26 Апреля 24, 17:08
Народные Новости, Культура
20 Сентября 2012, 21:36

Тверская писорганизация профукала юбилей выдающегося писателя

Фронтовик, писатель, патриот

 

К 100-летию со дня рождения Василия Камянского

 

«Самым важным в моей жизни является то, что она похожа на жизнь миллионов русских людей второго поколения Октября», – так писал о себе Василий Камянский, талантливый русский прозаик, драматург, журналист, ветеран Великой Отечественной войны.

И это не просто слова. Его суровый и огромный жизненный путь вобрал в себя отзвуки подернутой дымкой времени Гражданской войны, энтузиазм молодости, строящей новое общество, гибельные и освободительные версты Великой Отечественной, педагогические и журналистские будни и, конечно, несметное число листов бумаги, исписанных в радостных порывах творческого вдохновения и в напряженных раздумьях...

 

Василий Кириллович Камянский родился 25 сентября 1912 г. в станице Екатериновской (ныне Крыловской) на Кубани, известной с конца XVIII века. До революции станица была богатой и экономически развитой: в 1915 г. её население достигло 18 тысяч человек, в 1916 г. в ней работало 136 промышленных предприятий и, кроме церковно-приходских школ, имелось пять училищ. Улицы Екатериновской радовали глаз добротными кирпичными домами и пышными садами. В новую историческую эпоху все это пришло в упадок…

Детство и юность будущего писателя пришлись на бурные, переменчивые годы. Орудийный гул, топот то красной, то белой конницы, растекавшейся по станичным улицам, гибель отца-буденовца в последних боях за Ростов-на-Дону, вступление в комсомол, хлебозаготовки, коллективизация, ликбез… Последний пробудил тягу к педагогической работе, и в 1930 г. Василий Камянский оканчивает школу 2-й ступени с педагогическим уклоном. Год обучает первоклассников, а затем судьба прочно и навсегда связывает его с Тверью: в 1932 г. В. Камянский поступает на исторический факультет Калининского педагогического института, а после его окончания служит в Красной Армии и работает учителем истории, завучем в средней школе № 12 г. Калинина (ныне школа № 1 г. Твери). В мае 1940 г. писатель вступает в члены ВКП(б).

Литературный дебют Камянского состоялся в 1933 г., когда его первый рассказ «Зарево над степью», навеянный увиденными в детстве картинами Гражданской войны и высоко оценённый Борисом Полевым, был отмечен второй премией на конкурсе областной газеты «Пролетарская правда». Такой успех окрылил молодого автора. В 1930-х гг. он стал членом литературной группы (впоследствии литературного объединения), возникшей ещё в 1920 г. при журнале Тверского губкома РКСМ «Жизнь и творчество», публиковался в областных газетах. Перед войной в его писательском багаже уже были исторические повести «Язычники», «Иван Грозный», «Поляки в Москве». К несчастью, все эти рукописи погибли осенью 1941 г. при оккупации Калинина.

Великую Отечественную войну писатель прошел строевым командиром 290-й стрелковой дивизии. Нынешнее «племя младое» вряд ли знает о том, что эта дивизия в тяжелейших условиях начала войны (в июле 1941 г.), подготовленная и обученная всего за один месяц, была сформирована из рабочих и служащих предприятий и учреждений города Калинина, колхозников Калязинского, Кимрского, Тургиновского и других районов нашей области. На героическом счету дивизии (за время боёв она получила почётное наименование «Могилёвская» и была удостоена орденов Красного Знамени, Суворова и Кутузова II степени) – 4420 пройденных в боях километров, взятие 518 населенных пунктов, уничтожение 46 тысяч фашистских солдат и офицеров. Сам писатель участвовал в боях под Москвой, обороне Брянска и Тулы, взятии Калуги, освобождении Белоруссии. Во время штурма Берлина бойцы 290-й дивизии захватили центральную радиостанцию.

Василий Камянский окончил войну в мае 1945 г. в Восточной Пруссии в звании подполковника, исполняющим обязанности начальника штаба дивизии, кавалером двух орденов Отечественной войны I степени, орденов Красного Знамени, Красной Звезды и многих медалей. Воспоминаниями о своём боевом пути он поделился в очерке «От Волги до Эльбы», который и сегодня читается с большим интересом. А в музее боевой славы средней школы № 34 г. Могилёва в настоящее время хранится учётная карточка ветерана 290-й стрелковой дивизии В. К. Камянского.

После Победы Василий Камянский возвращается в Калинин. Увлечённо работает корреспондентом и заведующим литературным отделом газеты «Калининская правда», председателем областного комитета по радиовещанию, редактирует несколько выпусков альманаха «Родной край», в первом номере которого в 1947 г. был опубликован его исторический рассказ «День Ивана Грозного». Из-под пера В. Камянского выходят очерки, публицистические статьи, рецензии на новые книги, театральные постановки и кинофильмы. Однако литературная стезя увлекает его все больше и больше. В 1959 г. он вступает в Союз писателей СССР, годом позже становится одним из основателей Калининской (ныне Тверской) писательской организации и ее первым ответственным секретарем.

Название первой книги В. Камянского «За землю русскую» (1948), со­стоявшей всего из двух рассказов, можно поставить эпиграфом ко всему его творчеству, в котором с тех пор соединились две главные темы – минувшая война и русская история.

Несколько изданий выдержали военные повести В. Камянского «Звезды не меркнут» (1959) и «Опаленная ветка» (1968). Дополненные позднее заключительной частью «Высокие снега», они образовали своеобразную трилогию, объединенную общим героем – командиром полковой разведки лейтенантом Кириллом Атласовым.

В военной прозе писатель художественно переосмыслил лично увиденное и пережитое: горечь отступления, оборону Тулы, освобождение Калуги в декабре 1941 г. Привлекательность этих повестей в том, что автор, избегая изображения батальных сцен, полностью сосредотачивается на психологии человека, на раскрытии мира его противоречивых чувств в непереносимых по мирным меркам тяжелейших условиях войны. При этом В. Камянский строго документален в описании боевых действий: географическая и временная хронология, номера войсковых частей у него подлинные.

Герои его военных повестей не ходульные бесплотные образы, а тщательно выписанные, полнокровные и живые люди, каждый со своими, присущими только ему привычками и характером. Нередко сочетая показ жестокой реальности войны с высокой патетикой, В. Камянский помогает постичь духовную стойкость русского человека, ценой неимоверных усилий и безвозвратных потерь спасшего от гитлеровского фашизма и наше настоящее, и наше будущее: «В слепой злобе летел германский снаряд. Падал! И от всего – от надежд и великого сердца оставалась только воронка. Она дымилась недолго, потом земля впитывала кровь. Земля и кровь были русские...» Особенно доверительным, лирически углубленным психологизмом выделяется «Опаленная ветка», написанная от лица бывшей студентки, а ныне санинструктора Майи Тверецкой, натуры тонко чувствующей, доброй и впечатлительной. Каждой страницей этой повести писатель утверждает истинную любовь, которая преодолевает смерть, кровь и грязь войны.

Русскую историю В. Камянский воплощал сразу в нескольких жанрах: в рассказах «День Ивана Грозного» (впоследствии «День государя»; 1947), «У стен Кремля» (1948), в повести «Половецкое поле» (1961), в драме «Прощанье славянки» (1975), в хронике «Цветок Руси» (1993)... В фокусе его пристального осмысления находятся судьбоносные повороты исторического пути Руси – поход князя Игоря на половцев, Смута начала XVII века, правление царя Ивана Грозного. Глубоко проникая острым взором исследователя в толщу далеких времен, писатель утверждает свое видение истории, порой полемизируя с устоявшимися точками зрения. Так, в рассказе «День государя», исследуя феномен верховной власти, он смело делает обоснованный акцент на патриотическом смысле деяний Ивана Грозного, подчеркивает его отчизнолюбие и мудрость государственного устроителя. Почему смело? Да потому, что с подачи Н. М. Карамзина правление Ивана IV стало ассоциироваться исключительно с опричниной, с казнями и гонениями на политических противников. Однако писатель, на наш взгляд, раскрыл ту личностную ипостась царя Ивана, которая объясняется его прозвищем «Грозный», полученным им в 1552 г., после взятия Казани. «Грозный» означало «страшный» и даже «жестокий» для иноверцев, врагов и ненавистников России. Эту мировоззренческую основу его рассказа уже тогда отметил в своей рецензии в газете «Смена» Андрей Дементьев: «Автор убедительно показывает жестокую борьбу царя Ивана Грозного с крупным боярством, которое всеми силами пыталось удержать власть в своих руках, вплоть до предательства интересов русской земли».

В хронике XIV века «Цветок Руси» писатель обратился непосредственно к тверской истории и воссоздал величественную эпоху – эпоху возвышения Твери как растущего, трудового города, больше того, как объединительного центра русского сопротивления монголо-татарскому игу. Точкой отсчета он избирает «благодатный» 1325 год, не отмеченный войнами, голодом, болезнями и прочими потрясениями. Но Камянский и здесь не изменил пристрастию к изображению переломных моментов русской истории; он лишь значительно раздвинул горизонты своего художественного зрения. Всего через два года после описанных в «Цветке Руси» событий в Твери вспыхнет антиордынское восстание. Оно будет стоить Тверскому княжеству страшного разорения, руку к которому поспешат приложить и московские князья. На крутом вираже истории Твери не было суждено стать стольным градом… Но именно здесь Русь впервые поднялась с колен и открыто заявила о стремлении к полной независимости. Тверь пожертвовала собой ради грядущей победы над Золотой Ордой на Куликовом поле – в этом заключен оптимистический пафос хроники.

Жизнь, быт и нравы минувших веков предстают под пером В. Камянского в красочном многоцветье, в звонком многоголосье, ибо писатель был наделен не только блестящим даром рассказчика, но и искусством владения несметным языковым богатством. Живописный, сочный, «густой» язык его исторических произведений мощью звучания напоминает мерные переливы торжественного колокола: «Только перед алтарем горела лампада. Туманный круг света стоял в темном мраке молельни, тускло освещая строгий лик Спасителя. Когда царь вставал с колен, круг света расплывался книзу и на черный бархат царской скуфьи натекало желтое пятно...»

29 мая 2004 г. В. Камянский скончался в Твери на 92-м году жизни, в ночь с пятницы на Троицкую родительскую субботу и был похоронен на Лебедевском кладбище. Достоин глубочайшего сожаления тот факт, что творчество этого писателя-патриота сегодня оказалось вне читательского и исследовательского внимания. Его военные повести последний раз издавались в 1985 г., а выпущенный в 1998 г. сборник исторической прозы «Россия в походе» имел мизерный тираж. Нет посвященных В. Камянскому ни литературоведческих, ни литературно-критических работ. Забыла напрочь о его 100-летнем юбилее и Тверская писательская организация.

Василий Кириллович Камянский – автор 16 книг, изданных в разные годы в Москве, Твери, Калуге и Туле – конечно же, достоин куда лучшего к себе отношения. Пронизывающие его творчество светлая и горячая любовь к родной земле, верность правде истории, утверждение высоких патриотических и нрав­ственных ценностей, неподвластных времени, открытость будущему позволяют считать творчество этого самобытного художника слова частью не только тверской, но и русской литературы. В этом смысле Василий Камянский – большой русский писатель, и все им созданное должно быть возвращено тому читателю XXI века, кто духовно связан со старой и новой историей России, кто чувствует вкус к добротному литературному слову, кому дорога слава нашей Твери.

 

Александр Бойников

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх