Ищем деньги
Одним из самых часто повторяющихся аргументов против развития трамвайной системы в городе является слишком высокая стоимость трамвая. Оппоненты утверждают, что реанимация трамвая требует миллиардов рублей. В частности Игорь Богатырев, ссылаясь на некий источник, говорит о цифре около 4 млрд. рублей. Другие апеллируют суммой в 20 млрд. Такой вот разброс. Сколько же денег нужно на самом деле и где их взять? На эти вопросы я постараюсь дать ответ.
Следует сказать несколько слов об устройстве экономики в современной России. Так вышло, что федеральный центр, Москва, забирает большую часть всех налогов из города, а дальше в виде федеральных программ и другой господдержки «возвращает» регионам. Не нужно говорить, что возвращается денег намного меньше, чем отдается. В муниципальный бюджет поступает лишь 20% от подоходного налога с физических лиц. Другими источниками дохода является продажа муниципальной собственности (Детский мир) и сдача собственности в аренду. И если второй вариант более перспективен в качестве источника дохода, то первый позволяет получить сиюминутную выгоду. Кроме того, существуют межбюджетные трансферты в рамках разных федеральных или местных целевых программ. Это, в общем, основные варианты формирования бюджета. При такой технологии, с одновременно высокой неэффективностью управления, очень сложно развивать город, создавать что-то новое. Все администрации, депутаты, чиновники озабочены поддержанием «стабильности», то есть, банально, чтобы не развалилось то, что есть сейчас. И если бизнес, мы видим, делает какие-то неплохие проекты: «Рубин», всякие коммерческие рестораны и клубы, развлекательные комплексы, то администрацию очень сложно похвалить за что-то выдающееся, потому что ничего не происходит. Нет хороших парков, нет красивых набережных, нет пешеходных зон, велодорожек, перекрестки и тротуары раздолбаны «доступной средой».
На это влияет огромная доля неэффективности власти.
Помимо этого есть влияние централизации ресурсов, которое делает региональные города сильно зависимыми от федерального центра.
http://legantmar.livejournal.com/115753.html
В такой сильно централизованной модели экономики возникает много негативных последствий. Молодежь бежит в столицу. Из всех регионов люди стараются перебраться в Москву. В Твери ничего не происходит, нет хорошего транспорта, отсутствуют перспективы, очень низкий уровень профессионализма. Всего через 200 км, работая на точно такой же должности, что и у нас в городе, любой человек может получать в 2-3 раза больше денег. Совсем рядом с Тверью находится гигантский центр, перенасыщенный деньгами, где есть много перспектив самореализации для молодежи, где высокие зарплаты и высокий уровень жизни. Понятно, что в депрессивном городе, где любое маленькое события (шоу над водой flyboard) воспринимается как нечто грандиозное, и посмотреть на это стекается весь город. Тут не может комфортно чувствовать себя талантливая и перспективная молодежь. Она отсюда бежит. Её место занимают люди из деревень и области, потому что в селе тоже нечего делать, нет перспектив. Отсюда общее уныние, непрофессионализм и низкие требования к качеству жизни.
И что бы Глава города, депутаты, администрация ни делали - всё равно бюджет Твери как был 6 млрд., так и будет 6 млрд. Нет никаких новых источников и законных возможностей сделать из 6 млрд. - 30 млрд. Хотя есть вариант: нужно проводить реформы и распределять больше денег регионам, перестать контролировать все потоки в Москве. Так очень удобно управлять, когда ты сидишь на мешке с деньгами и решаешь, где там 98% на выборах, туда и пойдут денежки. Конечно, в корреляцию голосования за ЕР и дотациями Чечне не сильно верю, однако следует помнить, что любой оппозиционный мэр всегда очень легко контролируем из Москвы. Хочешь что-то сделать? Нужны деньги. А деньги есть в Администрации Президента, оттуда и будут указания, как именно себя за это нужно вести.
Поэтому лозунг «Хватит кормить Москву» должен быть более востребован, чем в отношении Кавказа. Ибо обеспечивать себя все должны стараться сами, кто по каким-то причинам не может – тем и нужно помогать.
Возвращаясь в наш муниципальный ад, следует отметить и проблемы разбалансированности и несправедливости распределения бюджета.
На дорожное хозяйство, ремонт и строительство дорог в Твери в 2013г. будет истрачено порядка 1млрд. 100 млн. рублей. Это большая сумма относительно городского бюджета. При этом на развитие (поддержание) общественного транспорта будет истрачено порядка 100 млн. рублей, то есть в 11 раз меньше. При этом ОТ пользуются не менее 65% населения города, то есть большинство. В эту категорию входит много людей из маломобильных групп: пожилых людей, мам с детьми, инвалидов. То есть тех, для кого ОТ должен быть максимально доступен, предсказуем и удобен. Их, кстати, в городе около 27%.
Но что же мы видим? Открываем Городскую целевую программу по развитию ОТ- сумма на 2013г. — 8,5 млн. рублей (!!!)
(скачать ГЦП - развитие муниципального пассажирского транспорта г. Твери и убедиться лично)
На эту сумму не купить ни автобус, ни трамвай – вообще ничего не сделать. Только купить всякие спец. части для контактной сети, чтобы не развалилось. То есть бюджет развития на всех пользователей городского муниципального ОТ в этом году составляет 8,5 млн. К слову сказать, автопарк Правительства Шевелева обошелся нам в 79 млн. Почувствуйте разницу.
Такого дисбаланса быть не должно. Из-за недофинансирования ОТ уже много лет подряд, трамваи и остальной транспорт уходит в небытие. В эти гробы на рельсах страшно залезать, многим они надоели, вызывают в основном раздражение. Много разговоров о полной ликвидации трамвая в городе. При первой возможности молодежь старается получить права и купить себе авто, любой тазик лучше, чем ехать в этой захудалой маршрутке с нелегалом за рулем. Те, кто без машины, считаются неудачниками, людьми боле низкого уровня. Город задыхается от пробок, уровень автомобилепользования растет. Уже чтобы в магазин сходить, не говоря о банальной поездке на работу, люди заводят свой драндулет, а потом кидают его, где попало. На газоне, тротуаре, пешеходном переходе.
(при желании так будет и в Твери)
Эту ситуацию можно изменить, и вот для этого никакой федеральной реформы совершенно не нужно. Можно более сбалансировано распределять бюджет, начать финансировать ОТ. Ну, 8,5 млн. это просто смешно, все, кому я это рассказываю, просто громко смеются. А у них там целая городская целевая программа, разработанная ещё Толоко, потом подписанная Павловым. Они её до 2015г. собираются реализовать, каждый год по 8 млн. Честно говорят, я это воспринимаю как оскорбление. Ну нельзя же так издеваться над здравым смыслом.
Более того, при качественном мэре и хорошем управлении можно искать всякого рода ходы для многократного увеличения бюджета ОТ. Тверь – областной центр, должна ли в нем быть современная система ОТ с хорошим трамваем? Конечно, должна. И все это понимают, на всех уровнях власти. Есть на это деньги? Они есть. Что делать?
- Необходимо сбалансировать расходы между дорожным строительством и ремонтом с расходами на ОТ.
- Необходимо активнее принимать участие в федеральных программах. Писать запросы и письма о необходимости выделения больших сумм на развитие трамвая. Как показывает опыт других российских городов, деньги конкретно под это дают.
- Объяснять губернатору, что город удобным для жизни без ОТ быть не может. Он перед выборами нам что-то обещал, значит, он что-то должен. Областной бюджет, к слову, 40 млрд. рублей.
- Объяснять Путину, что нужен не только мост, но и хороший ОТ, иначе прокатят вашу ЕР на выборах на этом дряхлом трамвае по существующем рельсам так, что мало не покажется.
- Быть более активными и требовательными. Вон, у Кадырова как хорошо получается шантажировать, Грозный целый отстроил, а наши ни черта не делают. Уж поверьте, если вы думаете, что Корзин с Павловым только и заняты поиском средств, то это очень далеко от правды.
Противники трамвая вовсе никакие и не противники. Они всеми руками и ногами за этот вид транспорта, потому что понимают его высокую эффективность.
Просто они не верят, что под это найдутся деньги. Они рассуждают с позиции унылого мэра, который хочет хоть как-то выжить на своем месте. А нужно рассуждать стратегически, с позиции жителей, которые платят налоги, и которые говорят, что мы ничем не хуже европейцев, у нас куча нефти, куча газа, куча энергии, мы зарабатываем, платим налоги, поэтому мы хотим удобные города. Если власть нам их не даст, значит, мы сами станем властью и сделаем себе хороший город. Хватит поддаваться депрессии гнусных менеджеров, не нужно думать, что мы особенные или недостойные. Будьте реалистами – требуйте невозможного, только так изменим город.