https://tvernews.ru/folk/137371

Автор

zamotkin

Вавилонская башня тверского образования

zamotkin, 10 Апреля 2013, 09:40
, 63

Вчера, 09.04.2013 в лаунж-зале "Морозов-Холла" состоялся круглый стол на тему "Чему и как учат в школе: качество среднего образования в современной России". Представители тверских учебных заведений, Законодательного собрания, чиновники от образования, а также обычные блогеры типа меня пытались выявить слабые места современного образования и (возможно) найти какие-то способы их устранения. Как отец одиннадцатиклассника выскажу немного моих собственных мыслей на тему постфактум.


Качественное образование нельзя представить без профессиональных педагогов. Любой профессионализм стоит дорого. Поэтому вопрос зарплаты преподавателей был одним из ключевых на данной встрече. Утверждалось, что средняя зарплата педагогов, например, в Тверском Лицее №1 составляет около 26 тыс. рублей. Что же, вполне неплохо. Конечно, больше бы интересовала бы медианная зарплата, но не думаю, что такая статистика вообще ведётся. С учетом того, что базовая ставка в тверском образовании начинается с 7700 рублей... Средний возраст преподавательского состава неуклонно увеличивается, пока так и не найдены полноценные механизмы завлечения молодых преподавателей в школу. Есть надбавка для молодых педагогов в размере 50%, но она действует лишь первые три года.


Качественное образование невозможно без продуманной программы обучения. Ни раз упоминался существующий новый стандарт образования, но ощутил ли хоть кто-то из учеников и их родителей его наличие?


ЕГЭ, как система оценки знаний, является действительно шагом и существенным положительным отличием от прежней, советской системы. Есть, конечно, в ней некий привкус механистичности, но данная система позволяет получить качественный срез актуальных знаний ученика максимально прозрачно и беспристрастно. Но что же происходит на деле? Существующая практика образования концептуально никак не сочетает с ЕГЭ в качестве финальной точки. И тем самым толкает родителей нанимать репетиторов по ключевым предметам именно для подготовки к ЕГЭ. Причём репетиторов берут совсем не для отстающих, а для отлично и хорошо успевающих учеников.


Есть ещё один механизм оценки знаний, главным образом талантливых учеников - олимпиады. Главным стимулом для участия в олимпиадах являются существенные преференции при поступлении в вузы, вплоть до зачисления без экзаменов за победу на всероссийских олимпиадах. Очень хотелось бы, чтобы в Твери появились постоянно действующая олимпиадная площадка, на подобии существующих при крупных российских вузах. Такая площадка при качественном исполнении вполне может привлечь более качественный состав абитуриентов в тверские вузы, повысит их лояльность к нашим учебным заведениям.


Вряд ли возможно качественное обучение, если оно будет "средним", не учитывающим способности и потребности учеников с разным потенциалом. Я убеждён, что должны существовать как школы для одарённых детей, так и большое количество средних специализированных обучающих заведений. Но конечно, такие заведения не могут появиться (и проявиться) сами собой. Несомненно, перед этим должен возникнуть запрос крупного и среднего бизнеса на заполнение специализированных вакансий с достойным вознаграждением для выпускников данного среднего учебного заведения.


Качественное образование невозможно без современной среды, в которой обучается ребенок. По опыту собственного сына - обычная школа невероятно насыщена современным оборудованием и гаджетами. Слежу за твиттером сына как за сценами из фантастического фильма ;-) Но... Всё-таки вынужден согласиться здесь с Д.А.Медведевым. Прежде чем насыщать школу передовой техникой - начать надо с туалета. Это более существенный элемент среды.


 Идея написать всё лично от себя появилась неспроста. По меткому замечанию Сергея Голубева, заместителя председателя ЗС Тверской области, на этой встрече все почему-то говорили на разных языках. Какого-то полноценного вектора у беседы, увы, не получилось. Надеюсь, наше образование не постигнет участь Вавилона.


Спасибо газете "Тверские ведомости" и лично Екатерине Галяминой за фотографии с мероприятия. Более подробный и менее субъективный репортаж читайте в репортаже Игоря Богатырёва там же.

 P.S. Как вы относитесь к прозвучавшей на круглом столе идеи ректора Тверской сельхозакадемии Олега Балаяна об объединении всех тверских вузов в одно учебное заведение?

Оцените статью
   4  4
Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (63)


  • 09:50 10 Апреля 2013
    10 1
    отрицательно, какая-то попытка подобрать под себя все вузы города.

    у каждого "политеха" есть свой дух, у тгу один, у "полутеха" другой, у схакадемии третий и не надо ничего мешать в кучу. данные вузы вполне способны выживать отдельно и учить тому, чему они должны учить, а не выпускать психологов в политехе - это бред.

  • 10:27 10 Апреля 2013
    5 1
    Тоже против этой идеи.
    По крайней мере, в обозримом будущем. В век, когда само Министерство образования разобраться системой образования не может это утопия.

  • 10:56 10 Апреля 2013
    11 1
    вузы должны быть разные, иначе как без конкуренции.
    туалеты тема больная, отражает уровень общей культуры.
    В новом магазине стройматериалов за Южным, запах туалета уже привели в соответствие с нашим развитием.
    Дифференциация школ полный бред, достаточно внешкольного образования для развития уникальных способностей, и потом олимпиады.
    Порадовало место проведения "стола", развлекательный зал, участники к буфету начали подходить: после, до, вовремя или вместо? И это вопрос о культуре.

    • 11:22 10 Апреля 2013
      0 5
      Дифференциация школ де-факто произошла. Таланты должны культивироваться и развиваться, как это например всегда происходило в 17 математической школе. У каждого ребёнка свои интересы и склонности, поэтому со старших классов точно должна идти специализация.

      Место проведения экспертного клуба достаточно традиционно, там вполне уютно и помещение располагает к неформальной беседе. Буфет обычно "во время", вода с газом и без газа.

      • 11:41 10 Апреля 2013
        5 2
        математики..., в другом месте их готовят, возможно из школы №17 выходят талантливые инженеры,
        однако О. Лебедев талантлив совершенно в другой области.

        достаточно вести математический кружок в школе 46 и успехи ее выпускников будут те же.

        Библиотека им.Горького более располагает таким дискуссиям, снять галстук и уже неформально. Аренда зала обошлась в 40000 р. или больше?

        • 12:10 10 Апреля 2013
          1 1
          Вы видимо совсем не понимаете, что такое 17 школа. Уж точно в ней не учились.

          Экспертный клуб Живого Журнала и Тверских Ведомостей это неформальное некоммерческое объединение и у нас просто-напросто нет денежных средств для аренды, если только мне вытащить из собственного кармана. Морозов-Холл предоставляет нас это помещение для круглых столов абсолютно безвозмездно.

          • 12:34 10 Апреля 2013
            2 0
            хоть так, бюджет не пострадал, кстати туалеты в "холле" лучше чем в библиотеке.
            Что за явление такое "школа №17"?

            • 12:59 10 Апреля 2013
              1 4
              Рецепт достаточно простой: лучшие педагоги по математике; ученики, которым интересен предмет; чуть более глубокое изучение, чем в обычной школе. Для меня, как для специалиста в IT, 17 школа в резюме - главный плюс при приёма на работу, своеобразный знак качества.

              • 13:16 10 Апреля 2013
                2 1
                это для вас, знак качества, для меня это ничто.
                вуз гораздо важнее и лучше московский.

                • 17:48 10 Апреля 2013
                  1 1
                  Видимо вы не патриот и не любите наш город.

                • 18:10 10 Апреля 2013
                  2 2
                  не квасной патриот точно.
                  много знаю Тверетян учившихся в столицах.
                  объективность наказывается вешанием ярлыка. - он не любит наш город.
                  Вот Шевелев его просто в засос любит, аж синяки на дорогах остаются.


  • 11:27 10 Апреля 2013
    5 0
    --"Как вы относитесь к прозвучавшей на круглом столе идеи ректора Тверской сельхозакадемии Олега Балаяна об объединении всех тверских вузов в одно учебное заведение?"

    Как вы относитесь к идеи об объединении рук, ног и головы человека в единый в многофункциональный орган человеческого организма? а можно пойти еще дальше и объединить внутренние органы печень и легкие, почки и сердце - представляете какая рациональность будет.

    • 11:54 10 Апреля 2013
      0 5
      Зря смеётесь. В РФ это уже массовое явление http://netreforme.org/tag/obedinenie-vuzov/

      • 16:39 10 Апреля 2013
        4 0
        да я не смеюсь - уже давно не смешно чес слово. Каждый должен заниматься свои делом: политех - технарями, тгу - гуманитариями, медакадемия - врачами, сельхозак - подготовкой своих специалистов.
        Ну вот что общего у методики подготовки строителей, учителей рус языка и стоматологов??
        Я конечно не знаю что там в голове у Олега 'Балабана', может он в конце концов и не видит разницы между этими специалистами...
        Складывается впечатление, что некоторым товарищам - лишь бы ляпнуть что нибудь резонансное и кричащее, чтоб его заметили, оценили - а может даже пригласили на повышение.

        • 16:51 10 Апреля 2013
          0 2
          На самом деле есть много смежных специальностей, ту же экономику, право как специальность преподают в многих тверских вузах. Если считать экономику "в лоб" - наверное даже будет более выгодно. Понятно, что репутация малопрестижных вузов в связке улучшится. Учитывает кто-то потери и риски объединения - не уверен.

          • 17:22 10 Апреля 2013
            2 0
            Верно, но общих предметов крайне мало и то в основном первые 2 курса - потом идут предметы по специализации. Мы после 2 курса не шибко часто пересекались с др специальностью с нашего же факультета, а уж со специальностью из другого вуза вообще сложно представить. Да и студенты только на переездах из корпуса в корпус больше потеряют - чем та же зарплата преподавателей.

            • 17:31 10 Апреля 2013
              0 2
              По ссылке выше все возможные коллизии уже перечисляются, проблем понятно, что будет выше крыши, в том числе и увольнения преподавателей, персонала.

          • 21:25 10 Апреля 2013
            2 0
            Нельзя преподавать "смежные специальности" одинаково для всех. Химия для медика-не одно и то же,что химия для товароведа, высшая математика для физика и для юриста- абсолютно разные уровни. Преподаватель даже "общей" дисциплины в ВУЗе должен иметь хорошее представление ЧТО и В КАКОМ объеме из его курса будет особо востребовано выпускниками.

      • 16:40 10 Апреля 2013
        2 0
        да .. и минус не я поставил, если чего

        • 17:32 10 Апреля 2013
          0 2
          Такая здесь дружелюбная аура, я привык :)

    • 18:09 10 Апреля 2013
      2 0
      Да это давно уже назвали, до нас. Ливер называется. Вот соберут все эти потроха перемолят и в паштет.
      Вот и в головах у людей будет паштет.
      Ну или может это будет совсем другое слияние. Ничего не изменится, только произойдёт передел сфер влияния и денежных потоков, ради чего это всё и мутится.

  • 11:29 10 Апреля 2013
    5 0
    ...качество среднего образования обсудили в лаунж-зале "Морозов-Холла"?) только у меня в голове сама собой всплыла фраза "Пир во время чумы"?)))) Эххх, заживём то мы скоро, раз Юрий Венедиктович и Виктор Харитонович не только о России думают, но и о тверском среднем образовании))))

    • 12:16 10 Апреля 2013
      0 1
      Выше уже ответил. Помещение экспертному клубу было предоставлено безвозмездно, как и для всех предыдущих круглых столов и акций http://www.vedtver.ru/search/tag/149

  • 11:44 10 Апреля 2013
    12 1
    ЕГЭ, как система оценки знаний, является действительно шагом и существенным положительным отличием от прежней, советской системы. Есть, конечно, в ней некий привкус механистичности, но данная система позволяет получить качественный срез актуальных знаний ученика....

    Человек бредит.
    Каких знаний ? Набора разрозненных фактов? Раньше людей мыслить учили, а теперь натаскивают на ЕгЭ. Зомбосов растят не умеющих сопаставить уровень своей жизни с тем, что происходит вокруг.

    • 11:58 10 Апреля 2013
      0 10
      Т.е. вы считаете, что классический советский экзамен по билетам с вопросом №1 и вопросом №2 по заданным 15-20 темам давало больший простор для умения мыслить?

      • 12:21 10 Апреля 2013
        9 0
        Я считаю что Советское образование в целом, давало намного больший простор для умения мыслить. И экзамен с билетами 1,2,3 - когда человек сам высказывает, как он эту тему понимает, а не выбирает варианты ответов, в частности.

        • 12:31 10 Апреля 2013
          0 8
          Вы знакомы со структурой ЕГЭ? По многим предметам часть C - это эссе, которое должно быть достаточно творческим.

          В системе советского образования главной задачей было покидать в мозг некое количество знаний. Главному - учить учиться, получать новые знания - советское образование учило плохо.

          • 12:40 10 Апреля 2013
            7 1
            Знаком. И знаю как осуществляется подготовка. Поэтому и пишу.
            Хотя возможно в последнее время что либо изменили.
            Эссе это хорошо, но его так же как и обычные экзамены можно оценивать очень вольно.... В чём тогда смысл ЕГЭ? Весь смысл в том, что он ровняет всех под одну гребёнку, но он даже не ровняет.
            Вы пишите, что в системе советского образования главной задачей было покидать в мозг некое количество знаний.
            Это ложь. Раньше каждый учитель радел за своего ученика, и каждого двоечника считал своим промахом.
            То, что вы написали, относится именно к современному образованию.
            А статья, уж извините, выглядит очень подхалимажной.

          • 12:46 10 Апреля 2013
            4 0
            первый абзац(+)
            второй (-) - видимо вы были активистом.
            советская школа решала много задач, одни успешно, другие из рук вон плохо.
            Есть у вас статистика сколько специалистов выехало из СССР с 1992 - 2005 работать по специальности.

            • 12:52 10 Апреля 2013
              4 0
              Так это не вина образования. То, что они массово туда выезжали, говорит только о том, что образование было отличным.

              • 12:54 10 Апреля 2013
                3 0
                это заслуга образования.

                • 12:58 10 Апреля 2013
                  5 0
                  Ага. еще не разваленного Советского. Безо всяких ЕГЭ.

                • 13:12 10 Апреля 2013
                  4 0
                  ЕГЭ сейчас, спасение для талантов из провинции, коррупция пожрала все, в большей части и ЕГЭ.


            • 13:03 10 Апреля 2013
              0 5
              Мне было неинтересно учиться в школе (за исключением ограниченного ряда предметов) и активистом я никогда не был.

              • 13:09 10 Апреля 2013
                7 0
                интерес развивает учитель, ни думаю что они стали талантливей.

              • 13:15 10 Апреля 2013
                3 0
                В Советском образовании был один минус. Все говорили что учиться нужно, но никто не мог внятно объяснить зачем. Не могли объяснить как именно можно использовать полученные знания. Поэтому мне тоже было скучно учиться.
                Но учителя радели за меня, оставляли после уроков "подтягивали", приходили ко мне домой делать "домашнюю работу", приносили какие то специальные табуретки под ноги, что бы я ровно сидел и проч. И всё это на чистом энтузиазме.
                А что мы видим сейчас?
                Плюсы убили, а минусы остались.
                Учителя не просто не объясняют зачем эти знания, им вообще (в большинстве своём) наплевать, слышат их ученики или нет. От тарабанил и ушёл. А дальше трава не расти.
                Нужно натаскать на ЕГЭ, давайте денежку....

            • 15:29 10 Апреля 2013
              2 0
              И какие же задачи советская школа решала плохо?
              "Есть у вас статистика сколько специалистов выехало из СССР с 1992 - 2005 работать по специальности." А у Вас есть? И о чем же она по-вашему говорит?

              • 16:34 10 Апреля 2013
                3 0
                начиная с хрущевского времени патриотизм был выхолощен.
                проблема воровской субкультуры так и не стронулась с места.
                по поводу эмиграции специалистов, советская школа готовила качественные кадры.
                http://migrocenter.ru/science/science06.php

          • 20:58 10 Апреля 2013
            0 1
            А это ты не прав.... Кто как учился! Если тебя мыслить не научило советское образование, ну тогда значит ты был отличник от природы и хорошая память это просто твой дар божий. Как-то так!:-)

    • 13:49 10 Апреля 2013
      11 0
      Насчет ЕГЭ не соглашусь категорически. Если где-то когда-то и учат по настоящему - так, что становится без разницы, каким именно образом сдавать экзамены, - то это истинно единичное исключение. В большинстве случаев само существование ЕГЭ уже сподвигает к тому, чтобы не ЗНАТЬ, а УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ГАЛОЧКУ. А это деградация. Которая к тому же идет по нарастающей.

      • 15:59 10 Апреля 2013
        0 8
        Простите, но чтобы разговор был чуть более предметным - какое образование вы получили? Кем сейчас работаете? Сколько лет вашим детям и где они учатся?

  • 12:36 10 Апреля 2013
    7 2
    Дмитрий, так о чём пост Ваш? О том как в Морозовском посидели, поговорили? А сколько за аренду минобазования области заплатило? В хорошей школе актовый зал слабо на халяву было занять? Особенно последний, PS, порадовал! По такому принципу можно все школы объединить. Школа одна в городе Твери, а" филиалов" сотни. Лучше бы этот пост сам Балоян написал.

    • 13:05 10 Апреля 2013
      2 3
      Следующий мой пост будет на тему внимательности.

  • 14:36 10 Апреля 2013
    4 2
    "Вчера, 09.04.2013 в лаунж-зале "Морозов-Холла" состоялся круглый стол на тему "Чему и как учат в школе"

    Можно было ещё и в Лазурном совещание провести:)

    • 16:03 10 Апреля 2013
      0 1
      А можно и на лавочке, на Радищева. Предлагайте ещё варианты ;-)

      • 23:50 10 Апреля 2013
        0 0
        Можно и на лавочке! Для этого надо Радишева очистить от снега, колдобин и дерьма. А толку могло быть от беседы на лавочке больше. Представляете сколько проходящих мимо "круглого стола" услышали бы этот "спор-диспут"? И чтобы сказали, отходя от "круглого стола"?

    • 21:10 10 Апреля 2013
      0 0
      Этих мудаков в Лазурном не стали бы слушать

  • 16:07 10 Апреля 2013
    5 0
    сейчас почти у каждого, думаю, есть знакомый всегда отстающий выпускник школы, который "вдруг" сдал ЕГЭ на 80-90 баллов. чему учит современный экзамен? Главное сидеть спокойно, не привлекать внимания, а потом, ТАМ, за тебя все сделают.

    • 16:20 10 Апреля 2013
      0 2
      И все окружающие спокойно всё это проглатывают?

  • 16:27 10 Апреля 2013
    0 1
    Репортаж Законодательного Собрания Тверской области http://zsto.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3444:2013-04-10-11-27-24&catid=3:news-zsto&Itemid=181

  • 16:47 10 Апреля 2013
    7 0
    А что? Предложение балаяна вполне в духе времени.Времени оптимизаций, инноваций и модернизаций. Это как общий врач- пусть один все болезни лечит, а заодно и живность домашнюю, и рыбок аквариумных. Но- считаю, что это надо делать только для тех,кто учиться за бюджетный счет. Т.е. те, кто должен лечиться у "общего" врача, пусть они и учаться в "общем" институте. Ведь у кого есть деньги никогда не пойдет к "общему" врачу, он воспользуется услугами самых лучших специалистов в данной конкретной области. И учиться такие люди должны у специалистов.Для остальных сойдет и общий ВУЗ по всем предметам, если совсем от высшего образования по соображениям престижа на мировой арене сегодня избавиться нельзя. Считаю, что аналогичный подход должен быть и к спортивным школам.Это непозволительная роскошь, когда существуют специализированные детско-юношеские спортшколы по разным видам спорта.Ситуация требует срочной оптимизации и модернизации. Надо создавать общие спортшколы, в которых баскетбол, шахматы и бокс будет преподавать один тренер. Зато он будет больше внимания уделять общему гармоничному развитию ученика, а не ограничиваться только каким-то одним видом спорта. Ситуация не ограничивается одним трамваем. Как видим, в Твери осталось ещё много чего ломать. Роисся вперде!

  • 17:58 10 Апреля 2013
    4 0
    Я бы статью назвал "Пизанская башня Российского образования".

    • 18:01 10 Апреля 2013
      2 0
      ее спасли русским проектом.

  • 19:24 10 Апреля 2013
    2 0
    Против объединения вузов, т.к. это приведет только:
    1. К созданию нового института "эффективных менеджеров от науки", которые будут курировать этот вуз и входящие в него подвузы
    2. К сокращению профессорско-преподавательского состава. Зачем преподавать экономику в 3 вузах, когда можно в одном, при этом часть преподов по экономике сократить в связи с реструктуризацией. и т.п.
    3. Вероятно то приведет и к снижению общего кол-ва студентов вузов в Твери. С одной стороны на это непрозрачно намекает партия жуликов и воров, а с другой - в вуз пойдут мажоры, которые, получив образование, не будут работать по специальности или будут плохими спецами.

    • 19:43 10 Апреля 2013
      0 1
      По поводу уменьшения количества студентов в Твери. Вы действительно считаете, что все эти филиалы московских вузов дают студентам хоть какие-то знания и обучение в них является качественным?

      • 22:16 10 Апреля 2013
        1 0
        так вот с ними в первую очередь надо разбираться и оценивать, а не издеваться над четырьмя традиционными для региона учебными заведениями

        • 22:18 10 Апреля 2013
          0 0
          А МЭСИ, как на ваш взгляд, до этих четырех сильно недотягивает?

      • 06:20 11 Апреля 2013
        0 0
        C частными вузами Вы ничего не сделаете, они как были так и будут. Думаю, знаний там дается минимум :)
        А тема объединения вузов не нова, еще лет 7- назад она поднималась и принимала угрожающие очертания :)

  • 20:03 10 Апреля 2013
    0 2
    Тверские ведомости: статья http://vedtver.ru/news/18237 и фоторепортаж http://vedtver.ru/news/18239

  • 21:37 10 Апреля 2013
    0 0
    Балаян такой же педагог, как моя бабуля - балерина Большого театра. Чудит мужик, а многие граждане ведутся.

    • 21:52 10 Апреля 2013
      0 0
      А как он тогда в ректоры попал? Я не знаком с его биографией.

  • 20:18 12 Апреля 2013
    0 0
    бездельники блохеры и по крышам лазят и образованием заняты.

вверх