28 Марта 24, 11:47
Блоги, Общество
17 Октября 2011, 19:38

Проблема номер один

Интервью газете "Тверская жизнь", 14.10.11

Глава Оленинского района Олег Дубов известен как последовательный противник реформ, проводившихся в коммунальной сфере региона в последние годы. Но в отличие от оппозиционных политиков он предложил свое решение проблемы. И хотя созданную в Оленинском районе систему работы ЖКХ иногда называют неоднозначной, антирыночной – она работает.


Сегодняшний разговор с Олегом Дубовым посвящен ситуации в ЖКХ, которую оленинский глава в своем выступлении на областной конференции «Единой России» назвал «проблемой номер один» для Тверской области.


– Олег Игоревич, вы – член правящей партии, который уже не первый год жестко критикует проводимую в стране реформу ЖКХ. А разве не «Единая Россия» проводит эту реформу? По крайней мере, именно так утверждают ее оппоненты…
– Напомню историю вопроса. Реформу ЖКХ еще в 1997 году начал Борис Немцов – в то время вице-премьер, а ныне один из самых радикальных представителей оппозиции. Никакой «Единой России» тогда еще в планах не было! Причем непосредственный разработчик реформы, заместитель министра регионального развития Сергей Круглик, который никогда не имел отношения к «Единой России», руководил отраслью 13 лет – со времен Немцова и до 2010 года.

Именно тогда, в 90-х, «реформаторы» ЖКХ допустили сразу три системные ошибки. Во-первых, была поставлена задача вывести отрасль на самоокупаемость за счет роста тарифов. Во-вторых, крайне неоднозначным оказалось разделение коммунальной сферы на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации – отсюда и сегодняшняя проблема взаимных долгов. И, наконец, третьей ошибкой стало навязывание частной формы собственности в ЖКХ. Бизнес пришел в отрасль – но бизнес далеко не самый ответственный перед населением. Другими словами, порочна была сама идея.


Так получилось, что именно в Тверской области в силу некоторых субъективных причин реформирование ЖКХ проходило по самому радикальному пути. Тверская область долго стремилась позиционировать себя как самый реформаторский регион. Это касалось многих отраслей, коммунальная сфера не являлась исключением. Отсюда и жесткое насаждение частных структур – как управляющих, так и теплоснабжающих, продолжавшееся до последнего времени. Отсюда и резкое сокращение государственной поддержки сферы ЖКХ в «угольных» и «мазутных» районах: если дотации на теплоснабжение в 2003 году составляли 360 млн. рублей, то в 2011 году – 213 при реальной потребности не менее 500 миллионов. Отсюда и отсутствие помощи из регионального бюджета на строительство газовых котельных, что резко снизило социальный эффект от газификации районов. Отсюда и введение с 2009 года так называемой «системы RAB», обеспечившей нашему региону печальное лидерство в ЦФО по стоимости электроэнергии.


– И все же ответьте: какие реальные шаги были предприняты партией для выхода из этой ситуации?
– Если бы не «Единая Россия» – ситуация в ЖКХ Тверской области была бы значительно хуже. Партия не отмалчивалась и никогда не уходила от этих проблем, а пыталась в силу своих возможностей влиять на действия прежней исполнительной власти. Приведу несколько примеров.
В 2009 году именно региональное отделение «Единой России» и фракция партии в Законодательном собрании не допустили отмены субсидирования тарифов на отопление, которая означала бы коммунальную катастрофу для территорий, не имеющих пока природного газа.


Полтора года мы, члены рабочей группы президиума регионального политсовета «Единой России» по тарифной политике, добивались нормального порядка перечисления областной дотации для «угольных» и «мазутных» районов – чтобы деньги не просто были записаны в бюджете, а реально доходили до районов и до коммунальщиков. В конце 2010 года именно партия, несмотря на имевшееся сопротивление, добилась решения этого вопроса. Да, повторюсь, дотация занижена. Но она хотя бы теперь поступает на места вовремя и в полном объеме.


Умеренный рост тарифов на коммунальные услуги для населения в 2011 году по сравнению с несколькими предыдущими годами – это тоже результат активной позиции именно членов нашей партии.


– Однако полного успеха добиться не удалось…
– К сожалению, не все предложения «Единой России» были реализованы. Например, несмотря на однозначную позицию партии, не была отменена пресловутая система «RAB-регулирования тарифов». Ее смысл: в тариф закладываются будущие, планируемые инвестиции. В 2009 году введение такой системы вызвало всеобщий тарифный шок. Хорошо известно, что инвестиционная программа энергетиков, заложенная в тарифы и полностью оплаченная потребителями, была выполнена примерно на 10 процентов. Зато чистая прибыль МРСК Центра за 2010 год составила более 4 миллиардов рублей. Населения все это напрямую не касалось. А вот коммунальщиков это нововведение просто послало в нокаут, и не только их. Решение рабочей группы президиума регионального политсовета «Единой России» о необходимости выхода Тверской области из системы «RAB-регулирования» так и осталось невыполненным.


Обнадеживает то, что в последние месяцы подход региональной власти к проблемам ЖКХ изменился кардинально. Сами приоритеты поменялись. Главной задачей стала нормальная работа отрасли, оказание качественных коммунальных услуг, а не оторванная от реальной жизни «реформа», замешанная на бизнес-процессах. А значит, и тверской коммунальный кризис мы все вместе обязательно преодолеем. Тем более что охвачен им не весь регион, а несколько «проблемных» территорий, в числе которых, к сожалению, и наша областная столица.


– Да, в Оленинском районе его нет…
– Не только в Оленинском. В области немало городов и районов, где местная власть сохранила контроль над этой важнейшей отраслью, не отдала ее на откуп сомнительным бизнесменам. И, как правило, сохранение нормальной работы ЖКХ на этих территориях произошло при самом активном участии местных отделений «Единой России». Так что на местах партия тоже не молчала.


Подчеркну, что на местном уровне при наличии политической воли руководителей муниципалитета можно было без проблем сохранить МУПы, сохранить местные дотации для этих МУПов, сохранить контроль за расходованием средств в ЖКХ. Мы, например, так и сделали. Каких-то негативных последствий для района при этом не наступило. И таких районов не один и не два. Просто в поле зрения оппозиции чаще оказываются именно «проблемные» территории, а не те, где обстановка совершенно нормальная.


– Недавно вы принимали участие в съезде «Единой России». Комментируя его итоги, вы заявили, что на многие вопросы, волнующие людей, партия и ее лидер дали ясный ответ. Это относится и к проблемам ЖКХ?
– Безусловно. И даже, пожалуй, больше, чем ко многим другим отраслям. Начну с тарифов. Очень многие выступающие, начиная с Бориса Грызлова, еще в первый день съезда говорили о том, что дальнейший рост тарифов на коммунальные услуги недопустим и невозможен. Наконец, в докладе лидера партии Владимира Путина было однозначно сказано, что дальнейшего роста тарифов выше уровня инфляции не будет.

Эта позиция нашего лидера является одним из положений предвыборной программы «Единой России».


– Не меньше, чем рост тарифов, население волнуют долги коммунальщиков за электроэнергию и газ. Именно они стали причиной отключений горячей воды в Твери, Ржеве, Вышнем Волочке. Понятно, что в «ручном режиме» водоснабжение восстановили. Но сама проблема долгов осталась. Возможно ли ее системное решение? Что для этого предлагает партия?
– У сегодняшней проблемы с задолженностью за энергоресурсы две основные причины.
Прежде всего безответственная финансовая политика частных управляющих компаний. Они собирают деньги с населения, причем немалые деньги. Подавляющее большинство людей за коммунальные услуги добросовестно платят. А до тех же теплоснабжающих организаций положенные им деньги от управляющих компаний нередко не доходят или доходят с большим опозданием. Соответственно, теплоснабжающей организации нечем рассчитываться за газ и электроэнергию.

Вот так и растет снежный ком неплатежей. Жители Твери все это хорошо знают на личном опыте.
На съезде «Единой России» об этой проблеме говорилось достаточно много. Ее понимают абсолютно все. И прежде всего ее понимает лидер партии. В ближайшее время наша партия инициирует изменения в законодательстве, которые обяжут управляющие компании публично отчитываться за расходование своих средств. Причем отчетность и контроль за ней будут предельно жесткие – до каждой копейки. «Крутить» деньги потребителей, как они делают сегодня, частные управляющие компании больше не смогут.

– Вы сказали о двух проблемах, порождающих задолженность за энергоресурсы. Какая вторая?
– Конечно, завышенные тарифы на передачу электроэнергии. На съезде прозвучало, что в результате «реформы электроэнергетики по Чубайсу» РАО ЕЭС и его наследники все эти годы паразитировали на остатках советской энергетики и не развивали отрасль. Это практически дословная цитата.

– «Во всем виноват Чубайс»…
– Не во всем, конечно. Но в сегодняшнем, полностью неадекватном состоянии энергетики, которое провоцирует в том числе рост тарифов, виноват именно он. Замечу, что Анатолий Борисович – человек очень далекий от нашей партии, принадлежащий совсем к другому политическому лагерю. Хотя оппозиция и в этой проб¬леме обвиняет «Единую Россию».

Выход – в кардинальном пересмотре тарифов на передачу электроэнергии. В нашей области эта работа ведется уже с июля. Теперь в соответствии с предвыборной программой «Единой России» она будет проведена по всей стране.


Тот «шоковый» рост тарифов, который убивал многие отрасли и не в последнюю очередь ЖКХ, теперь, после съезда, стал невозможным.


– Действительно, на съезде «Единой России» прозвучали жесткие оценки ситуации в ЖКХ и конкретные предложения по ее исправлению. Однако коммунальные проблемы критикуют не только ваши однопартийцы, но и оппозиция. В связи с этим вопрос: почему я, избиратель, должен поверить, что единороссы справятся с этими проблемами лучше, чем представители оппозиционных партий?
- Критика критике рознь. «Единая Россия» (особенно в последнее время, когда благодаря праймериз в ней стало больше открытости, больше различных точек зрения) не уходит от нелицеприятного обсуждения существующих проблем. Более того, мы считаем такую критику неотъемлемой частью партийной жизни. Но, конечно, не ради смакования существующих недостатков, а ради их исправления.

Очень показательно, что «Единая Россия» не отказывается от сотрудничества с другими политическими силами в решении проблем населения. А вот встречных шагов со стороны наших оппонентов почему-то нет. Например, достаточно известна история, когда представителю одной из оппозиционных партий было предложено занять ключевую должность в системе ЖКХ города Твери. То есть эта партия могла бы реализовать свое понимание коммунальных проблем горожан, о которых она так много рассуждает. И что в итоге? Региональное руководство этой партии официальным решением запретило своему товарищу участие в работе исполнительной власти. Это решение на их официальном партийном сайте висит. И здесь причина уж точно не в заботе об интересах избирателей.


– Пример не единичный?
– Если бы… Как будет отстаивать коммунальные интересы жителей другая оппозиционная партия, в списках которой на недавних выборах Законодательного собрания присутствовали представители коммунального и околокоммунального бизнеса, в том числе руководитель одной из частных управляющих компаний Твери? К слову, компания, возглавляемая вот таким «справедливым» руководителем, должна энергетикам более 20 миллионов рублей… Кого они контролировать-то будут? Себя, что ли?

Не хотят наши оппоненты решать коммунальные проблемы населения. И не будут. Гораздо легче «искать виноватого» и абсолютно ничего реального не делать!


У них безответственная и пустая говорильня. У нас конкретные предложения по улучшению ситуации в ЖКХ, которые, вне всякого сомнения, будут реализованы. И, кроме «Единой России», покончить с коммунальным кризисом просто некому.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх