tvernews.ru
22 сентября Пятница :
Погода в Твери Курсы валют | Сообщить об ошибке

Зарегистрируйтесь, если вы еще не состоите в сообществе tvernews.ru

Три майских дня и Тверь

Три майских дня и Тверь - ТИА
Торжок, гостиница "Оникс"
31 Августа 2017 15:01
Автор:

С 6 по 8 мая 2017 года я принимал участие в Школе ЦПУ, проходившей в Торжке под руководством Свята Мурунова. Кстати, интересный момент - речевой оборот "под руководством", когда городская модерация станет обычным делом, как о ней тогда будут писать: "под модераторством" или "при участии модератора"? :-)

Это были три очень интересных и насыщенных дня моей жизни, было очень здорово. Познакомился с новыми людьми, больше пообщался со старыми знакомыми, набрался новой информации, навыков и идей. Свят - это ходячий кладезь полезнейшей информации и бесценных навыков. Да, эти навыки вполне передаются при обучении и очень даже рабочие и полезные. Но как и всякий навык, его нужно постоянно использовать, даже просто чтобы "быть в форме". 

В один из моментов я спросил Свята о том, что он думает про Тверь (тогда я еще не знал об исследовании, которое было в сентябре 2016 года). Свят охарактеризовал Тверь как "сжавшийся, скукожившийся" город и сказал что по Твери у него прогнозы неутешительные. 

Для себя, внутри, я не согласился ни с первым, ни со вторым, но долгое время не мог сформулировать свое видение по поводу самой характеристики Твери.

По поводу неутешительных прогнозов скажу так: Тверь еще не стала Детройтом, и значит еще возможно развернуть ситуацию в правильную сторону.

А видение мое таково: сейчас, вот именно сегодня, я охарактеризовал бы Тверь как "замерший" город. Так получилось, что уже некоторое время я живу на два города, и поэтому вижу Тверь то издалека, из другого города, то изнутри, как житель.

Так вот, Тверь "замерла" где-то на пороге между 90-ми и 2000-ными. Сейчас 2017, вроде бы город развивается (честно не люблю городскую администрацию за их дурацкие решения, но не могу не отдать должное) - в Твери действительно стали лучше дороги, стало лучше благоустройство, но... У города нет смыслов, нет никакого понимания: "Что за город?" "Про что он?" "Что с ним будет дальше?" "Зачем в нем жить?"

В 90-е все выживали как могли, для многих в то время Тверь стала временным пристанищем или транзитной станцией на пути в Москву или Питер. Помните это ощущение вокзала? Ты здесь чужой, все вокруг не твое, и в лучшем случае нейтрально, если не враждебно. Девяностые давно закончились. А ощущение вокзала у большинства жителей так и не прошло. Поэтому и все благоустройство воспринимается как строительство вокзала. Мы строим вокзал: офигенный, красивый, местами даже почти современный. А есть ли дело до этого пассажирам? Конечно же нет, ведь вокзал это всего лишь одна из точек на их пути. Хороший вокзал? Ну и хорошо. Плохой вокзал? Да и хрен с ним.

Можно объяснить это и по другому. Например, по Глазычеву. Тверь - город, который перестал быть городом. Сам город есть: улицы, дома, мосты, люди - все в наличии. Кроме "городской" культуры. Зато есть культура "слободская".

"Слободское непременно означало временное, в любой момент готовое к изгнанию, сносу и перемещению, обустраивающееся кое-как, чтобы день прожить, принципиально чуждое и даже враждебное всякому оттенку стабильности, наследуемости, вкореняемости. Нельзя сказать, чтобы понятие о собственности вовсе было чуждо слободе, однако распространялось оно исключительно на невеликую движимость, скудный предметный мир, почти целиком вмещавшийся в пару "фибровых" чемоданов с уголками, тогда как за кой-как латаным забором простирается сразу же "дикое поле". Нельзя также сказать, чтобы мир слободы был напрочь лишен чувства прекрасного, однако и оно охватывало собой скорее одежду по особой слободской моде и непременные картинки из "Нивы" (в советское время - из "Огонька"), никоим образом не простираясь на выстройку внешнего облика жилищ."

Ну что, узнали Тверь?

Источник цитаты

Расскажите мне, а что для вас Тверь? Какая она вам? И почему?

Оцените новость

2 | 17
Нашли опечатку - выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (39)

  • Если не углубляться, то город попросту должен быть комфортным для проживания во всех смыслах. В Твери живу практически с рождения в середине 70-х лишь с пятилетним перерывом на учебу в Москве и службу в Торопце. По стране немного покатался: Саратов, Волгоград, Баранаул, Карелия, Питер, Анапа, Туапсе, Таганрог, Псков, Владимир - это навскидку и без глубинки. Так вот, по параметру комфорта в плане удобства жизни чисто в материальном контексте город мой видывал и лучшие дни, а если говорить об ощущении комфорта в психологическом плане... Тверь - мой дом, и я просто научился любить её as is, но есть дома, где душой отдыхаешь, а на моей душе тревожно. И никакой новый асфальт, никакие проекты типа нью-васюков,  современные торговые центры и попытки навести внешний лоск  эту тревогу не загасят. Не вижу здесь перспектив, ибо все стратегические направления (коммуналка, образование, медицина, промышленность, безопасность/охрана правопорядка, транспорт и т.д.) у нас пребывают в состоянии полной или частичной стагнации. Именно этот комплексный упадок и удручает. 
    31.08.2017 16:02
    0 | 13

    • Спасибо за ваше мнение!
      31.08.2017 16:26
      0 | 3

  • Хотелось бы узнать мотивацию минусатора, если можно. Спасибо.
    31.08.2017 16:26
    0 | 4

    • Можа, не нашёл интересной книжки в Вашем книжном шкапу на Комарова.)
      31.08.2017 16:35
      0 | 6

      • Шкафы с Комарова утащила городская администрация силами МУП "ЖЭК". 
        Официальную установку шкафа они мне не согласовали. 
        Будет второй раунд. :-))))
        31.08.2017 16:41
        0 | 8

    • Я не минусатор, но выскажу версию - многабукв. Тяжело читать тексты, превышающие по объему ценник в магазине. По себе сужу.
      31.08.2017 16:56
      1 | 9

  • Тверь меняется. Как понаехавший в 2005 уже ощущаю. В какую сторону? Это смотря под каким углом зрения смотреть. Вроде как новостройки, ТЦ и прочая лабуда (может это и неплохо, 21 век все же, пора отходить от уличных развалов). А вот ситуация с транспортом, коммуникациями и удобством пользования именно пространством города все же оставляет желать лучшего. Я могу сравнивать, жил в Питере, вырос в довольно провинциальном городишке, по стране малость помотался. Так что да, Тверь напоминает скорее тот самый поезд без машиниста, ибо лично я так и не понял, куда этот поезд движется и кто стоит у руля в это самое "светлое будущее". А вот гости мои преимущественно не то, чтобы в восторге, но город оставляет у них приятное впечатление (хотя может быть это я выбираю для них такие маршруты, не знаю).
    31.08.2017 16:43
    0 | 8

    • Интересное наблюдение, спасибо.
      01.09.2017 10:13
      0 | 0

  • Тверь  - "большая деревня". Тверские уезжают, деревня приезжает.
    Мне тоже не хватает обыкновенного комфорта и современности в городе. Не хватает единомышленников тоже.
    В превращение в детройт я не верю, да и не были мы на том уровне как он ни по одному показателю. Думаю, что по реальности и до сегодняшнего не дотягиваем по комфорту. 
    Вообщем по тексту статьи я наш город не узнал.
    
    31.08.2017 17:07
    0 | 3

  • "но... У города нет смыслов, нет никакого понимания: "Что за город?" "Про что он?" "Что с ним будет дальше?" "Зачем в нем жить?"
    То же самое я думаю и о РФ в целом, к сожалению...
    У страны нет смыслов, нет никакого понимания: "Что за государство?", "Про что оно?", "Что с ним дальше будет?", "Зачем в нём жить?".
    31.08.2017 17:34
    0 | 9

    • Хорош чужую поляну топтать, Мариванна! Нас, либерастов-скрепошатателей, и без вас на ТИА, как глистов в какашках.
      31.08.2017 18:13
      1 | 3

      • Я не либерал, г-н Yobannen. На этой поляне мною не примято ни травинки)
        31.08.2017 18:44
        0 | 2

        • Это вы следаку-эшнику рассказывать будете. Зато потом, как с кичи откинетесь, сможете с родного государства бабла срубить через ЕСПЧ.
          31.08.2017 22:50
          0 | 4

    • А скрепы? Православие-самодержавие-народность или что там у нас нынче? Сирия, хохлы вот это вот все? Есть цель, украсть все, что еще не украдено и вывести туда, на Загнивающий! Не забыть вместе с украденным вывести жену, детей и прочих родственников! И второе гражданство тоже оформить! 
      31.08.2017 19:13
      0 | 5

      • "А скрепы?"
        Скорблю.
        31.08.2017 19:41
        0 | 1

      • Воруют у нас самозабвенно, безоглядно. Прям новая олимпийская дисциплина - казнокрадство в гос масштабах, в которой мы безоговорочные лидеры. И на загнивающий не все спешат. Их "и здесь неплохо кормят".
        31.08.2017 20:11
        0 | 6

  • Сравнение с вокзалом понравилось, поскольку наиболее точно отражает отношение людей к своему месту пребывания. Но полагаю, вокзальное настроение в настоящее время характерно не только для Твери. И не только для России. Сейчас время молодых и мобильных. Впрочем, и вокзал можно расценивать по-разному. Для кого-то это пункт отправления, для кого-то - пункт прибытия, а для кого-то - пересадочная станция. Другое дело, что Тверь не становится приветливым и уютным вокзалом для тех, кто хочет здесь задержаться. Здесь в почете больше транзитные пассажиры.
    31.08.2017 19:58
    0 | 6

    • Отличное дополнение, спасибо.
      01.09.2017 09:09
      0 | 0

  • Спасибо, Микен, что подняли интересную и сложную тему. Чтобы Пролетарий смог прочитать напишу очень коротко: что-то не то происходит с Тверью. Точно знаю, что молодежь рвет когти в Питер и Москву, где есть возможность самореализоваться. И я не согласен, что в городе жизнь остановилась и находится на рубеже начала 2000-х, тогда повеселее было и перспективнее. Сейчас совсем грустно и мне кажется, что если Тверь вдруг исчезнет с карты страны, то никто из остальных не заметит и  не расстроится.
    31.08.2017 20:41
    2 | 5

    • Молодежь всегда "рвала когти"- это характерно для молодежи. Правда, в каждое время в разные места  - на целину, на Д.Восток, на стройки пятилеток, на Севера, на нефтяные вахты - туда, где можно было заработать и где были перспективы карьерного роста. Сейчас котируются Москва, Питер и Запад - места где идут основные финансовые потоки. Фриланс все больше оттягивает на себя специалистов, правда уже состоявшихся, способных к самостоятельной работе и постоянному самообразованию. И вот тут на первое место будут выходить комфортные условия проживания, экология и современные коммуникации. Если с экологией у нас в Твери пока неплохо, то во всем остальном - труба.
      31.08.2017 21:09
      0 | 5

      • Полностью согласен.
        01.09.2017 09:08
        0 | 0

    • За последние 20 лет в России исчезли около 23 тысяч населенных пунктов, г-н kudimov.
       Каждый год - больше тысячи.
      Гламур и дискурс заменяет всё для большинства. А меньшинство гребёт бабло.
      Бла-бла-Тверь.
      Бла-бла- РФ. 
      31.08.2017 21:18
      0 | 4

      • Машуль, сыграйте мне на фортепьяно оптимистическую рапсодию в стиле блюз)
        31.08.2017 22:00
        0 | 2

        • По просьбе г-на Кудимова звучит музыка Джорджа Гершвина.
          
          31.08.2017 22:07
          0 | 2

    • Не за что. 
      Я не говорю что жизнь остановилась, я имел в виду что жизнь (город) не развивается, она как бы замерла. 
      Развитие города - это его жители. Не благоустройство, не дорожный ремонт а люди. Не будет настоящих горожан - не будет и города, хоть весь его в новый  асфальт закатай.
      01.09.2017 09:11
      0 | 0

      • "Развитие города - это его жители. Не благоустройство, не дорожный ремонт а люди. Не будет настоящих горожан - не будет и города, хоть весь его в новый  асфальт закатай"
        Всё верно, г-н MikeH. Но только гражданскую активность одними словами не воспитать. Человек, лишенный надежды добиться результата своих трудов, теряет желание прилагать какие бы то ни было усилия.
        
        
        01.09.2017 22:10
        0 | 1

  • Позвольте и мне... Вот ВО-ВАМ сказал, что..Тверь  - "большая деревня". Тверские уезжают, деревня приезжает. Чуть-чуть уточню. Да, Тверь, как и любой русский провинциальный город - действительно большая деревня Из деревни приезжают в Тверь, становятся тверичанами (городскими), а потом уезжают (не все, многие остаются), а на их место приезжает новая "деревня", которая желает стать городской. Но, деревни (как городские, так и сельские) тоже ведь бывают разные. Одни красивые, живописные, люди в них открытые, другие унылые, неказистые и люди в них хмурые. Я, Бог дал, повидал мир (в той жизни, в этой мало, только территорию ЦФО) Есть красивые деревни-города, есть такие, что думаешь, как здесь люди могут жить. Приезжаешь домой и говоришь себе, а всё равно дома лучше. Моё первое впечатление о Твери (1993г.) - Господи! Что это? Когда я увидел впервые место, где буду жить до смерти- Господи, за что? А теперь я говорю - а дома лучше! Тверь тоже стала лучше, опрятнее, по чище, а в тоже время, как была "гадким утёнком" , так в "лебедя" ещё и не превратилась, как и жемчужина - Торжок. А ведь всё просто - кто все эти годы руководил городом? Те же "деревенские" людишки, которым повезло стать городскими.  
    31.08.2017 21:10
    0 | 2

    • Спасибо за ваше мнение.
      01.09.2017 09:12
      0 | 0

  • Вроде все высказались, моя очередь. У Твери (да и не только у Твери) сегодня нет и не может быть своего лица. Если по Пелевину (У каждого бренда - своя легенда), то можно чо-нибудь состряпать и назвать это парадигмой. Примеры - Ржев - город воинской славы, Торжок и его котлеты, или Волочек - северная Венеция. Это прокатывает для туристов, но никак не для жителей. А жители, они тут живут, то есть оказываются полностью зависимы от городских (областных) властей. В новейшей истории эти власти сначала вывешивали бессмысленные рекламные слоганы на билбордах, затем воровали и портили, в конечном итоге огребали и исчезали в туманной дали. Единственный, кто пытался частично вывихнутся из стройной схемы - Лебедев, да и тот, если сказать правду, ... не помню, как там  дальше у Собакевича. Что такое Тверь сегодня? Очередной назначенный губернатор-посмешище, мэр-пустышка, выборы, где голосовать просто не за кого, и кривосудие, Три ветви власти определяют депрессивное лицо города. Был Петербург Достоевского, стал Петербург Данилы Багрова. И никакими красотами волжских берегов и карельскими пирогами это не исправить. Так что, Михаил, при всем уважении, не вижу темы для обсуждения. 
    31.08.2017 22:15
    0 | 5

    • Proletary, лихо вы. Ведь верно, что нас вдруг депрессуха накрыла - выборы, а выбора нет. И сколько бы не говорили, кто угодно, но не прежний - всё это словоблудие и утешительный самообман. Потому что кто угодно - это новый прежний.
      31.08.2017 22:32
      0 | 4

      • Такая вот редукция… Но, прежде чем откланяться,
        Я кратко резюмирую сегодняшний базар:
        Товарищи ученые! Мы все в глубокой заднице.
        Спасибо за внимание, окончен семинар.
        31.08.2017 23:00
        0 | 6

        • )
          Louis Armstrong – What a wonderful world 
          31.08.2017 23:20
          0 | 2

          • Хорошо побеседовали. Продуктивно. Prodigy - Smack my bitch up.
            01.09.2017 01:11
            0 | 2

    • Спасибо, Станислав.
      01.09.2017 09:12
      0 | 0

  • Как была, так и есть - торжище на пути: из варяг в греки, из Европы в Азию, из Петербурга в Москву, из села в город, из утробы в могилу. 
    01.09.2017 09:21
    0 | 1

    • Эк вас понесло.
      01.09.2017 10:15
      1 | 1

      • где же тут понос? индустриальным центром Тверь была чуть более ста лет. 
        01.09.2017 17:32
        0 | 1

  • Здесь в комментах и вообще  часто говориться про  какую-то " гражданскую активность", участие граждан в управлении и т.п. 
    Но ведь в сложившихся условиях говорить об этом - полный бред. Непонимание основ выстроенной системы.
    
    Что может зависеть от граждан в Твери, равно как и в других городах РФ? 
    
    1. РФ- не США , где в каждом штате- свои законы, и каждый штат по-сути рассматривается как отдельное государство (отсюда и система выборщиков). В РФ законы одни и те же везде, местные законодатели в принципе ничего существенного ( что и определяет самобытность того или иного региона ) принять не могут. Им остаются только бессмысленные вещи типа определять время продажи алкоголя.
    
    2. Для выражения и учета  воли граждан обществом выработаны  демократические институты, одним из важнейших является парламентаризм. 
    У нас же сегодня это чисто декоративные придатки исполнительной власти, по-сути- отделы обладминистраций/ правительств. Которые выражают волю не народа, не граждан- а волю губернаторов и правящей партии.
    
    Спрашивается: так через какие механизмы или институты  может быть реализована гражданская активность ??
    
    У нас нет и не может быть таких институтов. И это- плата за имперскость. Россия- государство, исторически сложившееся на бездумном , неорганичноном , собирании земель по принципу молоко с селедкой или соленым огурцом.
    Существовать такое противоестественное образование может только при одном условии: жесткая ригидная вертикаль власти с ограничением или полным подавлением любых местных инициатив( в том числе - инициатив тех самых граждан, о которых так любят говорить).
    Если дать больше свободы и полномочий на места-  конструкция развалиться. Неужели это не доходит ?
    
    Поэтому не надо упрекать граждан в пассивности. В выстроенной системе от них ничего не зависит и не должно зависеть в принципе. Иначе система развалится.
    
    Поэтому граждане могут определять   направление развития только в нулевой степени. От степени их активности не зависит ничего вообще. Это как велосипед без цепи. Какая разница, как крутить педали?
    
    Поэтому разница в уровне развития того или иного региона в РФ сегодня хоть как-то может зависеть только от первых лиц региона. Хотя они полностью встроены в вертикаль, но они в отличии от граждан имеют хоть какую-то возможность проявлять свою гражданскую инициативу, а не быть только элементом вертикали. (Здесь можно было бы говорить о мотивации
      первого лица, но ее в сложившейся "вертикали" не может быть в принципе, поэтому, как ни парадоксально на первый взгляд,  речь может идти именно о "гражданской инициативе" граждан губернаторов+ их природной самобытности , и ни о чем более).
    Таких немного, но есть. Вот там, где первые лица помимо выполнения функций элемента "вертикали" не лишены активности, там хоть какая- то самобытность в развитии региона есть. Но таких , во-первых, немного, а во-вторых, их и терпят, покуда их немного.
    В качестве примера(причем положительного) назвал бы Белгородского Губернатора Савченко.
    Чуть с большим сомнением - Собянина. И уж совсем сомнительный случай - Р.Кадырова. 
    То есть даже в тех регионах РФ , которые имеют какую-то самобытность, зависит она не от инициативы граждан, а исключительно от особенностей первых лиц региона- элементов " вертикали".
    
    Поэтому пора уже завязывать с этой шарманкой про "участие граждан в управлении". Это все звучит хорошо и красиво, но это отвлечение внимания на ложную цель. Нет для этого никаких институтов и инструментов. Нет, и они вообще не совместимы с "вертикалью власти" и сохранением территориальной целостности страны.
    До очередного обвала империи все  разговоры про " гражданские инициативы" и "участии граждан в управлении" надо забыть. Равно как и разговоры о месте Твери и направлении ее развития. 
    Надо только понимать, что Савченко на всю Россию не хватит, и их попадание на свои посты во многом носит случайный характер. Eсли не окажется самобытный губернатор в Твери, то она и будет плыть в общем русле как прочие города  центральной России .
    На мой личный взгляд- деградировала она за последнее время здорово. Тверь становится некрасивым и неуютным городом. Попытки навести марафет в центре и пускать пыль в глаза новыми ненужными парками и бульварами не заменят  повседневной среды обитания,  почти повсеместно феерически разбитых и грязных дворов. Да, появляются новостройки, но даже застройка ведется бессистемно и далеко не всегда приводит к тому, что улучшает облик города, a часто - наоборот. Ни стратегии, ни даже просто вкуса и стремления к элементарному порядку, такое впечатление, что ничего нет.
    
     
    02.09.2017 12:43
    1 | 4

    • Как всегда у Вектора - длинно, заумно и правильно. ППКС.
      03.09.2017 02:01
      1 | 2
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.