26 Апреля 24, 12:22
Блоги, Транспорт
18 Января 2017, 08:10

Зачем в Твери нужен бесплатный общественный транспорт?

В свое время на сайте ТИА был опубликован материал о том, что в столице Эстонии Таллинне пошли на эксперимент, и с 1 января 2013-го года ввели бесплатный проезд на всех видах городского транспорта ( автобус, трамвай, троллейбус) для ВСЕХ жителей Таллинна( имеющих регистрацию) , и для владельцев туристической карты Tallinn Card:

Напомню, с идеей сделать для жителей города общественный транспорт бесплатным выступил тогдашний мэр Таллинна Эдгар Сависаар. И в 2012 г. прошел референдум, на котором 75 % жителей Таллинна высказалось ЗА введение бесплатного проезда для жителей города.

Только не смейтесь ( типа зачем вообще нужен был этот референдум, разве и так не ясно было, что большинство проголосует ЗА бесплатный проезд?). На самом же деле все было не так просто. И референдуму, как водится в Евросоюзе, предшествовало широкое публичное обсуждение данной проблемы с участием СМИ и интернета. При этом было совершенно ясно, что введение бесплатного проезда потребует значительных расходов и ляжет дополнительной нагрузкой на горбюджет, который в сравнительно бедный( по-крайней мере по меркам России) Эстонии отнюдь не резиновый.

Это обсуждение было достаточно ожесточенным, очень напоминало проходившие в свое время на страницах ТИА баталии общественности по вопросу сохранения трамвая и развития ОТ. Только у нас это было впустую (будем надеяться, что все же не совсем в пустую- что это была репетиция), а в Таллинне обсуждение было "заточено" именно под предстоящий референдум. Как и у нас, достаточно громко звучали голоса скептиков, типа бюджет не выдержит дополнительной нагрузки и развалиться, что на эти деньги употребить на другие цели , например , "построить детский садик" , приобрести дополнительное количество личных автомобилей для чиновников, провести евроремонт и закупить новую мебель для кабинетов в администрации, увеличить штат помощников, экспертов и консультантов, пустить деньги на постройку парка, на то, чтобы "оцивилизовать" последние остатки природы в каменных джунглях, спилить деревья и уложить везде, где только можно, плитку, которую потом можно будет перекладывать еще ни один раз, наконец, учредить несколько дополнительных омбудсменов по защите прав кого угодно, вплоть до торговцев носками или дорожных проституток. Политические оппоненты , как водится, обвиняли Сависаара в популизме, в том, что он пытается таким образом повысить свою популярность у жителей.

По этому вопрос на референдуме звучал не так : "хотите ли Вы со следующего года ездить на общественном транспорте", а скорее так : " ГОТОВЫ ли жители Таллинна пойти на то, что городу придется СУЩЕСТВЕННО УВЕЛИЧИТЬ расходы на содержание и развитие городского общественного транспорта".
И 75 % проголосовало "ЗА". Но даже тогда, когда решение о переходе к бесплатному общественному транспорту уже было принято, многие предрекали неудачу, и что этот эксперимент достаточно скоро закончиться неудачей. Многие противники тогда с вожделением ждали краха этого эксперимента, подобно нашим дорогим соотечественникам, ожидающим когда же наконец " теперь каклы без нашего газа замерзнут зимой "


Итак, с 1 января 2013-го года весь общественный транспорт для жителей Таллинна стал бесплатным. Сейчас у нас на дворе стоит январь 2017-го. 4 года, вполне достаточно для того, чтобы подводить определенные итоге. Поэтому предлагаю , прежде всего- тем пользователям, которые проявили интерес к предыдущей публикации о таллиннском опыте, вернуться к теме, и посмотреть, а что там сегодня с бесплатным общественным транспортом в Эстонии?

Наверное, самый главный итог и достижение - это то, что в январе 2017-го бесплатный общественный транспорт в Таллинне СУЩЕСТВУЕТ и успешно развивается. Там уже совсем другой мэр, но бесплатный общественный транспорт сохранился. И не просто сохранился. О том, как изменилось состояние городского общественного транспорта после перехода к бесплатному проезду в полемике с британским изданием The Gaurdian рассказал нынешний вице-мэр Таллинна Таави Аас :

"Британцы уверяют, что при бесплатности проезда уменьшаются инвестиции, - сказал Аас. - Я не понимаю, откуда они это берут? Таллинн с 2013 года инвестировал в развитие транспорта впечатляющие суммы. Полностью реконструированы 3 и 4 линии трамвая, по ним пущен новый подвижной состав. К концу 2017 года трамвайная сеть будет полностью обновлена, трамвай подойдет к аэропорту. Подавляющее большинство наших автобусов отвечает экологическим требованиям евро-5 и евро-6, закуплено много гибридных ( автобус/троллейбус, примечание мое) машин. Приобретение новых автобусов активизировалось именно после перехода на бесплатный проезд. Подвижной состав нашего автобусного парка - самый молодой в Прибалтике, и мы по этому показателю входим в десятку лучших в Европе. Обновлению подверглись все троллейбусы марки Solaris. Еще используемые пожилые трамваи проходят курс обновления».
http://rus.postimees.ee/3871309/statja-the-guardian-o-besplatnom-obwestvennom-transporte-vyzvala-nedovolstvo-gorodskih-vlastej-tallinna

В Таллинне (с населением чуть больше 400 000 тыс.чел.,cопоставимо с Тверью)— 350 автобусов, 60 трамваев и 70 троллейбусов. Интервал движения строго регулярный, в основном колеблется от 6 до 12 минут, никаких дневных проплешин в расписании нет и в помине. 10 процентов автопарка арендуется у частных фирм. Маршруток-нет вообще. Количество легковых такси резко сократилось после введения бесплатного проезда. Кроме того, в черте города бесплатным для жителей Таллинна стал проезд и на электричках фирмы Elron.
Таким образом, сегодня с полной уверенностью констатировать, что эксперимент оказался удачным, и Таллинн стал первым в странах Евросоюза столичным городом, в котором создана и успешно функционирует система полностью бесплатного для жителей общественного транспорта.


Но и это еще не все. как говориться, лиха беда- начало... Успешный таллиннский опыт стал примером для всей Эстонии. И вот такую интересную информацию сообщает издание http://rus.err.ee

С 1 января нового 2017 года общественный транспорт в Силламяэ станет для всех зарегистрированных жителей города бесплатным. Об этом в пятницу рассказал вице-мэр Силламяэ Александр Канев.
"...соответствующие расходы были включены в проект городского бюджета на 2017 год. Решение окончательное - все зарегистрированные в Силламяэ жители города с нового года будут иметь право бесплатного проезда на внутригородской общественной автобусной линии", - сказал Канев.
"Расписание и маршрут нашей городской автобусной линии мы менять не будем. Фирма-перевозчик также не поменяется. То есть для горожан изменится лишь то, что платить за проезд им больше не придется", - добавил вице-мэр Силламяэ.

Однако эстонские власти не собираются останавливаться и на этом . С 2018 года министерство экономики и коммуникаций Эстонии запланировало проект, согласно которому уездные автобусы в стране станут бесплатными.

Автобусы, курсирующие между населенными пунктами в границах одного уезда, сегодня на 2/3 дотируются из бюджета. Новый глава министерства экономики и инфраструктуры Кадри Симсон рассказала, что во время коалиционных переговоров удалось достичь соглашения, чтобы увеличить уровень этих дотаций до 100%.

"Многим людям сегодня приходится на своих машинах ехать утром на работу, а вечером домой, и так же добираться до уездных центров. Эстония — это такая маленькая страна, что каждый человек мог бы иметь равную возможность передвигаться. Общественный транспорт является самым оптимальным вариантом для этого", — отметила Симсон.

Автобусы в пределах уезда станут бесплатными для всех жителей Эстонии. А вот за проезд между уездами придется уже платить. Каждое самоуправление должно будет само организовать систему бесплатного проезда. В автобусном объединении ATKO AS, которое организует транспортное сообщение в девяти уездах, считают, что лучше всего воспользоваться опытом Таллина и использовать систему с персонализированными карточками.
Но существуют планы и перехода к бесплатному межуезному сообщению. Уже сегодня рассматривается вопрос к отмене оплаты проезда на линии Маарду-Таллинн.


Успешный таллиннский опыт стал примером не только для самой Эстонии и соседних стран, но образцом и примером для многих городов самых разных стран мира. Ценность и важность таллиннского опыта состоит в том, что это опыт создания системы бесплатного общественного транспорта в сравнительно крупном городе. Подобного опыта до Таллинна в мире было не так уж и много .

Дело в том, что вообще-то бесплатный общественный транспорт во многих городах стран Евросоюза существует довольно давно. Так, к примеру, бесплатный общественный транспорт уже внедрили 50 польских городов и еще десять занимаются ликвидацией билетов в общественном транспорте.Некоторые города предоставляют бесплатный проезд для всех (Голенюв, Косьцежина, Любин, Польковице, Томашув Мазовецкий, Еленя-Гура), некоторые - только для безработных (Ряшев, Радом, Гданьск, Красник), некоторые - только для отдельных маршрутов (Жоры, Кельце, Легьоново, Лазиська-Гурне), некоторые - для инвалидов (Люблин), некоторые - для молодежи до 22-х лет (Колобжег) и тому подобное


Но это все - сравнительно маленькие города, с численностью населения преимущественно до 100 000 жителей. А вот опыта создания системы бесплатного ОТ в столичном городе с населением в несколько сотен тысяч человек- пока еще не было. Поэтому Таллинн стал своего рода Меккой , и изучать таллиннский опыт сегодня приезжают делегации из самых разных уголков планеты, поскольку вопрос перехода к бесплатному ОТ становится все более и более актуальным.

Так, победившие летом 2016-го года на выборах в Румынии социалисты объявили о переходе 2-х миллионного Бухареста к бесплатному общественному транспорту. Новый мэр Бухареста Габриэла Фиреа заявила о переходе к бесплатному общественному транспорту по таллиннскому образцу. Таким образом, это будет уже вторая столица Евросоюза и первый европейский город с населением более 1 млн.чел.

Но оказалось, что и это еще далеко не предел, ибо таллиннским опытом перехода к бесплатному ОТ заинт ересовались ...китайские товарищи, для которых также набирает актуальность вопрос перехода к бесплатному ОТ.Понятно, масштабы здесь уже совершенно другие, и первым же городом, заинтересовавшимся таллиннским опытом, стал 16-ти миллионный Чэнду, чьи представители приехали в Таллинн изучать опыт создания бесплатного ОТ.

"Чэнду заинтересован в сотрудничестве с Таллинном в сфере бесплатного общественного транспорта.
Вице-мэр по транспорту города Чэнду, административного центра китайской провинции Сичуань, Лиу Шоученг подтвердил на состоявшейся 26 марта встрече с вице-мэром Таллинна Таави Аасом заинтересованность Чэнду в укреплении с Таллинном связей в сфере бесплатного общественного транспорта и участии Чэнду в деятельности европейской сети общественного транспорта.

Заместитель руководителя Транспортного департамента Чэнду Ту Жи подчеркнул на встрече с главной Таллиннского транспортного департамента Андресом Харьо, что за экспериментом с бесплатным общественным транспортом Чэнду внимательно следят во всем Китае, и до сего момента ход эксперимента всячески себя оправдывал. В совокупности с ограничением на въезд автомобилей в центр города (автомобиль может въехать в центр города только в один рабочий день недели в соответствии с последней цифрой на своем регистрационном номере) бесплатный общественный транспорт между 2-ой и 3-ей кольцевой дорогой помог значительно ограничить количество автомобилей в городе. Эксперимент с бесплатным общественным транспортом в Чэнду начался в октябре прошлого года, и, согласно первоначальному плану, должен был продлиться до 30 июня нынешнего года. «Но руководители транспортной сферы Чэнду дали ясно понять, что бесплатный общественный транспорт на прежних линиях обязательно продолжит функционировать, вопрос заключается только в том, как и в каком объеме произойдет расширение бесплатного общественного транспорта», – констатировал Харьо.

На встрече председателя совета Таллиннского телевидения Аллана Алукюла с вице-президентом городского телевидения Чэнду CNTV Ма Ксьянгянг было заключено соглашение о визитах съемочной группы Телевидения Чэнду в Таллинн для освещения темы бесплатного общественного транспорта и презентации жителям Китая Таллинна как привлекательного туристического объекта."

Тем не менее бесплатный ОТ в Чэнду не копирует полностью таллиннскую модель. Сегодня в Чэнду бесплатна только часть автобусных маршрутов. В расписании они выделяются зеленым цветом. Часть автобусов до сих пор остаются платными, но количество бесплатных постепенно увеличивается. В добавок к этому, с 5 до 7 утра проезд на всех маршрутах- бесплатный ( смысл- мотивировать людей добираться на работу до утреннего часа пик) . Введение бесплатного ОТ между 2-ой и 3-й кольцевой то же имеет смысл создания мотивации. То есть все эти маршруты не идут через центр, и введение на них бесплатного проезда будет стимулировать жителей добираться до нужного им места не проезжая через центр. То есть бесплатность проезда в данном случае следует рассматривать не только как меру социальной поддержки, но и как меру, способную ИЗМЕНИТЬ пассажиропотоки и транспортные потоки, разгрузив и избавив от пробок центральную часть города. То есть они НЕ СЛЕДУЮТ за пассажиропотоками ( как в РФ любимое занятие- "исследование пассажиропотоков", вообще-то совершенно очевидных и никакого исследования не требующих), так вот, китайцы пассажиропотоки не "обследуют" с целью подстраиваться под сложившиеся , а МЕНЯЮТ эти пассажиропотоки в нужном направлении, используя в качестве одного из инструментов введение бесплатного проезда по определенным маршрутам и направлениям, или в определенные временные интервалы.

Чем может быть полезен бесплатный общественный транспорт в Твери? Я думаю, переход к таллинской модели для Твери пока совершенно не актуален. Если бы у нас было столько же леса, газа и нефти сколько у эстонцев , тогда и мы бы могли помечтать о бесплатном ОТ. Однако сегодня нам, думаю, больше подойдет опыт Чэнду. То есть введение бесплатного проезда на части автобусных маршрутов. Что это даст ? Это разгрузит центр . К примеру, сегодня в Твери недавно отремонтированный Восточный мост вообще никак не задействован общественным транспортом. От Восточного моста до Южного, по всей Орджоникидзе сегодня нет НИ ОДНОГО (!) маршрута никакого вида общественного транспорта, кроме маршруток и , кажется, 2-х(! в смысле штук) муниципальных автобусов на 33-м маршруте. Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь бесплатные маршруты должны быть созданы именно на подобных направлениях. К примеру, один такой маршрут пустить из Южного по Орджоникидзе, далее по Восточному мосту, куда нибудь в Юность или на Соминку, а другой маршрут- так же из Южного по Восточному мосту , но уже в другую сторону, куда-нибудь в Сахарово или на карьеры. То есть по-сути нынешний 35-й маршрут, который ныне ходит редко, так как в условиях конкуренции и многократного дублирования этого маршрута на участке Гагарина-Орджоникидзе-Южный ( 55-ым, 8-кой, 2-кой, 33-м, 27-м) наполняемость пассажирами маленькая, и увеличивать количество рейсов для коммерсантов не рентабельно.

А вот создание полностью бесплатных маршрутов на этом направлении, с регулярным интервалом не более 15 минут как раз будет способно п е р е о р и е н т и р о в а т ь значительную часть пассажиропотока и разгрузить центр.
Так же это создаст очень мощную конкуренцию маршрутчикам и будет способствовать стабилизации цен на проезд. Поскольку сегодня, как известно, в РФ сложилась такая ситуация, что отныне плату за проезд маршрутчики устанавливают сами, и н и ч е м больше не ограничены.

Конечно, было бы неплохо таллиннский опыт и полностью перенять, тем более что по количеству жителей- 400 с чем-то тысяч- Тверь и Таллинн находятся рядом. Но на первых порах, думаю, можно ограничиться созданием части бесплатных автобусных маршрутов, призванных переориентировать пассажиропотоки в нужном городу направлении по образцу Чэнду. Я не настаиваю, но думаю, что переход к бесплатному общественному транспорту, при всех искренних симпатиях к эстонцам, в Твери в силу сложившихся обстоятельств стоит начать все же по китайскому образцу.

Во-всяком случае, думаю, что провести референдум по этому поводу уже сегодня точно не помешает. А в ходе подготовки к референдуму обсудить все возможные варианты, провести широкое общественное обсуждение, используя в том числе и эту площадку, ТИА, на мой взгляд, наиболее подходящую и удобную именно для проведения общественных дискуссий.


 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх