25 Апреля 24, 13:21
Блоги, Общество
13 Мая 2013, 14:09

НЕдоступная среда

Или как «инвалиды от ума» решали проблемы людей с ограниченными возможностями


В своем блоге я уже не раз поднимал тему акции «Затянуть в паутину» (о ней можно почитать здесь), нацеленную на людей с ограниченными возможностями, по результатам общения с которыми и родился данный пост. Отдельно встретился с Олегом Образцовым, который не первый год борется за права инвалидов. Его борьба напоминает битву с ветряными мельницами.
Речь, как многие уже догадались, пойдет о реализации на территории Тверской области программы «Доступная среда». Хотя, на мой взгляд, ее правильнее будет называть «недоступная среда», «издевательство над людьми с ограниченными возможностями»: аналогичных сравнений подберу с дюжину.

Предисловие. Встреча.

Не так давно побывал в гостях у инвалида III группы Олега Борисовича Образцова. Этот человек знает о проблемах инвалидов все. Потому что пришлось втянуться во все бюрократические заморочки и столкнуться с полной несправедливостью к людям с ограниченными возможностями.

Образцов находится «в теме»: он написал кипу бумаг чиновникам: начиная от администрации предыдущего губернатора и заканчивая нынешним правительством. Такую же кипу он получил в ответ, вот только как была доступная среда недоступной для инвалидов, так таковой и осталась. Пока я общался с Олегом Борисовичем и вникал во все документы, представленные им, волосы вставали дыбом.

Доступная среда. Часть первая: куда уходят миллионы?

Итак, Тверская область является одним из трех регионов, которые участвуют в пилотном проекте «Доступная среда». Только в 2012 году на финансирование данной программы выделено 763 миллиона рублей (379 миллионов предоставил федеральный бюджет, более 383 миллионов - средства консолидированного бюджета региона). Деньги, как видим, немалые. Пытался найти на просторах интернета данные о средствах, выделенные на 2013 год, – не нашел, а может быть плохо искал. Неважно. Главное, куда уходят эти средства?
По словам Образцова, изначально заказчиками программы «Доступная среда» должны были выступать сами инвалиды. Кто-кто, а уж они-то точно знают, как облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями.
Но за распределение финансовых потоков взялись не инвалиды, а чиновники из областного правительства. Хотя, с другой стороны – и не жалко вроде. Какая разница кто, лишь бы был результат.
Но не тут-то было. Деньги вроде выделяются, но системного подхода к проблемам инвалидов нет. Социальное положение этой категории граждан только ухудшается. А средства в основном идут на общегородские нужды: небольшие ремонты, пластиковые окна в больницах, пандусы, зачастую, ведущие в никуда, закуплены специальные троллейбусы и автобусы, которые нередко ездят не по времени, да и не всякий обслуживающий персонал выйдет, чтобы откинуть пандус. Об этом уже были репортажи в тверских СМИ: «Среда осталась недоступной».
Отдельная тема – ремонт остановочных комплексов, якобы заточенный под нужды инвалидов (об этом чуть ниже). Все это, безусловно, важно и нужно, но проблемы людей с ограниченными возможностями не просто не решает, а зачастую, наоборот, осложняет.
Хорошо, когда в палате есть пластиковые окна, но людям куда важнее получить лекарства, качественное медицинское обслуживание, свободно передвигаться по городу, хотя бы беспрепятственно подняться на второй этаж той же больницы, добраться до ближайшего банка, магазина… А вы видели хоть раз инвалида-колясочника в наших супермаркетах, на почте, в банке? По роду деятельности не раз бывал за границей. Так, например, в Америке те же инвалиды-колясочники встречались везде: на улицах, в магазинах. И где они у нас? Не может же быть такого, что у нас меньше людей с ограниченными возможностями, чем в той же Европе и Америке?

Что есть

Как должно быть

Возвращаясь к остановкам… Еще в прошлом декабре в 20-тиградусный мороз, дабы освоить деньги по «доступной среде», прямо в снег и грязь гастарбайтеры возводили «новые» остановки и прилегающие к ним территории как бы специально для людей с ограниченными возможностями, хотя до этих остановочных комплексов еще нужно добраться. Мне, например, на велосипеде-то трудно ездить по городу, не говоря уже про мам с колясками, а тем более про инвалидов-колясочников. Весна наступила, снег сошел. И что мы видим:

Теперь тут даже здоровые люди пройти не могут, не то, что инвалиды. И таких фотографий по городу можно сделать не один десяток.
Так и хочется попросить чиновников, осваивавших средства по «доступной среде», сесть в инвалидную коляску и показать мастер-класс езды по городу, особенно, когда на пути ни с того, ни с сего возникают вот такие паребрики:

Из-за таких паребриков инвалиды-колясочники (те немногие, которые несмотря ни на что стараются самостоятельно передвигаться по городу) вынуждены ездить прямо по магистральным улицам, подвергая свою жизнь опасностям и рискуя спровоцировать ДТП.
А вот, что удалось заснять чуть более месяца назад:

Тоже бы с удовольствием посмотрел, как чиновники паркуются под этим знаком. Как видно по фото выше, городская среда более чем доступна: все сделано для инвалидов (и не «для галочки»), и почти миллиард бюджетных денег, конечно же, освоен не зря.
Но все-таки лучше, когда это выглядит так:

Доступная среда. Часть вторая: Льготы на лекарства.

Льготы на лекарства – это уже, скорее, миф, нежели реальность.
Не секрет, что льготники периодически сталкивались с проблемой получения лекарств: случалось, что их просто не было в аптеках. В итоге многие были вынуждены отказаться от льгот ради денежной компенсации. При этом сами лекарства дорожают, а деньги взамен льгот не индексируются. Но и тут тверские чиновники нашли к чему придраться. Вот интересный материал со встречи тверского губернатора и президента РФ еще в декабре прошлого года (источник: здесь)
«Президент РФ Владимир Путин намерен поручить Минздраву разобраться с ситуацией, когда люди с социально значимыми заболеваниями отказываются от льгот на федеральном уровне, но затем, получив вместо них денежную компенсацию, могут воспользоваться теми же льготами в своем регионе.

Во время встречи главы государства с губернатором Тверской области Андреем Шевелевым участковый врач-терапевт поликлиники №1 городской клинической больницы №7 Елена Бобкова обратила внимание на вопрос льготного лекарственного обеспечения. По ее словам, граждане с социально значимыми заболеваниями, такими как сахарный диабет, бронхиальная астма и другими, имеющие инвалидность, могут отказаться от льгот на федеральном уровне и получить денежную компенсацию, однако получать те же льготы в виде бесплатных лекарств у региона. Таким образом, по ее словам, получается ситуация двойного финансирования, денежная нагрузка переходит на региональный бюджет и тем самым ущемляются права региональных льготников, которые имеют тоже социально значимое заболевание, но не имеют группы инвалидности.

"То есть вы мне сейчас говорите о том, что есть группа граждан, которые пользуются федеральными льготами, имеют социально значимые заболевания, они могут отказаться от этого, монетизировать свои льготы, взять деньги, а потом прийти в регион и там получить то же самое", - уточнил Путин.

"Да, и получается, что они ставят в такое положение региональных льготников. Я считаю, что это не совсем правильно. Ущемляют их интересы", - сказала врач.

"Хорошо, обязательно с Минздравом разберемся", - сказал президент».

По словам Олега Образцова, тверской губернатор не стал дожидаться решения президента, и сразу по возвращению в Тверь «разобрался» по-своему: отменил региональные льготы на лекарства инвалидам, отказавшимся от федеральных льгот в пользу денег.
С одной стороны, справедливо. С другой, – речь все-таки идет о гражданах с социально-значимыми заболеваниями. Это, помимо сахарного диабета и бронхиальной астмы, еще и туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатит В и С, ВИЧ, онкология, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
Впредь большинство из таких больных имеют лишь мизерную денежную компенсацию. А ведь многие из вышеперечисленных заболеваний являются вирусными. И, во избежание очагов распространения заболеваний, этим людям нужно лекарства не просто выдавать, а обязывать их применять. В Тверской же области льготы отменены.

Доступная среда. Часть Третья: «бесплатная помощь»:
«Помоги себе сам» - вот и вся бесплатная помощь для людей с ограниченными возможностями. Так уж сложилось, что «узкие специалисты» - отоларингологи, ревматологи, неврологи и другие – не посещают малоподвижных инвалидов на дому. Людям ничего не остается, как приглашать врача на дом за 800-900 рублей.
Еще один бич – так называемое «социальное такси». По словам Образцова, для перевозки инвалида в больницу на муниципальном «социальном такси», не оборудованном подъемником и без персонала, необходимо заплатить 450 рублей, что в четыре раза дороже обычного такси. Можно бесплатно, но тогда нужно записываться на услуги перевозки за несколько дней. И о какой тогда мобильности здесь можно говорить?
Немало проблем и в самих больницах. В стационарах отсутствуют палаты, оборудованные под инвалидов. Сходить в туалет, помыть руки – огромная проблема. Но самое страшное в том, что в наших «здравницах» практически нет медперсонала (так называемых нянечек) по уходу за больными инвалидами. Даже покормить беспомощных людей зачастую некому. Со слов Образцова, эти «услуги» в ряде больниц оказывает младший персонал - чуть ли не технички/уборщицы – и, конечно, не бесплатно: покормить – 100 рублей, помыть – 500 рублей.

Доступная среда. Часть Четвертая: «ЖКХ»
Тяжелейший удар по материальному положению семей инвалидов нанесла очередная монетизация льгот на услуги ЖКХ, которую провело правительство Тверской области в 2011-2012 годах. Инвалидов – владельцев приватизированных квартир – приравняли к владельцам частных домов и коттеджей. Теперь инвалиды оплачивают 100% плату за лифт (даже если проживают на первых этажах), круглогодично оплачивают содержание общего имущества многоквартирного дома. При этом люди с ограниченными возможностями в десятки-сотни раз реже появляются в местах общего пользования в домах, нежели здоровые. И, как следствие, используют эту инфраструктуру меньше. Получается, и платить должны пропорционально использованию.
Интересен факт, что льгот многих инвалидов Тверской области лишили еще в 2011 году, однако данная поправка была утверждена на федеральном уровне (которая лишила инвалидов льгот по квартплате в многоквартирных домах) лишь 20 июля 2012 года. Получается, что соцзащита обязана вернуть инвалидам полученные деньги по ЖКХ за период до 1 августа 2012. Но, насколько мне известно, эту разницу никто так и не вернул.
Также получить жилищную субсидию стало сложнее. Для инвалидов они установлены, когда расходы на ЖКХ превышают 18 % от дохода семьи. Для сравнения: ветеранам труда – 15 % от дохода семьи.
А между тем материальное положение людей с ограниченными возможностями в Тверской области лишь усугубляется. С 1 апреля 2013 года пенсии инвалидам проиндексированы всего-навсего на 5,1 %, зато проезд в общественном транспорте подорожал на 16%, Единый проездной билет – на 400% (вместо 64 стал стоить 240 рублей). Одновременно с этим соцзащита переходит на платные услуги за помощь по хозяйству одиноким инвалидам…

Выводы…

После разговора со многими людьми с ограниченными возможностями, пришел к такому выводу: на средства, что были выделены на «доступную среду» можно было бы построить единый Центр. Здесь бы инвалид мог оплатить услуги ЖКХ, отчитаться перед налоговой службой, получить необходимые справки и консультации по многим вопросам, а не ездить по всему городу в поисках того или иного документа, преодолевая «доступную среду». К тому же, гораздо дешевле будет оборудовать пандусами и другими необходимыми средствами для инвалидов лишь одну больницу, чем это делать разрознено: в различных мед - и госучреждениях города, обслуживающих людей с ограниченными возможностями.
В Центре по определенным дням осуществлялся бы приезд врачей разных направлений. Здесь можно было бы разместить культурно-досуговый центр, где инвалиды общались бы друг с другом и чувствовали себя полноценными людьми, о которых заботится государство. К примеру, подобный центр можно было бы создать на базе той же больницы №5 на Речном вокзале. А для инвалидов, желающих приехать в Центр, можно было организовать спецтранспорт с жестким графиком и специально обученным персоналом.
Причем, для этого потребуются всего лишь пара-тройка спецмашин, вместо покупки большего количества троллейбусов и автобусов, которые не могут до конца решить транспортные проблемы инвалидов.
В Тверской же области выделенные средства непонятным образом истрачены – а доступнее среда не стала. Возникает вопрос, куда же все-таки ушли деньги на реализацию этой программы?
Где в нашем городе можно встретить хотя бы такие пандусы:

На мой взгляд, средствами, что были выделены по программе «Доступная среда», просто-напросто заткнули дыры в бюджете на другие общегородские нужды. Ремонты в больницах, остановки и прочее, конечно, дело важное и нужное для города, но к доступной среде это имеет весьма удаленное отношение. Как вы думаете, эту программу либо разрабатывали «инвалиды от ума», либо средства осваивались не совсем чисто, либо..?


Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх