Оленино: здесь ямы не растут
Газета "Афанасий-биржа", 23.06.11 (акция "Дорожный дозор")
Основной вид работ, который проводится на дорогах Оленина, — ямочный ремонт. Когда дорожное полотно обновлялось полностью, местные жители уже не помнят. Однако дороги поселка находятся практически в идеальном состоянии.
Принято считать, что ямочный ремонт — временная мера, которой хватает в лучшем случае на один сезон, а ее неэффективность обнаруживается каждой весной, когда после таяния снега на дорогах появляется в два раза больше выбоин и рытвин. Специалисты утверждают, что доля такого ремонта должна составлять около десяти процентов от всего объема дорожных работ, проводимых на территории муниципалитета. Пример поселка Оленино показывает обратное.
По утверждению начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Оленинского района Михаила Рябинина, последний раз капитальный ремонт дорог проводился около 10 лет назад. Только благодаря ямочному ремонту и своевременным работам по содержанию улично-дорожной сети удалось сохранить дорожное полотно в хорошем состоянии. Ежегодно в районный и поселковый бюджеты закладываются денежные средства, главным образом на проведение этих работ. Так, в 2011 году на ямочный ремонт планируется потратить порядка 500 тыс. рублей, столько же на ремонт грунтовых дорог (таких в поселке 3/4, остальная четверть — асфальтобетонные), еще 200 тыс. — на оканавливание и очистку кюветов.
Таким образом, каждый год на дорожные нужды поселка Оленино выделяется порядка 9% от общего бюджета — около 1-1,2 млн рублей. Для сравнения: в Кесовой Горе тратится 10% (900 тыс.), в Сонкове — 12,5% (1,2 млн), в Рамешках — 7% (426 тыс). В то же время общая протяженность улично-дорожной сети Оленина значительно больше — 64 км (в Кесовой Горе — 31, Сонкове — 40, Рамешках — 18). В итоге на ремонт и содержание разного километража дорог в этих муниципалитетах тратятся практически одинаковые суммы. При этом улично-дорожная сеть и Кесовой Горы, и Сонкова, и Рамешек оставляет желать лучшего, чего не скажешь в отношении Оленина, дорожное полотно которого почти безупречно.
Все дорожные мероприятия предусмотрены программой по развитию и благоустройству объектов улично-дорожной сети, которая принимается ежегодно. При ее составлении используются мнения и пожелания местных жителей. Глава поселка Оленино Галина Андреева подчеркнула, что такой способ составления программы приводит к планомерным, а не хаотичным действиям. С подобным Дорожный дозор столкнулся впервые. Обычно в городах и поселках Тверской области разрабатывается долгосрочная программа, где ремонтные работы расписаны на несколько лет вперед.
Однако своевременный ямочный ремонт и составление ежегодной программы — не единственные слагаемые успешного ведения дорожного хозяйства в Оленине. Если присмотреться к ситуации внимательнее, то выясняется, что здесь значительно меньше разрушительных для дорог факторов. По сравнению с другими муниципалитетами в Оленине есть одно преимущество, которое позволяет как можно дольше поддерживать удовлетворительное состояние дорог, — низкая интенсивность движения транспорта. К тому же через поселок не проходит ни одна трасса. Оленино расположено в 5 км от федеральной автодороги М9 (Москва — Рига). Груженые фуры проезжают мимо поселка, не разбивая его дорог. Именно поэтому оленинским дорогам на данный момент вполне хватает ямочного ремонта.
Эксперты проекта
Василий Руднев — ведущий эксперт дорожного хозяйства ГУ «Дирекция территориального дорожного фонда»:
— Состояние дорожного полотна поселка Оленино можно оценить как удовлетворительное. Районная и поселковая администрации уделяют дорожному вопросу должное внимание, работы выполняются своевременно. На момент командировки Дорожного дозора в Оленино начался ямочный ремонт — старый асфальт уже срезан фризой. Однако ямочный ремонт — это все же единовременная мера, которой хватает на небольшой период времени. К тому же в поселке только четвертая часть дорог с асфальтобетонным покрытием, поэтому муниципалитету еще есть над чем работать. В перспективе необходимо и далее развивать улично-дорожную сеть Оленина, для чего администрация поселка может принять участие в конкурсах на получение средств из Фонда софинансирования расходов региона. К тому же муниципалитет в подобных конкурсах еще ни разу не участвовал.
Дмитрий Шатров, государственный административно-технический инспектор Тверской области, Нелидовское территориальное подразделение АТИ:
— При том, что на содержание дорог в Оленинском районе выделяются не такие уж и большие суммы — в текущем году, например, это 1 млн рублей, состояние асфальтового покрытия нареканий не вызывает. Это достигается за счет проведения ямочного ремонта. То есть налицо два фактора: четкое планирование объемов работ и расстановка приоритетов плюс контроль со стороны муниципалитета за качеством выполнения ремонта. Именно за счет этого районным властям и удается поддерживать хорошее состояние дорог, и это при том, что из-за дефицитного бюджета капитального ремонта дорожного полотна в районе не было десять лет.
С точки зрения соблюдения законодательства о благоустройстве в целом Оленинский район я бы назвал одним из наиболее благополучных. Райцентр производит благоприятное впечатление по своей чистоте и ухоженности. Единственными минусами можно назвать отсутствие ограждения некоторых контейнерных площадок и периодически возникающую проблему образования несанкционированных свалок в полосе отвода автодорог. Навалы мусора образуются, потом силами местного ДРСУ убираются, но вскоре образуются вновь. В этой связи хочется обратиться к жителям и гостям района с просьбой использовать законные и цивилизованные способы утилизации твердых бытовых отходов, ведь дорожные службы тратят на уборку свалок средства, которые могли бы направить на улучшение качества асфальтового покрытия. А на сегодняшний момент финансирование, которого и так недостаточно, идет на устранение нарушений, которые произошли не по вине дорожных строителей, а по вине людей, по сути переложивших свои обязанности по соблюдению правил сбора и утилизации ТБО на плечи других.