https://tvernews.ru/folk/130111

Автор

TIA

О новом взгляде на самоуправляемость Твери

TIA, 06 Февраля 2013, 10:52
, 12

Обсуждаем вопросы практической реализации одного из генеральных положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию

В сложившихся условиях уровень и качество жизни тверитян, развитие города в решающей степени (на 70-80%) зависят от качества работы городской власти, достигнутого ею уровня политической и управленческой активности, грамотности и культуры, позволяющего с той или иной эффективностью использовать и приумножать колоссальные естественно-природные и социально-гуманитарные возможности «жемчужины Верхневолжья». Избрание нового состава Тверской городской Думы, проявление ею с первых же дней похвальной, без традиционной «раскачки», дружной творческой активности породили у горожан новые, радостные ожидания. Но чтобы удовлетворить новые ожидания, нужно и руководить по-новому, и воспринять город как систему самоуправления тоже по-новому, с современных научных и приоритетных национальных общеполитических и социально-управленческих позиций. Ибо неблагоразумно строить завтрашнюю систему городского самоуправления, опираясь только на позавчерашние политические принципы, социально-управленческие технологии и другие стереотипы. Без нового самоуправления развитие Твери немыслимо, невозможно! Именно поэтому необходимость и актуальность хотя бы попытки нового подхода к развитию самоуправления города несомненны!

 Прежде всего, необходимо осознать, что любой процесс управления, от биологической клетки до социальной и даже технической системы, по своей природе всегда биполярный. Монополярных (монопольных) систем управления не бывает. Поэтому управление всегда осуществляется в режиме постоянного диалога «полюсов»: между тем, кто управляет (органом управления) и тем, кем управляют (объектом управления). Внедиалоговое управление невозможно! И чем качественней и продуктивней диалог, тем эффективней может быть управление. Для этого используются всегда присущие любой системе управления каналы прямой и обратной связей. По каналу прямой связи орган управления оказывает воздействие на объект управления, формируя тем самым его желаемое поведение, а по каналу обратной связи объект управления определяющим образом воздействует на орган управления, побуждая его к необходимой объекту управления ответной и адекватной реакции. Фактически по каналу обратной связи осуществляется воздействие «выхода» системы управления на её «вход», точнее - воздействие «выхода» на «выход», но через «вход». Это означает, что объект управления сам определяет и обеспечивает своё требуемое состояние, но делает это посредством специфического инструмента - органа управления. Таким образом, процесс управления - это целенаправленное информационное взаимодействие органа и объекта управления. Именно этим и обусловлена роль в социальном управлении прямой и, особенно, обратной связи, обязательной первичной функцией которой является постоянный, всеобщий, вездесущий, превентивный, текущий и итоговый контроль (и даже контроль над контролем), приобретающий, при необходимости, формы проверки и надзора. В современных условиях, в атмосфере весьма распространённой острой духовно-нравственной недостаточности, нравственного безумия, в некоммерческих организациях неотвратимый строгий контроль обычно выступает не только крайне необходимым но, к сожалению, и практически единственным стимулятором их успешной деятельности.

 Следовательно, чтобы система социального управления работала успешно, она должна быть законосообразной, т.е. полностью соответствовать и объективным, и юридическим законам, а также профессиональной, достаточно информационноёмкой, информированной и информативной, иметь грамотно внутренне и внешне организованные орган управления и объект управления, каналы прямой, обратной и других связей, обеспечивающих возможность необходимых управленческих коммуникаций, особенно - равноправного и равновозможного управленческого диалога. Наряду с этим, система социального управления должна быть честной: любые ложь, обман, дезинформация, лукавство, симулякры и т.п. управленческие видимости (бутафории, камуфляжи, муляжи, макияжи, маски и мн.др.), исключающие достоверность используемой и реализуемой информации, предопределяющие вредную для дела карнавализацию ситуации, должны быть решительно, безжалостно и твёрдо исключены! Ей также категорически противопоказан бюрократизм, доминирование личного над общественным, узкомыслие, отсутствие государственного подхода к делу и т.п.!

 Первичным в системе управления всегда выступает объект управления. Поэтому орган управления призван служить объекту управления, а не наоборот. Орган управления в интересах эффективности обязан обучать и воспитывать объект управления, тем самым повышая его управляемость, учиться у объекта управления, постоянно поддерживать себя в полном, ещё лучше, - в опережающем соответствии объекту управления, искать это соответствие, добиваться и достигать этого соответствия и ни в коем случае не отставать от сложностей и разнообразия объекта управления. При несоблюдении хотя бы одного из указанных требований процесс социального управления будет неэффективным или даже невозможным. Это - не выдумки: так устроен Мир Управления!

 Сложившаяся сегодня система тверского городского самоуправления представляет собой центристскую «вертикаль власти», подобную региональной и федеральной, является их неизменной составляющей, «говорит» с ними на одном языке, неизбежно носит присущие им недостатки и пока имеет слабо выраженный демократический (следовательно, неизбежно присущий в той или иной мере бюрократический) стиль работы, поэтому - несовершенный, по существу, монополярный (монопольный) характер.

 На вершине «вертикали власти» располагается активная Тверская городская Дума, но в основании - пока весьма общественно аппатичное в политико-управленческом отношении, пассивное, не обладающее необходимой ему самому реальной властью, не стремящееся к ней население города. Между ними – городская Администрация, различные органы городского и районного управления со своими «субподрядными» инфраструктурами.

 Все компоненты «вертикали власти» объединены между собой множеством вертикальных и слабых горизонтальных («сетевых) закономерных (формальных) и незакономерных (неформальных) связей (отношений), реализующих функции её «опорных конструкций», устоев. Вертикальные связи объединяют между собой в единую, целостную систему различные «этажи» «вертикали власти». Горизонтальные связи, представленные немногочисленным и слабым «средним классом», предназначены для укрепления каждого «этажа», повышения эффективности его и всей «вертикали».

 Политическую основу современного тверского городского самоуправления составляет несовершенная, неразвитая демократия: пассивная, бессубъектная (безликая), локального («точечного»), импульсивного, одноразового (от выборов до выборов) действия, лишённая своих СМИ, не способная обеспечить создание, функционирование и развитие гражданского общества. Это, скорее, - шоу-демократия, квази-демократия, даже лже-демократия, исключающая возможность построения гражданского общества и достаточно эффективной жизни города. Вследствие этого гражданского общества в городе пока нет. Твери же сегодня нужна демократия иного, прогрессивного типа: активная, субъектная, совещательная, всеобщая, вездесущая (сплошная), непрерывного (каждодневного) действия, обеспечивающая создание, успешное функционирование и развитие городского гражданского общества и всей системы самоуправления. Такая демократия может и должна быть создана! Практически все необходимые и достаточные условия для этого, кроме (пока?!) политической воли городской власти и населения, для этого есть!

 Политические партии, их фракции в Тверской городской Думе в современных условиях ещё могут играть свою положительную роль. Но, скорее всего, следуя неумолимой логике социальной эволюции, они (как и все политические партии страны) постепенно перейдут от борьбы за юридическую власть, за голоса избирателей к борьбе за власть умов и станут политическими духовными, мозговыми, интеллектуальными, аналитическими центрами, разрабатывающими и предлагающими обществу новые, альтернативные модели развития.

 Что же нужно делать практически для повышения и развития самоуправляемости Твери? - Ответ очевиден.

 Во-первых, системе городского самоуправления необходимо придать явно выраженный демократический, общественно-муниципальный (а не только муниципальный), биполярный характер, позволяющий осуществлять и реализовать активный равноправный и равновозможный диалог общественной и муниципальной власти, «первое слово» в котором принадлежит обществу. К базовым системным принципам формирования, функционирования, совершенствования и развития городского самоуправления должны быть также отнесены «целенаправленность», «интегративность», «эмерджентность» и «синергетичность».

 Во-вторых, следует исходить из того, что чем дальше от её основания расположена вершина «вертикали власти», чем меньше в её структуру встроено горизонтальных, «сетевых» общественных организаций и представителей «среднего класса», тем она тоньше и при определённых условиях может накрениться, а затем даже повторить предсказанную в Священном писании трагическую судьбу Вавилонской башни. Которая рухнула именно вследствие опасной деформации, а затем и разрыва сначала необходимых коммуникационных, а затем и поэтому - монтажных строительных связей. Следовательно, «вертикали власти» следует придать центристско-сетевой характкер, т.е. необходимо её вершину по мере развития самоуправления постепенно, с одновременным развитием «сетевых» связей приближать к её основанию, и в пределе она должна стать почти плоской.

 В-третьих, необходимо привести в соответствие с потребностями, возможностями и условиями количество и качество всех компонентов системы самоуправления: духовных, кадровых, информационно-технических, материальных, финансовых и других. В связи с возрастанием в современных условиях роли и значения указанных факторов, особое внимание следует уделить формированию и развитию системы всех системообразующих связей: внутренних и внешних, в первую очередь - закономерных, присущих органам и объектам управления, ибо система управленческих связей - это самое важное, тонкое и оперативное звено самоуправления вследствие того, что связи между компонентами в любой системе зачастую важнее самих компонентов. При этом важнейшее внимание следует уделить не только количеству и качеству связей, но и их структуре. Это - тот случай, когда конструкция корабля (т.е. стиль работы) важнее его экипажа (конкретного персонала органа управления). Особенно важно консолидировать «сетевые» связи общественных организаций и среднего класса вокруг каждого «этажа» (органа управления) «вертикали власти» и (внимание!) предоставить им реальную возможность определяющим образом влиять на каждый «этаж»!

 Однако, даже при наличии должной «вертикали власти» управлять можно только чем-либо организованным: невозможно управлять беспорядком, хаосом, толпой. Поэтому Дума и Администрация объективно заинтересованы в том, чтобы население города было максимально организованным. Жизнь показала, что одной из лучших форм организованности населения являются общественные организации. Поэтому желательно, чтобы их было как можно больше и чтобы они были разными, чтобы они были активными и чтобы каждый сознательный житель состоял хотя бы в одной из них. В этом случае органы управления смогут управлять населением, не влияя непосредственно на каждого жителя, а осуществляя нужное на него влияние через общественные организации. Такой способ управления - и легче, и эффективней. Поэтому Дума, Администрация, все органы городского и районного управления должны всячески инициировать появление любых прогрессивных общественных организаций и создавать им для работы наиболее благоприятные условия.

 Но для того, чтобы общественные организации не были разрозненны, действовали целеустремлённо и слаженно, представляли собой полноценный орган общественного самоуправления, ими тоже нужно управлять. Как, кстати, и любой демократией! С этой целью представляется правильным их демократически объединить в Тверской городской союз общественных организаций.

 Таким образом, самоуправляемость Твери существенно повысится, если ей будет придан подлинный демократический, не муниципальный и однополярный, а общественно-муниципальный, т.е. явно выраженный биполярный характер. Это означает, что городом должны управлять на одном «полюсе» - Тверской городской союз общественных организаций, имеющий своё представительство на каждом городском и районном уровне управления, на каждом «этаже» «вертикали власти», на другом «полюсе» - Дума, городская и районные администрации. Естественно, функции, права и полномочия между органами муниципального управления и общественными организациями должны быть строго разнесены и ни в коем случае не пересекаться во избежание вредного для управления дублирования и ненужных (недиалектических) противоречий. В такой системе городского самоуправления представляется целесообразным основные функции определить и распределить следующим образом.

 Тверской городской союз общественных организаций - высший орган представительной демократии. Он является ценностно-ориентированным и ценностно-ориентирующим духовно-нравственным идеолого-психологическим, интеллектуальным центром города, его «ансамблем умов» и «генеральным заказчиком». Он выявляет, анализирует и формулирует основные потребности, интересы, чаяния, приоритеты, настроения, стремления, возможности, условия, состояние населения и в обобщённом, концентрированном виде информирует об этом Думу. Одновременно он предоставляет Думе свои предложения по вопросам формирования идеологии, политики и стратегии развития Твери. В последующем он оказывает практическое содействие всем органам городской и районной власти в реализации политики, стратегии, тактики и технологии развития города, привлекая к этому население; организует и осуществляет неразрушающий общественный контроль деятельности всех органов городской и районной власти, любых сфер и должностных лиц, не вмешиваясь в их оперативную деятельность; принимает не запрещённые законом меры по поощрению достойных, по наказанию и освобождению от должности плохо работающих городских и районных руководителей, а также по отзыву не оправдавших доверия депутатов Думы.

 Правда, при наличии Тверского городского союза общественных организаций исчезает необходимость в городской Общественной палате. Ну, что ж! На определённом этапе развития города она сыграла свою положительную роль. Спасибо ей! Но неумолимое демократическое развитие Твери продолжается, и оно выдвинуло новую, более совершенную форму народовластия. Ничего не поделаешь: такова объективная логика развития демократии! С ней нельзя не считаться! Разумеется, потенциал городской Общественной палаты следует сохранить и эффективно использовать. С этой целью целесообразно её демократически реформировать как входящую в Тверской городской союз общественных организаций новую общественную организацию с новыми функциями и полномочиями, присвоив ей название, например, «Общественная палата городской исполнительной власти». Это не означает, что она подчинена Администрации или находится при ней. Это означает, что она входит в систему городской исполнительной власти и является в ней высшим общественным органом с разнесёнными и не пересекающимися с Администрацией функциями и полномочиями. Аналогичная конфигурация формируется и на районном уровне: там будут свои, районные, общественные палаты, взаимодействующие с администрациями районов.

 Тверская городская Дума выступает в роли нормообразующего «генерального подрядчика». Она взаимодействует с Законодательным собранием Тверской области, подконтрольна и подотчётна ему, подконтрольна и подотчётна Тверскому городскому союзу общественных организаций, назначает свой («субподрядный») исполнительный орган - Администрацию, вместе с которой согласует с Тверским городским союзом общественных организаций политику и стратегию развития Твери, предоставляют ему все возможности для всеобщего, вездесущего, постоянного неразрушающего контроля всех сторон деятельности всех органов городской и районной власти. Приглашает представителей Тверского городского союза общественных организаций на все свои заседания, согласует с ним различные изменения в политике и стратегии развития Твери. Аналогично работают со «своими» общественными палатами городская и районные администрации.

 Администрация Твери назначается Тверской городской Думой, подчинена, подконтрольна и подотчётна ей, подконтрольна и подотчётна Правительству Тверской области, «своей» общественной палате и работает во взаимодействии с ней.

 Если прибегнуть к грубой метафоре, то отношения между Тверским городским союзом общественных организаций и Думой сродни не только отношениям между генеральным заказчиком и генеральным подрядчиком, но и отношениям между пассажиром и водителем такси. Основные выводы из этого очевидны: «пассажир» (Тверской городской союз общественных организаций) нанимает «водителя» (Думу) и ставит перед ним не запрещённую принятыми нормами задачу, но не вырывает у него из рук «баранку»; «водитель» полностью выполняет все незапрещённые принятыми нормами требования «пассажира». В то же время, по своему желанию «пассажир» может сменить «водителя», т.е. нанять другое такси.

 Следовательно, общая конфигурация системы самоуправления Тверью может быть представлена в следующем виде:

1.Тверской городской союз общественных организаций - орган представительной демократии, высший орган народовластия

2.Тверская городская Дума - нормотворческий орган представительной демократии, высший орган городского управления

3.Администрация города - исполнительный орган управления

4.Администрации районов - исполнительные органы, назначенные Администрацией города

5.Низовые общественные организации - органы территориального общественного самоуправления районов и возможные другие, входящие в состав районных общественных палат

 Думается, предлагаемая система общественно-муниципальной власти будет наиболее эффективна.

 Однако следует учитывать, что в системах социального управления самым консервативным звеном является человек. Поэтому универсальным условием успеха городского самоуправления является присущий ему духовный, нравственно-интеллектуальный, профессиональный и деловой потенциал, обеспечивающий, кроме всего, самообучение и саморазвитие всей властной «вертикали». С этой целью следует организовать со всеми органами муниципального и общественного управления систему регулярных занятий по повышению уровня их социально-гуманитарной, общеполитической, общеэкономической, общеюридической, общеуправленческой и различных видов специальной подготовки. По-видимому, это целесообразно осуществить на основе предполагаемого к созданию «Тверского городского открытого университета третьего возраста» (для пожилых людей, название - условное). Думается, настоящая статья может рассматриваться как некоторое предварительное введение в теорию социального самоуправления.

 Дело - за тем, чтобы заинтересованно, тщательно, широко, публично, со всеми слоями общества обсудить предоставленные предложения, уточнить и откорректировать их, принять взвешенное решение и отважиться на некоторый (сначала, по-видимому, полугодовой локальный, районный) эксперимент, а в последующем стать национальной экспериментальной площадкой по реализации инновационного пилотного проекта муниципального самоуправления. Вот тогда и жизнь в Твери станет лучше, и «все флаги в гости будут к нам»!

0
Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Оцените статью
   2  11

Комментарии (12)


  • 11:30 06 Февраля 2013
    7 4
    Согласен по всем пунктам. Но, это глас вопиющего в пустыне, уважаемый.

    Я это определил для себя как "всем на всё плевать, если это не касается их лично."

    Люди как будто просто перестали замечать мусор, безобразные веревочки на деревьях от тошнотворной рекламы на картонках, ободраные столбы, разваленые фасады, серость тверского бытия.

    Стыдно быть ротожопом господа! Делать нужно не только для себя, тогда и жить будет лучше.

    • 22:01 06 Февраля 2013
      0 0
      Томас Мор Тверской губернии!!!

  • 11:44 06 Февраля 2013
    6 1
    До выборов далеко, а тут такие предложения.
    И какие слова: «эмерджентность» и «синергетичность» - диву дашься.
    В конце третьего листа появилось: «Тверской городской союз общественных организаций»
    Надо было сразу смету на содержание приложить.

    Помнится, какой-то конгресс в химволокне проводился, кончалось никак для многих, и удовлетворительно для одного.
    Этот пост второй заход на формирование общественного мнения, типа «одобрямс», когда сформируют «мертворожденное дитя».
    Партийцы, ваше место теперь здесь: «духовный, мозговой, интеллектуальный, аналитический центр, разрабатывающий и предлагающий обществу новые, альтернативные модели развития» - не забудьте устав поправить.

    «Тверской городской союз общественных организаций» если вдруг его создадут, и будут содержать за наш счет, превратится в «союз писателей» советского образца, про историю травли его членов многотомные труды написаны.

    Обращу внимание автора на то, что в Твери все инструменты демократического управления созданы, и работают.

  • 11:56 06 Февраля 2013
    0 0
    http://vedtver.ru/news/6945/

  • 11:58 06 Февраля 2013
    9 0
    1. В Вашем посыле есть явное противоречие: вы хотите привлечь к управлению широкие массы, но формулируете свою идею на недоступном для этих масс языке.
    2. По поводу "псевдо-демократии" согласен. Только другой не бывает. Не было и вряд ли будет. Стадный инстинкт заставляет людей выталкивать из своей среды лидеров и сваливать на них всю ответственность за принятие решений.
    3. Про "биполярность" - согласен, но с оговорками. "Объект управления" не может выступать полюсом: "верхи" постоянно стремятся вверх, а "низы" заинтересованы остаться внизу. Оба полюса должны находится в органах управления. В "нормальных" странах этими полюсами являются Чиновники и Предприниматели. Чиновники олицетворяют женское начало: здоровый консерватизм, стабильность, экономичность. Предприниматели - мужское начало: риск, изобретательность, стремление к инновациям. В нашем обществе Предприниматели находятся под жестким прессингом Чиновников. Любой предприниматель, который выступает против существующего порядка сразу оказывается вне закона.
    4. Таким образом, силы, которые стремятся к управлению (предприниматели) отстраняются. А Вы пытаетесь привлечь к управлению "объект управления", который всеми силами пытается от этого уклониться.

  • 12:15 06 Февраля 2013
    6 0
    "Во-первых, системе городского самоуправления необходимо придать явно выраженный демократический, общественно-муниципальный (а не только муниципальный), биполярный характер, позволяющий осуществлять и реализовать активный равноправный и равновозможный диалог общественной и муниципальной власти, «первое слово» в котором принадлежит обществу. К базовым системным принципам формирования, функционирования, совершенствования и развития городского самоуправления должны быть также отнесены «целенаправленность», «интегративность», «эмерджентность» и «синергетичность»."

    Вы хоть представляете, что произойдет, если прочитав эти слова, сегодняшние управленцы начнут что-то делать?

  • 12:43 06 Февраля 2013
    6 0
    Да большинство горожан половины слов не поймет!Лично для себя вынес одно-предлагается создать еще один союз людей,которые любят по...болтать.Кстати-а кого вы в этот Союз планируете ввести?Я так понимаю ни одного рядового(слесарь,водитель,воспитатель детсада и т.п.) там не будет?Будут представители общественных организаций...Каких?И каким боком общественные организации относятся к управлению городом?При всем уважении-вода в ступе...Создайте лучше нормальную контору подрядную по уборке улиц и т.п.УК образцовый например...Поверьте-толку и понимания большего добьетесь

  • 12:48 06 Февраля 2013
    9 0
    тезисно можно? а то воды слишком много. Да и название организации смущает слегка. И как избавить чиновников от привычки плевать на людей и набивать свои карманы?

  • 13:17 06 Февраля 2013
    13 0
    Как много букв , а так вообще ни о чем!!!

  • NPC
    14:10 06 Февраля 2013
    14 0
    Очень красиво написано. Я такое читал в научных работах по гуманитарным специальностям, когда явно видно, что человеку по теме написать нечего, а объем работы должен быть выдержан. Тогда он начинает находит синонимы, которыми дополняет основные предложения, увеличивать междустрочный вариант и ставить шрифт на 14, а 14.5. То есть делает все что бы набить объем.
    Вроде тут не стояла задача набить объем, но приемы остались.
    Очень много правильных слов склоняемых на свой лад, но никакого предложения. Вернее предложение есть - создать новую организацию. Но я так и не понял какие ее черты позволят ей работать эффективнее созданных ранее.

  • 14:24 06 Февраля 2013
    5 1
    Ложь, 3,14здеж и провокация!))

  • 20:56 06 Февраля 2013
    3 0
    Новый подвид наукообразного творчества пожилого дилетанта (извините, ничего личного). По степени нереальности и самоудовлетворения автора сравним разве что с недавним проектом "города-сада" Осипова-Образцова - помните обсуждение на ТИА ?

вверх