19 Апреля 24, 10:23

Вавилонская башня тверского образования

Вчера, 09.04.2013 в лаунж-зале "Морозов-Холла" состоялся круглый стол на тему "Чему и как учат в школе: качество среднего образования в современной России". Представители тверских учебных заведений, Законодательного собрания, чиновники от образования, а также обычные блогеры типа меня пытались выявить слабые места современного образования и (возможно) найти какие-то способы их устранения. Как отец одиннадцатиклассника выскажу немного моих собственных мыслей на тему постфактум.


Качественное образование нельзя представить без профессиональных педагогов. Любой профессионализм стоит дорого. Поэтому вопрос зарплаты преподавателей был одним из ключевых на данной встрече. Утверждалось, что средняя зарплата педагогов, например, в Тверском Лицее №1 составляет около 26 тыс. рублей. Что же, вполне неплохо. Конечно, больше бы интересовала бы медианная зарплата, но не думаю, что такая статистика вообще ведётся. С учетом того, что базовая ставка в тверском образовании начинается с 7700 рублей... Средний возраст преподавательского состава неуклонно увеличивается, пока так и не найдены полноценные механизмы завлечения молодых преподавателей в школу. Есть надбавка для молодых педагогов в размере 50%, но она действует лишь первые три года.


Качественное образование невозможно без продуманной программы обучения. Ни раз упоминался существующий новый стандарт образования, но ощутил ли хоть кто-то из учеников и их родителей его наличие?


ЕГЭ, как система оценки знаний, является действительно шагом и существенным положительным отличием от прежней, советской системы. Есть, конечно, в ней некий привкус механистичности, но данная система позволяет получить качественный срез актуальных знаний ученика максимально прозрачно и беспристрастно. Но что же происходит на деле? Существующая практика образования концептуально никак не сочетает с ЕГЭ в качестве финальной точки. И тем самым толкает родителей нанимать репетиторов по ключевым предметам именно для подготовки к ЕГЭ. Причём репетиторов берут совсем не для отстающих, а для отлично и хорошо успевающих учеников.


Есть ещё один механизм оценки знаний, главным образом талантливых учеников - олимпиады. Главным стимулом для участия в олимпиадах являются существенные преференции при поступлении в вузы, вплоть до зачисления без экзаменов за победу на всероссийских олимпиадах. Очень хотелось бы, чтобы в Твери появились постоянно действующая олимпиадная площадка, на подобии существующих при крупных российских вузах. Такая площадка при качественном исполнении вполне может привлечь более качественный состав абитуриентов в тверские вузы, повысит их лояльность к нашим учебным заведениям.


Вряд ли возможно качественное обучение, если оно будет "средним", не учитывающим способности и потребности учеников с разным потенциалом. Я убеждён, что должны существовать как школы для одарённых детей, так и большое количество средних специализированных обучающих заведений. Но конечно, такие заведения не могут появиться (и проявиться) сами собой. Несомненно, перед этим должен возникнуть запрос крупного и среднего бизнеса на заполнение специализированных вакансий с достойным вознаграждением для выпускников данного среднего учебного заведения.


Качественное образование невозможно без современной среды, в которой обучается ребенок. По опыту собственного сына - обычная школа невероятно насыщена современным оборудованием и гаджетами. Слежу за твиттером сына как за сценами из фантастического фильма ;-) Но... Всё-таки вынужден согласиться здесь с Д.А.Медведевым. Прежде чем насыщать школу передовой техникой - начать надо с туалета. Это более существенный элемент среды.


 Идея написать всё лично от себя появилась неспроста. По меткому замечанию Сергея Голубева, заместителя председателя ЗС Тверской области, на этой встрече все почему-то говорили на разных языках. Какого-то полноценного вектора у беседы, увы, не получилось. Надеюсь, наше образование не постигнет участь Вавилона.


Спасибо газете "Тверские ведомости" и лично Екатерине Галяминой за фотографии с мероприятия. Более подробный и менее субъективный репортаж читайте в репортаже Игоря Богатырёва там же.

 P.S. Как вы относитесь к прозвучавшей на круглом столе идеи ректора Тверской сельхозакадемии Олега Балаяна об объединении всех тверских вузов в одно учебное заведение?

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх