Тверской коммунальный кризис
Состояние ЖКХ – очевидная проблема номер один для Тверской области. Даже не проблема, а хроническая болезнь региона, которая в очень большой степени провоцирует и остальной негатив – в виде социальной напряженности и недоверия к власти со стороны значительной части населения. Именно этот негатив и выплеснулся на мартовских региональных выборах.
При этом, речь идет не о какой-то локальной ситуации, а о системном кризисе важнейшей отрасли, который назревал в течение нескольких лет. А сегодня назрели срочные и последовательные меры по изменению этой ситуации. Она уже к самому краю подошла…
Системная ошибка
Тверская область долго стремилась позиционировать себя как самый реформаторский регион. Не раз и не два мы хватали флаг очередной реформы и мчались впереди паровоза. Это касалось многих отраслей, коммунальная сфера не являлась исключением. Отсюда - и насаждение частных структур – как управляющих, так и теплоснабжающих - продолжавшееся до последнего времени. Отсюда - и резкое сокращение государственной поддержки сферы ЖКХ в «угольных» и «мазутных» районах – если дотации на теплоснабжение в 2003 году составляли 360 млн. рублей, то в 2011 году – 213, при реальной потребности не менее 500 миллионов. Отсюда - и отсутствие помощи из регионального бюджета на строительство газовых котельных, что резко снизило социальный эффект от газификации районов. Отсюда - и введение с 2009 года так называемой «системы RAB», обеспечившей нашему региону печальное лидерство в ЦФО по стоимости электроэнергии.
И все это ультрарыночное реформирование отрасли, превращение нашего региона в витрину реформ велось в ущерб нормальному функционированию ЖКХ. Например, уже много лет (с 2005 года, если память не изменяет) помощь муниципальным образованиям из областного бюджета на ремонтные работы в связи с подготовкой к зиме равна нулю (!). А потом мы почему-то удивляемся техническому состоянию котельных и теплотрасс…
Как водится, намерения были самые благие – получить по максимуму средства из Фонда реформирования ЖКХ. Города и районы буквально загоняли в программы Фонда. Но ведь это были не просто федеральные деньги, а деньги в обмен на реформы. На болезненные реформы, которые в итоге и были в спешке проведены. И вместе со «счастьем» в виде капремонта очень незначительной части жилья (не всегда качественного и не всегда по адекватным ценам), жители области получили неразрешимые коммунальные проблемы. «Минусы» от ломки ЖКХ через колено явно перевесили «плюсы» от федеральных денег.
Прежде всего, на полную мощность заработал механизм массового уничтожения муниципальных предприятий. Приватизация "коммуналки" была прямым и обязательным условием получения средств. Кто-то (как наш район, например), ценой отказа от участия в программах, сохранил муниципальный характер ЖКХ, а значит нормальную работу отрасли. Кто-то выбрал деньги, и, наверное, не раз уже об этом пожалел. Потому что приход частников на место бывших МУПов стал бедствием для целого ряда городов и районов. Речь не только о росте тарифов (это само собой). Ситуация в ЖКХ, этой важнейшей, социально значимой отрасли, во многих местах стала просто выходить из-под контроля. И правда - какое дело до людей частному бизнесу? Да никакого... Ему прибыль нужна, и только прибыль.
Вот так и получили мы ежегодные отключения горячей воды в Твери и еще целом ряде городов.
Сама проблема понятна. Примерно две трети долгов Тверских коммунальных систем за газ – это долги частных управляющих компаний перед самим ТКС. Причем, бюджеты всех уровней исправно платят за коммунальные услуги. Население тоже в основном платит. Тарифы за тепло и горячую воду вполне обоснованы и позволяют рассчитываться за потребленные ресурсы.
Возникает резонный вопрос: «где деньги, Зин?». Все там же – в частных управляющих компаниях, которые их получают, а вот газ и электричество оплачивать не торопятся. В этой ситуации народ конечно ругает власть. А власть в свою очередь не может повлиять на частный и ни от кого не зависящий коммунальный бизнес. И так из года в год.
Но это в городах, жаждущих открытия газовой задвижки. А что же в районах, лишь мечтающих о приходе газа и использующих уголь и мазут? Хроническая нехватка топлива и запредельные тарифы на тепло. Эта ситуация не сегодня сложилась, а с 2009 года. Когда, при среднем по регионе росте тарифа в 1,27 раза, всем «негазовым» районам тариф был повышен от полутора до трех раз (а городам – на 3-5 процентов ниже среднего по области). За счет этого и снизилась на порядок областная дотация на ЖКХ. И мы пережили страшный отопительный сезон 2009-2010 года, когда треть области топилась «с колес».
Да, выводы были сделаны. Дальнейшая индексация тарифов стала равномерной. Область вернулась к нормальному порядку выделения хотя бы тех скудных средств, которые заложены в бюджете, но получить которые в том же 2009 году было крайне сложно. Но сам тарифный перекос остался, и нынешние расчеты дотации на теплоснабжение идут все от того же 2009 года. В итоге жители отдаленных районов, имея доход в два-три раза меньше, чем жители Твери, платят за тепло в полтора-два раза больше.
Ну и еще наша общая беда – «тарифное рабство». Это уже касается электроэнергии (за которую, напомню, предприятия ЖКХ области должны под миллиард – больше, чем за газ). Одна из причин описана выше. А вторая – это пресловутая система «RAB-регулирования тарифов». Когда в тариф закладываются будущие, планируемые инвестиции. Напомню, что в 2009 году введение такой системы вызвало всеобщий тарифный шок. Хорошо известно, что ивестиционная программа энергетиков, заложенная в тарифы и полностью оплаченная потребителями, в 2009 году была выполнена примерно на 10 процентов. Населения все это напрямую не касалось. А тех же коммунальщиков просто «обули», как и представителей многих других отраслей. Решение рабочей группы Президиума регионального Политсовета «Единой России» о необходимости выхода Тверской области из системы «RAB-регулирования» так и осталось невыполненным.
Все последующие тарифы устанавливались относительно предыдущего года. То есть, за основу брался 2009 год, «шоковый».
Вот такой снежный ком катился-катился несколько лет. И докатился в итоге до системного коммунального кризиса в регионе.
Лечение болезни
Ситуация запущенная. И ждать какого-то «коммунального чуда» в течение месяца или даже года, наверное, нереально. Я, конечно, не о каких-то разовых улучшениях говорю – типа кредита на погашение части долгов за газ. Они, как раз, вполне реальны. Но системная ошибка нуждается в таких же системных мерах по ее исправлению.
Может быть, пора определиться принципиально – что важнее для области? Реформа ЖКХ или нормальная работа ЖКХ? Уже понятно, что эти две цели нередко исключают друг друга.
И если наша главная цель – нормальные услуги по разумной цене (а я не сомневаюсь, что она именно такая), значит и первоочередные действия становятся понятными.
Например, возможные тарифные решения на 2012 год. В отдаленных, «негазовых» районах доходы людей примерно одинаковые. Одинаково низкие. Так может быть и тарифы на тепло сделать для этой группы районов одинаковыми? Хотя бы на уровне городов, чтобы люди хоть немного вздохнули. Да, себестоимость тепла в этих районах разная, и сегодняшние расчеты Региональной энергетической комиссии вполне качественные, объективные. Исходя из них можно рассчитать реальный размер дотации, которая обеспечит наш дальний запад и дальний северо-восток углем и мазутом. Да, она должна объективно вырасти, примерно на 300 миллионов. Но эта сумма, во-первых, реальна для областного бюджета с расходной частью 43 миллиарда рублей, меньше одного процента. А, во-вторых, для 16 «негазовых» районов это решение почти полностью снимет остроту ситуации в ЖКХ. Степень управляемости отраслью там существенно выше, чем в городах. А основа всех «кувырканий» коммунальной сферы в этих районах в отопительный сезон – элементарное отсутствие денег на завоз топлива. И, конечно, неподъемные тарифы на тепло для бедного в своей основной массе населения. Которое, к тому же, активно ездит на заработки, и в силу этого не имеет возможности предъявить справку об официальных доходах и оформить субсидию.
И еще два аргумента в пользу увеличения дотации «угольным» и «мазутным» районам. Во-первых, для разового и кратковременного решения проблемы с горячей водой для Твери удалось найти 400 миллионов (по 200 – городской и областной бюджет). И к началу отопительного сезона все-равно придется искать минимум столько же. А потом еще и еще – до тех пор, пока не будут устранены причины перманентных долгов. То, что деньги выделяются в интересах людей – это абсолютно правильно. Но не менее правильно, чем обеспечить Тверь горячей водой, обеспечить теплом наши дальние районы. И не на три месяца, а на весь 2012 год, причем с гораздо меньшими затратами. Во-вторых, областной бюджет с 2003 года вырос в четыре раза. Я предлагаю увеличить поддержку ЖКХ в «негазовых» районах по сравнению с тем же 2003 годом на 40 процентов, причем этих средств должно реально хватить. Это вполне приемлемая цена стабильной работы ЖКХ в одной трети муниципальных образований области.
Разумеется, та схема выделения средств на поддержку теплоснабжающих организаций в отдаленных районах, которая после долгих дискуссий, после проб и многочисленных ошибок была принята в 2010 году, является оптимальной. Ее принятие стало заслугой, прежде всего, регионального отделения «Единой России», добивавшейся нормального порядка финансирования ЖКХ в течение полутора лет. И теперь деньги доходят до предприятий ЖКХ в нормальные сроки. Наверное, нет смысла менять этот порядок, показавший свою эффективность. Речь только о суммах идет.
Но вернемся к городам и к газу. Пока у нас будут частные компании, никому не подотчетные и распоряжающиеся деньгами потребителей по принципу фирмы «Рога и копыта» - проблема останется нерешаемой. Но ведь закон не запрещает создать чисто муниципальные юридические лица в качестве управляющих компаний. Которые можно, например, посадить на жесткую смету внутренних расходов – чтобы не делали себе астрономические зарплаты с премиями за счет горожан и не имели интереса прокручивать деньги. Передать управление жилфондом от старых частных к новым – муниципальным и подконтрольным - управляющим компаниям тоже реально. И тогда каждая копейка поступивших коммунальных платежей оказывается под реальным и эффективным контролем. А муниципальная власть будет не только «мальчиками для битья» в глазах населения, но и получит реальные рычаги влияния на ситуацию.
Наконец, можно наладить четкую систему расщепления платежей и их прямого (в тот же или следующий) день перечисления от управляющей компании поставщикам тепла, газа, энергии. Конечно, это огромная работа, она может занять полтора-два года. Из ямы выбираться всегда трудно. Но это не значит, что из ямы выбираться не надо.
У нас в Оленино подобная система, например, работает уже шесть лет. И работает без сбоев. Понимаю, что Тверь или даже Волочек – не Оленино, масштаб совершенно другой. Систему выстраивать гораздо труднее. Потому я и упомянул про полтора-два года, а не про четыре месяца, которые потребовались нам. Но, по крайней мере, это реальный вариант лечения болезни, а не ее симптомов.
Да, эти решения не вполне рыночные. Да, они идут вразрез со многими подходами последнего времени. Но они реально помогут навести порядок в коммунальной сфере. И это, наверное, важнее.
Еще один камень преткновения для всей области – электрическое «тарифное рабство». Приходилось слышать о том, что соглашение о переходе Тверской области на «RAB-регулирование» исключает возможность его расторжения. Так это или нет – не берусь судить, я не юрист. Так может быть, дать это соглашение грамотному юристу? И, если возможно, разорвать его. Чтобы уступить сомнительное первенство по платежам за электроэнергию каким-то другим регионам. Ведь сегодня именно «RAB-система» превратилась в тяжелейшую гирю, тянущую вниз не только ЖКХ, но и сельское хозяйство, и малый бизнес, и даже бюджет (тарифы для социальной сферы ничем ведь не отличаются).
Продолжается, и вполне успешно, газификация западных районов области. Уверен, что она продолжится и дальше. Но ведь и здесь не все подходы безупречны. На сегодня областной бюджет софинансирует (причем, на нормальных условиях) строительство газовых сетей. А вот строительство газовых котельных в областные программы не включается. В итоге мы видим «убитые», полностью закредитованные бюджеты целого ряда районов. И сохранение в газифицированных районах прежних, «мазутных» тарифов на тепло. Что, естественно, вызывает полное непонимание жителей. И если этот подход будет пересмотрен, если газификация котельных перейдет на те же принципы финансирования, что и строительство сетей – это вызовет громадный социальный эффект. Разумеется, такому решению необходимо придать обратную силу и компенсировать часть затрат на строительство котельных районам, принявшим у себя газ в последние пять лет.
И последний момент – финансирование подготовки к зиме. Здесь даже денег дополнительных не надо. Они есть в сегодняшнем областном бюджете – 100 миллионов рублей. Есть-то они есть, но районам их не взять. Потому что эта субсидия подразумевает полный пакет проектно-сметной документации на новые котельные и новые теплотрассы вместе с экспертизой проекта (все это должно быть сделано за счет местного бюджета, естественно – причем без гарантии получения средств). Но она не подразумевает текущий ремонт существующих котельных и существующих теплотрасс, тем более хозспособом, как это принято в ЖКХ. Иными словами, коммунальщики (тем более в сельских районах) не получают никаких средств на ремонт разваливающейся инфраструктуры. Вообще не получают. Уже несколько лет. Наверное не нужно комментировать, какие технологические последствия рано или поздно могут наступить в такой ситуации.
Понятно, что подготовка к зиме должна вестись на всей территории области. А значит, вполне разумным решением должно стать и распределение этих 100 миллионов по всем городам и районам. Разумеется, по понятной и единой методике. Разумеется, на условиях софинансирования – к каждому областному рублю должен идти местный рубль, 50 на 50. Тем более, что подобные субсидии на таких же условиях существует по многим другим отраслям. Но по ремонтным работам в ЖКХ ее нет. И, наверное, это неправильно.
Может быть, 100 миллионов (точнее 200 – с учетом местного софинансирования) – это не панацея. Но они позволят заделать самые узкие места. А если такую субсидию сделать постоянной, из года в год – значит наши ужасающие котельные и ветхие сети начнут понемногу восстанавливаться.
Цель этих заметок простая. Есть очевидная для всех системная проблема. Она требует системного решения. И это решение нужно вырабатывать. Не просто говорить о том как все плохо в ЖКХ, а искать способы, как сделать лучше. Если изложенные соображения, которые основаны на реальной обстановке в коммунальной сфере Тверской области, принесут какую-то пользу – буду рад.
Вопросы эти давно назрели. Пора находить на них разумные ответы. Тем более что времени на реанимацию тверской «коммуналки» остается все меньше.