Партийному "медведю" пора выйти из берлоги
В последнее время говорится о необходимости для «Единой России» вернуть прежний уровень доверия жителей региона, который наша партия имела несколько лет назад. Полностью с этим согласен. Как известно, символ партии – медведь. И впечатление такое, что в некоторых местах нашего региона партийный медведь сидит в берлоге и молча наблюдает, как всевозможные «горе-охотники» от оппозиции швыряют в его сторону камнями. Будучи ни на что больше не способными, все эти «цветные» и «несогласные» всего лишь повышают собственную самооценку, демонстрируя свою «крутизну». Но на какую-то часть избирателей дешевая демагогия наших противников действует. Проверено на мартовских выборах в Законодательное Собрание.
«Единой России» пытаются предъявить претензии за все. В том числе за те реформы, к которым она не имела отношения, и которые вырабатывались без ее участия. Разве Фурсенко, с его «оптимизацией» сельских школ, когда-либо состоял в партии? Нет. А Голикова, с еще более неоднозначной реформой здравоохранения – она что, партийная? Тоже нет. В рядах Народного Фронта находится как раз ее главный оппонент – доктор Рошаль… Точно так же были далеки от «Единой России» и люди, в свое время вырабатывавшие и проводившие в жизнь социально безответственные решения на областном уровне, из которых постепенно сложился нынешний клубок тяжелейших проблем региона.
В эти дни в Тверской области проходят праймериз Общероссийского Народного Фронта. Их начало почти совпало по времени с приходом нового губернатора области А.В.Шевелева, который активно взялся за наведение порядка и оздоровление обстановки на Тверской земле, за реальное (на деле, а не на словах) улучшение жизни наших земляков. Естественно, «Единая Россия» должна стать самым активным и надежным помощником губернатору в его работе. Это нужно в целом для области. Это полностью соответствует ожиданиям людей, наших избирателей. И как раз праймериз – самое время обсудить проблемы региона, работу областной партийной организации, понять мнения рядовых членов партии.
Как участник праймериз, хотел бы высказать сегодня некоторые соображения.
НЕ УХОДИТЬ ОТ ПРОБЛЕМ, А РЕШАТЬ ИХ
Гораздо больше вреда, чем любая оппозиция, мы нанесли себе сами, демонстрируя в недавнем прошлом полное «согласие» и бездумное «одобрение», уходя от реальных, нередко болезненных проблем региона. А проблемы есть. И нам нужно не просто понимать их и критически анализировать (что крайне важно само по себе), а добиваться конкретных решений в интересах населения. Кроме нас, кроме «Единой России» – некому! В отличие от оппозиции, критика существующих проблем и недостатков нам нужна не по принципу "чем хуже, тем лучше", а в интересах дела и в интересах людей, поверивших нам. Пока наши противники злорадствуют – мы меняем ситуацию к лучшему. Должно быть только так. И это единственный по-настоящему партийный подход.
Понятно, что региональное отделение «Единой России» - это не только политсовет, его президиум или местные секретари. Это более 13 тысяч членов по всей области – самых грамотных, активных и неравнодушных людей, подавляющее большинство которых находится в партии по убеждению. Естественно, взгляды наших однопартийцев на многие вопросы жизни региона, на методы их решения различны. И они все должны быть услышаны. Никто не ставит под сомнение, что принятые решения обязательны для всех и должны безусловно выполняться. Но они должны быть приняты с учетом всех мнений, существующих в партии. А так бывает далеко не всегда. Думаю, что это неправильно.
Сейчас на праймериз звучит весь спектр взглядов, существующих в «Единой России». Эта дискуссия делает нашу партию сильнее. Точно такое же уважение к различным взглядам нужно сохраниться и дальше, после праймериз и выборов, в текущей партийной жизни. Просто для того, чтобы наша работа была эффективнее и понятнее для людей.
КОММУНАЛЬНЫЙ КРИЗИС
Уже стало банальностью, что главная и самая острая проблема Тверской области – это ситуация с ЖКХ. К нынешнему коммунальному кризису регион шел прямым ходом в течение нескольких лет. Не случайно самая тяжелая ситуация именно в тех городах и районах, где шла активная передача муниципальных предприятий ЖКХ в частные руки, нередко по странным схемам и на невыгодных условий. Ситуация тяжелее всего именно там, где шло активное насаждение частных управляющих кампаний, которые в итоге стали главным детонатором запредельных долгов за свет и газ. При этом, потребители платят управляющим компаниям исправно, а «коммунальные бизнесмены» находят более «важные» статьи расходов, чем оплата за энергоносители. И дело не в том, что местная власть якобы «не хочет» навести порядок с платежами. Она чаще всего не может этого сделать, когда речь идет о деятельности частного бизнеса.
В сельских «угольных» и «мазутных» районах тверской коммунальный кризис проявляется по-другому, но не менее остро. В течение семи лет происходило целенаправленное сокращение дотаций на поддержку коммунальных предприятий на этих территориях. Дважды, в 2005 и 2009 годах, были попытки их отмены, которые не удались только благодаря фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании. А ведь бюджетная поддержка территорий, до которых не дошел газ – это вопрос их выживания. Люди просто не в состоянии платить за тепло сумму, превышающую их доходы. Точно так же являются утопией «адресные субсидии» - просто потому, что примерно в половине семей, живущих в этих районах, кто-то из мужчин находится на сезонных заработках за пределами региона. Разумеется, неофициально. А значит, и справку о доходах, без которой субсидия не начисляется, эти семьи представить не могут.
Но, с большим трудом сохранив бюджетную поддержку ЖКХ как таковую, не удалось сохранить ее на приемлемом уровне. Если дотации на теплоснабжение в 2003 году составляли 360 млн. рублей, то в 2011 году – 213, при реальной потребности не менее 500 миллионов. Итог - хроническая нехватка топлива и запредельные тарифы на тепло.
Эта ситуация не сегодня сложилась, а с 2009 года. Когда, при среднем по регионе росте тарифа в 1,27 раза, всем «негазовым» районам тариф был повышен от полутора до трех раз (а городам – на 3-5 процентов ниже среднего по области). За счет этого и снизилась на порядок областная дотация на ЖКХ. И мы пережили страшный отопительный сезон 2009-2010 года, когда треть области топилась «с колес». Сейчас, когда в расчете тарифов и дотаций на тепло учтена цена топлива и тарифы на электроэнергию примерно на 30 процентов ниже реальных, ситуация может повториться.
Да, выводы были сделаны. Дальнейшая индексация тарифов стала равномерной. Область вернулась (именно благодаря позиции «Единой России») к нормальному порядку выделения хотя бы тех скудных средств, которые заложены в бюджете, но получить которые в том же 2009 году было крайне сложно. Но сам тарифный перекос остался, и нынешние расчеты дотации на теплоснабжение идут все от того же 2009 года. В итоге жители отдаленных районов, имея доход в два-три раза меньше, чем жители Твери, платят за тепло в полтора-два раза больше. И это нормально?
Наконец, гвоздем в крышку гроба всего Тверского ЖКХ (и не только ЖКХ) стало экспериментальное введение с 2009 года в Тверской области системы формирования тарифов на электроэнергию с простым и красноречивым названием RAB. И она действительно превратила всех нас в «рабов» энергетики. Суть методики RAB – оплата потребителями будущих инвестиций в энергетику. В итоге оказалось, что вся область уже третий год платит за «пустышку». Инвестиционная программа, заложенная в тарифы, и оплаченная потребителями, за 2010 год была выполнена примерно на 10 процентов.
Что предлагаю конкретно?
Дальнейшая финансовая помощь частным коммунальным предприятиям на погашение долгов за газ и электроэнергию должна оказываться только под возврат активов в муниципальную собственность. Тогда власть реально сможет не просто констатировать ситуацию и разводить руками перед возмущенным населением, а реально контролировать работу коммунальной сферы. Деньги на погашение долгов были выделены абсолютно правильно. Только в дальнейшем они не должны быть «подарками» бизнесу.
Если мы не хотим серьезных проблем в конце года, назрел пересчет дотаций на поддержку теплоснабжающих предприятий в «угольных» и «мазутных» районах, с учетом реальных, не заниженных затрат на топливо и электроэнергию. Это как минимум. А в идеале (конечно с нового года) было бы правильно исправить перекосы с тарифами на тепло между «негазовыми» районами и «газовыми» городами. Не думаю, что жители самых бедных районов должны продолжать платить за тепло больше всех. Разумеется, выравнивание тарифов влечет за собой повышение дотаций, по-другому просто невозможно. Думаю, что при областном бюджете 40 миллиардов найти дополнительные 200 миллионов на обеспечение теплом одной трети области вполне реально.
И наконец, надо найти способ отмены «тарифного RABства», чтобы уступить нынешнее печальное первенство по платежам за электроэнергию каким-то другим регионам. Ведь сегодня именно «RAB-система» превратилась в тяжелейшую гирю, тянущую вниз не только ЖКХ, но и сельское хозяйство, и малый бизнес, и даже бюджет (тарифы для социальной сферы ничем ведь не отличаются).
Но надо понимать и другое. Реформа ЖКХ проходила в нашей области так уродливо не из-за того, что кто-то хотел ввергнуть регион в коммунальный коллапс. Все хуже. Те федеральные деньги, которые шли на капремонт жилья и на переселение из ветхого жилфонда шли именно под реформы, на жестких условиях. Главное из них – как раз ликвидация муниципальных предприятий. И становится все очевиднее: 185-й Федеральный Закон, установивший эти условия – глубоко порочный закон, ставящий каждую территорию перед выбором между развалом ЖКХ и потерей федеральных денег. Каждый выбрал свое, потому и ситуация везде разная. Наверное, есть смысл предложить тем депутатам Госдумы, которых мы выберем, пересмотреть условия выделения федеральных средств. Не под реформы они должны идти, а на восстановление жилого фонда по всей России, независимо от формы собственности коммунальных предприятий. И это тоже наш партийный вопрос.
СЕЛО – ОПОРА ГОСУДАРСТВА
Самой надежной опорой для власти, партии и в целом для российской государственности является село. Сельские жители, с их сохранившимся чувством коллективизма, здравого смысла, общественной пользы, ни разу не предали и не подвели нашу партию, не утратили доверия к ней и сегодня.
А всегда ли мы оправдываем это доверие?
За последние семь лет в Тверской области закрылись более четверти сельских школ. Каток «оптимизации», проехавший по тверской деревне, обезлюдил ее еще больше. Ведь если нет школы, значит люди, имеющие детей, будут всеми способами искать жилье в другом месте. Значит, эти деревни просто умирают. Так и получилось.
Конечно, можно вспоминать министра Фурсенко. Но почему именно Тверская область стала в этом процессе таким же «лидером», как. в реформе ЖКХ? Лидерство-то очень печальное.
Более того, есть абсолютно законные способы сохранения сельских школ. Например, малокомплектные школы по всем законам должны финансироваться исходя из сметы, а не по числу учащихся. То есть, дается хорошая возможность уйти от «подушевого» принципа, который как раз и провоцирует закрытие школ на селе. Правда, малокомплектных школ в Тверской области официально нет. Вообще ни одной! Они есть в жизни, но их нет юридически. Потому что определять критерии численности малокомплектной школы, ее статус, систему финансирования имеет право именно регион. В нашей области никаких решений по юридическому определению малокомплектных школ не принималось. Потому они и закрываются.
Считаю, что региональному отделению «Единой России» нужно поднять вопрос об окончании «оптимизации» сельских школ. Механизм понятен – поправка в областной Закон об образовании, которая дала бы четкое юридическое определение малокомплектной школы в Тверской области и сметный порядок ее финансирования. Такое решение было бы полезно не только сельским школам, но и городским в сельских районах. Ведь тогда потеряется смысл для перераспределения средств от городских к сельским школам ради сохранения последних. Сегодня мы просто вынуждены так делать ради сохранения села. И в бюджете можно было бы прописать «сметные» деньги для малокомплектных школ и «подушевые» для всех остальных раздельно, что гарантирует педагогам в райцентрах полноценные стимулирующие выплаты, которые сегодня они видят не всегда и не везде.
Еще один вопрос – судьба сельских ФАПов в связи с реформой здравоохранения. К сожалению, их придется передавать в областную собственность, с дальнейшим переходом на финансирование Фонда обязательного медицинского страхования. Так определил федеральный закон. А нормативы ФОМСа рассчитаны по числу жителей, и они таковы, что закрыться может более половины медицинских учреждений на селе. Насколько знаю, областная администрация нашла способ сохранить ФАПы, даже несмотря на такие нормативы. Это очень хорошо. Но опасения у людей остались. Поэтому, было бы совсем нелишним региональному отделению «Единой России» через наших депутатов Законодательного Собрания принять очень простое решение: закрытие ФАПов может осуществляться только с согласия районных депутатов. Тогда сельские жители будут гораздо увереннее смотреть в завтрашний день.
В областном бюджете заложены очень серьезные средства на поддержку сельского хозяйства. Но подавляющее большинство сельхозпредприятий их не видят, либо видят копейки. Основная масса идет на поддержку инвестиционных проектов. А ведь село держится не только на десятке наших «флагманов», но и на сотнях обычных хозяйств, с трудом выживающих, но дающих рабочие места сельским жителям и поддерживающих свои территории. Выживать хозяйствам (а значит территориям) с каждым годом становится труднее. И, наверное, было бы неплохо вернуться к положительному опыту недавних лет. К дотации на молоко, за счет которой многие годы, причем самые тяжелые, держалось сельское хозяйство нашей области. Считаю, что восстановить «молочную» дотацию необходимо – именно на литр молока, без «прогрессивной» шкалы и без учета показателей прошлых лет. Это был бы самый понятный и прозрачный способ поддержки села. Тем более, хорошо проверенный временем.
АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ
Не все сегодня хорошо в нашем регионе. Не все возможное сделано и нашей партией. Есть серьезные успехи, но есть и недоработки, и ошибки, и проблемы. В том числе те, о которых я написал выше. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. ЛДПР, например, уже 20 лет не ошибается. А разве есть какая-то другая политическая сила, кроме «Единой России», которая способна не только лучше нас, но и вообще хоть как-то решать конкретные проблемы жителей области в экономике, социальной сфере, том же ЖКХ? Можно спорить, хорошо это или плохо – но такой силы просто нет! А значит и альтернативы «Единой России» сегодня нет.
Партия обновляется. Это показало и создание Народного Фронта, и нынешние праймериз. Идет открытое и массовое обсуждение проблем региона именно ради их решения в интересах людей.
Пришла пора партийному «медведю» выйти из своей берлоги и показать народу добрую и созидательную силу, а противникам – крепкие и острые медвежьи зубы.
Уверен, что так и будет.
Олег Дубов,
Член Политсовета Тверского регионального
отделения Партии «Единая Россия»