7 Ноября. Всемирно значимый день.
На этой недели во всем мире отмечается 96-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции. Ну,это не громкие слова, а так буквально и есть. И если у нас теперь особо не отмечают годовщину Революции, то это особо ничего и не значит , а влияние нынешней РФ на мировые процессы- ничтожно малая величина . Левые и коммунисты есть во всех уголках планеты, а событие это- всемирно-исторического значения, нравится кому это или не нравится, но оно оказало мощнейшее влияние на весь ход мировой истории в 20-ом столетии. Возникший на месте отсталой и допотопной России СССР в кратчайшие сроки совершил невиданный в истории цивилизационный рывок и стал супердержавой планетарного масштабы, определяющей ход мировой истории. СССР стоял плечом к плечу с самыми мощными супердержавами планеты 20-го века: сначала это была Германия в версии 3-го рейха- в итоге была полностью разгромлена СССР ; во второй половине 20-го столетия место Германии заняли США, и,в сущности, вся мировая политика второй половины 20-го века определялась противостоянием двух супердержав- СССР и США, государств, имевших принципиально разные взгляды на будущее человечества.В -общем-то, США не удалось победить СССР. СССР , молодое государство спока ещё не совершенной иммунной системой, погиб в результате действия внутреннего вируса, поразившего изнутри систему. Увы, но вместо того, чтобы разрабатывать антивирусы, тупо решили "менять систему". ( Помните, когда ещё компьютеры только входили в наш обиход, то же хватало "мастеров" и "знатоков", которые при первом же глюке " авторитетно" заявляли : "надо менять систему !". И лишь немногие умные возражали им : "да подождите вы сразу за систему хвататься, что это вообще за дурацкая привычка,чуть что- сразу систему менять", и с легкостью устраняли проблему. Увы, умных людей в верхних эшелонов власти в брежневском СССР в силу многих объективных причин уже не наблюдалось, а пришедшее к власти после смерти Брежнева -Андропова-Черненко поколение карьеристов и приспособленцев вместо поиска того, что мешает работать в общем-то жизнеспособному устройству , решило именно "менять систему " и устанавливать другую.Однако выяснилось, что полюбившаяся им система не устанавливается на "железо", которое было в их руках.Другие оказались умнее, и систему не стали ломать. Китай. Хотя,наверное, китайским коммунистам было проще- им был хорошо известен печальный опыт СССР, возможно, поэтому они и не повтоили наших ошибок а нашли свой собственный путь. Система, как выяснилось, особо и не мешала сделать это и выйти в итоге на уровень второй супердержавы мира и занять место СССР. Но это- уже другая, чрезвычайно важная тема...
В сущности, уход СССР с мировой арены в масштабах планеты не так уж и сильно повлиял на популярность тех идей, которые лежали в основе октябрьской революции 1917г. в России. Коммунистические партии существуют в большинстве государств на всех континентах планеты, более того - в некоторых странах( к примеру, в Китае) являются правящими, в других государствах сегодня происходит "левый поворот" и к власти приходят представители левых и социал-демократических сил ( сегодня это большинство государств Латинской и многих- Центральной Америки. Причем это все густонаселенные районы планеты, численность которых( в отличии от нынешней России) продолжает расти . А потому, если рассматривать вопрос в чисто количественном отношении, то число людей, отмечающих 7 ноября крупное всемирно-историческим событие , становиться ещё большем не смотря на распад СССР, ныне вымирающая и превратившаяся в сырьевой анклав страна уже не оказывает практически никакого влияния на вектор мировых событи.
Однако, к сожалению, в эти дни я не обнаружил материалов, посвященных этому празднику. Самое обидное- что вообще никаких. Ни сочувствующих, ни враждебных . Надеялся, что все-таки появятся хоть какие-нибудь, пусть даже пустые , формальные "дежурные" здравицы по этому поводу хотя бы от "патентованных" нынешних как бы "левых"- СР-ов и КПРФ. Но то, что не появится вообще никаких- не ожидал. Лучше уж кто-нибудь обрушился с какими-нибудь очередными проклятиями в адрес Революции, чем так вот совсем игнорировать 7-ое Ноября :)
Поэтому хочу попробовать по мере моих скромных возможностей исправить эту несправедливость и попытаться через свой блог на ТИА разместить какой-нибудь материал, посвященный годовщине октябрьской Революции в России. Полагаю, формальные здравицы и пустопорожние поздравления по поводу этого события многим сильно осточертели ещё с позднесоветских времен, когда уже давно была забыта суть того, что стояло за событиями 17-го года а празднование этого события проходило в карикатурных формах. Думаю, вместо всего этого будет полезнее не пытаться объять необъятное , а рассмотреть какой-нибудь вопрос, имеющий отношение к событиям октября 17-го года в России. С одной стороны вроде как поздно- 7 ноября прошло, но ,с другой стороны, выходные только наступают, 7-го был рабочий день, а потому, возможно, наверное, многим будет удобнее отметить праздник именно в эти дни.
На мой взгляд, один из таких важных вопросов- это вопрос об отношении к Революции вообще. Поскольку в последнее время часто приходиться сталкиваться с бытующим в обществе отношщении к революции как к чему-то имеющему однозначно деструктивный и разрушительный вектор. Кто - то, подобно Г.А. Зюганову, утверждает, что Россия уже исчерпала лимит революций, а иные из тех, кто констатирует, что общество заходит все дальше и дальше в тупик и сами призывают общество активно искать пути выхода, при этом заявляют : "революций не предлагать !!". При этом нисколько не утруждая себя разъяснением, а почему, собственно, не предлагать ?
Предлагаю по этому поводу интересный взгляд нашего известного политического философа, доктора политологических наук, профессора Сергея Черняховского :
" НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ ВЕЛИКУЮ СТРАНУ БЕЗ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
(За требованием «стабильности» скрывается желание имущего класса сохранить свою власть)
Противники революции (необязательно Октябрьской или Февральской – просто революции как таковой) в обоснование своей позиции выдвигают два аргумента, которые им кажутся весьма убедительными.
Первый из них состоит в том, что революция недопустима, поскольку всегда ведет к гражданской войне. Ну а второй представляет собой пресловутый столыпинский постулат «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия».
Вообще говоря, с точки зрения теории политического развития революция вовсе не означает гражданскую войну. В истории можно найти немало примеров как мирного, ненасильственного свершения революционных прорывов в общественном развитии, так и мирного свершения собственно политических революций, а также вполне по себе насильственных революций, не переросших при этом в гражданскую войну.
Более того, никто, собственно, не доказал, что гражданская война – это плохо. Есть точки зрения, согласно которым это даже очень хорошо. Но это – отдельная тема.
Но, конечно, правда и то, что революция во многих случаях выливается в гражданскую войну.
Вообще когда революция, то есть переход от одних социальных и политических групп к другим, происходит без ожесточенного сопротивления власть предержащих и имущих, то никакого насилия, в общем-то, и не происходит. То есть насилие порождается не теми, кто меняет власть и общественное устройство, а теми, кто этому сопротивляется; не стремлением неимущих улучшить свою жизнь и добиться справедливости, а стремлением имущих последнего не допустить.
Противники идеи революции во все времена говорили одно: «Мы, имущие (точнее, самые умные из нас), понимаем, что вам, неимущим, жить плохо, и вы хотели бы быстрее улучшить свою жизнь, совершив радикальные, революционные изменения нашего общества. Но мы предупреждаем вас, что такая попытка с неизбежностью приведет к гражданской войне и кровопролитию. Потому что мы вам добровольно ни власть, ни богатства не отдадим: мы зальем кровью нашу страну и попытаемся потопить вас, неимущих, в этой крови».
Может быть, если спросить этих людей прямо: «Вы в самом деле именно это имеете в виду?», то многие из них и сами ужаснутся этим словам, но говорят они именно это. Они пообещали в ответ на революцию кровь. Но кровь может пролиться только тогда, когда круг «охранителей» окажет сопротивление народу в его стремлении жить лучше, потому что народ – это в первую очередь именно неимущие.
Второй сакраментальный тезис – про великую страну и великие потрясения: «Нам нужна великая страна, вам нужны великие потрясения». Вообще говоря, это противопоставление, предложенное некогда Столыпиным, спорно само по себе. Вот Гитлер вполне мог сказать, что имеет великую страну, и привел ее к великому поражению, то есть потрясению.
С другой стороны, многие лидеры начинали путь к великой стране именно с великих потрясений. Имел Петр I великую страну к концу своего правления? А не имел ли он и великих потрясений?
Вопрос, конечно, неоднозначный. Вот только те, кто боится великих потрясений, как правило, не получают и великой страны. Произносить этот избитый столыпинский тезис имеет некий смысл, когда ты уже имеешь великую страну и хочешь уберечь ее от потрясений. А вот когда у тебя нет великой страны, то пугать «великими потрясениями» – значит в большинстве случаев ее не получить и остаться жить в имеющемся болоте.
Но это – общий момент, не имеющий значения в плане того, кто именно произносит указанную банальность.
Противники идеи революции как таковой признают разделение общества на имущих, которым революция не нужна, и неимущих, которые в ней заинтересованы, и обещают последним потопить их в крови в случае попытки ускорить общественное развитие. Здесь, поскольку произведена дизъюнкция на имущих и неимущих, яснее становятся и имена тех, кому нужно другое.
По сути они говорят: «НАМ, имущим, нужна великая страна, а ВАМ, неимущим, нужны великие потрясения». То есть весь пафос разговора про «великую страну» оказывается разговором про «великую страну для имущих».
Эта «великая страна имущих» предполагает, как свой определенный предикат, существование неимущих. И их попытка изменить положение вещей, изменить деление страны на имущих и неимущих объявляется покушением на «стабильность» и желанием учинить «великие потрясения». Но великие потрясения – это как раз продукт сопротивления имущих. Не сопротивляйтесь – и не будет никаких потрясений, если уж вы их так боитесь. Хотите сопротивляться? Ваше право. Но лицемерно тогда обвинять неимущих в стремлении к потрясениям и присваивать себе право выражать интересы великой страны.
Если великие потрясения – это плохо, если это угроза великой стране, если вы беретесь утверждать, что выражаете интересы величия родной страны, то – во имя отсутствия потрясений, во имя обретения величия – сдайтесь, принесите себя в жертву этому самому величию, предотвратите потрясения.
Разумеется, обычно такого не бывает. Но почему? Потому, что для таких, как противники революции, великая страна – это в первую очередь ИХ страна. Страна, где они велики, богаты и процветающи. Говоря о величии страны, они говорят всего лишь о своем собственном величии. И за покушение на ИХ величие они готовы отплатить кровопролитием.
В каком-то смысле это правильно. Свое величие, свое процветание, свой успех надо защищать. Позор КПСС в первую очередь был именно в том, что она ушла мирно и ненасильственно.
Но только тогда не надо считать, что право силой защищать свой материальный интерес – это только право имущих. Оно столь же естественно есть и право их оппонентов. И если вместо того, чтобы решить (не решать, а именно решить!) проблемы неимущих, вы говорите: «Подождите», то не удивляйтесь, когда на ваше признание в том, что вы не хотите или не можете сделать так, чтобы в стране не было неимущих, они, созрев, снова сделают так, чтобы в стране не было имущих.
А консерваторам, пугающим революцией, можно только быть благодарными – за то, что они четко объясняют, кого сегодняшняя жизнь устраивает, а кого не устраивает. Кто в чем видит величие России и кто на самом деле обещает залить страну кровью в том случае, если она сама захочет решать свою судьбу, не оборачиваясь на их предостережения."
Источник здесь :
http://www.km.ru/v-rossii/2013/11/07/istoriya-khkh-veka/724737-nelzya-postroit-velikuyu-stranu-bez-velikikh-potryasen
Заглавие этой записи в блоге заимствовано у А.А. Вассермана -это заглавие его публикации, посвященной 7-му Ноября : http://www/odnako.org/blogs/show_31733
С Праздником !