27 Апреля 24, 02:24
TIA
Народные Новости, Общество
06 Февраля 2013, 10:52

О новом взгляде на самоуправляемость Твери

Обсуждаем вопросы практической реализации одного из генеральных положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию

В сложившихся условиях уровень и качество жизни тверитян, развитие города в решающей степени (на 70-80%) зависят от качества работы городской власти, достигнутого ею уровня политической и управленческой активности, грамотности и культуры, позволяющего с той или иной эффективностью использовать и приумножать колоссальные естественно-природные и социально-гуманитарные возможности «жемчужины Верхневолжья». Избрание нового состава Тверской городской Думы, проявление ею с первых же дней похвальной, без традиционной «раскачки», дружной творческой активности породили у горожан новые, радостные ожидания. Но чтобы удовлетворить новые ожидания, нужно и руководить по-новому, и воспринять город как систему самоуправления тоже по-новому, с современных научных и приоритетных национальных общеполитических и социально-управленческих позиций. Ибо неблагоразумно строить завтрашнюю систему городского самоуправления, опираясь только на позавчерашние политические принципы, социально-управленческие технологии и другие стереотипы. Без нового самоуправления развитие Твери немыслимо, невозможно! Именно поэтому необходимость и актуальность хотя бы попытки нового подхода к развитию самоуправления города несомненны!

 Прежде всего, необходимо осознать, что любой процесс управления, от биологической клетки до социальной и даже технической системы, по своей природе всегда биполярный. Монополярных (монопольных) систем управления не бывает. Поэтому управление всегда осуществляется в режиме постоянного диалога «полюсов»: между тем, кто управляет (органом управления) и тем, кем управляют (объектом управления). Внедиалоговое управление невозможно! И чем качественней и продуктивней диалог, тем эффективней может быть управление. Для этого используются всегда присущие любой системе управления каналы прямой и обратной связей. По каналу прямой связи орган управления оказывает воздействие на объект управления, формируя тем самым его желаемое поведение, а по каналу обратной связи объект управления определяющим образом воздействует на орган управления, побуждая его к необходимой объекту управления ответной и адекватной реакции. Фактически по каналу обратной связи осуществляется воздействие «выхода» системы управления на её «вход», точнее - воздействие «выхода» на «выход», но через «вход». Это означает, что объект управления сам определяет и обеспечивает своё требуемое состояние, но делает это посредством специфического инструмента - органа управления. Таким образом, процесс управления - это целенаправленное информационное взаимодействие органа и объекта управления. Именно этим и обусловлена роль в социальном управлении прямой и, особенно, обратной связи, обязательной первичной функцией которой является постоянный, всеобщий, вездесущий, превентивный, текущий и итоговый контроль (и даже контроль над контролем), приобретающий, при необходимости, формы проверки и надзора. В современных условиях, в атмосфере весьма распространённой острой духовно-нравственной недостаточности, нравственного безумия, в некоммерческих организациях неотвратимый строгий контроль обычно выступает не только крайне необходимым но, к сожалению, и практически единственным стимулятором их успешной деятельности.

 Следовательно, чтобы система социального управления работала успешно, она должна быть законосообразной, т.е. полностью соответствовать и объективным, и юридическим законам, а также профессиональной, достаточно информационноёмкой, информированной и информативной, иметь грамотно внутренне и внешне организованные орган управления и объект управления, каналы прямой, обратной и других связей, обеспечивающих возможность необходимых управленческих коммуникаций, особенно - равноправного и равновозможного управленческого диалога. Наряду с этим, система социального управления должна быть честной: любые ложь, обман, дезинформация, лукавство, симулякры и т.п. управленческие видимости (бутафории, камуфляжи, муляжи, макияжи, маски и мн.др.), исключающие достоверность используемой и реализуемой информации, предопределяющие вредную для дела карнавализацию ситуации, должны быть решительно, безжалостно и твёрдо исключены! Ей также категорически противопоказан бюрократизм, доминирование личного над общественным, узкомыслие, отсутствие государственного подхода к делу и т.п.!

 Первичным в системе управления всегда выступает объект управления. Поэтому орган управления призван служить объекту управления, а не наоборот. Орган управления в интересах эффективности обязан обучать и воспитывать объект управления, тем самым повышая его управляемость, учиться у объекта управления, постоянно поддерживать себя в полном, ещё лучше, - в опережающем соответствии объекту управления, искать это соответствие, добиваться и достигать этого соответствия и ни в коем случае не отставать от сложностей и разнообразия объекта управления. При несоблюдении хотя бы одного из указанных требований процесс социального управления будет неэффективным или даже невозможным. Это - не выдумки: так устроен Мир Управления!

 Сложившаяся сегодня система тверского городского самоуправления представляет собой центристскую «вертикаль власти», подобную региональной и федеральной, является их неизменной составляющей, «говорит» с ними на одном языке, неизбежно носит присущие им недостатки и пока имеет слабо выраженный демократический (следовательно, неизбежно присущий в той или иной мере бюрократический) стиль работы, поэтому - несовершенный, по существу, монополярный (монопольный) характер.

 На вершине «вертикали власти» располагается активная Тверская городская Дума, но в основании - пока весьма общественно аппатичное в политико-управленческом отношении, пассивное, не обладающее необходимой ему самому реальной властью, не стремящееся к ней население города. Между ними – городская Администрация, различные органы городского и районного управления со своими «субподрядными» инфраструктурами.

 Все компоненты «вертикали власти» объединены между собой множеством вертикальных и слабых горизонтальных («сетевых) закономерных (формальных) и незакономерных (неформальных) связей (отношений), реализующих функции её «опорных конструкций», устоев. Вертикальные связи объединяют между собой в единую, целостную систему различные «этажи» «вертикали власти». Горизонтальные связи, представленные немногочисленным и слабым «средним классом», предназначены для укрепления каждого «этажа», повышения эффективности его и всей «вертикали».

 Политическую основу современного тверского городского самоуправления составляет несовершенная, неразвитая демократия: пассивная, бессубъектная (безликая), локального («точечного»), импульсивного, одноразового (от выборов до выборов) действия, лишённая своих СМИ, не способная обеспечить создание, функционирование и развитие гражданского общества. Это, скорее, - шоу-демократия, квази-демократия, даже лже-демократия, исключающая возможность построения гражданского общества и достаточно эффективной жизни города. Вследствие этого гражданского общества в городе пока нет. Твери же сегодня нужна демократия иного, прогрессивного типа: активная, субъектная, совещательная, всеобщая, вездесущая (сплошная), непрерывного (каждодневного) действия, обеспечивающая создание, успешное функционирование и развитие городского гражданского общества и всей системы самоуправления. Такая демократия может и должна быть создана! Практически все необходимые и достаточные условия для этого, кроме (пока?!) политической воли городской власти и населения, для этого есть!

 Политические партии, их фракции в Тверской городской Думе в современных условиях ещё могут играть свою положительную роль. Но, скорее всего, следуя неумолимой логике социальной эволюции, они (как и все политические партии страны) постепенно перейдут от борьбы за юридическую власть, за голоса избирателей к борьбе за власть умов и станут политическими духовными, мозговыми, интеллектуальными, аналитическими центрами, разрабатывающими и предлагающими обществу новые, альтернативные модели развития.

 Что же нужно делать практически для повышения и развития самоуправляемости Твери? - Ответ очевиден.

 Во-первых, системе городского самоуправления необходимо придать явно выраженный демократический, общественно-муниципальный (а не только муниципальный), биполярный характер, позволяющий осуществлять и реализовать активный равноправный и равновозможный диалог общественной и муниципальной власти, «первое слово» в котором принадлежит обществу. К базовым системным принципам формирования, функционирования, совершенствования и развития городского самоуправления должны быть также отнесены «целенаправленность», «интегративность», «эмерджентность» и «синергетичность».

 Во-вторых, следует исходить из того, что чем дальше от её основания расположена вершина «вертикали власти», чем меньше в её структуру встроено горизонтальных, «сетевых» общественных организаций и представителей «среднего класса», тем она тоньше и при определённых условиях может накрениться, а затем даже повторить предсказанную в Священном писании трагическую судьбу Вавилонской башни. Которая рухнула именно вследствие опасной деформации, а затем и разрыва сначала необходимых коммуникационных, а затем и поэтому - монтажных строительных связей. Следовательно, «вертикали власти» следует придать центристско-сетевой характкер, т.е. необходимо её вершину по мере развития самоуправления постепенно, с одновременным развитием «сетевых» связей приближать к её основанию, и в пределе она должна стать почти плоской.

 В-третьих, необходимо привести в соответствие с потребностями, возможностями и условиями количество и качество всех компонентов системы самоуправления: духовных, кадровых, информационно-технических, материальных, финансовых и других. В связи с возрастанием в современных условиях роли и значения указанных факторов, особое внимание следует уделить формированию и развитию системы всех системообразующих связей: внутренних и внешних, в первую очередь - закономерных, присущих органам и объектам управления, ибо система управленческих связей - это самое важное, тонкое и оперативное звено самоуправления вследствие того, что связи между компонентами в любой системе зачастую важнее самих компонентов. При этом важнейшее внимание следует уделить не только количеству и качеству связей, но и их структуре. Это - тот случай, когда конструкция корабля (т.е. стиль работы) важнее его экипажа (конкретного персонала органа управления). Особенно важно консолидировать «сетевые» связи общественных организаций и среднего класса вокруг каждого «этажа» (органа управления) «вертикали власти» и (внимание!) предоставить им реальную возможность определяющим образом влиять на каждый «этаж»!

 Однако, даже при наличии должной «вертикали власти» управлять можно только чем-либо организованным: невозможно управлять беспорядком, хаосом, толпой. Поэтому Дума и Администрация объективно заинтересованы в том, чтобы население города было максимально организованным. Жизнь показала, что одной из лучших форм организованности населения являются общественные организации. Поэтому желательно, чтобы их было как можно больше и чтобы они были разными, чтобы они были активными и чтобы каждый сознательный житель состоял хотя бы в одной из них. В этом случае органы управления смогут управлять населением, не влияя непосредственно на каждого жителя, а осуществляя нужное на него влияние через общественные организации. Такой способ управления - и легче, и эффективней. Поэтому Дума, Администрация, все органы городского и районного управления должны всячески инициировать появление любых прогрессивных общественных организаций и создавать им для работы наиболее благоприятные условия.

 Но для того, чтобы общественные организации не были разрозненны, действовали целеустремлённо и слаженно, представляли собой полноценный орган общественного самоуправления, ими тоже нужно управлять. Как, кстати, и любой демократией! С этой целью представляется правильным их демократически объединить в Тверской городской союз общественных организаций.

 Таким образом, самоуправляемость Твери существенно повысится, если ей будет придан подлинный демократический, не муниципальный и однополярный, а общественно-муниципальный, т.е. явно выраженный биполярный характер. Это означает, что городом должны управлять на одном «полюсе» - Тверской городской союз общественных организаций, имеющий своё представительство на каждом городском и районном уровне управления, на каждом «этаже» «вертикали власти», на другом «полюсе» - Дума, городская и районные администрации. Естественно, функции, права и полномочия между органами муниципального управления и общественными организациями должны быть строго разнесены и ни в коем случае не пересекаться во избежание вредного для управления дублирования и ненужных (недиалектических) противоречий. В такой системе городского самоуправления представляется целесообразным основные функции определить и распределить следующим образом.

 Тверской городской союз общественных организаций - высший орган представительной демократии. Он является ценностно-ориентированным и ценностно-ориентирующим духовно-нравственным идеолого-психологическим, интеллектуальным центром города, его «ансамблем умов» и «генеральным заказчиком». Он выявляет, анализирует и формулирует основные потребности, интересы, чаяния, приоритеты, настроения, стремления, возможности, условия, состояние населения и в обобщённом, концентрированном виде информирует об этом Думу. Одновременно он предоставляет Думе свои предложения по вопросам формирования идеологии, политики и стратегии развития Твери. В последующем он оказывает практическое содействие всем органам городской и районной власти в реализации политики, стратегии, тактики и технологии развития города, привлекая к этому население; организует и осуществляет неразрушающий общественный контроль деятельности всех органов городской и районной власти, любых сфер и должностных лиц, не вмешиваясь в их оперативную деятельность; принимает не запрещённые законом меры по поощрению достойных, по наказанию и освобождению от должности плохо работающих городских и районных руководителей, а также по отзыву не оправдавших доверия депутатов Думы.

 Правда, при наличии Тверского городского союза общественных организаций исчезает необходимость в городской Общественной палате. Ну, что ж! На определённом этапе развития города она сыграла свою положительную роль. Спасибо ей! Но неумолимое демократическое развитие Твери продолжается, и оно выдвинуло новую, более совершенную форму народовластия. Ничего не поделаешь: такова объективная логика развития демократии! С ней нельзя не считаться! Разумеется, потенциал городской Общественной палаты следует сохранить и эффективно использовать. С этой целью целесообразно её демократически реформировать как входящую в Тверской городской союз общественных организаций новую общественную организацию с новыми функциями и полномочиями, присвоив ей название, например, «Общественная палата городской исполнительной власти». Это не означает, что она подчинена Администрации или находится при ней. Это означает, что она входит в систему городской исполнительной власти и является в ней высшим общественным органом с разнесёнными и не пересекающимися с Администрацией функциями и полномочиями. Аналогичная конфигурация формируется и на районном уровне: там будут свои, районные, общественные палаты, взаимодействующие с администрациями районов.

 Тверская городская Дума выступает в роли нормообразующего «генерального подрядчика». Она взаимодействует с Законодательным собранием Тверской области, подконтрольна и подотчётна ему, подконтрольна и подотчётна Тверскому городскому союзу общественных организаций, назначает свой («субподрядный») исполнительный орган - Администрацию, вместе с которой согласует с Тверским городским союзом общественных организаций политику и стратегию развития Твери, предоставляют ему все возможности для всеобщего, вездесущего, постоянного неразрушающего контроля всех сторон деятельности всех органов городской и районной власти. Приглашает представителей Тверского городского союза общественных организаций на все свои заседания, согласует с ним различные изменения в политике и стратегии развития Твери. Аналогично работают со «своими» общественными палатами городская и районные администрации.

 Администрация Твери назначается Тверской городской Думой, подчинена, подконтрольна и подотчётна ей, подконтрольна и подотчётна Правительству Тверской области, «своей» общественной палате и работает во взаимодействии с ней.

 Если прибегнуть к грубой метафоре, то отношения между Тверским городским союзом общественных организаций и Думой сродни не только отношениям между генеральным заказчиком и генеральным подрядчиком, но и отношениям между пассажиром и водителем такси. Основные выводы из этого очевидны: «пассажир» (Тверской городской союз общественных организаций) нанимает «водителя» (Думу) и ставит перед ним не запрещённую принятыми нормами задачу, но не вырывает у него из рук «баранку»; «водитель» полностью выполняет все незапрещённые принятыми нормами требования «пассажира». В то же время, по своему желанию «пассажир» может сменить «водителя», т.е. нанять другое такси.

 Следовательно, общая конфигурация системы самоуправления Тверью может быть представлена в следующем виде:

1.Тверской городской союз общественных организаций - орган представительной демократии, высший орган народовластия

2.Тверская городская Дума - нормотворческий орган представительной демократии, высший орган городского управления

3.Администрация города - исполнительный орган управления

4.Администрации районов - исполнительные органы, назначенные Администрацией города

5.Низовые общественные организации - органы территориального общественного самоуправления районов и возможные другие, входящие в состав районных общественных палат

 Думается, предлагаемая система общественно-муниципальной власти будет наиболее эффективна.

 Однако следует учитывать, что в системах социального управления самым консервативным звеном является человек. Поэтому универсальным условием успеха городского самоуправления является присущий ему духовный, нравственно-интеллектуальный, профессиональный и деловой потенциал, обеспечивающий, кроме всего, самообучение и саморазвитие всей властной «вертикали». С этой целью следует организовать со всеми органами муниципального и общественного управления систему регулярных занятий по повышению уровня их социально-гуманитарной, общеполитической, общеэкономической, общеюридической, общеуправленческой и различных видов специальной подготовки. По-видимому, это целесообразно осуществить на основе предполагаемого к созданию «Тверского городского открытого университета третьего возраста» (для пожилых людей, название - условное). Думается, настоящая статья может рассматриваться как некоторое предварительное введение в теорию социального самоуправления.

 Дело - за тем, чтобы заинтересованно, тщательно, широко, публично, со всеми слоями общества обсудить предоставленные предложения, уточнить и откорректировать их, принять взвешенное решение и отважиться на некоторый (сначала, по-видимому, полугодовой локальный, районный) эксперимент, а в последующем стать национальной экспериментальной площадкой по реализации инновационного пилотного проекта муниципального самоуправления. Вот тогда и жизнь в Твери станет лучше, и «все флаги в гости будут к нам»!

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх