Автор

tverchel

Блог

tverchel

Энергоэффективность домов в Твери. Будем платить больше или меньше?

tverchel, 11 Августа 2011, 08:01
, 28

Всем нам - жителям России (и Твери в частности - ибо мы в очередной раз бежим впереди паровоза) власти готовят новые "приключения". По задумке своей благие и разумные. И как всегда возникают вопросы. Может быть это очередной пиар-шум инновационной волны или серьезная стратегия? И на какие средства и зачей счет сей "банкет"? Итак - энергоэффективность.

Вступил в силу приказ Минрегиона РФ об утверждении Правил определения классов энергоэффективности многоквартирных домов. Он дает старт реализации 12-й статьи 261-го Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". Таким образом, на фасадах практически всех российских домов, строений и сооружений рядом с названием улицы и номером здания должна появиться белая табличка с указанием класса энергетической эффективности объекта, а все дома получат энергетические паспорта. Исключения минрегион пока сделал только для памятников истории и культуры, временных построек, объектов индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых домиков, строений и сооружений вспомогательного использования.

Нормотворцы предусмотрели семь классов энергетической эффективности: A, B, B+, B++, C, D, E. Дома с самым высоким классом А потребляют минимум энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. Вычислять показатель будут исходя из среднегодового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также архитектурных и конструктивных особенностей здания. В зависимости от того, какой литерой обозначат здание, станет ясно, сколько энергии тратят жильцы конкретного дома за год. Понятно, что собственникам и квартиросъемщикам домов с классом Е придется особенно сильно раскошелиться на оплату коммунальных услуг.

Принимаемые в России меры повторяют европейскую практику, там для каждого здания разрабатывают индивидуальный энергетический паспорт. В нем - вся необходимая информация по уровню потребления энергии.Разница в оплате коммунальных услуг между жильцами тех или иных зданий может быть очень значительной и доходить до 50% и более.

Тверские эксперты сошлись во мнении, что таким способом власти пытаются популяризировать среди населения идею энергосбережения. Однако финансовые инструменты для реализации этой важнейшей программы гражданам пока не предложены. Большая часть населения (во всяком случае Тверской области) не готово к повышению стоимости жилищно-коммунальных услуг, - говорит председатель комиссии гордумы по проверке участия администрации Твери в деятельности предприятий ЖКХ С.Делаков. - Нововведения, безусловно, подстегнут модернизацию отрасли, но вопрос в том, где взять на это финансовые средства. Ведь для того, чтобы ТСЖ смогло перевести свой многоквартирный дом в более высокий класс, нужны "длинные" деньги. Полагаю, необходимо разработать специальную федеральную программу льготного кредитования тех, кто намерен повысить энергоэффективность своего дома. В противном случае все сведется к точечному ремонту "узких мест".

Ранее аналогичная процедура была запущена в отношении бюджетных учреждений. Все они в срок до 1 января 2013 обязаны оформить энергетические паспорта. Документ составляют по результатам обязательного энергетического обследования. По его итогам учреждению выдают рекомендации, направленные на экономию ресурсов.

Новшества, разумеется, повлияют не только на жилищно-коммунальный сектор региона, но и на строительно-архитектурную отрасль, риелторов, оценщиков, банковский и даже страховой рынки. Так, строители и проектировщики уже сейчас в недоумении: им придется выдерживать своеобразный "график повышения энергоэффективности". Ведь согласно упомянутому приказу минрегиона, в этом году возможен ввод в эксплуатацию зданий только с минимальным классом энергоэффективности С (уровень удельного энергопотребления относительно базового значения - от плюс пяти до минус десяти процентов). Начиная с 2012 года класс энергоэффективности новостроек должен быть не ниже В (уровень удельного энергопотребления меньше еще на 11-25 процентов), а с 2016-го - В+. Проектирование зданий с классами энергоэффективности С (нормальный), D (пониженный) и Е (низкий) вообще будет запрещено.

В раздумьях и руководство управляющих компаний. Для того чтобы привести обычный многоквартирный дом в рекомендуемое нормативами состояние, необходимо в течение ближайших 5-7 лет снизить уровень энергозатрат на его эксплуатацию на 40-60%. Лишь в этом случае жители не будут переплачивать. Как этого добиться, если жилой фонд тверских городов продолжает ветшать, а инженерные сети изношены на 70-80 %? Вместо ответа на этот вопрос сотрудник одной из управляющих компаний напомнил корреспонденту "РГ" классическую фразу: "Суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения".

А вот риелторы разошлись в оценках того, насколько существенным окажется влияние законодательных новшеств на рынок недвижимости. Одни полагают, что класс энергоэффективности дома может стать дополнительным параметром в процессе подбора жилья для клиентов, то есть напрямую влиять на рыночную стоимость квартиры. Как только систему классов станут массово внедрять, появится и соответствующий критерий оценки стоимости квадратного метра такой недвижимости. Другие, напротив, утверждают, что это влияние будет минимальным, особенно для продавцов и экспертов.

Риелторы, оценщики, специалисты в области ЖКХ и энергосбережения и без белых табличек на домах прекрасно ориентируются в ситуации и с первого же взгляда могут сказать, какой дом хорош для жилья во всех смыслах, а какой не очень, - говорит директор одного из агентств недвижимости Твери. - На мой взгляд, в сложившихся условиях наибольшую выгоду получат те, кто будет изготавливать эти таблички. Также, не могу утверждать, что введение понятия "классность домов" повлияет на ценообразование на рынке. К примеру, с точки зрения энергоэффективности хрущевка значительно эффективнее панельных домов. На цену жилья влияет спрос, рождаемый возможностями покупателя, а не его желаниями.

Но все эксперты сходятся во мнении, что энергетические паспортизация и классификация жилого фонда - это следующий логичный шаг после повсеместного внедрения счетчиков. Нужно понимать, говорят они, что установка приборов учета означает не экономию как таковую, а контроль потребления энергоресурсов. После того как все приборы учета будут установлены, специальные организации проведут энергоаудит зданий и начнется оформление энергетических паспортов. А затем жилой сектор должен быть приведен в соответствие с нормами энергопотребления. И в перспективе главным стимулом внедрения энергосберегающих мер должно стать не государство в лице контролирующих инстанций, а сам рынок.

Впрочем, сколько-нибудь заметной нервозности в связи с ситуацией в Тверской области пока не наблюдается. И это понятно, почему: тем, кто строит или продает дома, поставляет энергоресурсы или оказывает услуги по содержанию домов, еще только предстоит пройти самый сложный период апробации новшеств, наработать первоначальный опыт. Что касается жильцов многоквартирных домов, то они в абсолютном большинстве слово "энергоэффективность" даже выговаривают пока с трудом. В крайнем случае слышали его в официальных сообщениях по центральным телеканалам. Максимум, на что хватает рядовых плательщиков, так это на установку приборов учета. А о том, что протекающие крыши и дырявые трубы непременно спровоцируют рост сумм платы за ЖКХ, пока задумываются лишь немногие грамотные старшие по домам и подъездам.

К слову: Максим Сульман, руководитель Агентства энергоэффективности РЭК Тверской области, подчеркнул: "Единой политики в области энергосбережения на сегодняшний день в регионе не существует. Есть предприятия, Управляющие компании, ТСЖ, есть лидеры, которые заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий. Но все живут своей жизнью".

Впрочем, РЭК признает, что полностью информацией не владеет. Сейчас использует методы убеждения, со следующего года сможет штрафовать. От 30 до 600 тысяч рублей для должностных и юридических лиц, от 5 тысяч - для частных. Учиться экономить лучше уже сейчас.. (http://tver.rfn.ru/rnews.html?id=18296)

Оцените статью
   0  0

Комментарии (28)


  • 12:00 11 Августа 2011
    6 0
    Энергосберегающие лампочки. Желательно современная не слишком жрущая электричество домашняя техника. Все в пределах собственной квартиры. А с остальным можно не париться. Когда и за что мы платили меньше? Будет только больше. За все. Инфляция и неуемный аппетит всяких разных поставщиков электричества, воды и прочего. Пошушарить бы прокуратуре себестоимость их услуг - наверное много интересного выскочило бы.

  • 12:29 11 Августа 2011
    3 0
    Вопрос вот в чем. Допустим вы собственник квартиры в доме (постройки 70-90х гг), добросовестный покупатель или приватизатор жилья. И вот сегодня Вам говорят, что данный дом энергонеэффективный (класс С и ниже), и следовательно Вам повышаются коммунальные платежи. ..."Разница в оплате коммунальных услуг между жильцами тех или иных зданий может быть очень значительной и доходить до 50% и более!!!!"... А с какого такого перепуга я должен вдруг начинать платить больше? На момент покупки - это был самый обычный типовой дом. Вот если я осознанно покупаю собственность в энергонеэффективном здании после принятия таких норм (2012 г.), тогда "да", я был предупрежден и это мой выбор. Но не иначе. Далее. Повышение энергоэффективности - это не только "Энергосберегающие лампочки", которые, кстати, тоже прекрасно перегорают и т.д. (но здесь не об этом). Это еще: Реконструкция отопительной системы, Утепление чердака, Утепление подвалов, Утепление внешних стен здания, Улучшение теплоизоляции труб, Уплотнение окон в помещениях общего пользования дома. Прикиньте стоимость! И за чей счет "банкет"? За наш полностью или муниципалитет вложится (тоже наши деньги, кстати)? Энергетики точно ни рубля не дадут!

    • 17:10 11 Августа 2011
      0 2
      "Разница в оплате коммунальных услуг между жильцами тех или иных зданий может быть очень значительной и доходить до 50% и более!!!!"... А с какого такого перепуга я должен вдруг начинать платить больше? --- Какая-то не совсем верная Ваша трактовка. Чем более энергоэффективный дом, тем меньше житель этого дома платит за коммуналку. это происходит из-за того, что допустим стены утеплены => теплопотери меньше => не так надо обогревать => потребление тепла по приборам учета меньше => меньше платите. И так за все. поменяли трубы в дома => реже рвутся => меньше потери воды => меньше потребление по общедомовому счетчику => меньше платите. Почему с таким неговоданием воспринимаете это? И таким образом допустим человек покупает себе квартиру. Выберет же ту, где коммуналка будет ниже, а ниже она может быть если в доме проведен кап.ремонт (это для старых построек). На мой взгляд очень логично все

      • 18:13 11 Августа 2011
        1 0
        Ключевой момент. Жильцы не занимались поинижением энергоэффективности дома - он уже такой построен государством (!) до введения этих (разумных по сути, но спорных по реализации и финансам) предложений. И почему теперь меняються правила? Вот пример: Жильцы (собственники) собрались и реконструировали свой дом - добились уменьшения теплопотерь и т.д. - т.е. увеличили энергоэффективность! Молодцы. Вот и давайте таким понизим платежи на 50%. А остальным оставим их на прежнем (итак высоком) уровне! А у нас что? Нет счетчиков, тогда +10%, а через год +20% к тарифам! Разницу чувствуете? Далее - все вопросы об энергоэффективности к жителям и собственникам. А сами энергетики не хотят занаться энергосбережением в свое епархии - теплопотери при транспортировке от ТЭЦ до жилья от30 до 50 % А сколько миллиардов кубов попутного газа сжигают при добыче углеводородов? Так нет же - опять население заплатит, а мы бонусы и дивиденды увеличим...

        • 09:07 12 Августа 2011
          0 0
          Тарифы для населени едины. Хочется платить меньше - установите приборы учета воды - хорошая штука - реально экономит, а если к этому еще и на краны датчики поставить - так вообще, а не включил воду, намазал пасту на щетку, и пошел по комнатам телевизор смотреть, пыль вытирать, а вода льется - так вообще прелесть. в коридор очень удобно датчик движения на свет поставить, а люстры с диодными лампочками (мне больше симпатизирует нежели энергосберегающие - долго загораются) и выглядит современно и расход э/э меньше

          • 12:46 12 Августа 2011
            1 0
            Вот несколько вопросов: 1. Срок окупаемости счетчиков с учетом в оплате тарифов какой? 2. При оплате по тарифу (без счетчика) жители итак оплачивают очень завышенные объемы той же воды (с учетом всех потерь на магистралях до потребителя) и по недешевым тарифам. Так не энергетики ли должны в первую очередь озаботиться вопросами энергосбережения? Они что-то не очень приветствуют те же индивидуальные счетчики... 3. Датчик движения приводит к тому, что лампы работают в прерывистом режиме, и таким образом вся экономия и долговечность энергосберегающих ламп сходит на нет (оптимальный режим - непрерывного горения, а не постоянный розжиг/отбой/розжиг)... 4. Цена и распространенность светодиодных ламп - озвучить не хотите?

            • 14:29 12 Августа 2011
              1 0
              1. Счетчик воды стоит около 1500 с установкой и оформлением всех бумажек. Окупается за полгода, максимум. 2. В том то и дело что оплачивают и потери воды, а так Вы будете платить только за свое пользование. А потери и так уже в тариф заложены. 3. пару лет назад то ли в MythBusters, то ли еще в чем-то сродни этому доказывали, что нет разницы постоянно ли горит лампочка или включается/выключается. 4. http://www.altalusse.ru/catalog/177/ - такого плана люстры в эдисоне точно продаются и цены вполне демократичные, и выглядят современно. У меня дома такая - ярко светит и красиво

              • 17:48 12 Августа 2011
                0 0
                Все понял. Спасибо.

  • 12:32 11 Августа 2011
    0 0
    Схема - предлагаемая жителям: Собственник здания или жители - решение начать реконструкцию объекта и делегировали представителя от жителей (заказчика) на проведение опроса цен и заключение договора о проведении энергоаудита. Запрашивают данные о ежегодном потреблении тепла в МгВт у поставщика. Сертифицированный специалист анализирует данные о ежегодном потреблении тепла на 1м2 дома и проводит предварительное обследование дома (обследование состояния структурных элементов дома, швов, состояния коммуникаций и степень их износа). Энергоаудиторы (независимые консультанты) разрабатывают концепцию с анализом альтернатив и бизнес-план для получения заказчиком кредита, разрабатывают конкурсную документацию или проводят ее экспертизу. Заказчик организуют собрание жителей, на котором принимается решение взять кредит, выбрать мероприятия по энергоэффективности из отчета энергоаудита, обращается в банки, представляют бизнес-план, ищут КРЕДИТ, объявляет конкурсы на строительство и надзирают за тем, чтобы в условия конкурса были включены также вопросы качества и энергоэффективности. Проектировщики разрабатывают проект, если это необходимо. Поставщики в опросе цен или в конкурсе на поставку материалов или оборудования. Опрос цен устраивает заказчик. К определению победителей привлекать энергоаудиторов. Поставщики материалов и оборудования, победившие в конкурсе, поставляют оборудование высокого качества. Строители участвуют в опросе цен или в конкурсе на установку (монтаж) материалов или оборудования. Опрос цен устраивает заказчик. К определению победителей необходимо ппривлекать энергоаудиторов. Энергоаудиторы или проектировщики осуществляют надзор за реализацией проекта. Энергоаудиторы проводят мониторинг энергопотребления здания путем сбора данных о потреблении энергии и рекомендации дальнейших улучшений.

    • 12:54 11 Августа 2011
      2 0
      Знаете, так на вскидку... Информация, конечно, полезная. Но возникает вопрос - ну чего лично я должен заниматься и вникать в весь этот дурдом? Я прихожу вечером с работы. Утром туда же. Выходные хочется провести с семьей. Большинство так. Государство многие десятилетия занималось в том числе и ЖКХ. Дозанималось... Родило систему УК. Получился выкидыш. На нас потихоньку взваливают все. Мы платим за ЖКХ, за образование, за медицину и прочее. Все больше и больше и этот процесс бесконечен даже в силу инфляции. Не проще ли государству определиться - либо оно, либо мы. Т.е. честно сказать - мы этим не занимаемся. Расхлебывайтесь сами. Но тогда и я могу вполне справедливо поставить вопрос - с какого рожна я плачу вам налоги? Отдайте мне все, а я сам буду копить себе на пенсию, платить врачам,если обращусь, платить учителям и так далее. Вопрос принципиальный. Если государство не снимает с себя свои функции, то пусть и контролирует процесс, в том числе и тот, о котором вы написали. Контролеров хватает. В том числе и из прокуратуры. Просто работать всем надо.

      • 13:15 11 Августа 2011
        2 0
        ..."На нас потихоньку взваливают все... Не проще ли государству определиться - либо оно, либо мы. Т.е. честно сказать - мы этим не занимаемся. Расхлебывайтесь сами. Но тогда и я могу вполне справедливо поставить вопрос - с какого рожна я плачу вам налоги? ".... Очень согласен. На носу выборы, и данные прожекты уже полезно знать всем нам, дабы спросить пока не поздно у властьимущих обо всем (и Ваш вопрос задать тоже!). Ну и сделать выводы и осознанный ВЫБОР - даже из того убого "политменю" что есть.

  • NPC
    12:46 11 Августа 2011
    3 0
    Я прочитал и ужаснулся. Мало того что у нас в городе табличек с номерами домов в достаточном числе нет, это как говорится мелочь. Но энергоэффективность дома........ Вот живу я в панельке, которую моим родителям дало родное государство за работу на вредном производстве и вдруг оказывается что я должен платить больше денег чем другие. Возникает вопрос, если я эту квартиру не покупал, а получил от родителей которые получили от государства, то пусть государство изволит компенсировать разницу между тарифами, как главный и единственный на тот момент подрядчик и строитель моего дома. А то получается, как плохое жилье строить так оно может, а как платить за его доведение до нормативных показателей так не может. Такая детская позиция, что ппц.

  • NPC
    12:52 11 Августа 2011
    4 0
    Или другой вариант Есть хрущевка, которая на 70% состоит из квартир которыми владеют пенсионеры у которых нет денег на хорошие окошки и технику с низким потреблением ресурсов. То есть пенсионерам льготы дадут, что на них высокие тарифы распространятся не будут. И главное что УК не собирается проводить такую реконструкцию дома, которая позволит снизить уровень потребления ресурсов. А в итоге кто будет платить? Еще раз убеждаюсь, что добра от наших законов ждать глупо, лучше купить участок, построить дом и поставить туда многотопливный котел, пробурить скважину, то есть фактически создать аналог средневекового замка, который мог полностью себя обеспечить всем необходимым. И пусть весь мир отсосет.........(ну вы поняли о ком именно я)

    • 13:18 11 Августа 2011
      4 0
      ...."лучше купить участок, построить дом и поставить туда многотопливный котел, пробурить скважину, то есть фактически создать аналог средневекового замка, который мог полностью себя обеспечить всем необходимым. И пусть весь мир отсосет"... мой выбор!! :))))

      • 14:00 11 Августа 2011
        1 1
        Думаю, что когда народ наестся индивидуальным стоительством, то указанный процесс пойдет в обратную сторону. Меня очень веселят, в частности, разные каменные баньки, гаражики и, особенно, кирпичные же заборчики вокруг многих нехилых домиков. Все это, включая заборчики - недвижимость, подпадающая под налогообложение. Сурово люди заплатят со временем. Скоро то время и наступит - когда после марта будем подводить дебет с кредитом. Полагаю. что и остальным, включая и брусовые произведения, раскошелиться придется.

        • 14:10 11 Августа 2011
          4 0
          А Вы думаете, что за квартиру (очень абстрактная собственность, кстати) Вы меньше будете платить? А планируемое обязательное страхование во многоквартирных домах (аналог ОСАГО)? Забыли. А постоянно растущие платежи за услуги, которых нет? При адекватном метраже дома 100-120 м2, нормальной теплоизоляции и грамотной системе отопления - ежемесячные платежи сравнимы с квартплатой, при несравнимом качестве жизни и наличии собственности. P.S: И налог на землю будет и для собственников многоквартирных домов - поделенный на всех....

        • NPC
          14:17 11 Августа 2011
          4 0
          Заплатят за что? Налог на землю? Так я не отказываюсь его платить.

  • 14:38 11 Августа 2011
    2 0
    Да уж.... Дождусь окончания выборов, ещё полгода и поеду-ка я к "себе" в Болгарию.

  • 16:53 11 Августа 2011
    2 0
    Как писал Козьма Прутков "зри в корень"! Для этого надо отвцетить на несколько вопросов: Кто (какая организация, группа лиц) контролирует энергоэффективность (проекты, ограммы, деньги) в области? Что это за фирмы и кому они принадлежат? Был ли хоть раз в любой области пример снижения цен или тарифов с советского времени при декларации новых программ и инициатив (энергосбережение)? Есть ли в стране хоть один пример того, чтобы тот, кто платит за ресурсы не оказался в конечном итоге лохом? Ответ на три этих вопроса позволяет понять, кому и зачем нужна энергоэффективность как лозунг.)

    • 17:05 11 Августа 2011
      1 0
      Хорошие вопросы. Ответ на первый вопрос - (сам удивлен информацией) - 18 января 2011 года в Тверской области было создано государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Агентство энергоэффективности». Функции и полномочия учредителя агентства возложены на Региональную энергетическую комиссию Тверской области, чьей основной задачей является тарифное регулирование, директор (Вы не поверите!) - Максим Сульман, он же руководитель Агентства энергоэффективности РЭК Тверской области. О как! http://www.rectver.ru/80/ ..."пример снижения цен или тарифов"... - только в сказках, наверное... ..."кто платит за ресурсы не оказался в конечном итоге лохом?"... - надо спросить e руководства города. Мы то все платим за ЖКХ, которого нет, а они нас кем считают? Видимо, Вы правы....

  • 16:55 11 Августа 2011
    2 1
    А кто вообще такой этот Сульман? Что про него известно кроме должности? Кто его поставил на должность? У него есть еще какие-то параллельные бизнес-интересы кроме этой должности?

    • 17:14 11 Августа 2011
      0 1
      Человек всю жизнь посвятивший энергетике. Очень большой умница

      • 18:26 11 Августа 2011
        2 0
        А умница является владельцем или совладельцем каких нибудь фирм связанных с энергетикой?

        • 08:52 12 Августа 2011
          0 0
          Попробуйте найти что-нибудь на просторах Интернета. Мною была найдена информация, что энергобаланса региона и центра, но это раньше - сейчас там другие люди у власти.

      • 18:26 11 Августа 2011
        2 0
        "Очень большой умница" - Вы мне напомнили Дмитриева и Зеленина. :))) А можно поподробнее об "умнице", РЭК и тарифах (об их росте), если Вы в теме? ..."РЭК - согласно её данным, рост расходов на электроэнергию составляет 15% .... если проследить принцип тарифообразования в этой сфере, можно увидеть очень интересные вещи. «Тверьоблэнергосбыт» имеет рост сбытовой надбавки по сравнению с 2010 г. 115%, но у ОАО «Тверьэнергосбыт» этот рост почему-то 156% (!). Сбытовая надбавка у ОАО «Тверьэнергосбыт» увеличилась по сравнению с 2010 г. почти в два раза, при этом структура работы не изменилась, компания закончила год без убытков, рост объёма услуги составил всего 2,3%. Для сравнения: плата Федеральной сетевой компании (ФСК) тем, кто поставляет электроэнергию, возросла всего на 132%, а РЭК Тверской области даёт частной организации 156% ???!!!! Это может стать ответом, почему рост тарифа на электроэнергию для юридических лиц увеличился на 23-30%. «Тверьэнергосбыт» - частная компания, и её интересы – заработать как можно больше денег. Самое удивительное, почему в этом ей помогает РЭК?"... http://www.karavan.tver.ru/gazeta/1188 Какой "умница", однако руководитель РЭК, не правда ли?

        • 08:51 12 Августа 2011
          0 0
          Руководителем РЭК до некоторого времени являлся В.Г. Филиппов, сейчас и.о. руководителя Жарлицына Т.Л. Откуда Вы взяли информацию, что Сульман руководитель РЭКа для меня загадка, он директор агентства энергоэффективности. если написано "Максим Сульман, руководитель Агентства энергоэффективности РЭК Тверской области", то судя по всему это агентство является подведомственным РЭКу учреждением.

          • 12:39 12 Августа 2011
            0 0
            Да, согласен. Из-за невнимательности приписал Сульману не его должность. Приношу извинения - непреднамеренная ошибка. И тем не менее вопрос остался - "Какой "умница", однако руководитель РЭК, не правда ли?" (..РЭК Тверской области даёт частной организации увеличить тарифы на 156%...)

            • 14:11 12 Августа 2011
              4 0
              Вопрос остается открытым... Ибо не имею отношения к тарифообразованию, хоть и знаю как у нас все это делается (предполагаю) - частные организации с формой совственности ОАО получают тарифы больше, недели МУПы, т.к. посредством заключения договоров от ОАО можно получить больший откат, муниципалов по заключаемым договорам проверяют согласно 161-фз

Оставить комментарий