19 Мая 24, 15:52
Блоги, Общество
07 Октября 2013, 17:16

И это всё о нем... (По поводу одной публикации в блоге tverchel) .

Да, это опять о нем, о тверском  общественном транспорте. Вообще-то  первоначально я собирался высказать некоторые соображения по поводу   материала из блога tverchel "Если нас будут вытеснять, то начнется бунт" : но по ходу дела в виду довольно значительного объема  решил разместить его не в качестве комментария, а выделить в отдельный пост. Читать дальнейшее есть смысл только предварительно ознакомившись с первоисточником. Это просто заметки на полях, фрагментарные и несистемные, адресованные в первую очередь блоггерам ТИА из "Уютного города", единственным, на мой взгляд, кто сегодня пытается хоть как-то повлиять на власть в сфере автодорог и общественного транспорта, поскольку ни с кем из них лично не знаком. Изложение достаточно сумбурное, с голоса, поэтому прошу извинить за возможные грамматические ошибки и стилистические погрешности.

Прежде всего скажу сразу, что не считаю маршрутки абсолютным злом, а считаю неотъемлемым компонентом в системе городского общественного транспорта, без которых не обойтись. Вопрос в другом : разновидности общественного транспорта должны не подменять друг-друга, а дополнять. Иначе говоря, ненадо заменять метро на тысячи маршруток( в этом случае они будут представлять зло), с другой стороны, невозможно построить ветку метро( ну, или пустить трам или тролл , какая разница ?) до каждого квартала на окраине города.( К слову, в Украине городские маршрутки часто имеют конечный пункт много километров за городом, и ничего, ездят! Просто власти там не ставят вопрос "выгодно это или невыгодно "предпринимателям, а ставят вопрос так : " вот вам жесткие условия и требования, устраивают- значит, выходите на линию и работаете, но если не устраивают- то не базарите и торгуетесь, а просто уходите, и вместо вас работают другие.Без вариантов. Это тот самый случай, когда "торг здесь не уместен". Без иронии.

Вот вроде бы о том же говорит и Насибуллин, но на деле, подозреваю, все окажется гораздо сложнее. В отличии от Насибуллина, я не считаю нынешнюю маршрутную сеть в Твери "не выгодна жителям" .Напротив, считаю, что маршруты в Твери , сложившиеся "во многом стихийно", в целом относительно удовлетворительна. Во всяком случае, с точки зрения связи городских окраин - такой разветвленной сети не было никогда, даже в Советское время( в Твери , во всяком случае) что, на мой взгляд, было большой ошибкой той власти-ориентир только на транспорт большой вместимости, хотя даже в те годы в стране несколько (!) заводов выпускали как раз автобусы относительно малой вместимости, "пазики", КаВЗ и "Кубани" , но места в системе городских пассажирских перевозок им, увы, не нашлось, в результате путь до ближайшей остановки на окраинах бывал и на полчаса.

Сегодня- другая крайность. Основной объем пассажирских перевозок по м а г и с т р а л ь н ы м направлениям в Твери осуществляется автобусами малой вместимости, пресловутыми маршрутками, которые мешают друг другу и прочим участникам дорожного движения , создают трудности для пассажиров.

Но КАК решить этот вопрос ?

Понимаете, здесь есть явное противоречие. Ведь перевозки на окраинах неизбежно менее рентабельны- километров больше, а пассажиров меньше чем в центре. Поэтому рентабельность таких маршрутов сегодня как раз и обеспечивается тем, что эти маршруты проходят через центр... Значит, надо думать, как повысить рентабельность и конкурентоспособность "периферических" маршрутов, выполняющих важные социальные функции и нужных жителям окраин. Всё-таки доводить эти маршруты до центра ? Льготы, дотации ? Я не знаю... И,к сожалению, не вижу пока предложений на этот счет и на страницах СМИ , при том, что темы общественного транспорта, как правило, вызывают большой интерес и собирают большое количество комментов( увы, часто пустых и беспредметных, как большая часть,особенно-самых первых комментов в том материале, о котором идет речь). Кто будет создавать новые маршруты? Опять чиновники ? А не сократиться ли в таком случае маршрутная сеть на периферии и не потеряют ли при этом жители окраин доступный и привычный им способ передвижения.

* Поэтому считаю важным : как бы стихийно не сложилась нынешняя маршрутная сеть, но никакие нововведения не должны ухудшить сегодняшнее положение ( в сущности, банальный и достаточно общий принцип). Иначе говоря : считаю, что конечные остановочные пункты сегодняшних маршрутов по большей части должна как минимум сохраниться, а в идеале- и дальше расширяться на периферию . Поэтому надо внимательно отслеживать эти вопросы, какую там схему предложат нам питерские планировщики ? Вот, может, энтузиасты с ТИА как раз и возьмут вопрос на "карандаш" ?

* Другая сторона вопроса: маршрутки, особенно "газели" и их импортные суррогаты в виде всяких "пежо" и "фордов" в м е с т о общественного транспорта большой вместимости, в центре города, на магистральных направлениях, в ц е н т р е города, на мой взгляд, зло, и с этим надо бороться.
Но не запретительными мерами.
А реальной конкуренцией с общественным транспортом. Улыбаетесь? Напрасно. Общественный транспорт вполне реально может вытеснить маршрутки .
Чтобы понять, о чем идет речь, надо посмотреть на вопрос с точки зрения психологии. В этой теме сегодня господствует множество заблуждений , и именно в отсутствии такого взгляда, по-моему, и заключаются многие сегодняшние проблемы ОТ. Попытаюсь коснуться основных заблуждений, некоторые из которых затронуты в блоге tverchela.

* А почему вообще люди предпочитают сегодня общественному транспорту маршрутки ? Самый частый ответ сегодня_ " потому что они ездят быстрее, чем ОТ". Но смотрите, какая интересная штука тогда выходит с точки зрения психологии. Казалось бы, это означает, что маршрутки удобнее жителям ? Ой ли ? Тогда почему же на страницах тверских интернет-ресурсов именно маршрутки вызывают такое большое количество отрицательных негативных эмоций пользователей,- здесь не надо никаких социологических исследований проводить, все совершенно очевидно даже "невооруженным" взглядом, пожалуй, сегодня только две темы вызывают вызывают столько негативных эмоций : темы мигрантов и маршруток. Вместе с тем, общественный транспорт не вызывает такого потока отрицательных эмоций, скорее, наоборот.* Поэтому говорить, что маршрутки лучше общественного транспорта не приходиться. Тогда почему же люди всё-таки садятся в маршрутки ? Скорость ? Не главное. Сегодня не 90 - е годы, когда ещё преимущество в скорости маршруток было существенным, сегодня в пробках стоят все, и разница в скорости движения ОТ и маршруток существенно снивелирована. Сегодня говорят " главное в пробку не попасть, лишь бы не стоять", а на маршрутке или на автобусе - не так уж существенно, разница редко больше 10 мин.окажется.

* Зато маршрутки имеют множество недостатков, которых лишен общественный транспорт. Я не перечисляю все,коснусь только некоторых, которым, на мой взгляд, не уделяют должного внимания. Во-первых, даже пресловутая "скорость " маршруток - а почему забывают сказать о том, что иногда наоборот, вместо скорости маршрутка еле -еле плетется, выстаивает на остановках , когда водитель заинтересован в том, чтобы "разорвать" дистанцию с впередиидущей маршруткой ? Так что бывает и скорость, а бывает-и черепаший бег, когда люди опаздывают на работу или по делам.
Маршрутку бывает трудно остановить и сесть в нее людям пожилого возраста.Особенно- в последнее время. Причина- перегрузка города маршрутками и бессистемность их движения , в результате чего на остановках иногда скапливается по нескольку маршруток сразу. Таких остановок по городу много, даже в самом центре, Тверской проспект (!), ну или вагонзавод . Смотрите, как часто выходит: остановке останавливается маршрутка(ну или автобус, не суть) , а то и две. А сзади идет маршрутка , нужная пассажиру, и он отчаянно голосует. Какие варианты бывают реально в такой ситуации ? Правильно, он либо обгоняет впередистоящие транспортные средства и останавливается в 20-30, а то и больше , метрах впереди , либо- останавливается на таком же расстоянии сзади, так что пассажир не знает, куда ему бежать, пожилым-особенно, прекрасно понимая, что ждать , пока он добежит, никто не будет, да бывает ещё и с места тронется, когда человек ещё только одной ногой в салоне стоит. А то и вовсе пролетают в левом ряду мимо остановки, чтобы обогнать тормознувшего конкурента, благо в центре сегодня многие маршруты дублируют друг-друга на больших отрезках маршрутах. Именно это является сегодня реальной проблемой для не такого уж малого круга людей. Им не так нужна скорость, как возможность по человечески войти в салон общественного транспорта ! Общественный транспорт, какой бы он ни был, по крайней мере гарантированно подъедет к остановке и остановиться там, где ему и положено, дав людям возможность спокойно войти и выйти, а не бегать за маршруткой. Поэтому многие пожилые люди предпочитают ОТ вовсе не из-за возможности бесплатного проезда.
* Салоны новых суррогатных "газелей"- "пежо" и "фордов", крайне неудобны, возможно- даже хуже, чем в "газели" ( ну, нормальной, 13-местной, а не кустарной переделке на 15 ) складывается впечатление,что вообще не приспособлены для перевозки пассажиров нормального телосложения- тесно, про багаж говорить и вовсе не приходиться. ОТ и в этом отношении имеет огромные преимущества.
* Про соблюдение ПДД и качественный состав водителей молчу- вот об этом-то как раз часто говорят.
Тогда почему люди ездят в маршрутках, когда общественный транспорт ходит полупустой ? Ответ прост: в отсутствии р е а л ь н о й альтернативы. И ответ этот лежит во многом в психологической плоскости.* Люди ездят на том, что едет. Иначе говоря, заведомо о р и е н т и р у ю т с я на тот транспорт, вероятность встретить который наибольшая. А теперь давайте посмотрим с этой точки зрения на расписание ОТ, возьмем для примера такие магистральные автобусные маршруты, как 30, 20, 21. Их расписание сегодня вывешено на каждом остановочном пункте, посмотрев на него, легко убедиться в том, что интервалы движения в течении дня очень разные: в часы пик в среднем 10-15 мин., зато примерно с 10-11 часов и до 3-4 - один, редко два автобуса в час, а в полдень и вовсе бывает НИ ОДНОГО (!) автобуса в течении часа , то есть стоять на остановке и ожидать в это время автобус просто бессмысленно ! С сугубо экономической точки зрения ( минимизация убытков) такая тактика, как ни странно- правильная . Выпускать на линию все машины в час пик, вести тех, кто не влезет в маршрутки, а днем- "обедать" , предоставив право маршруткам перевозит пассажиров по своим направлениям. Да, тупо с точки зрения при этом получиться, что убытки ПАТПА окажутся меньше, но при этом автобус становится не ОСНОВНЫМ видом транспорта на магистральных направлениях, а всего-лишь "подстраховывает" маршрутки в час пик. А теперь простой вопрос: на какой вид транспорта будете ориентироваться Вы ? Или представьте ситуацию, когда кто-нибудь спросит Вас, например, где-нибудь возле остановки "Вагонзавод", "скажите, а на чем отсюда можно до вокзала доехать ?" Вот что бы посоветовали Вы, конкретно? 30-й автобус ? Зная, что его даже по расписанию в определенные часы может не быть целый час ? Или 3-ю, или 223 -ю маршрутки, которые, в отличии от автобуса, ходят с завидной регулярностью, даже если они тесные, неудобные, дерганные...Понимаете, поэтому сегодня каждый день бесконечное количество раз на вопрос " а как туда доехать" звучит " садишься на такую-то маршрутку и едешь..." Постепенно происходит вытеснение самой идеи о том, чтобы ориентироваться на общественный транспорт.Ну зачем я буду кому то говорить, идите на 30-ку, зная, что ее можно не дождаться и час ? И ОТ приходиться довольствоваться случайными пассажирами.

* Вывод отсюда прост. Преимущества ОТ перед маршрутками не стоят ничего без внятного графика движения общественного транспорта. Общественный транспорт на магистральных направлениях НИКОГДА НЕ БУДЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ , ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ХОДИТЬ РЕГУЛЯРНО . Конкретно, применительно к данному примеру , касаясь 30-го маршрута : интервал движения должен быть одинаковым- 10 минут, не зависимо от времени дня. Только тогда люди постепенно начнут переориентироваться на ОТ, если будут знать, что больше 10 минут ожидать его не придется, и не окажутся в дураках, простояв на остановке 40 минут и пропустив с десяток идущих в том же направлении маршруток. Или- вообще убирать 30 маршрут. Так,как сейчас- так не надо. Или, или. Так же и по всем остальным м а г и с т р а л ь н ы м направлениям( по "периферическим" маршрутам, типа Литвинки, Элеватор -там другие принципы ). Без регулярного графика с интервалом движения не более 10 минут говорить о развитии ОТ в принципе бессмысленно. Когда ОТ начнет ходить регулярно, поверьте, у многих быстро отпадет желание садиться в тесный "форд" и ехать, упираясь коленями в спинку сиденья спереди...

* Кстати, при организации регулярного движения основных видов ОТ вопрос с избытком маршруток в центре постепенно отпадет сам собой- станет выгоднее работа на периферии ( где хоть и меньше пассажиров, зато и конкуренции меньше, а то и вовсе нет- пассажиров мало, зато все- твои). Сегодня же , наоборот, предприниматели ищут возможность не доезжать до конечных, а делают выручку в центре, где ввиду отсутствия регулярного движения других видов ОТ люди в ы н у ж д е н ы пользоваться маршрутками, делясь потом своими незабываемыми впечатлениями об этих поездках на страницах ТИА и других интернет- изданий :) Поэтому самый плавный и гуманный способ "выживания" маршруток из центра на периферию- это организация р е г у л я р н о г о движения ОТ .

Далее-вскользь.
* Вопрос прибыльности-убыточности ОТ ( в преломлении убытков ГЭТа и ПАТП). Неверная сама постановка вопроса. Дело даже не в том, что, например, борьба с эпидемиями не может приносить прибыль, однако не значит, что она не нужна. Или тот факт, что по Конституции здравоохранение в РФ бесплатное, и, следовательно, не может приносить прибыль, не означает, что оно не нужно. Дело не в убытках ПАТПа и ГЭТа, а в том, что городской транспорт- одна из ч а с т е й сложной системы, которой является город, и оценить , что в конечном итоге принесет прибыль, а что -убыток, можно только рассматривая всю систему целиком, а не отдельные части, т.е. подходить не только с точки зрения бухгалтерии ГЭТа или ПАТПа.
Простой пример, аналогия. Вот многим жителям города известно, что к недавно открытому на выезде из Твери по Волоколамскому направлению гипермаркету " Lerya Merlen" ежедневно с 8 до 22- 00, строго по расписанию, с интервалом в 30 минут , с четким временем отправления- каждый час и каждые полчаса- с ж/д вокзала отправляется б е с п л а т н ы й микроавтобус, который доставляет пассажиров прямо ко входу в магазин. Зачем это делается- хорошо понятно большинству,- увеличивая доступность, увеличивается количество покупателей и выручка . НО ! Попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому. Вот приходит в руководство "мэрленом" кто-то наподобие чиновников горадминистрации , желая уменьшить издержки начинает смотреть изолированно, какие подразделения дают прибыль, а какие - убытки. Вот именно при таком тупом взгляде , если рассматривать вопрос не в системе, а выдернуть какое-то отдельное звено, на первый взгляд может показаться, что эксплуатация микроавтобусов , подвозящих пассажиров, как раз приносит одни убытки- расходы гсм, оплата труда водителей, и т.п. Так же и город. Это сложная система. Только в отличии от приведенного примера с Merlen здесь менее очевидно, что на самом деле является убытком, а что инвестицией в будущее города.

* Ещё одно самое распространенное заблуждение, на мой взгляд, связано с верой многих в то, что ситуацию с маршрутками каким- то неведомым образом может исправиться, если на рынке маршрутных перевозок оставить только крупных перевозчиков. На мой взгляд, это не решит никаких проблем и может только ухудшить ситуацию. Исаев не перечислил этих "крупных " перевозчиков, но кто же они , на каких маршрутах работают ? А это как раз и есть 22-ой маршрут Исаева, кроме него- 8-ка, 55-ка. Ну и что скажите ? Вы на лица водил с этих маршрутов сперва посмотрите. Какие плюсы-то "укрупнения" ? Обычно говорят , дескать, что там машины в гаражах стоят и мол, медосмотр водители проходят. Ну и что с того? У Вас у самих (у большинства) есть машины, они что, в худшем состоянии , чем маршрутки содержаться ? У владельца одной , пусть даже двух-трех машин, может содержать машины в лучшем состоянии, чем на какой-нибудь частной базе. В добавок, для малого предпринимателя его работа- его хлебЮ особенно когда за рулем работает он сам.И отношение к работе - соответствующее, он хоть немного будет пассажирами и местом на маршруте дорожить. А у т.н. "крупных" перевозчиков водилы - в подавляющем большинстве наемники- гастеры , и психология, и манеры вождения которых соответствующие. Неужели хуже их окажется местный житель, владелец ПАЗика или Газели, на которой сам же и работает ? Предрейсовый осмотр? Прежде , чем писать всякую хрень, поинтересуйтесь хотя бы, к а к он проходит де-факто в "крупных" конторах ? Вы уверены, что у врача( нанятого этой же конторой- у "крупных" всё нанято) находиться время хотя бы дотронуться до пульса каждого водителя, не говоря уж о том, чтобы измерить давление ? В то время как малый предприниматель обычно заключает договор и приезжает на предрейсовый осмотр в какую-либо мед.организацию, и осмотр( часто- реально) проводит врач, не подчиненный предпринимателю. "Крупных" легче контролировать ? А чем , собственно ? При правильной организации и адекватном контроле, что вполне позволяет современная электронника, вообще не должно иметь никакого значения, как, кстати, и форма собственности перевозчика- МУП или частник ?
Условия ставит город. Например, маршрут такой-то. Время начала движения-х, окончания-у, интервал движения-я , отправление с конечных-во столько-то.Контроль- ГЛОНАСС на каждой машине, без ГЛОНАССА- вообще до свидания, даже разговоров быть не должно. И пусть тогда работает кто угодно, но лишь до тех пор, пока полностью выполняет поставленные городом условия, а не диктует свои. К укрупнению предпринимателей не надо стремиться искусственно, это- вообще естественный рыночный закон- централизация капитала дает е с т е с т в е н н ы е преимущества в рыночной среде, и меры-то надо принимать как раз не по укрупнению, а по защите малых предпринимателей . На заре становления на маршрутках работали в основном местные жители, когда же стали появляться "крупные" перевозчики, владеющие десятками машин, тогда и появились гастеры за рулем.
И теперь вбрасывают идею зачистить под этих "крупных перевозчиков " весь маршрутный рынок Твери ! :(( Кстати да, и с властью( администрация там, или УГАДН) "договориться" нескольким крупным будет гораздо проще, чем сотням "мелких".
* Насчет бунта- да не будет никакого бунта. За деньги не бунтуют . Какой бунт, если Блинова за раздачу ленточек повязали ? Вдобавок это- не Блиновы и не Суетины и не другороссы-лимоновцы, готовые за свои идеи идти в тюрьму, этим нескольких дней в СИЗО окажется достаточным для того, чтобы следователю приходилось в поте лица успевать записывать показания. Нет, бунт тут не возможен, это даже смешно.
Но возможно другое, опыт имелся в других регионах РФ. Давление, подкуп и даже убийства чиновников и директоров транспортных предприятий. Вот это - гораздо реальнее, чем какой-то там "бунт".
Ведь сегодня в соотв.с 131 - ФЗ в городах общественным транспортом ведает совсем небольшой круг чиновников, которых теперь не могут контролировать местные думы и в результате решение многих вопросов зависит исключительно от чиновников. Начальник дептранса, директор ПАТП, директор конкурирующей фирмы... Когда решение какого-то вопроса зависит исключительно от чиновников, и никакие органы местного самоуправления не могут никак повлиять на эти решения, всегда будет соблазн "договориться" с чиновниками "по-хорошему", а не то... Ведь взятки иногда берут даже не по жадности, а скорее из трусости, т.к. вопрос стоит в плоскости "или хорошая взятка, или - неприятности".Которые могут оказаться для кого-то немалыми в сфере, где крутятся миллионы. Многие ( даже из членов инициативной группы ТИА ) смогут выдерживать такое давление? Хотя надо ясно понимать, что почти л ю б о е крупное решение в этой сфере неизбежно затронет чьи-то интересы. Ну, например, открытие нового маршрута ОТ с 10-минутным интервалом ? :) Поэтому даже для самих чиновников будет полезнее ситуация, когда основополагающие вопросы организации ОТ в городах будут решаться на уровне представительной власти, коллегиально, это выведет чиновников из-под пресса предпринимателей , и им останется только выполнять принятые решения. подкупить Думу и оказать на нее давление всегда сложнее , чем отдельных чиновников. Уже поэтому 131-ФЗ нуждается в отмене или в коренной переработке.

* Пугалки про то, что к нам придут предприниматели из Москвы и поднимут цены . А почему, собственно , они их должны понять? Откуда такая уверенность ? Я полагаю, что в случае прихода предпринимателей из Москвы и Питера , имеющих позитивную репутацию, по всем законам рыночной экономики, в результате конкуренции цены, наоборот, как раз должны снижаться. Не верю я в то, что от этого цены повысятся! Скорее, чья-то прибыль упадет .
Полагаю, надо наоборот, активно искать и привлекать желающих работать на тверском маршрутном рынке. Это раньше говорили , мол, "не надо нам москвичей, своим негде работать, мол, заводы позакрывали все...".
Но сейчас-то ситуация совсем иная.Какие "свои" ? Всех своих уже вытеснили "крупные", у которых мигранты-наемники за рулем. Ну и пусть их вытесняют, лишь бы цены за проезд не росли. Но цены-то устанавливают не москвичи- они могут по своей воле только снижать их, но не поднимать.

Подпишись на нашУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх