Культурный альянс. Проект "Центр Современного Искусства"
Развитие полноценного издательского кластера возможно при наличии центра синергии культурных практик, обмена знаний и опытом, образования и просвещения, роль которого должен играть Центр современного искусства, сочетающий в себе Дизайн-центр, профильный музей, творческие мастерские. На его базе также организуется "конвейер событий", постоянно подпитывающий культурное пространство дополнительной энергией.
Основы успеха: продаваемость контента, исторический контекст, доступность для туристического потока.
Создаваемая инфраструктура: Дизайн-центр (полиграфия, стекло, текстиль и проч.). Участники: производители, дизайнеры.
Создаваемая инфраструктура: Музей ("paperwork" и проч.). Участники: "культурные туристы", люди творческих профессий, искусствоведы.
Создаваемая инфраструктура: Творческие мастерские (комиксы, паззлы, печатная и ручная графика, иллюстрации, художественная фотография). Участники: люди творческих профессий, туристы, желающие получить навыки и знания.
Меры поддержки: выделение помещений, привлечение ключевых игроков, формирование комфортной среды для креативной деятельности, организация "конвейера событий" (выставки, презентации, семинары, конференции).
Производство культурных процессов состоит из пяти основных технолого-организационных составляющих:
1. используемые в производстве культурных продуктов технологии и трудовые процессы обычно требуют ручного труда и значительных затрат
2. производство почти всегда имеет вид плотной сети мелких и средних предприятий, находящихся в сильной взаимозависимости в плане обеспечения друг друга услугами и исходными слагающими производства
3. на основе данных сетей формируются многоликие индустриальные комплексы, которые в совокупности испытывают огромную потребность в местных рынках труда и предполагают огромное разнообразие умений и квалификаций
4. наличие такого агломерата требует взаимного обучения и культурной синергетики, возможность которых обуславливается сосуществованием в условиях одной местности множества взаимосвязанных фирм и производств. Культурное творчество является не только результатом одиноких блужданий индивидов, но и реакцией на на множество раздражителей, роль которых выполняют взаимодействия самых разных участников процесса. Это, в свою очередь, позволяет предположить что возможность инноваций находится в геометрической зависимости от размеров соответствующих рефрентных групп
5. подобная агломерация способствует появлению различных видов институциональных инфраструктур, способных облегчить функционирование местной экономики, повышая доступность информации и гарантируя эффективность стратегического планирования.
Пример Италии: шерстяной текстиль из Прато, трикотаж с Капри, керамика из Сассуоло, обувь в стиле высокой моды из Порто Сан-Эльпидио, мебель из Песаро, кружева из Комо, кожанные изделия из Флоренции. Все это не мегаполисы, а города концентрирующиеся на своей уникальности.
Пример Бильбао: после строительства Музея Гуггенхайма город получил туристический поток в 1,5 млн. человек в год.