ФАРС-мажор
Согласитесь, у нас очень красивый город: небольшой, компактный, уютный. Город, в котором нашлось место и красавицам рекам с замечательными набережными, и почти питерским улочкам.
Я заговорил об этом не просто так. Сегодня Тверь, как никогда в последние годы, на слуху. И, прежде всего, в интернете - наиболее динамично развивающейся информационной площадке. Ежедневно общаясь в сети, достаточно часто встречаю комментарии о том, какой замечательный наш город. Какой красивый и милый... С одной оговоркой – «состояние дорог - просто жесть». Зимний период не исключение. Город периодически тонет под снежным покровом.
Ну, согласитесь, мы прощаем зиме регулярный снежный хаос на улицах города только по одной причине - зима дарит нашим детям три месяца снежного восторга. Слава Богу, и этим не обделена тверская земля - горки, катки, прекрасные зимние леса. Но, к сожалению, выезды на природу удаются только по выходным. Большую часть времени мы проводим в городе. И вот тут “ледовое веселье” на тротуарах уже наводит на другие мысли. А желание надеть лыжи после очередного снегопада не радует, когда ты идешь по центральной улице города. И уж точно не улыбку умиления вызывает куча снега, в метре от вас упавшая с крыши. Словом, если кратко - зимой в городе бардак. На ум приходят и другие короткие слова, но не буду засорять ими свое повествование.
Да, так сложилось - у нас не самый богатый город. Мы не столь щедро финансируемся государством, уровень развития бизнеса в десятки раз ниже, чем у Москвы и С.Петербурга. Да и у других крупных городов. Но заметьте - крупных. Если так посудить, то наверняка городские возможности прямо пропорциональны его размерам. Разве у нас нет магазинов, которые должны ухаживать за прилегающей территорией или владельцы этих магазинов не могут убирать заодно на несколько метров больше, чем дорожка у входа? Или муниципальные власти не в состоянии попросить или мотивировать этих собственников делать это должным образом? Хотя, стоит признать, что некоторые предприниматели с точки зрения зимнего содержания территорий, прилегающих к их зданиям и помещениям, оказались дисциплинированными. Сразу видно – люди борются за клиента, создавая ему возможность зайти в их здание с комфортом!
Что не скажешь об отношении некоторых ответственных товарищей к своим обязанностям по своевременной и надлежащей уборке улиц города. Каждый год создается впечатление, что зима наступила внезапно. И это уже давно не шутка. Иногда кажется, что кому-то выгодно, чтобы эту фразу каждый раз подавали со смешком. Потому что в реальности для этих людей она действительно каждый раз, как снег на голову! Какие уж тут шутки?! Ну как еще объяснить, что из года в год городские дороги зарастают льдом и периодически чернеет от грязного снега, и никто ничего не может с этим поделать? Для сравнения, это все равно, что каждый день падать у порога своего дома и даже не попытаться посыпать песком дорожку.
Хотя может как раз в этом и дело? Ведь отвечают за песок одни, а падают другие. И то ли не больно расшибаются, то ли голос уже ослаб и выходят только одни чертыхания себе под нос, но на падающих, похоже, уже давно не реагируют. Есть городская власть, есть заказчики работ, есть подрядчики, есть нормативы, а еще есть - жители Твери. И почему-то так сложилось в городском хозяйстве, что первая часть списка не для горожан. Она для какого-то самодостаточного процесса, для отчета, для плана-графика, для города наконец, но абсолютно не для горожан. Иначе, как объяснить, что при всех усилиях, при всех закупках “новой, современной техники” люди продолжают ползать по ледяным буеракам, а машины регулярно выдавать бильярдные партии на дорогах города.
Кстати, о нормативах. Я думаю, многие с удивлением узнают, что “зимние чудеса”, с которыми приходится ежегодно сталкиваться городу, тщательно задокументированы, и, мало того, еще есть нормы по их устранению, ссылка на которые дается в каждом городском контракте на зимнее содержание дорог. Итак, пройдемся по некоторым, самым интересным, пунктам.
“Период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 31 марта. В случае значительного отклонения от среднего индивидуальных климатических особенностей текущей зимы, сроки начала и окончания зимней уборки могут изменяться решением организаций, выполняющих функции заказчика работ по содержанию сети дорог и улиц”. Про несоблюдение установленных сроков даже не буду говорить. Все и так понятно. Бог с ними. Важно другое - если точка отсчета 1 ноября, то разве это не значит, что все соответствующие службы с этого момента должны пребывать в нижнем старте? И почему тогда, каждый снегопад ставит город на колени? Не успели? Возникает вопрос, а вообще собирались?
Пожалуй, самый грустный абзац и, прежде всего, для автомобилистов:
“Обработка проезжей части дорог противогололедными средствами должна начинаться с момента начала снегопада. В случае получения от метеорологической службы заблаговременного предупреждения об угрозе возникновения гололеда обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений производится до начала выпадения осадков. С началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными средствами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - крутые спуски, повороты и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного пассажирского транспорта, перроны и площади железнодорожных вокзалов и т.д...
По окончании обработки наиболее опасных для движения транспорта участков необходимо приступить к сплошной обработке проезжих частей с асфальтобетонным покрытием противогололедными средствами”. Мне кажется реальнее летом встретить в городе машину посыпающую дорогу песком, чем зимой с началом снегопада увидеть активность на трассах города. Я даже предполагаю, каким образом оправдывают себя городские службы. “На дорогах и так абзац. Пробки на каждом перекрестке, а тут еще мы со своими машинами. Вот рассосется, тогда и поедем”. Но ведь до того, как оно “рассосется” десятки машин уже станут добычей пресловутого жестянщика (кстати, пробки в этом случае благо - чаще всего обходится без жертв). А задержка в обработке дороги и приводит к тому ледовому царству, свидетелем которого мы стали в декабре месяце. А на следующий после снегопада день, кто даст гарантию, что какой-нибудь шальной гонщик не вдавит педаль в пол. Вот тут уже могут погибнуть люди. И, насколько я знаю, Госавтоинспекция массово составляет протоколы в отношении дорожных организаций, которые не подобающим образом выполняют свои обязанности. Ведь тем самым они многократно увеличивают риск возникновения ДТП.
Еще один интересный пункт, который также наводит на мысль, что мы живем в каком-то ином измерении: “Формирование снежных валов не допускается: на перекрестках и вблизи железнодорожных переездов; на тротуарах”. Давайте вспомним, какая самая большая проблема зимой на наших тротуарах? Ну, в случае, если вы не лежите, поскользнувшись, а все-таки идете. Правильно, часто трудно разойтись со встречным пешеходом. Как-то так получается, что происходит это из-за того, что на словах вроде “не допускается”, а на деле уже давно часть нашего ежедневного пейзажа. И это несмотря на то, что:«Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках общественного пассажирского транспорта начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов». Обратите внимание на местные телесюжеты в СМИ о снегопадах в городе. В кадре, как правило, бодро ползает по тротуарам мини-трактор на фоне - правильно, центра города. В удаленных районах, во дворах дело обстоит не так весело. Если техника и подключается, то часто с опозданием. А дворники тоже часть системы, если снегопад с утра, то еще успевают отработать. Если же снег начался к вечеру, то это сразу списывают на сюрприз природы. И тогда сразу: “Извините, откуда мы могли знать? С утра приберем...”.
А между тем: «Тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений, дворовые территории с проездами должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований). При возникновении наледи, гололеда производится обработка мелким щебнем фракции 2 - 5 мм или крупнозернистым песком. Очистка дворовых территорий, тротуаров под скребок от снега и льда производится в период с 7.00 до 23.00». Уверен, вы не раз становились свидетелями того, что «до основания» дорожки, ведущие к подъездам, чистят сами жильцы. Конечно, что делать, если обслуживающая организация не выполняет своих обязанностей. Те же дворники опять же ограничиваются порой лишь частичной расчисткой дворовых дорожек. Конечно, можно сетовать на нехватку средств, кадровый голод, низкие зарплаты работников коммунальной сферы. Но, если я не ошибаюсь, подавляющее большинство многоквартирных домов управляются частными компаниями. Они, хотелось бы в это верить, в борьбе с конкурентами доказали жильцам, что достойны качественно содержать общее имущество. И, к слову сказать, есть в городе управляющие компании, к работе которых претензий практически нет – дворы в порядке, детские игровые зоны обустроены, контейнерные площадки в чистоте. Значит, как всегда: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»!
Один из самых удивительных, для обычного жителя, пунктов: “В снежных валах на остановках общественного пассажирского транспорта и в местах наземных пешеходных переходов, у подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с дворовых, внутриквартальных территорий должны быть сделаны разрывы шириной:
на остановках общественного пассажирского транспорта - на длину остановки;
на переходах, имеющих разметку, - на ширину разметки;
на переходах, не имеющих разметку, - не менее пяти метров;
у подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с дворовых, внутриквартальных территорий - на ширину подъезда (выезда)”. Вот кому расскажи - не поверят. Есть четкие, до метража нормы. Стихия давно уже “посчитана”? И те люди, которые получают деньги за борьбу с нею, на повседневном городском уровне, должны соблюдать вполне четкие правила? В идеале и на бумаге - да. В реальности же все что мы видим зимой на наших улицах не уборка, а скорее услуга всем нам. В смысле - одолжение. Какие уж тут нормы. Не по уши в снегу - скажите спасибо!
При этом никто не требует жёстко от коммунальных служб качественной работы. А ведь городское хозяйство – механизм, нуждающийся в постоянном контроле. Заключила администрация многомиллионный контракт с генеральным подрядчиком на уборку дорог, значит с него строгий спрос за качество. Генподрядчик нанял для выполнения возложенных на него задач субподрядчиков - пусть требует с них! Ему же отвечать. На деле же, к сожалению, получается, что руководители муниципалитета время от времени выступают в СМИ на тему «указали подрядным организациям на необходимость должного исполнения условий муниципального контракта». А те, судя по всему, эти указания «принимают к сведению» и… продолжают в том же духе! И дух этот на руку лишь тем же жестянщикам, да может еще и ортопедам в платных поликлиниках, но никак не горожанам.
Пока не похоже, что городские чиновники преуспели в контроле за тем, как выполняются уборочные работы. Возможно, они ждут, когда Прокуратура будет вынуждена после каждого снегопада выносить предупреждение дорожникам и заодно самим руководителям, которые не уследили. Может хоть так городская администрация научится не только договариваться с подрядчиками, но и спрашивать с них за качество работ. В общем, зимняя круговерть в очередной раз демонстрирует, что муниципальные власти постоянно ожидают, что городские проблемы начнут решаться сами собой. Потому и удивляются каждый раз снегопадам, ливням и иным форс-мажорам. А между тем давно известно, что в этом мире всё взаимосвязано. И для того, что бы дворник с лопатой, не прошел мимо заваленного подъезда, возможно, надо чтобы он на дороге увидел активность дорожников. Потому что те, понимая, что город может встать, не стали дожидаться снежной развязки. Или просто решили побороться за премию, которую пообещал им их директор. Что не удивительно - он же, только что пришел с очередного совещания в городской администрации, где его в очередной раз заверили, что платить будут только за качественную работу. Всё как всегда.
Дай Бог, чтобы пришло время, когда мы будем с ностальгией вспоминать ледяные тропинки из детства, а гости города будут писать в интернете: “Город - супер! Люблю здесь бывать и зимой и летом! Всем рекомендую, приезжайте - не пожалеете!”.
Ну и на всякий случай, специально для местных чиновников, напоминаю, что вопросы благоустройства и содержания дорог, в соответствии с федеральным законодательством включены в перечень функций муниципальных администраций. Состояние этой сферы, по мнению Президента, необходимо включить в перечень критериев по оценке эффективности работы органов местного самоуправления. Пока это предложение обретает реальные очертания, у городских чиновников есть время исправить ситуацию.
Предлагаю начать с зимней уборки дорог!
PS: Сегодня мэр Москвы уволил нескольких высокопоставленных московских чиновников, в том числе глав управ, за ненадлежащую уборку улиц города от снега! Жестко, но справедливо! Может и нашему городничему проявлять жесткость не только на страницах печатных изданий? Да и, увольняя «ответственных» руководителей – увольнять их по-настоящему, а не ради пиара! Иначе, боюсь, «депутатский неуд» останется высшей оценкой.