потом нашли, но она уже сумасшедшая была.
Я попросил больше не продолжать. Уже и так было ясно, что Барановым повезло.
Теперь то же самое языком цифр. По данным переписи 1989 года, в Чечено-Ингушской Республике проживали 1 миллион 270 тысяч человек. Из них чеченцев — 734 тысячи, ингушей — 164 тысячи, русских — 294 тысячи, армян — 15 тысяч, украинцев — 13 тысяч, многочисленными также были диаспоры евреев и греков. Общая численность невайнахского населения составляла 370 тысяч, проживало оно в основном в городах. На сегодняшний день из них в республике остались единицы — в основном старики, жены чеченцев и рабы. Большинство наблюдателей сходятся на том, что до начала войны в Чечне погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику, спасаясь от этнических чисток. Эта крупномасштабная гуманитарная катастрофа была не замечена ни российской общественностью, ни западными наблюдателями.
"Военные нам говорили: "Раз вы до сих пор в Грозном, значит, вы тоже чеченцы"
"У меня все хорошо и с каждым днем становится лучше и лучше" — такой психотерапевтический плакат висит над столом Лидии Наумовой, председателя "Комитета Надежды". Это региональная правозащитная организация, занимающаяся проблемами беженцев — не только русских и не только из Чечни.
Наумова сама из коренных русских в Чечне. Ее предки из станицы Романовской. Когда в 20-е годы по всему Кавказу прокатилось расказачивание, русских из Романовской выселили, на их место заселили красных чеченцев, а станицу переименовали в Закан-юрт. В Закан-юрте родился Джохар Дудаев. Именно этот факт биографии Лидии Федоровны помог ей вызволить мужа в 1996-м, когда он был уже одной ногой в рабстве. После этого они уехали. О прошлом Наумова не хочет вспоминать.
- Я вам лучше про Баранову дорасскажу. Знаете, сколько положено компенсации тем, кто покинул Чечню до войны? Ноль. Не было никаких чисток. Нам все приснилось. 10 тысяч "русских чеченцев", проживающих в Волгоградской области, дружно увидели один и тот же сон. Короче, Барановым удалось выбить статус вынужденного переселенца и встать в льготную очередь на квартиру, но потом они его потеряли. Случилось это так: в Управлении федеральной миграционной службы им предложили ссуду — миллион триста рублей. С возвратом. До деноминации и дефолта это было 200 с небольшим долларов. Барановы согласились: как раз надо было зимнюю одежду детям покупать. А потом им приходит уведомление, что эти 200 долларов, оказывается, были им даны на покупку квартиры, а стало быть, они свое уже получили и их вычеркивают из очереди и лишают статуса вынужденного переселенца. Это не фантастика. Вот вам документы. Таких историй только в Волгоградской области сотни.
- А почему вы в Страсбургский суд не обращаетесь, как это сделали чеченцы, потерявшие жилье в результате военных действий?
- Дело в том, что Россия подписала конвенцию, по которой признала над собой юрисдикцию этого суда в 1998 году. А практически все русские покинули Чечню до этого срока. Конечно, при благосклонном отношении европейцев к нашей проблеме эту загвоздку можно было бы обойти — на том основании, что наши права продолжали нарушаться и после 1998 года. Но Страсбургский суд ведет себя странно: принимает иски от чеченцев, даже не обращая внимания на то, что они еще не прошли все судебные инстанции в России, а к нашей проблеме относится чисто формально.
В кабинет заходит дедушка в чистой одежде, но от него плохо пахнет. Это потому, что он уже много лет живет без водопровода. Его фамилия Зеленов. Они с женой в Чечне дотянули до 1996-го, потому что старики. В Грозном у них был двухэтажный дом. В России ему выплатили 120 тысяч рублей, которых хватило лишь на халупу в удаленном Быковском районе Волгоградской области.
- Это уже другая история, — продолжает Наумова. — Те, кто безвозвратно покинул республику после 12 декабря 1994 года, право на компенсацию имеют. На основании 510-го постановления правительства от 30 апреля 1997 года. За жилье — из расчета 18 кв.м на человека, но не более 120 тысяч рублей, при условии, что они выписываются из Чечни и отказываются от прав собственности на имевшуюся у них там недвижимость. В 1997-м в Волгограде на эти деньги еще можно было что-то купить, но получать их люди стали не сразу. В постановлении был идиотский пункт, согласно которому надо было зарегистрироваться в органах Федеральной миграционной службы до 23 ноября 1996 года — то есть за полгода до принятия самого постановления. Пока "Мемориал" дошел до Верховного суда и добился отмены этого пункта, случился дефолт. Реально деньги начали платить лишь в 1999 году. Тогда в Волгограде на 120 тысяч уже можно было купить лишь 14 кв.м. Сегодня здесь даже самая убитая комната стоит 150 тысяч. Да, чуть не забыла. Еще нам полагается компенсация за потерю имущества — по 5 тысяч рублей на человека.
В кабинет зашла маленькая тихая женщина, которую можно было принять за девочку, если бы не морщины. Она свою фамилию просила не называть. Она все время чего-то боится.
- А вот постановление правительства № 404 от 4 июля 2003 года, — продолжила Наумова. — Оно касается тех пострадавших от чеченского конфликта, кто возвращается в Чечню на ПМЖ. Им полагается 300 тысяч за потерю жилья и 50 тысяч на человека за потерю имущества. Естественно, ни в том, ни в другом документе ничего не говорится о национальности, но на практике получается, что первое постановление — только для русских, а второе — только для чеченцев. Потому что русский, если он приедет в Чечню, может не дожить до утра. А чеченец, даже если он не собирается возвращаться в республику, запросто может приехать в Грозный, получить компенсацию и вернуться в Россию.
- Надя, вы ненавидите чеченцев? — спросил я у девочки с морщинами. Она дотянула в Грозном до 1999 года, у нее там убили мужа, теперь она живет в общежитии с двумя детьми.
- Нет, — ответила Надя. — Знаете почему? Потому что еще больше я ненавижу русских. Я считаю, что наша трагедия — это история предательства. Сначала нас предали русские политики, которые привели к власти Дудаева. Потом нас предали русские правозащитники и журналисты, которые не замечали, что нас убивают. Потом нас предали русские военные, которые говорили: "Раз вы до сих пор в Грозном, значит, вы тоже чеченцы". А потом нас предали родственники, которые не пускали нас в свои квартиры. Среди чеченцев было очень много подонков, но тех, кто помогал нам спастись, в Чечне было больше, чем в России.
Надя не плачет. Ее мелко трясет. В приемной слышен крик. Это пришла женщина, которую в Грозном на глазах ее мужа насиловали по очереди трое боевиков, а потом на ее глазах забили до смерти ее мужа. У нее истерика, потому что увидела в приемной чеченцев. Эта женщина не может видеть чеченцев. Таких тоже много. Чеченцы продержались в приемной недолго. Они молча встали и ушли. Стоят на крыльце и нервно курят.
"Молчание овец"
Жертвами этнических чисток в Чечне стали даже те русские, которые относились к чеченцам не просто с симпатией, а кто искренне любил этот народ. Ростислав Подунов — известный диссидент, который в советское время отсидел срок за то, что осудил депортацию чеченцев. До девяностых годов был в Чечне уважаемым человеком. Что было потом — можно догадаться по его стихотворению "Молчание овец": "Свои овчарни защищая (Увы, закон войны таков), Организуйтесь, овцы, в стаи, Идите, овцы, на волков".
Еще один русский, которого не спасло то, что он полностью посвятил себя чеченской культуре, — Александр Петров. В Чечне был известен как Анди Хашумов. Под этим псевдонимом он с 1975 года танцевал и даже солировал в культовом для чеченцев танцевальном ансамбле "Вайнах". Александр потерял в Грозном мать, сам еле-еле дотянул до 1999 года, когда перед второй чеченской войной в город снова нахлынули боевики.
- От своих коллег по ансамблю я за все эти годы ни одного оскорбительного слова не услышал, — вспоминает Петров. — Но в 1999-м они мне сказали: "Извини, Анди, но мы уже ничего не можем гарантировать". В последнее время им приходилось просто кольцом вокруг меня ходить: все думали, что это русского пленника ведут. И все равно не обходилось без конфликтов.
В Волгограде Александр получил свои 125 тысяч рублей, снимает комнату в коммуналке на окраине города, работает грузчиком на рынке, но уверен, что еще сможет подняться.
- Знаете, что я понял за эти годы в Чечне? — улыбается Саша. Он очень много улыбается. — Это миф, что если русского довести до крайности, то он покажет всем кузькину мать. Я понял, что терпение русских безгранично и никакой кузькиной матери не будет.
"Может, русские недостаточно громко кричали?"
- Мы виноваты перед русскими беженцами из Чечни, — говорит Лидия Графова. Это уже Москва. Лидия Ивановна — председатель Форума переселенческих организаций, одной из старейших российских правозащитных организаций. Графова занимается беженцами с 1990 года, и сегодня в ее организации 200 региональных филиалов в 43 регионах страны. — Мы — это в целом правозащитное движение. Именно с нашей подачи общественное сострадание замкнулось только на чеченцев. Это, наверное, заскок демократии — поддерживать меньшинство даже ценой дискриминации большинства.
Лидия Ивановна буквально выдавливает из себя каждое слово. Видно, что покаяние ей дается нелегко, а значит, оно настоящее.
- Вот на этом самом диване в 93-м сидели русские из Грозного. Они рассказывали, как каких-то старушек чеченцы душили шнуром от утюга, мне это особенно запомнилось. Но рассказывали как-то спокойно, без надрыва. А мы тогда занимались армянами из Баку. Когда я этих армян увидела, я почувствовала, что это самые несчастные люди на свете. А с русскими я этого почему-то не почувствовала. Не знаю, может, недостаточно громко кричали? А потом пошел вал беженцев-чеченцев. И я должна признаться — мы искренне считали, что должны отдавать предпочтение им перед русскими. Потому что чувствовали перед ними историческую вину за депортацию. Большинство правозащитников до сих пор придерживаются этого мнения. Лично у меня постепенно чувство вины перед русскими перевесило. Я была в Чечне 8 раз, и с каждой поездкой мне становилось за них все больнее. Окончательно меня сразила одна старушка, которая сидела на табуретке посреди улицы. Когда она увидела меня, то достала из запазухи чайную ложечку из синего стекла и с гордостью сказала: "Моя!" Это все, что у нее осталось.
Известия
31 января 2005 г.