10 Мая 24, 12:49
Народные Новости, Общество
02 Апреля 2013, 10:55

Стал доступен акт проверки Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Это настоящий скандал!

Вот уже неделю в просторах Интернета из рук в руки, из уст в уста передается очень важный документ, при просмотре которого волосы встают дыбом в прямом смысле этого слова – это акт внеплановой проверки Управлением Министерства культуры по Центральному федеральному округу работы Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Проверка прошла с 14 января по 12 февраля этого года и выявила такие нарушения, при которых непонятно, как руководство Управления до сих пор не лишилась своих кресел, в лучшем случае.

Представим тезисно главные моменты, которые, кстати, наконец-то объясняют, почему в Твери и области снимаются с охраны объекты культурного наследия, разворачиваются новые строительные площадки в исторических частях городов, и как нецелевым образом происходит трата бюджетных средств (по этому факту, кстати, депутатами Законодательного Собрания Тверской области уже направлен запрос в Контрольно-счетную Палату для инициации проверки по линии бюджетного расходования).

«Подмена» зон охраны

В Твери на данный момент действуют зоны охраны разработки 1991 года, которые по понятным причинам могут не устраивать строителей. И в Твери в связи с этим выработалась интересная формула: для того, чтобы в охранной зоне, регламентирующей максимальную высоту строительства, допустим, в 15 метров, построить здание раза в два-три выше, которое в таком виде согласно общим охранным зонам здесь появиться просто не может (т.к. это будет прямое нарушение закона), под конкретные площадки просто изменяются ограничения. Как правило проектировщиками разрабатывается для обоснования высотного строительства локальная "охранная зона", зачастую привязанная к выявленному объекту культурного наследия, но не обязательно, куда уже "вписан" участок с новым высотным зданием. Затем находятся три эксперта, пишущие положительное заключение на проект «охранных зон», которые очень стремятся не раскрывать свои имена (как правило, по Твери их пишут одни и те же эксперты, для которых написание подобных «экспертиз» превратилось в доходный бизнес). После получения положительного заключения на проект «зон охраны»  он утверждается постановлением правительства, и строительство начинается.

Это прямое нарушение федерального законодательства. В акте так и написано: «Неправомочно утвержденные зоны охраны на выявленные объекты фактически подменяют действующие режимы зон охраны памятников федерального и регионального значения, не обеспечивают сохранность данных объектов в их исторической среде…» (с. 8 акта)

Согласно этим нарушением комиссия пришла к выводу, что «вышеперечисленные зоны охраны установлены в нарушение действующего законодательства на выявленные объекты, под конкретные объекты нового строительства».

Соответственно, как констатирует комиссия, постановления администрации Тверской области об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов выявленных объектов (№ 260-па, №303-пп, №210-пп, № 490-пп) подлежат отмене.

Наглядный пример, скандальный случай предполагаемого строительства двух высоток на ул. Московской в Твери. И здесь имеет место прямое нарушение закона в области установки границ охранных зон (привязанного к церкви Рождества Богородицы), которые в таком виде (в каком они представлены – ред.) не могут быть установлены. «Учитывая данный факт, необходима отдельная проверка обоснованности и законности определения границ территорий объектов культурного наследия федерального значения, выполненных по государственным контрактам с Главным управлением и Комитетом в 2010-2012 гг. до их утверждения» (с. 20 акта).

Памятники, выброшенные из списков

Самое важное. И самое циничное. «Приказами Комитета (бывшее название Главного управления – ред.) и Главного управления, возглавляемых одним и тем же должностным лицом (руководителем) Климченко Владиславом Алексеевичем, было издано 7 приказов об исключении из Списка исторических ценных градоформирующих объектов г. Твери ряда существующих на тот момент зданий XIX-XX вв., которые изданы на основании актов государственной историко-культурной экспертизы в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия». Это дома г. Твери: №53 по ул. Софьи Перовской, №8 по ул. Спартака, №40 по Санкт-Петербургскому шоссе, № 71 по ул. Волынской, №53 и №10 по ул. Симеоновской (который уже, к сожалению, не вернуть), №36 по ул. Пленкина.

«При издании перечисленных приказов должностным лицом допущено превышение полномочий, а лицам, оплатившим проведение экспертизы, возможно, нанесен материальный ущерб в размере оплаты за производство экспертизы. Указанные приказы подлежат отмене» (с. 11 акта).

И это не все. Не вдаваясь в подробности нарушений (при желании, можно прочитать самостоятельно), отмечаем еще ряд приказов, подлежащих отмене, как противоречащих закону. Увы, отмена их уже не вернет городу и области некоторые уникальные памятники. Дома №51 и 53 по ул. Медниковской, №4 по ул. Серебряной (еще стоит), дом №17 по ул. Советской (с. Горицы Кимрского района), №22 по ул. Учительской (знаменитый и уникальный дом Зенцовых, по которому мы били тревогу в прошлом году, когда его разбирали), №24 по ул. Адмирала Октябрьского в Старице и там же дом №30 по ул. Ленина) и многие другие (список этих незаконных приказов на на с. 11 акта).

«При издании данных приказов Главным управлением нарушены нормы федерального и регионального законодательства». «Орган государственной власти Тверской области, в функции которого входит государственная охрана объектов культурного наследия в их исторической среде, вместо государственной охраны, «предпринял неправомерные действия по исключению из Списков исторически ценных градоформирующих объектов…» (с. 13 акта)

Приказы по снятию ценных градоформирующих объектов (историческая среда): данные объекты выявляются в ходе работы над проектами зон охраны памятников, утверждаются постановлением Правительства Тверской области в составе проекта зон охраны. Государственная экспертиза отдельно по данным объектам не предусматривается законом. Главное управление не имело полномочий по снятию с учета данных объектов.

Выявленные объекты культурного наследия, которые были сняты с учета приказами Главного управления были включены в списки выявленных объектов до 2002 года, а значит в соответствии с законом, они автоматически включены в Реестр как выявленные объекты. Снятие их с учета не входит в полномочия Главного управления.

Не понятно как же Министерство культуры аттестовывает экспертов, которые не знают законодательства в сфере охраны памятников?

Действия главного управления и государственных экспертов нанесли ущерб выявленным объектам культурного наследия, что в соответствии с законом должно быть наказано: ущерб должен быть возмещен, вплоть до воссоздания памятника. Статья 61 федерального закона «Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ».

Двойная работа – двойная стоимость

Здесь отметим, что Главное управление разрабатывало (на основании исполнения государственных контрактов по инвентаризации памятников) проекты границ территорий объектов культурного наследия дважды на каждый объект. И разрабатывались они за счет средств бюджета Тверской области, «и такая практика носит системный характер» (с. 21 акта). Это же касается и разработок проектов зон охраны на ансамбли (комплексы).

Пример: проект зон охраны памятника федерального значения − церкви Иоанна Предтечи (Оковецкой) в г. Ржеве, где разрабатывался проект охранных зон для сторожки, часовни, ограды и колокольни церкви, совершенно идентичных охранным зонам самой церкви). Представляете сколько объектов в области не имеет утвержденных границ территорий памятников и зон охраны?

«Приведенные факты свидетельствуют о том, что государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области в части обеспечения учета объектов культурного наследия обеспечена не на должном уровне. Что намеренно или нет привело к расходованию бюджетных средств на разработку документации противоречащей целям и задачам государственной охраны объектов культурного наследия».

Работа – не волк…

«В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 73-ФЗ органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов. Если учесть, что в настоящее время на территории Тверской области находится 816 объектов культурного наследия федерального значения, то в среднем ежегодно Главное управление должно обследовать 163 объекта культурного наследия федерального значения для того, чтобы определить группы объектов, нуждающихся в консервации, в проведении реставрационных работ, требующих проведения первоочередных противоаварийных работ, уточнить информацию о владении объектами и о собственности в отношении объектов, а также информацию о том, на каких объектах проведены работы по сохранению, какие объекты были уничтожены в ходе эксплуатации или им нанесен вред. Данная законодательно определенная работа фактически сведена к нулю, т.к. представлен только один акт от 29.06.12 о проведении проверки сохранности объектов культурного наследия и градостроительной деятельности в исторической части г. Ржева. Количество всех осмотренных объектов в акте не указано».

«Проверка показала, что в ряде случаев Главное управление уходит от установления ответственности за повреждение, нанесение ущерба объектам культурного наследия, при изменении его облика и интерьера, являющихся предметом охраны объекта культурного наследия, как того требует п. 4 ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ.»

Как следует из Акта проверки более 2/3 государственных гражданских служащих Главного управления (17 человек из 26!) исполняют полномочия по госохране федеральных памятников, как они их «охраняют» видно из акта, а как охраняются тогда региональные памятники и выявленные даже страшно представить…

Главному управлению выданы предписания в определенные сроки устранить все выявленные нарушения путем инициации редакции ряда региональных законов и приведение их в соответствие федеральному законодательству, отмены Постановлений и Приказов, приостановления ряда работ, отзыва ряда проектной документации. Акт, конечно, можно опротестовать, однако, но это не снимает выполнение предписаний.

Источник www.tversvod.ru. Оригинал акта можно прочитать здесь...

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх